КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оптимизация транспортного обеспечения внешнеторговой деятельности
Внешнеторговые операции требуют не только простого перемещения товара между странами и регионами, но и в равной степени, других операций, связанных с реализацией самих операций на внешних рынках: выбор тары и упаковки, складирования, погрузочно-разгрузочных работ, страхования, получения лицензий, оформления документов, информационных и правовых воздействий и т.д. Сам же процесс перемещения требует поиска рационального способа транспортного обслуживания, выбора транспортного средства и оптимального направления перевозки, форм и методов организации транспортного процесса, анализа альтернативных решений и пр. Управлять всеми перечисленными процессами и оптимизировать их с целью минимизации всех затрат для грузовладельца и с необходимой гарантией – задача не простая и решать ее помогает наука логистика. Родина термина «логистика» - Древняя Греция, где «logistike»обозначало «счетное искусство» или «искусство рассуждения вычисления». В Римской империи в служебные обязанности логистов входило распределение продуктов питания. В 18-19 веках логистика уже рассматривалась исключительно с военной точки зрения, и так до конца Второй мировой войны, когда логистика активно использовалась в армиях США и СССР. С конца 50-х гг. прошлого века, прежде всего в США, логистика начинает рассматриваться уже как инструмент бизнеса, а с конца 70-х гг. термин «логистика» в бизнесе укрепился. Современное определение логистики было дано в 1974г. (в Берлине). Логистика – это наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. Можно назвать некоторые исторические этапы использования научного подхода с применением элементов логистики в транспортном обеспечении внешнеторговых операций: - 1950-1960гг. – этап фрагментаризации – когда отдельные виды логистической деятельности были важны с точки зрения снижения затрат для предприятий, как промышленных, так и торговых (погрузка, разгрузка, транспортировка, складирование и т. п); - 1960-1980гг. – этап становления – когда пришло понимание, что нужно искать способы снижения логистических издержек в дистрибьюции, уровень которых возрастал очень быстро; - с 1980г. – этап развития и интеграции, связанный с широким внедрением информационных технологий, что привело к 2000 году появление идеалогии управления цепями поставок (SCM) - Supplychainmanagement. На сегодня бытуют разные подходы, связанные с использованием понятия «логистика». Первый подход – «операционная логистика», когда понятие «логистика» используется для решения оперативных видов деятельности, таких как транспортировка, перевалка грузов с одного вида транспорта на другой в грузовых терминалах, складирование, хранение, складская грузопереработка. Второй подход – «координационная логистика», когда логистика используется в деятельности по планированию, управлению и координации включая оптимизацию логистических процессов в цепи поставок или функционирования цикла предприятия, например, цикл «снабжение-производство-распределение» с целью предоставления товара в нужном количестве, в нужное время и в нужном месте. Термин «координационная логистика» пошел из Германии. Третий подход – «управление потоками» (FlowManagement) – это понятие логистики, которое сейчас выходит на первый план и связанное с организацией и управлением потоков (материальных, информационных, энергетических и др.), с анализом параметров этих потоков. Все это рассматривается как объекты логистического анализа и оптимизации – то, что выше упоминалось как идеология управления цепями поставок. (SCM). Появление идеологии управления цепями поставок (SCM)связано с тем, что жесткая конкуренция на мировых рынках, вывод на рынок продуктов с короткими жизненными циклами, повышение требований к качеству продукта и логистическому сервису вынудило производителей многих стран сосредоточить свое внимание на интеграционной логистике и управлении цепями поставок и инвестировать в них все большие средства. Это вместе с развивающимися коммуникациями и транспортными технологиями (интернет, «on-line» мониторинг товарно-транспортных потоков, телекоммуникации) способствовало быстрому продвижению «SCM-идеологии» в бизнесе. Что же понимается под термином – управление цепями поставок (SCM)? Всемирная организация «Совет профессионалов в области управления цепями поставок» (США) определяет это так: «Управление цепями поставок – это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических) начиная с конечного пользователя и охватывающая всех поставщиков товаров, услуг и информации с целью максимальной оптимизации». (Дыбская В.