КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агентирование транспортных средств
Любой перевозчик (судоходные компании, железные дороги, автомобильные и авиационные предприятия и т.п.) также как и грузовладельцы, сталкиваются с проблемами в процессе своей деятельности. Поэтому перевозчику хотелось бы иметь посредника, который бы и представлял его интересы в морских и речных портах, на автомобильных пограничных переходах, пограничных станциях, складах и терминалах представлял его интересы на территориях других стран. Такие посредники существуют и называются агентами. Поэтому агента можно назвать «экспедитором перевозчика», основные усилия которого направлены на работу по обслуживанию транспортных средств перевозчика и поиск груза для него. В результате взаимного поиска перевозчик вступает в договорные отношения с агентом, на основании которых агент правомочен действовать в пользу и от имени принципала (перевозчика). Правовой статус транспортного агентирования по российскому законодательству определяется ГК РФ (гл.52 «Агентирование»), в соответствии с которым агентский договор может быть заключен либо в виде договора поручения и тогда агент действует от имени и за счет принципала, либо в вид договора комиссии, когда агент совершает юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала. Договор транспортного агентирования возмездный и агент получает вознаграждения обычно в двух видах – по твердым ставкам и в виде процента от суммы фрахта или провозных платежей(образец агентского договора приведен в Приложении 5). В Российской Федерации размер агентского вознаграждения должен устанавливаться в агентском договоре и в соответствии со ст. 1006 ГК РФ. Если же в агентском договоре вознаграждение не предусмотрено и оно не может быть определено исходя из условий договора, то вознаграждение подлежит к уплате в размере, определяемом в соответствии с п.3 ст.424 ГК РФ, то есть по цене, которая взимается при сравнимых обстоятельствах за аналогичные товары, работы, услуги. Исторически транспортное агентирование как самостоятельный вид коммерческой деятельности возникло очень давно и прежде всего в морских портах. Сегодня, несмотря на единую правовую природу агентирования, функции агента сильно зависят от специфики отдельных магистральных видов транспорта и обычаев. Морское агентирование. Следует отметить, что в разных странах объем прав и обязанностей, а следовательно, и объем функций морских агентов различен. Однако их можно свести к выполнению трех групп основных операций: · коммерческие операции (услуги); · кларирование (оформление судна в порту); · услуги по техническому обслуживанию и снабжению судов. Среди морских агентов существует специализация как в области обслуживания линейного и трампового судоходства, так и по типам судов – ролкеров (трейлеровозов, автомобилевозов, универсальных накатных судов), судов – лихтеровозов, танкеров, балкеров, баржевозов, контейнеровозов и др. В связи с этим судовладелец обычно состоит в договорных отношениях с разными фирмами - агентами в одном и том же порту. В общем, основные функции морских агентов сводятся к выполнению различных формальностей, связанных с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта. Поэтому агенты оказывают помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляют документы на груз, инкассируют суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцам суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивают по распоряжениям судовладельцев и капитанов судов суммы подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту. Кроме того, агенты привлекают грузы для линейных перевозок, осуществляют сбор фрахта, экспедирования груза и совершают иные действия в области морского агентирования. В портах стран-членов СНГ агентирование осуществляется главным морским агентством по агентированию иностранных судов («Инфлот»), которое является юридическим лицом. Агентирование судов этих стран за границей производится с соответствующими организациями на основе договоров, соглашений, заключаемых пароходствами государств, входящих в СНГ. Размер агентских вознаграждений исчисляется в зависимости от тоннажа судна и действующих в данном порту тарифов за оказанные услуги. Автомобильное агентирование. Автомобильный перевозчик, выполняя международную транспортную операцию, проезжает по территориям разных стран и единолично не может полноценно реализовать свои функции перевозчика по всему маршруту. Поэтому он, как правило, заключает договоры с несколькими транспортными посредниками, которые обслуживают транспортные средства перевозчика на территории только какой-либо страны. Фактически главной функцией автомобильного агента является работа по привлечению грузов на территории страны для загрузки транспорта в обратном или попутном направлении. В этом плане функции, права и обязанности автомобильного агента в разных странах остаются практически одинаковыми. Помимо основной функции автомобильный агент обеспечивает: · коммерческое сопровождение перевозочного процесса, т.е. должен встретить и проводить транспортное средство на границе своей страны и оказать содействие в проведении таможенного оформления транспортных средств и грузов на границе и внутри страны, оказать содействие в проведении погрузочно-разгрузочных операций у клиентов, в оформлении необходимой транспортной и товаросопроводительной документации на грузы, выдать и оформить, если это необходимо, разрешения и книжки МДП; · техническое сопровождение перевозочного процесса, заключающегося в оказании содействия в технической помощи, ремонте автотранспортных средств и обеспечении запасными частями и материалами на территории своих стран; · защиту интересов и прав перевозчика на территории своей страны в соответствии с нормами международного права и внутреннего законодательства в случае аварии, повреждении автомобиля, порче груза путем вызова аварийного комиссара и внесением отметок в накладной; · иные услуги, например, выдачу водителям по согласованию с перевозчиком, денежных авансов, содействие в получении водителями мест в гостиницах и т.