Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие менеджмента




Лекция 1

Мотивация

Победа - не главное,

но только она чего-то стоит.

Фабио Капелло

Как я уже писал, все игроки команды должны четко понимать, чего они хотят от игры - интересного и приятного времяпрепровождения или высоких спортивных результатов. Разумеется, эти две цели нельзя считать прямо противоречащими друг другу - команда, ожесточенно сражающаяся за победу, вполне может одновременно и удовольствие от процесса получать. С другой стороны, команда, играющая ради удовольствия, наверняка получает несколько меньше положительных эмоций, чем ей бы хотелось, если занимает последнее место в турнире. Тем не менее, расстановка приоритетов важна, поскольку разные приоритетные цели диктуют разные стратегии развития команды. Точнее, команды, для которых спортивный результат приоритетом не является, могут вообще не развиваться. Команда же, ориентированная на результат, просто вынуждена постоянно усиливаться, даже если она уже достигла вершины - иначе ее очень быстро догонят и обгонят. Она находится в положении, описанном Льюисом Кэрроллом - чтобы оставаться на месте, надо бежать вперед.

В команде, ориентированной на получение удовольствия, ситуация иная. Если в ней оказывается амбициозный игрок, которому жизненно необходимы победы, ему быстро станет неуютно. Равнодушие партнеров к результатам будет его раздражать, попытки их переориентировать, скорее всего, закончатся неудачей, и в команде он вряд ли задержится.

Детальное обсуждение мотивации команд, не имеющих спортивных амбиций, не имеет прямого отношения к тематике этой книги, поэтому дальше речь будет идти только о тех командах, которые стремятся выигрывать. Для них важно иметь не просто мотивацию, а "правильную" мотивацию. Во-первых, она должна быть здоровой. Распространенные "болезни" подробнее рассмотрим ниже. Во-вторых, она должна опираться на адекватную оценку своего уровня игры. Считать, что никакого места, кроме первого, не существует, нормально для команды, которая уже неоднократно побеждала и объективно превосходит по классу большинство конкурентов. Влияние случайных факторов в ЧГК достаточно велико, тем не менее, существенный разрыв в классе практически всегда претворяется в разницу в очках. Лет 15 назад, на заре развития спортивного ЧГК, табели о рангах еще не существовало, и вполне нормальной была ситуация, когда совсем новая, никому не известная команда занимает очень высокое место в представительном турнире. Сейчас подобные случаи представляются исключительными. В любом турнире есть заведомые фавориты, и борьба за победу обычно идет именно между ними. Разумеется, со временем фавориты меняются, одни суперкоманды уходят в историю, другие занимают их место. Но пройти путь от подножия до вершины пирамиды сейчас реально как минимум года за два, и то при очень удачном стечении обстоятельств (если, конечно, речь идет именно о неопытных игроках, а не о новой команде, составленной из "зубров"). Следовательно, начинающая команда должна иметь терпение, не стремиться добиться всего и сразу. Она должна ставить перед собой реальные цели, радоваться их достижению и не слишком огорчаться из-за неудач, которых поначалу не избежать. Но при этом надо верить в себя и понимать, что не боги горшки обжигают.

С другой стороны, команда высшего уровня, заняв неподобающее место в турнире, должна испытывать естественное огорчение, иначе что-то с ней не так. Вероятно, она подхватила одну из тех болезней, которые традиционно сопутствуют успеху. В частности, крайне опасны шапкозакидательские настроения, вытекающие обычно из той же неадекватной оценки себя и соперников. В таких случаях после поражения игроки обычно пытаются убедить себя и других в том, что для них просто был не очень важен проигранный турнир, поэтому они расслабились и не выкладывались, а вот если действительно захотят - тогда, конечно, легко всех обыграют. Лучше подобным самообманом не заниматься, а честно признать, что соперники в этот раз оказались сильнее и в будущем слабее не станут, поэтому легких побед ожидать не приходится.

Другая проблема команд, добившихся серьезных успехов, заключается в том, что соперники пристально следят за игрой фаворитов и делают далеко идущие выводы из локальных поражений и побед. Фактически, такая команда вынуждена постоянно подтверждать высокий класс, чтобы не выглядеть "калифом на час". Разумеется, это большая ответственность, которая психологически давит. А что еще опаснее, у команды может произойти подмена мотивации - вместо жажды победы ею начнет руководить боязнь поражения. И это почти гарантирует неудачу - тот, кто боится проиграть, не выигрывает. Достаточно одного-двух игроков, зараженных этой болезнью, чтобы полностью разрушить игру команды. Их необходимо как можно быстрее успокоить, объяснить, что поражения бывают у всех, и воспринимать их надо адекватно. Бывает и так, что это недомогание проходит само.

Не менее опасная болезнь игроков успешных команд - пресыщенность. Если команда выиграла турниры всех уровней (впрочем, таких команд пока очень немного), ей просто не за что бороться и не к чему стремиться. Она рискует вообще утратить интерес к игре. Обычно жизнь сама расставляет все по местам - команда, потерявшая стимулы, неминуемо терпит чувствительные поражения, которые ее отрезвляют и дают новую цель - вернуть потерянные позиции. Но, к сожалению, вылечиться удается не всем.

В клинических случаях, когда эти болезни принимают хронический характер, остается только хирургический путь - надо менять состав. При этом приглашать в команду, естественно, необходимо игроков с "правильной" мотивацией - жаждущих побед и еще не избалованных ими. Сочетание "мэтров" и "молодых волков" может оказаться очень успешным, если они сумеют найти общий язык.

Распространенные ошибки и предрассудки

Предрассудки не имеют разумных оснований,

поэтому их нельзя опровергнуть разумными доводами.

Сэмюэл Джонсон

Одна из самых распространенных ошибок хорошо описана в «Феномене игры»: «Ошибаются те, кто формирует команду по профессиональному принципу, скажем - я биолог, ты физик, у нас еще есть литератор и музыкант, значит, нам не хватает химика и спортсмена, - такая шестерка обычно просто ничего не может». Действительно, команда, составленная исключительно по "профессиональному" принципу, практически не имеет шансов. Во-первых, глубокие знания в той или иной области редко бывают полезны в игре, поскольку автор вопроса ими обычно не обладает. Во-вторых, при таком подходе к формированию команды практически не учитываются гораздо более существенные факторы, о которых речь шла выше. Правда, одна очень успешная команда, составленная по схожему принципу мне известна, но это скорее исключение, подтверждающее правило - просто так получилось, что ее игроки, помимо глубоких познаний в своих областях, обладают и другими ценными игровыми качествами.

С другой стороны, есть некоторые области знаний, в которых команды, претендующие на высокие результаты, должны ориентироваться очень хорошо - иначе с современными вопросами им не справиться. В первую очередь, это история. Можно не помнить конкретных дат или не знать, сколько рыцарей участвовало в битве при Азенкуре, однако понимать культурно-исторический контекст любого вопроса просто необходимо. Разумеется, это не является требованием ко всем игрокам команды, но хотя бы один человек, знающий историю на уровне, близком к профессиональному, ей необходим. Так же хорошо надо разбираться в современной и классической литературе, хотя бы приблизительно ориентироваться в других видах искусства - живописи, музыке, театре. Желательно хорошо знать кино. Необходим команде хотя бы один человек, в совершенстве знающий английский, а хорошо бы - и французский. Так что в "профессиональном" принципе формирования команды есть свой резон, но только в том случае, если он дополняет, а не подменяет функциональные и психологические критерии.

 

Другим распространенным заблуждением является учет при формировании команды гендерного фактора. Мне неоднократно встречались команды, считающие, что женщинам вообще не место за столом. Объяснения я слышал разные - например, что "женщины не умеют соревноваться". Думаю, сказать подобную глупость мог только человек, совсем не разбирающийся в спорте. Александр Друзь тоже высказал однажды интересное суждение по половому вопросу: "Женщина в команде должна быть одна, она должна быть красивая и молчать". К сожалению, его шутку некоторые воспринимают всерьез…

Женщины играют в ЧГК не хуже мужчин, а может быть, и лучше. Их ассоциативное мышление и богатая фантазия в игре нередко полезнее мужской логики и точных знаний. Пожалуй, единственная проблема женщин-игроков - стремление переложить ответственность на плечи мужчин. Впрочем, сплошь и рядом встречаются мужчины с женским стилем мышления и женщины - с мужским. Поэтому я думаю, что при формировании команды можно почти не задумываться о гендерных различиях игроков. Важно, как они играют и сосуществуют с командой вне игры, а не какого они пола.

С проблемой наличия женщины в команде связан другой известный предрассудок - о нежелательности играть в одной команде с женой/мужем. По собственному опыту могу сказать, что ничего страшного в этом нет. Правда, возникают некоторые специфические проблемы - например, моя жена считает, что у меня восприятие ее голоса блокируется на уровне подсознания (иммунитет выработался), поэтому ее версии я регулярно пропускаю мимо ушей. Возможно, она права. Но и того, что мне все-таки удается расслышать, достаточно, чтобы абсолютно не жалеть о том, что когда-то позвал ее в команду. При этом я совершенно не отрицаю, что существуют семейные пары, которым противопоказано играть вместе. Всё зависит от конкретных людей и их взаимоотношений. Но это, на мой взгляд, лишь частный случай более общей проблемы - друг с другом не способны успешно играть многие люди, отнюдь не всегда являющиеся мужем и женой.

Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что, как два медведя в одной берлоге, в одной команде не уживаются две "звезды". Это верно лишь в том случае, если "звезды" страдают тяжелой формой соответствующей болезни и стремятся не к достижению командного результата, а к персональному самоутверждению. На самом же деле, в лучших командах пусть не звездами, но высококлассными игроками являются все, хотя проявляется их мастерство в выполнении различных функций, и неискушенный наблюдатель не всегда способен его разглядеть.

Точно так же не подтверждается практикой точка зрения, что в команде не должно быть игроков, сильно различающихся по возрасту. Наша игра очень демократична, в нее можно успешно играть и в 18 и в 70, причем в одной команде. Такие игроки часто прекрасно дополняют друг друга именно потому, что сильно различаются и по сферам интересов, и по стилю мышления.

Общий вывод таков: ни пол, ни возраст, ни профессия, ни семейное положение игроков не являются существенными критериями при комплектовании команды. Внимание надо обращать в первую очередь на функциональные и психологические особенности, о которых шла речь в предыдущих главах.

 

¨ В литературе существует множество различных подходов к менеджменту. Менеджмент может рассматриваться: 1) как функция (деятельность);

2) как процесс;

3) как система;

4) как искусство;

5) как наука.

Менеджмент как функция – это есть деятельность по 1) созданию; 2) функционированию и 3) развитию организации. Все эти три вида деятельности отличаются друг от друга. Эта деятельность включает в себя целеполагание и создание средств достижения целей.

Менеджмент – это процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям.

¨ Менеджмент – это социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения цели организации.

¨ Менеджмент – процесс планирования, организации, мотивации и контроля организации с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов.

Менеджмент – процесс интеграции.

Менеджмент как система. Менеджмент – это система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов.Основные характеристики менеджмента как системы:

  1. Открытая система (есть связь с другими системами);
  2. Социальная (человек в основе);
  3. Неопределённая, вероятностная (Неопределенность характеризуется тем, что менеджеры не знают всех факторов, влияющих на эту систему; Вероятностность характеризуется тем, что менеджер ожидает достижения определенных результатов своих решений с некоторой вероятностью, не всегда равной 100 процентам);
  4. Большая, сложная. (То есть в системе много элементов (большая) и сложные взаимосвязи (сложная)).

Менеджмент как искусство: Искусство – это умение, данное от природы. Менеджмент –это искусство знать точно, что сделать и как сделать самым лучшим и дешёвым способом (Ф.Тейлор). Менеджмент – это искусство использовать знания.

Менеджмент как наука: В менеджменте есть законы, закономерности, которые можно изучать и использовать в управлении. Им можно научить любого человека, и он сможет управлять.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 65; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.