В. Управление складированием в цепях поставок. – М: Альфа-Про, 2009, с.720). Многие применяют этот термин как синоним терминов «логистика» или «интегрированная логистика». Сейчас «интегрированную логистику» или «SCM»понимают как новую концепцию бизнеса, так как внедрение ее дает ощутимые выигрыши. Так по данным аналитических компаний («AMRResearch», «ForresterResearch»)при внедрении интегрированной логистики или SCM компании получают следующие конкурентные преимущества: - уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20 до 40%; - сокращение времени выхода на рынок от 15 до 30%; - сокращение затрат на закупки от 5 до 15%; - уменьшение складских запасов от 20 до 40%; - сокращение производственных затрат от 5 до 15%; - увеличение прибыли от 5 до 15%. Методология логистики предполагает оптимизацию используемых ресурсов, которые входят в единую логистическую систему или «цепь поставок». К инструментам оптимизационного решения (в основном количественного) относятся модели (математические, экономические, математико-экономические), алгоритмы, включая и эвристические методы. Проблема оптимизации ресурсов при реализации логистического процесса и формировании вариантов решения в цепи поставок заключается в выборе критериев (показателей), которые отражают эффективность принимаемых решений. Важным понятием логистики является понятие – поток. Можно выделить два вида потоков – основные и сопутствующие. Основные потоки – материальные (товары) потоки и услуги. Сопутствующие материальному потоку являются информационные, финансовые потоки, а для предприятий в сфере услуг сопутствующими будут материальные, информационные, финансовые потоки. Логистические системы или цепи поставок могут быть декомпозированы на подсистемы, звенья и элементы. (рис. 5.3)
I
II
III
Рис. 5.3 Декомпозиция логистической системы Дополнительно в систематизации могут быть учтены факторы внешней и внутренней окружающей экономической и социальной среды. С развитием логистики из нее выделилось несколько видов: транспортная логистика, складская логистика, информационная, закупочная, производственная, промышленная и другие виды логистик. Но в процессе развития и управления логистикой стало очевидным, что все они взаимосвязаны между собой, как и все отрасли рыночной экономики. В конечном счете эта взаимосвязь и потребовала образования и рассмотрения логистических систем или управления цепями поставок. Однако на практике решаются и отдельные задачи, связанные с оптимизацией отдельно транспортных задач, информационных потоков, материальных ресурсов на складах и терминалах и т. д. Так, складская логистика решает задачи по управлению движением материальных ресурсов на территории складского комплекса. В складскую логистику входят такие понятия и направления как: - понятие склада. Виды и функции складов; - методы развития и размещения складов предприятия; - технологические операции на отдельных участках склада; - техническое обеспечение складского технологического процесса; - оценка потребности предприятия в размерах помещений и технологических зон; - оптимизация и стандартизация складских технологических процессов; - организация труда на складе. Информационная логистика – связана с оптимизацией информационных потоков, обеспечивающая конкурентные преимущества предприятия на рынке. Информационная логистика позволяет оценивать состояние дел по управлению предприятием и источниками поставок. Закупочная логистика охватывает собственное снабжение предприятия ресурсами, движение приобретенных материальных ресурсов по подразделениям, обеспечение современной доставки материалов для производственных потребностей, т.е. материально-техническое снабжение. Наибольшая составляющая всех видов логистики приходится на транспортную логистику. Ее доля в системе логистики составляет более 50%. Транспортная логистика – это искусство управления материальными потоками в процессе транспортировки и организация транспортного процесса грузов. Основная черта транспортной логистики – её общесистемный подход к деятельности по перемещению грузов, исключающих решение локальных задач по отдельности. Системный подход предполагает, что работа одних элементов системы транспортной логистики (транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, упаковка, складирование и т. п.) влияет на работу и эффективность других ее элементов, а оптимизация затрагивает всю систему, а не отдельные какие-либо ее части. В реализации таких форм и методов организации перевозочного процесса должны быть заинтересованы как стороны договора купли-продажи, так и исполнители перевозочного процесса. Используя комплексный подход к решению задачи оптимизации транспортного обеспечения, решение находится во взаимной связи разных логистических задач. Это обусловлено тем, что необходимо выполнить и таможенную очистку груза, оформить груз в соответствии с правилами международных грузоперевозок, регулировать условия доставки груза с учетом его хранения, складирования и выполнением других формальностей. Однако главными задачами в транспортной логистике остаются задачи выбора вида транспорта, выбора вида транспортировки (способ перевозки, система доставки груза) и выбор основных и вспомогательных логистических посредников в транспортировке. Все указанные процедуры выполняются на основе одного или системы критериев при соблюдении заданных логистической системой ограничений. Эти ограничения обусловлены или целевыми функциями фирмы, или факторами окружающей среды. Например, в системе дистрибьюции ограничения могут накладываться на время доставки груза, затраты на транспортировку, сохранность груза, местоположения терминалов, перевалка на другой вид транспорта и т. д. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки являются материалы, касающиеся информации о характеристиках и особенностях различных видов транспорта, и характеристиках самого груза. Анализ характеристик и особенностей различных видов транспорта включает сравнение различных видов транспорта по основным параметрам, которые приведены в таблице 5.3. Таблица 5.3
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |