Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение на рабочем месте




Обучение с отрывом от работы

Обучение с отрывом от работы характерно тем, что проводится, как правило, специалистом (преподавателем, тренером), не являющимся сотрудником данной организации. Поэтому и основной смысл организации обучения в такой форме – либо в том, чтобы получить извне новую информацию, знания, навыки, которые отсутствуют в организации, либо в том, чтобы провести обучение по методике, которой не владеют сотрудники организации. В последнем случае передаваемые навыки могут присутствовать в организации, но распространять их никто не обучен.

Обучение с отрывом от работы может проводиться для группы сотрудников данной организации. Этот вариант называют иногда закрытым семинаром. Такой семинар может проводиться как на территории самой фирмы, так и вне её, если в офисе фирмы нет соответствующего помещения.

Ниже даётся краткий анализ плюсов и минусов организации обучения с отрывом от работы.

Преимущества:

  • обучение проводится, как правило, опытными преподавателями;
  • используется наиболее современная информация и опыт других организаций;
  • цена обучения может быть снижена за счет организации целевых групп и проведения закрытых семинаров;
  • на открытых семинарах имеется возможность обменяться опытом с сотрудниками других организаций.

Недостатки

  • обучение достаточно дорого, особенно при его организации в других городах;
  • нередко изучается теория, а не практика;
  • программа обучения на открытых семинарах может не полностью соответствовать потребностям обучаемых;
  • формирование однородных целевых групп специалистов для проведения закрытых семинаров не всегда возможно;
  • полезных сотрудников, особенно нуждающихся в обучении, трудно надолго отрывать от работы.

Стоит остановиться на сравнении открытых и закрытых семинаров с экономической точки зрения. Помимо описанной выше большей эффективности закрытых семинаров, они обладают и экономическими преимуществами.

Наиболее просто это можно пояснить в терминах торговли. Направление сотрудников на открытые семинары – это приобретение учебной услуги в розницу. А проведение закрытых семинаров – оптовая закупка той же услуги. А оптовая покупка всегда дешевле в расчёте на единицу товара, в данном случае – на одного обученного сотрудника.

Рассмотрим основные особенности, преимущества и недостатки обучения, организуемого непосредственно на рабочем месте или вблизи него с незначительным (по времени) отрывом от рабочего процесса.

Надо отметить, что обучение такого рода чаще всего (хотя и не всегда) основано на взаимодействии более опытного/информированного обучающего сотрудника (внутреннего преподавателя/тренера) и менее опытного обучаемого сотрудника (или их небольшой группы). Суть учебного процесса состоит в передаче знаний или навыков внутри организации. Сами же эти знания и/или навыки являются либо порождением опыта, наработанного в данной организации, либо привнесены извне и освоены обучающим сотрудником (например, в частности, на открытом семинаре).

Несомненными преимуществами этой формы обучения являются:

  • невысокая стоимость;
  • прицельное удовлетворение потребности обучаемых;
  • передача обучаемому сотруднику необходимых практических навыков.

Очевидно, что у этой формы обучения есть и серьёзные потенциальные недостатки:

  • недостаток (как правило) преподавательских навыков у наставника/внутреннего преподавателя;
  • нехватка актуальной информации у внутренних преподавателей;
  • отрыв от работы наиболее квалифицированных сотрудников, проводящих обучение;
  • недостаточный авторитет внутренних преподавателей у своих коллег.
Пример: Германия, дуальная система обучения Наиболее чётко организована и успешно работает система обучения на рабочем месте в Германии. Эта форма обучения широко используется для профессиональной подготовки сотрудников по всем профессиям. В Германии вообще не принято принимать на работу в солидные организации продавца, банковского операциониста, любого другого профессионала, не имеющего признаваемого всеми фирмами удостоверения об обучении в рамках дуальной системы. Для поступление на обучение выпускникам гимназий необходимо пройти конкурс, который в среднем составляет 1,5–2 человека на 1 место. Обучение организуется службой персонала фирм, которые готовят персонал, как правило, для "внутреннего употребления". Процесс обучения строится как сочетание аудиторных занятий по различным прикладным дисциплинам, знание которых необходимо для работы по данной профессии, и практической работы в качестве учеников на рядовых должностях в данной фирме. Периоды учёбы и работы продолжительностью 2–4 недели равномерно чередуются в течение всего периода времени, отведённого на профессиональную подготовку (1–2 года). На время обучения ученикам устанавливается довольно высокая по нашим меркам стипендия (до 500 евро). Работа по проведению профессионального обучения на рабочих местах считается для опытных работников обязанностью и её выполнение оценивается наряду с другими показателями успешной работы. Рабочие места таких сотрудников, как правило, специально приспособлены для обучения новичков, а сами сотрудники проходят предварительную подготовку как внутренние преподаватели.

Очень важен вопрос: кто должен организовывать и проводить обучение на рабочем месте? Ответ вроде бы очевиден: и организовывать и проводить обучение должен тот, кто ближе всего к этому рабочему месту, т. е. руководитель. Однако очевидно и то, что руководителю для этого просто необходима методическая и организационная помощь тренинг-менеджера.

В то же время, стоит отметить, что руководителю далеко не всегда наиболее целесообразно лично проводить обучение. В некоторых случаях эту функцию лучше делегировать кому-либо из опытных сотрудников.

В любом случае необходима предварительная подготовка и руководителей и внутренних преподавателей/тренеров по вопросам организации и проведения обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.