КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Земельное право 1 страница
Учебно-методический комплекс ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО Е.С. Болтанова УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
Издательство Томского ЦНТИ. Лиц. ИД № 05060 от 14.06.2001 г. Отпечатано в Томском ЦНТИ. Лиц. ПД № 12-0084 от 16.04.2001 г. Подписано в печать 00.00.2012 г. Заказ № 00. Тираж 00 экз. Россия, 634021, Томск, пр. Фрунзе, 115/3
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ .. 1 ИСТОЧНИКИ ЗП .. 6 ПРАВА НА ЗЕМЛЮ .... 8 Право собственности на землю .. 12 Иные права на землю .. 20 Аренда. 20 Беститульное землепользование. 24 Ограничение прав. 26 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ .... 30 Приватизация как способ возникновения права. 37 Переоформление (ст.36 ЗК РФ). 37 Теперь к переоформлению (оформлению) как первоначальному способу приобретения права. 38 Особенности возникновения прав на землю из сделок. 43 ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ .... 45 Особенности прекращения права при неправомерных действиях правообладателя. 47 УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ .. 50 Территориальное планирование. 52 Резервирование. 54 Зонирование. 58 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ .. 60 Государственный учет земельных участков. 63 ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ .. 66 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ .. 69 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НА ПРИМЕРЕ ЗАДАЧИ .. 71
Иванова Татьяна Геннадьевна
На её узле размещены методические материалы (слайды), которые надо посмотреть. Слайдов 86 штук (из которых 78 - содержательных). Еще будут лекции там, где будут условия задания. Там нужно будет подготовиться с условиями задания, чтобы быть подготовленным к лекции, посмотреть рекомендуемую литературу и нормативно-правовые акты.
Пользоваться можно любым учебным пособием, где содержится информация, раскрывающая вопросы рабочей программы по ЗП. Боголюбов, Красов; Галеновская, Кичигин - неплохие книжки. Еще Жариков. Универсального учебника нет.
Нужны будут ЗК и ГрК с соответствующими законами о введении в действие, ГК, Закон о землеустройстве, Закон о переводе земель из одной категории в другую, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон о кадастре недвижимости, Закон о мелиорации.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Имущественные отношения по поводу земли регулируются земельным законодательством и потом гражданским законодательством или же гражданским законодательством и только потом земельным законодательством?
Отношения по управлению казенной землей - это отношения административные или какие-то другие?
Земельные отношения - это вид экологических отношений?
Вопрос правоотношений раскрыт в ст.3 ЗК, где содержится правило и само определение земельного правоотношения. Чтобы выделилась отдельная отрасль, нужен специальный предмет, метод и кодифицированный акт как факт признания обществом необходимости самостоятельного регулирования определенного рода отношений.
Ст.3 ЗК - земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Из этого определения, в принципе, можно сказать, что ЗП - это природоресурсная отрасль; подотрасль ЭП.
Конституция содержит те же самые подходы - ст.9 КРФ - земля - основа жизнедеятельности народов.
ОКС 15.01.2009 №186-О-О дается и ссылка на ПКС 23.04.2004 №8-П, где КС раскрыл конституционную характеристику земли как основу жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля - это и природный ресурс, и территория.
Территория - это категория конституционного, административного (государственного) права. А ГК говорит о земельном участке как об объекте недвижимости.
Получается, что земля - это трехглавый Янус.
Земля - это территория государства (не земельные отношения это), т.е. пространство, в котором реализуются полномочия органов власти и местного самоуправления. В вопросы совместного ведения входит и решение проблем, связанных с организацией территорий. Например, установление границ МО, установление границ субъекта РФ, установление границ населенного пункта как разновидности МО. Это отношения административные или земельные? Казалось бы, что пространство, граница, территория - это административные отношения, ибо они важны для определения полномочий органа власти. С другой стороны, граница находится в кадастре и является предметом земельного правоотношения.