п. Размер агентских вознаграждений определяется фиксированными ставками по видам услуг. Обычно в качестве автомобильных агентов выступают крупные транспортно-экспедиторские фирмы, которые способны оказывать любые виды содействий в интересах международных автомобильных перевозчиков. Агентирование воздушных перевозок. Агентирование международных воздушных перевозок грузов включает в себя – фрахтовое агентирование и агентирование воздушных судов. Последнее предусматривает непосредственное агентирование воздушных судов, т.е. обслуживание самолетов в аэропортах. Эта услуга осуществляется либо экспедиторскими, либо терминальными компаниями. Основные функции агента в аэропорту по агентированию воздушных судов: прием и отправление самолетов, оплата аэропортовых услуг (за использование стоянок, сооружений, взлетно-посадочной полосы, наземных диспетчерских и радиотехнических средств и пр.), содействие в пограничном и таможенном оформлении воздушного судна, оплата таможенных сборов, пошлин и налогов, оформление необходимой документации, ремонт и техническое обслуживание самолета, заправка самолета топливом, содействия в приеме, погрузке, выгрузке и выдаче груза и т.д. Размер вознаграждения за эти операции определяется сторонами в договоре и, как правило, в виде фиксированных сумм за каждую выполненную операцию. Фрахтовое агентировани е имеет целью продажу услуг перевозчика на территории иностранного государства. Учитывая международный обычай, иностранная авиакомпания не продает свои услуги на территории иностранного государства, а договаривается с другой авиакомпанией (резидентом страны) о продаже ей на территории своей страны грузовых перевозок, которые будут осуществляться иностранной авиакомпанией. В этом случае между этими посредниками оформляется соглашение о генеральном агенте, в соответствии с которым стороны назначают друг друга своим генеральным агентом на территории другой страны. В этом случае в функцию генерального агента входит продажа перевозок, содействие реализации перевозок (бронирование грузовых перевозок), оформление перевозочной документации, содействие в продвижении иностранного перевозчика на рынок своей страны, проведение рекламных компаний и пр. Генеральный агент может назначить своих агентов на территории своей страны, но ответственность перед принципалом в этом случае остается за генеральным агентом. За свою деятельность генеральный агент получает вознаграждение в процентах от опубликованных тарифов в случае регулярных перевозок. При чартерных перевозках – в процентах от принятой от клиента суммы фрахта. Агентирование на железнодорожном транспорте. На железнодорожном транспорте перевозчиком является железная дорога, по которой осуществляются и внутренние и международные перевозки. В первом случае перевозки оформляются по национальным законам, правилам и документам, а во втором – по международным. Но национальные железные дороги не осуществляют перевозки на территориях других государств, что определяет формы и методы агентирования международных грузовых перевозок за рубежом. Основная форма посредничества на железнодорожном транспорте это фрахтовое агентирование. Основная цель фрахтового агентирования – выгодная продажа перевозок. При этом продажа международных перевозок национальных железных дорог может выполняться как за рубежом, так и внутри страны. Приобрести международную железнодорожную перевозку у фрахтового агента не означает простую оплату ему провозных платежей. Для грузовладельца важно, что купленную перевозку он мог беспрепятственно юридически оформить у фрахтового агента и получить гарантии практической реализации ее. В связи с этим фрахтовыми агентами национальных железных дорог за рубежом назначаются известные в международных деловых кругах экспедиторские фирмы. Каждое государство по своему организует и регламентирует процедуры реализации международных железнодорожных перевозок. Российские железные дороги назначили своим фрахтовым агентом за рубежом группу фрахтовых компаний «Трансрейл». Наибольший объем международных грузовых железнодорожных перевозок продается внутри страны, так как в их приобретении заинтересованы, прежде всего, предприятия внешнеэкономического комплекса страны, связанные с экспортно-импортными операциями. Агентирование железнодорожных транспортных средств (вагонов, локомотивов, передвижных перегрузочных средств) производиться только в тех случаях, когда они поступают на пограничные станции сопредельных государств с целью осуществления перегрузочных и передаточных операций с грузом. Таким образом, говоря об участии посредников в транспортном обеспечении ВЭД можно отметить, что функции экспедитора и агента фактически одни и те же, а именно, поиск партнеров и заключения договора перевозки. Реальное положение транспортного посредника на рынке транспортных услуг схематично представлено на рисунке 4.1.
Рис 4.1. Функции экспедитора и агента. Источник: Таким образом, независимый транспортный посредник - «Экспедитор - агент» является как бы слугой двух господ – грузовладельца и перевозчика. Следует обратить внимание, что не желательны структурные схемы, в которых перевозчик и транспортный посредник являются одним юридическим лицом или имеют структурные или дочерние связи.
Глава 5. Современные методы организации перевозок
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 17443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |