Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность по транспортному праву




Транспортные операции сопровождаются вступлением сторон в договорно-правовые отношения.

Несмотря на разнообразие транспортных средств, видов транспортных операций, технологических процессов, сопровождающих перевозки и т.п., процедура заключения, исполнения, расторжения международных договоров перевозки и их механизмы регулирования в основном одинаковы, а потому можно сказать, что транспортное право достаточно консервативно.

Исходной концепцией при решении возникших проблем, связанных с повреждением, порчей, утратой груза, является позиция, когда изначально, чтобы не произошло, перевозчик считается виновным. И тогда задачей перевозчика является доказательство обратного.

Международные конвенции и соглашения содержат положения о том, что признается недействительной любая статья договора перевозки, которая переносит бремя доказательства с транспортной организации на другую сторону. Эти международные нормативы, для стран участниц этих соглашений, не принято подменять двусторонними и национальными нормами. В то же время, необходимо понимать, что ответственность по транспортному праву несет обязательный характер (императивный) для всех сторон договора перевозки.

Однако, несмотря на такое правило «первой руки», переносимое на перевозчика, существуют характерные условия перевозки грузов, когда доказывать свою невиновность должна противоположная сторона. Поэтому можно выделить две группы обстоятельств, в зависимости от которых определяется на ком лежит бремя доказывания.

Первая группа обстоятельств включает:

· Обстоятельства непреодолимой силы, которые имели место в данный период. Свидетельство о таких форс-мажорных обстоятельствах выдается национальными ТПП. К подобным обстоятельствам не относятся дорожно-транспортные происшествия и кража (в отличие от ограбления);

· Повреждения, порча, полная или частичная утрата груза произошедшие вследствие действий или упущений отправителя или получателя. Это чаще всего ненадлежащая упаковка или маркировка груза, его крепление и т.д. В этом случае перевозчик ссылается на такие действия отправителя;

· Повреждения, порча, полная или частичная утрата груза, произошедшие вследствие особых естественных свойств груза. К этим обстоятельствам относятся самовозгорание, ржавление, вступление в реакцию с тарой или упаковкой, появление насекомых и т.п.;

· Повреждения, порча, полная или частичная утрата груза вызваны недостатком тары, незаметными при наружном осмотре.

Обычно это относится к генеральным грузам и тогда можно доказывать, что внутри тары или упаковки были дефекты.

При обстоятельствах этой группы перевозчик должен доказать, что его вины в этих случаях нет.

Вторая группа обстоятельств включает:

· Перевозку груза в сопровождении представителя отправителя или получателя (транспортировка с проводником). В этом случае соответствующая надпись вносится в перевозочные документы. Существует определенная категория грузов на некоторых видах транспорта (например, на железнодорожном), которые в обязательном порядке перевозятся с проводником, и следовательно, он также следит и отвечает за сохранность груза. Проводник имеет достоверные сведения о том, что на само деле произошло с грузом;

· Естественную убыль груза. При этих обстоятельствах должны доказываться такие факты, как подтверждение возможности естественной убыли данного груза, нормы естественной убыли по документам, нарушение перевозчиком этих норм и т.д. В этих условиях вина перевозчика не очевидна, из-за отсутствия явных признаков несохранной перевозки;

· Перевозку запрещенного груза под другим наименованием. Если отправитель сдал груз к перевозке при таких обстоятельствах, то доказать свою невиновность ему будет очень сложно;

· Перевозку груза на открытом подвижном составе и ущерб грузу был причинен именно из-за такого способа перевозки. Дело в том, что прерогатива выбора типа подвижного состава на всех видах транспорта (кроме внутреннего российского автомобильного) остается за грузоотправителем. И если грузоотправитель выбрал для транспортировки груза открытую палубу судна, полувагон, автоплатформу и т.п., то он заведомо подверг свой товар опасности;

· Прибытие груза в исправном транспортном средстве, или контейнере за исправными пломбами отправителя, экспедитора, таможни. В этом случае перевозчик мог даже не знать о характере груза и не имел право доступа к содержимому.

При обстоятельствах этой группы бремя доказывания лежит на предъявителе претензий или иска. В этих случаях предъявитель должен доказывать, что перевозчик ненадлежащим образом работал с транспортным средством или контейнером, либо повреждения или порча вызваны не выбором открытого подвижного состава, а чем-то иным и т.д., и т.п.

При предъявлении претензии вопросы разрешаются на основе урегулирования споров без обращения в суд, а иски разрешаются в судебном порядке.

Порядок предъявления и рассмотрения претензий к перевозчику определен на морском транспорте Кодексом торгового мореплавания России, на воздушном транспорте — Воздушным Кодексом РФ, на остальных видах транспорта — уставами и правилами.

Право на предъявление претензий перевозчику имеют отправитель и получатель внешнеторговых грузов, но только на того перевозчика, который осуществлял или должен был осуществить перевозку. При этом претензии подаются в письменном виде с приложением необходимых документов.

Претензии при перевозке грузов морским транспортом в заграничном сообщении предъявляются в течение 6 месяцев со дня получения груза. При этом перевозочные и другие документы предъявляются в подлинниках. Основной документ — коносамент, чартер. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение 3 месяцев со дня получения.

Морской перевозчик несет материальную ответственность за груз в размере его фактической стоимости по общепринятой цене в месте и во время его принятия к перевозке. Кроме того, возмещаются фрахтовые и иные платежи, связанные с перевозкой груза и таможенные пошлины.

По Уставу железных дорог и СМГС претензии к российским железным дорогам могут быть предъявлены в течение 6 месячного срока, а претензии по уплате штрафов — в течение 45 дней. К письменной претензии прилагаются: при утрате груза — грузовая квитанция, при недостаче, порче, повреждении груза — накладная или коммерческий акт.

По воздушному Кодексу претензии к перевозчику по международным воздушным авиаперевозкам предъявляются:

· в случае причинения вреда — сразу же при обнаружении вреда, но не позднее 14 дней со дня получения груза;

· в случае просрочки в доставке груза — в течение 21 дня, считая со дня поступления груза в распоряжение потребителя;

· в случае утраты груза — в течение 2 лет со дня прибытия самолета в место назначения или со дня прибытия самолета по расписанию.

Основанием для предъявления претензии является авиагрузовая накладная.

На автомобильном транспорте лицо, принимающее груз, должен сдать в письменном виде перевозчику оговорку в части утраты или повреждения груза. Это делается в момент принятия груза. Если утраты груза или его повреждения сразу же не обнаружены, то оговорки должны быть сделаны в течение 7 дней, не считая выходных и праздничных дней. При просрочке доставки груза срок предъявления оговорок — 21 день.

Оговорка не является претензией. Если действия по устранению дефектов груза перевозчиком не приняты, то предъявляется претензия, а при необходимости и иск. Сроки предъявления претензий при утрате груза — в течение 30 дней, а при требовании об уплате штрафов — 45 дней. К претензии прилагается товарно-транспортная накладная. Срок исчисляется с даты отметки грузополучателя о приеме груза в товарно-транспортной накладной, удостоверенной подписью и печатью. Если в договоре перевозки срок доставки груза не был установлен, то срок предъявления претензий — 60 дней с даты физической доставки груза.

Возмещение за полную утрату груза должно быть обеспечено грузополучателю в течение 30 дней со дня окончания срока доставки. Срок исковой давности — 3 года.

В основе процесса доказывания претензий и исков, при отмеченных обстоятельствах, можно выделить четыре принципа, которые определяют кто и в каких случаях должен доказывать, что нарушение перевозки произошло не по его вине.

Первый принцип доказывания. На первый взгляд перевозчик является ответственным за утрату или повреждение груза, который был погружен в хорошем состоянии, а выгружен не в полном составе или в поврежденном состоянии. В этом случае на перевозчике лежит бремя представления доказательств, опровергающих эту презумпцию.

Второй принцип доказывания. В этом случае стороны обычно доказывают обстоятельства, сведения о которых им доступны, но перевозчик несет основное бремя доказывания, так как груз находился в его распоряжении во время транспортировки. Грузоотправитель, зная о грузе все до отправки, доказывает состояние груза во время выгрузки. Получатель же должен доказывать состояние груза во время выгрузки. Но суды могут рассмотреть и иные обстоятельства, которые подтверждаются документами, например, при прохождении грузом таможенной очистки в странах отправления и получения.

Третий принцип доказывания. Этот принцип заключается в том, что бремя доказывания не означает, что должны быть доказаны все обстоятельства. Это означает, что доказательства предъявляются в разумных пределах.

Четвертый принцип доказывания. Если стороны скрывают факты или (и) искажают сведения, то их доказательства подвергаются сомнению. Это означает, что если обнаруживаются факты подделки документов или что-то подобное, то подвергаются сомнению все остальные части доказательств. Это относится к исправлениям в перевозочных или иных транспортных документах и формах учета, а так же препятствиям доступа к требуемым документам. Поэтому если обнаруживается ложь или подтасовка фактов или документов, то суды обычно выносят решения в пользу противоположной стороны.

Сам же порядок доказывания претензий и исков формально следующий.

Истец (грузоотправитель), в целях обоснования иска должен доказать:

· что он является владельцем груза или лицом, имеющим право предъявлять иск;

· что основанием для предъявления иска является нарушение договора или закона;

· что лицо, которому предъявляется иск, есть лицо, ответственное за причиненный ущерб (т.е. это может быть экспедитор, а не перевозчик, или это может быть другой перевозчик и т.д.);

· что утрата или повреждение груза было во время его нахождения в распоряжении перевозчика;

· размер утраты или повреждения. Вначале это делается исходя из актов при обнаружении нарушений, а затем подтверждается актом независимой экспертизы (например, ТПП);

· размер утраты или повреждений в денежном выражении, что подтверждается актом независимой экспертизы.

Ответчик (перевозчик) должен доказать:

· причину ущерба;

· исправное состояние своих транспортных средств;

· проявление заботы о грузе в интересах грузовладельца (этому аспекту судами и арбитражам уделяется особое внимание в процессе вынесения окончательного решения по спору);

· одну из причин, освобождающую его от ответственности.

Доказываются другие различные обстоятельства, известные истцу (небрежность перевозчика при погрузке или укладке, отсутствие заботы о грузе, небрежность при выгрузке и т.п.), а также доказываются другие дополнительные обстоятельства (материалы о репутации перевозчика, страхование перевозочного транспортного средства на большую сумму и т.п.). Все иски рассматриваются обычно в арбитражных судах. В контракте это должно быть оговорено особо. При ТПП РФ действуют Международный Коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия (МАК). Споры возникшие из выполнения договорных отношений по транспортно-экспедиторской деятельности решаются в Третейском суде при Ассоциации экспедиторов России (АЭР).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.