Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы смешанных и интермодальных перевозок




В международных перевозках грузов часто участвуют не один вид транспорта, а несколько. Использование, например, водного, железнодорожного и особенно воздушного транспорта трудно представить без дополнительного использования автотранспорта, ибо только он способен забирать и доставлять груз непосредственно «от двери к двери». Хотя железнодорожный транспорт тоже может доставлять «до двери», если имеются подъездные пути к терминалам или складам потребителей.

Такие перевозки, которые осуществляются последовательно несколькими видами транспорта называются смешанными. Организационно они могут осуществляться как с привлечением посредников (экспедиторов, агентов и т.д.), так и без них. Однако отказ от посредников приводит к большому количеству договорных отношений между отправителем груза и участниками перевозочного процесса, а сами договора должны предусматривать операции по передаче и приему грузов от одного маршрута другому и т.д. Для покупателя возникают большие трудности с отслеживанием прохождения груза по отдельным участкам маршрута и в поиске виновных в случае, если с грузом что-то произойдет. И даже привлечение посредников, в лице экспедиторов, не решает принципиально подобные проблемы, так как согласованность звеньев в вопросах продвижения информации, финансов, да и сама организация очередных операций транспортного обеспечения объективно низка, так как координировать эти операции некому.

Схематично организацию подобной смешанной перевозки можно представить в следующем виде (рис. 5.1):

Договорные отношения
груз
груз
Грузоотправитель
Грузополучатель
I вид транспорта
II вид транспорта
III вид транспорта
экспедитор
IV вид транспорта  
экспедитор
экспедитор
экспедитор

 


 

 


Рис. 5.1 Принципиальная схема смешанной перевозки.

При реализации подобной схемы смешанной перевозки, а так же учитывая большой объем договорных отношений неопределенность в ответственности на стыках различных видов транспорта, тем более в условиях возрастающего внешнеторгового оборота с использованием различных видов транспорта встает вопрос о принципиально иной организации смешанных перевозок, в которой был бы единый оператор сквозного перевозочного процесса, способный добиваться управляемости показателей материальных потоков и обеспечивал бы их заданные значения на всех маршрутах следования (скорость, надежность, сроки, издержки и т.д.).

Такие перевозки получили название «прямые смешанные перевозки». За рубежом такая схема перевозки именуется «мультимодальной» (multi-modal).

В ст. 788 ГК РФ дает следующую формулировку подобных перевозок – «Доставка груза с использованием хотя бы двух различных видов транспорта, выполняющаяся под ответственность только одного перевозчика, по единому транспортному документу, подтверждающему заключение договора перевозки и оплаченная по единой сквозной тарифной ставке определяется термином – прямое смешанное сообщение».

Современные транспортно-технологические системы перевозок часто оперируют не с грузом вообще, а с определенной ее массой, размещенной в или на грузовом модуле, который принято называть укрупненной грузовой единицей – УЛД (UnitLoadDevice). К УЛД относятся: контейнеры, трейлеры, съемные кузова автомобилей, ролл трейлеры, лихтеры, контейнерные платформы (флебы), поддоны (в авиаперевозках).

Использование УЛД позволяет применять при перевозках новые технологические процессы, повышая качество транспортных услуг.

Последовательная перевозка груза несколькими видами транспорта в одном и том же грузовом модуле (УЛД) или самого порожнего модуля, выполняющаяся под ответственность одного перевозчика, по единому документу, по варианту «от двери до двери» и «точно в срок» и оплачиваемая по единой сквозной ставке называется интермодальной перевозкой (по терминологии принятой Европейской конфедерацией министров транспорта).

Таким образом, интермодальные перевозки представляют определенный сектор более широкого понятия мультимодальных (прямых смешанных) перевозок.

В прямых смешанных и интермодальных перевозках транспортные операции организуются одним лицом – оператором смешенной перевозки (ОСП). Отношения между отправителем (заказчиком) и ОСП регулируются одним договором – договором смешанной перевозки. По временному параметру договор охватывает весь период от момента приема оператором груза у отправителя до момента сдачи его тем же оператором получателю.

Таким образом, ОСП не является ни экспедитором, ни агентом, а является стороной договора перевозки, т.е. принципалом во взаимоотношениях с заказчиком транспортных услуг.

Следует обратить внимание, что в обычных перевозках экспедитор (посредник). Не является стороной договора перевозки, а в прямых смешанных перевозках ОСП (посредник) – является стороной договора перевозки.

Сам договор прямой смешанной перевозки подтверждается ОСП путем выдачи отправителю сквозного транспортного документа, подтверждающего наличие самого договора перевозки и ответственность ОСП на всем маршруте следования груза.

На рис. 5.2 представлена принципиальная схема организации перевозки (интремодальной) в прямом смешанном сообщении.

Грузоотправитель
Грузополучатель
ОСП
Договор смешанной перевозки
груз
груз
Договорные отношения экспедитора  
Первый вид транспорта
Второй вид транспорта
Третий вид транспорта
Четвертый вид транспорта  
груз
груз
груз
груз
груз

 


Рис 5.2. Принципиальная схема прямой смешанной перевозки

Как видно из схемы отправитель заключает один договор с ОСП и передает ему груз. Все вопросы по реализации транспортных операций по всему маршруту направляются и решаются ОСП.

В таблице 5.1 дана сравнительная характеристика смешанной и прямой смешанной (интермодальной) перевозок. Анализ таблицы говорит о более высоком уровне качества транспортных услуг при прямых смешанных (интермодальных) перевозках.

Таблица 5.1

Характеристика смешанной и прямой смешанной перевозок

Смешанная перевозка Прямая смешанная (интермодальная) перевозка
Несколько видов транспорта Несколько видов транспорта
Отсутствует единый оператор (организатор и координатор) процесса перевозки Наличие единого ОСП
Несколько транспортных документов Сквозной транспортный документ
Отсутствие единой тарифной ставки фрахта Единый сквозной тариф (единая тарифная ставка фрахта)
Последовательная схема взаимодействия участников Централизованная схема взаимодействия участников
Многофункциональная ответственность за груз (пониженная ответственность) Централизованная ответственность за груз (повышенная ответственность)
Результат: низкая вероятность выполнения всех пожеланий и условий заказчика. Результат: высокая вероятность выполнения всех пожеланий и условий заказчика.

Источник: составлено автором.

Работа ОСП классифицируется по ряду признаков:

- по виду грузов их можно разделить на контейнерных (работают с контейнерными перевозками)и конвенциональных(работают с обычным грузом: навалочным, насыпным, наливным);

- используют ли свой транспорт (фактические ОСП) или же для перевозки договариваются с другими перевозчиками, экспедиторами, агентами (договорные ОСП);

- по видам транспорта, которые они используют (железнодорожный-морской ОСП, автомобильный-железнодорожный ОСП, автомобильный-воздушный ОСП и т.д.);

- по странам, регионам и направлениям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.