КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика расчета закрытой цилиндрической зубчатой передачи
С учетом фактических условий работы привода Выбор материалов и расчет допускаемых напряжений В современном машиностроении для изготовления деталей передач общего назначения применяются конструкционные и легированные стали без термообработки или с упрочняющей термообработкой, цветные металлы и их сплавы, синтетические материалы. Выбор материала определяется условиями работы передачи, требуемой долговечности ее работы. При выборе материала (табл.3.1 [1]) должны быть выполнены 2 условия: – твердость материала шестерни должна быть на 30…40 НВ больше чем твердость зуба колеса; – в передачах с низким коэффициентом полезного действия, таких как червячные, ведущая деталь – червяк должен изготавливаться с высокой твердостью поверхности, а сопряжённая, ведомая деталь – червячное колесо, или только его зубчатый венец – из антифрикционного материала. В таблице указаны допускаемые контактные σ Hlim и изгибныеσ Flim напряжения при базовых числах циклов напряжений NH0 и NF0, вычисляемые как NH0 = 30 HB 2,4, NF0 = 4∙106 для стальных колёс и NF0 = 3·106 для колёс из других материалов. Фактическое число циклов напряжений NE различно для каждого зубчатого колеса, так как оно зависит от срока службы механизма и частоты вращения рассматриваемого зубчатого колеса. NEi = T ∙ Kг ∙ 365∙ 24∙ Кс ∙ 60∙ ni ∙ c, где: NFi – фактическое число циклов напряжений зуба i -го колеса; Т – срок службы механизма, лет; Кг – коэффициент годового использования механизма; Кс – коэффициент суточного использования механизма; ni – частота вращения i -го колеса; с – число зацеплений за один оборот колеса. Допускаемые напряжения с учетом фактического числа циклов напряжений: контактные [σ] Hi = (σ Hlimi / SH)∙ KHEi, изгибные [σ] Fi = (σ Flimi / SF)∙ KFEi ∙ KFC, KHEi = (NHoi / NEi) m, где m = 1/6 для материалов с одинаковой твердостью поверхности и сердцевины; m = 1/20 для материалов с поверхностным упрочнением. Если NEi < NHoi, то принимают NEi = NHoi тогда KHEi = 1. Если NEi > 25∙107,то принимают NEi = 25∙107и рассчитывают KHEi. В обеих случаях должен быть пересчитан срок службы механизма с учетом принятого NEi. KFEi =(NF0 / NEi) k, где k =1/6 для материалов с одинаковой твердостью поверхности и сердцевины; k =1/9 для материалов с поверхностным упрочнением. KFC – коэффициент, учитывающий реверсивность работы передачи (см. примечание к таблице 3.1.[1]).
Определяются числа зубьев шестерни, колеса и передаточное число. Число зубьев шестерни по условию отсутствия подрезания для прямозубых колёс должно быть Z1 > 17, а для косозубых и шевронных колёс Z1 > 17· cos³ β. Число зубьев колеса Z2 = Z1 · i12, где i12 – требуемое передаточное отношение передачи (отношение угловых скоростей шестерни и колеса); β – угол наклона линии зуба принимается для косозубых колёс 8…15º, для шевронных колёс 25…45º. Передаточное число u = Z2 / Z1 определяется по найденным значениям Z1 и Z2, округленным до целых чисел, и не должно отличаться от требуемого передаточного отношения не более, чем на 3%. Определяется требуемое межосевое расстояние передачи из условия контактной прочности поверхностей зубьев аw = (u +1){0,78 · М2 · Кн ·cos β. · Е пр /([σ н ] · u)2 Ψbа }1/3, где М2 – вращающий момент на колесе, Н·мм; Ψbа – коэффициент ширины зубчатого колеса, выбирается по табл.3.10 [1]; Кн – коэффициент нагрузки, учитывающий дополнительные вредные нагрузки, сопутствующие работе передачи; предварительно принимается Кн = 1,2 для колес с твердостью поверхностей зубьев < НВ 350 и Кн = 1,35 при НВ 350; Епр –приведенный модуль упругости материалов шестерни и колеса 1 / Епр = ([1- μ1 2 ] / E1) + ([1- μ2 2 ] / E2), Е1, Е2 – модули упругости соответственно материала шестерни и колеса; μ1, μ2 – коэффициенты Пуассона материала шестерни и колеса; [σ н ] – расчетное допускаемое контактное напряжение. Расчетное допускаемое контактное напряжение определяется, как: – при расчете прямозубых колес (β = 0) [σ н ] = [σ н ] min, – при расчете косозубых колес (β ≠ 0) и в случаях большой разности твердостей зубьев прямозубых шестерни и колеса (НВ1 – НВ2 ≥70) [σ н ] = 0,45 ([σ н ] 1 + [σ н ] 2), где [σ н ] 1, [σ н ] 2 – допускаемые контактные напряжения соответственно для зубьев шестерни и колеса; [σ н ] min – минимальное из двух значений [σ н ] 1 и [σ н ] 2 Следует иметь в виду, что в любом случае должно выполняться условие [σ н ] < 1,23 · [σ н ] min. Определяется нормальный модуль передачи mn = 2 аw · cos β /(Z1 + Z2). Полученное значение mn округляют до ближайшего стандартного (см. таблица 3.11 [1]). Уточняется межосевое расстояние передач аw = 0,5 (Z1 + Z2) mn /cos β. За результат определения уточненного аw принимается целая часть полученного значения. При проектировании стандартных редукторов полученное значение округляют до ближайшего значения параметрического ряда (табл. 3.12 [1]). Для косозубой передачи уточняется угол наклона линии зуба β = arcos [0,5 (Z1 + Z2) mn / aW ]. Рассчитываются геометрические параметры зубчатой передачи: – делительный диаметр шестерни d1 = mn · Z1 / cos β; – делительный диаметр колеса d2 = mn · Z2 / cos β; – диаметр вершин шестерни da1 = d1 + 2· mn; – диаметр вершин колеса da2 = d2 + 2· mn; – диаметр впадин шестерни df 1 = d1 – 2,5· mn; – диаметр впадин колеса df2 = d2 – 2,5 mn; – ширина колеса b2 = Ψbd · аw; – ширина шестерни b1 = 1,12· b2 ; – коэффициент ширины шестерни Ψbd = b1 / d1. Определяется окружная скорость на делительном диаметре зубчатых колес V = (π · d1 · n1) / 60 000, где n1 – частота вращения шестерни, об/мин. Выбирается степень точности зубчатой передачи в соответствии с окружной скоростью V и рекомендациями, приведенными в табл. 3.9 [1]. Уточняется значение коэффициента нагрузки КН = КНα · КНβ · КНV, где КНα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки для прямозубых колес КНα = 1, для косозубых и шевронных определяется по табл. 3.2 [1]; КНβ – коэффициент, учитывающий концентрацию нагрузки, по табл. 3.3 [1]; КНV – коэффициент, динамичности приложения нагрузки, по табл. 3.4 [1]; Производится проверочный расчет контактных напряжений на рабочих поверхностях зубьев σ Н = Zε [4,35· Епр ·cos β · М2 · КНα · КНβ · КНV (u +1)/ d22 · b2 ]1/2 ≤ [σ Н ], где Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; для прямозубых колес при α = 20º Zε = 0,9; для косозубых и шевронных Zε = 0,8. Если полученное в результате расчета контактное напряжение меньше или превышает допускаемое напряжение [σ Н ] не более, чем на 3%, т.е. Δ[σ H ] = {σ H –[σ H ]}/[σ H ] ·100% < 3%, то прочность зубчатой передачи по контактным напряжениям считается обеспеченной. Если же Δ[σ H ] > 3%, то необходимо увеличить аw, или подобрать для изготовления зубчатых колес материал, обеспечивающий более высокое значение [σ Н ]. В зависимости от принятого решения производятся вновь необходимые расчеты в соответствии с данной методикой. Определяются силы, действующие в зацеплении зубчатых колес: – окружная сила Ft = 2 М2 / d2; – радиальная сила Fr = Ft · tg α / cos β; – осевая сила Fa = Ft · tg β. Производится проверочный расчет зубьев по напряжениям изгиба σ F = (YF · Yβ · Ft · К Fα · КF β · КF V) / b2 · mn ≤ [σ F ], где YF – коэффициент формы зуба; принимается по табл. 3.8 [1] в зависимости от эквивалентного числа зубьев ZV, определяемого ZV = Z / cos³ β; Yβ – коэффициент наклона зуба, определяемый Yβ = 1– β / 140; КFα – коэффициент распределения нагрузки (табл.3.5 [1]); КFβ – коэффициент концентрации нагрузки (табл. 3.6 [1]); КFV – коэффициент динамичности нагрузки (табл.3.7 [1]). Расчет ведется для зубьев того из колес, для которого отношение ([σ F ]/ YF) меньше. Если полученное в результате расчета напряжение изгиба меньше или не превышает допускаемое напряжение не более, чем на 3%, т.е. Δσ F = {σ F – [σ F ]}/[σ F ] ·100% < 3%, то прочность зубьев на изгиб считается обеспеченной. Если же Δσ F > 3%, то необходимо увеличить mn или b2, или подобрать для изготовления зубчатых колес материал, обеспечивающий более высокое значение [σ F ]. В зависимости от принятого решения производятся вновь необходимые расчеты в соответствии с данной методикой.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |