Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика расчета закрытой цилиндрической зубчатой передачи




С учетом фактических условий работы привода

Выбор материалов и расчет допускаемых напряжений

В современном машиностроении для изготовления деталей передач общего назначения применяются конструкционные и легированные стали без термообработки или с упрочняющей термообработкой, цветные металлы и их сплавы, синтетические материалы. Выбор материала определяется условиями работы передачи, требуемой долговечности ее работы. При выборе материала (табл.3.1 [1]) должны быть выполнены 2 условия:

– твердость материала шестерни должна быть на 30…40 НВ больше чем твердость зуба колеса;

– в передачах с низким коэффициентом полезного действия, таких как червячные, ведущая деталь – червяк должен изготавливаться с высокой твердостью поверхности, а сопряжённая, ведомая деталь – червячное колесо, или только его зубчатый венец – из антифрикционного материала.

В таблице указаны допускаемые контактные σ Hlim и изгибныеσ Flim напряжения при базовых числах циклов напряжений NH0 и NF0, вычисляемые как NH0 = 30 HB 2,4,

NF0 = 4∙106 для стальных колёс и NF0 = 3·106 для колёс из других материалов.

Фактическое число циклов напряжений NE различно для каждого зубчатого колеса, так как оно зависит от срока службы механизма и частоты вращения рассматриваемого зубчатого колеса.

NEi = TKг ∙ 365∙ 24∙ Кс ∙ 60∙ nic,

где: NFi – фактическое число циклов напряжений зуба i -го колеса;

Т – срок службы механизма, лет;

Кг – коэффициент годового использования механизма;

Кс – коэффициент суточного использования механизма;

ni – частота вращения i -го колеса;

с – число зацеплений за один оборот колеса.

Допускаемые напряжения с учетом фактического числа циклов напряжений: контактные [σ] Hi = (σ Hlimi / SH)∙ KHEi, изгибные [σ] Fi = (σ Flimi / SF)∙ KFEiKFC, KHEi = (NHoi / NEi) m,

где m = 1/6 для материалов с одинаковой твердостью поверхности и сердцевины;

m = 1/20 для материалов с поверхностным упрочнением.

Если NEi < NHoi, то принимают NEi = NHoi тогда KHEi = 1.

Если NEi > 25∙107,то принимают NEi = 25∙107и рассчитывают KHEi.

В обеих случаях должен быть пересчитан срок службы механизма с учетом принятого NEi.

KFEi =(NF0 / NEi) k,

где k =1/6 для материалов с одинаковой твердостью поверхности и сердцевины;

k =1/9 для материалов с поверхностным упрочнением.

KFC – коэффициент, учитывающий реверсивность работы передачи (см. примечание к таблице 3.1.[1]).

 

Определяются числа зубьев шестерни, колеса и передаточное число.

Число зубьев шестерни по условию отсутствия подрезания для прямозубых колёс должно быть Z1 > 17, а для косозубых и шевронных колёс Z1 > 17· cos³ β.

Число зубьев колеса Z2 = Z1 · i12, где i12 – требуемое передаточное отношение передачи (отношение угловых скоростей шестерни и колеса); β – угол наклона линии зуба принимается для косозубых колёс 8…15º, для шевронных колёс 25…45º.

Передаточное число u = Z2 / Z1 определяется по найденным значениям Z1 и Z2, округленным до целых чисел, и не должно отличаться от требуемого передаточного отношения не более, чем на 3%.

Определяется требуемое межосевое расстояние передачи из условия контактной прочности поверхностей зубьев

аw = (u +1){0,78 · М2 · Кн ·cos β. · Е пр /([σ н ] · u)2 Ψ }1/3,

где М2 – вращающий момент на колесе, Н·мм;

Ψ – коэффициент ширины зубчатого колеса, выбирается по табл.3.10 [1];

Кн – коэффициент нагрузки, учитывающий дополнительные вредные нагрузки, сопутствующие работе передачи; предварительно принимается Кн = 1,2 для колес с твердостью поверхностей зубьев < НВ 350 и Кн = 1,35 при НВ 350;

Епр –приведенный модуль упругости материалов шестерни и колеса

1 / Епр = ([1- μ1 2 ] / E1) + ([1- μ2 2 ] / E2),

Е1, Е2 – модули упругости соответственно материала шестерни и колеса;

μ1, μ2 – коэффициенты Пуассона материала шестерни и колеса;

н ] – расчетное допускаемое контактное напряжение.

Расчетное допускаемое контактное напряжение определяется, как:

– при расчете прямозубых колес (β = 0) [σ н ] = [σ н ] min,

– при расчете косозубых колес (β ≠ 0) и в случаях большой разности твердостей зубьев прямозубых шестерни и колеса (НВ1НВ2 ≥70) [σ н ] = 0,45 ([σ н ] 1 + [σ н ] 2),

где [σ н ] 1, [σ н ] 2 – допускаемые контактные напряжения соответственно для зубьев шестерни и колеса; [σ н ] min – минимальное из двух значений [σ н ] 1 и [σ н ] 2

Следует иметь в виду, что в любом случае должно выполняться условие

н ] < 1,23 · [σ н ] min.

Определяется нормальный модуль передачи mn = 2 аw · cos β /(Z1 + Z2). Полученное значение mn округляют до ближайшего стандартного (см. таблица 3.11 [1]).

Уточняется межосевое расстояние передач аw = 0,5 (Z1 + Z2) mn /cos β.

За результат определения уточненного аw принимается целая часть полученного значения. При проектировании стандартных редукторов полученное значение округляют до ближайшего значения параметрического ряда (табл. 3.12 [1]).

Для косозубой передачи уточняется угол наклона линии зуба

β = arcos [0,5 (Z1 + Z2) mn / aW ].

Рассчитываются геометрические параметры зубчатой передачи:

– делительный диаметр шестерни d1 = mn · Z1 / cos β;

– делительный диаметр колеса d2 = mn · Z2 / cos β;

– диаметр вершин шестерни da1 = d1 + 2· mn;

– диаметр вершин колеса da2 = d2 + 2· mn;

– диаметр впадин шестерни df 1 = d1 – 2,5· mn;

– диаметр впадин колеса df2 = d2 – 2,5 mn;

– ширина колеса b2 = Ψbd · аw;

– ширина шестерни b1 = 1,12· b2 ;

– коэффициент ширины шестерни Ψbd = b1 / d1.

Определяется окружная скорость на делительном диаметре зубчатых колес

V = (π · d1 · n1) / 60 000, где n1 – частота вращения шестерни, об/мин.

Выбирается степень точности зубчатой передачи в соответствии с окружной скоростью V и рекомендациями, приведенными в табл. 3.9 [1].

Уточняется значение коэффициента нагрузки КН = КНα · КНβ · КНV,

где КНα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки

для прямозубых колес КНα = 1,

для косозубых и шевронных определяется по табл. 3.2 [1];

КНβ – коэффициент, учитывающий концентрацию нагрузки, по табл. 3.3 [1];

КНV – коэффициент, динамичности приложения нагрузки, по табл. 3.4 [1];

Производится проверочный расчет контактных напряжений на рабочих поверхностях зубьев

σ Н = Zε [4,35· Епр ·cos β · М2 · КНα · КНβ · КНV (u +1)/ d22 · b2 ]1/2 ≤ [σ Н ],

где Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;

для прямозубых колес при α = 20º Zε = 0,9; для косозубых и шевронных Zε = 0,8.

Если полученное в результате расчета контактное напряжение меньше или превышает допускаемое напряжение [σ Н ] не более, чем на 3%, т.е.

Δ[σ H ] = {σ H –[σ H ]}/[σ H ] ·100% < 3%,

то прочность зубчатой передачи по контактным напряжениям считается обеспеченной.

Если же Δ[σ H ] > 3%, то необходимо увеличить аw, или подобрать для изготовления зубчатых колес материал, обеспечивающий более высокое значение [σ Н ]. В зависимости от принятого решения производятся вновь необходимые расчеты в соответствии с

данной методикой.

Определяются силы, действующие в зацеплении зубчатых колес:

– окружная сила Ft = 2 М2 / d2;

– радиальная сила Fr = Ft · tg α / cos β;

– осевая сила Fa = Ft · tg β.

Производится проверочный расчет зубьев по напряжениям изгиба

σ F = (YF · Yβ · Ft · К Fα · КF β · КF V) / b2 · mn ≤ [σ F ],

где YF – коэффициент формы зуба; принимается по табл. 3.8 [1] в зависимости от эквивалентного числа зубьев ZV, определяемого ZV = Z / cos³ β;

Yβ – коэффициент наклона зуба, определяемый Yβ = 1– β / 140;

КFα – коэффициент распределения нагрузки (табл.3.5 [1]);

К – коэффициент концентрации нагрузки (табл. 3.6 [1]);

КFV – коэффициент динамичности нагрузки (табл.3.7 [1]).

Расчет ведется для зубьев того из колес, для которого отношение ([σ F ]/ YF) меньше.

Если полученное в результате расчета напряжение изгиба меньше или не превышает допускаемое напряжение не более, чем на 3%, т.е.

Δσ F = {σ F – [σ F ]}/[σ F ] ·100% < 3%,

то прочность зубьев на изгиб считается обеспеченной.

Если же Δσ F > 3%, то необходимо увеличить mn или b2, или подобрать для изготовления зубчатых колес материал, обеспечивающий более высокое значение [σ F ]. В зависимости от принятого решения производятся вновь необходимые расчеты в соответствии с данной методикой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.