Пример. Понравился участок 3 га, 2 из которых находятся в СПб, а 1 - в ЛО. Тут нам не получится эти 3 га получить, потому что поскольку земельный участок предоставляется ППО в лице органа власти, а органа власти тут два. Так что 3 га как один участок не получить. Далее, предположим, выбрали один из этих кусков, и теперь обращаемся в соответствующий орган. Это обращение в госорган - это какие правоотношения? Земельные, потому что ЗК регулирует последовательности наших действий при желании получить земельный участок (ст.30). Хотя предоставление земельного участка - вид административной услуги. Может это административные правоотношения? Но ведь конкретные действия публичного органа регулируются ЗК, а значит административный регламент органа власти или органа МС по предоставлению государственной услуги должен соответствовать ЗК.
Далее, надо узнать, в границах какого МО находится участок, свободен ли он и т.д. Эту информацию можно получить в кадастре. Это вид государственных (муниципальных) услуг.
Ст.31 ЗК - при предоставлении ЗУ публичное образование должно информировать население и общественные объединения о предоставлении ЗУ, а население и общественные объединения имеют право об этом знать.
В ст.1 ЗК закреплен принцип участия в обсуждении вопроса о предоставлении, поэтому ст.31 ЗК и говорит о соответствующей процедуре обсуждения предоставления ЗУ.
Отношения по привлечению населения к обсуждению вопроса о предоставлении ЗУ - это какие отношения?
Пп.4 п.1 ст.1 ЗК содержит положение "участие граждан и организаций в обсуждении вопросов, связанных с землей". Ст.36 КРФ - граждане и их объединения имеют право иметь в частной собственности землю.
Итак, всё обсудили, куда нужно обратились. Началась процедура формирования ЗУ. Собственник соседнего участка имеет право знать, для какой цели предоставляется ЗУ. Какое это право? Не политическое.
Ст.35,36,62 КРФ - статьи, где закреплены конституционные права граждан на землю. Право иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться ЗУ, права иностранных граждан на землю.
Право знать, что будет твориться на соседней ЗУ, является составной частью права человека на землю.
Формируется участок за счет первого заявителя. А потом заявление подает другой человек на уже сформированный участок. Если два заявления, то торги. Если торги выиграл второй заявитель, то на что имеет право первый заявитель? Имеет право на возмещение затрат на формирование ЗУ.
На этапе торгов, участниками отношений были заявитель, муниципальное образование, кадастровые инженеры (те, кто проводит работы по установлению границ), участники торгов, и юридические лица и граждане как заинтересованные лица при установлении границ ЗУ.
Право собственности на землю возникает на основе совокупности юридических фактов. Заявление, решение органа власти о формировании участка и выставлении его на торги, протокол об определении победителя торгов, кадастровый паспорт и межевой план, инвестиционный договор (не всегда, но иногда может быть). Получается, что для возникновения права требуется совокупности юридических фактов. А еще есть лица, заинтересованные в согласовании границ ЗУ.
Административный регламент по предоставлению услуги должен соответствовать нормам ЗК. Если первый не соответствует последнему, то он не законен.
Ст.7 ЗК содержит перечень категорий земель - это виды целевого назначения? Это виды земель.
Отношения по установлению целевого назначения, отношения по установлению видов разрешенного использования (ст.35 ГрК или ст.95 ЗК - примерные виды разрешенного использования для земель населенного пункта) - это какие отношения? Административные, земельные или гражданские?
Участниками таких отношений являются уполномоченные органы, физические и юридические лица. Есть пп.11 п.1 ст.1 ЗК - сочетание интересов общества и прав граждан.
Конституционное назначение земли (основа жизнедеятельности народов) влияет на отношения по установлению целевого назначения. ПКС №8-П 2004 сказал, что это назначение земли допускает установление регламентирующих (ограничительных норм) для рационального использования земли, которая является основой жизнедеятельностью народов.
Получается, что земля - это основа жизнедеятельности, а значит любые наши действия на земле должны согласовываться не только с потребностями своими, но и с потребностями других лиц (общества и государства).
Органы публичной власти реализуют свои властные полномочия. Они по существу выполняют функцию верховного распорядителя. Они устанавливают правовой режим земель ради рационального использования земель (через установление целевого назначения и через установление видов разрешенного использования земель).
Государство обязано обеспечить рациональное использование земель как основу жизнедеятельности народов. Как это обеспечить? Через установление правового режима земель.
Элементы правового режима - их два: меры государственного регулирования и права и обязанности участников земельных правоотношений. Первый элемент делится на управление в сфере использования земель (определение целевого назначения и видов разрешенного использования) и меры по охране земель. Второй элемент включает статус участников земельных отношений в зависимости от вида прав на ЗУ.
Административные отношения характеризуются властью-подчинением. Управление землей в целях рациональности же - это не только власть-подчинение. Да, там власть-подчинение тоже есть, но управлять можно и иными методами.
Право частной собственности на землю существует в рамках правового режима земель, в рамках требований экологического законодательства и в рамках законных интересов третьих лиц. Поэтому права собственника ЗУ ограничена.
Эти отношения по использованию - они не земельные имущественные отношения, ибо использование - это еще и соблюдение ограничений. А вот распоряжение ЗУ - это да, это можно назвать земельными имущественными отношениями.
Земельные отношения (ст.3 ЗК) - отношения по использованию и охране земель. Использование - это извлечение полезных свойств. Это ни гражданские, ни административные правоотношения.
Элементы земельного правопорядка есть в презентациях.
Вообще для регулирования земельных отношений понятие "земельный правопорядок" имеет решающее значение, ибо он определяет эту специфику. Духно и Чубуков издали монографию 1998 года "Земельный правопорядок и ответственность".
Земельный правопорядок - основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идей и принципов законности такая упорядоченность отношений, которая выражается в правомерном поведении участников земельных правоотношений.
По существу, предоставление, правовой режим земельных участков, землеустройство, государственный учет, право собственности, государственное управление являются ключевыми элементами земельного правопорядка.
Эти отношения объединяются спецификой объекта - земли.
Для земельных правоотношений характерна сложность юридического состава. В слайдах мы увидим в зависимости от вида земельного правоотношения указаны перечни юридических фактов, необходимых для возникновения этих правоотношений.
Эти отношения отличаются от административных правоотношений, потому что тут нет отношений власти-подчинения.
Следующей особенностью земельных правоотношений является то, что участником оных всегдая является публичное образование: как при предоставлении ЗУ, так и при его использовании.
Надо сказать, что целевой характер прав и обязанностей участников земельных правоотношений связан как раз со значимостью земли как основы жизнедеятельности народов и необходимости обеспечения рациональности использования.
Земельные права и обязанности могут реализовываться как индивидуально, так и в составе сообщества.
В этом случае очень важно соотношение частных интересов и общественных интересов. Самый яркий пример реализации земельных прав и обязанностей в составе группы - это садоводство, дачные и гаражные кооперативы, даже собственники помещений многоквартирного дома.
Если юрлицо получает ЗУ 12 га для застройки домами жилыми для своих сотрудников. Дома в собственность не передаются или передаются - без разницы. Эти сотрудники создают ТСЖ (некоммерческое объединение). На этом участке есть ЗУ, принадлежащие на праве собственности частным лицам и ЗУ общего пользования (территории, занятые инженерными коммуникациями, дороги и т.п.). Правоотношения по использованию ЗУ частным лицом и по использованию ЗУ общего пользования различаются. Частное лицо участвует в гражданских правоотношениях, которые регулируются ЗК и ГК в части, не противоречащей ЗК. А отношения по использованию земель общего пользования - это земельные правоотношения, которые регулируются нормами ЗК.
Приобретая ЗУ при покупке частного коттеджа, нужно определить порядок пользования ЗУ общего пользования.
Отношения по использованию ЗУ многообразны. Может быть такая ситуация, когда в силу особенностей нашей работы, трудовой функции, нам нужно проживать вблизи места работы. Например, егеря и работники лесного хозяйства. Есть служебный земельный надел (ст.24 вроде ЗК), где права на использование ЗУ носят вторичный характер и производны от трудовых отношений. Но это не трудовые отношения, хотя заключение ТД является основанием для возникновения права на ЗУ.
Так как есть признание факта регулирования этих отношений (кодифицированный факт), есть специфика предмета (земельные правоотношения), и есть специфика метода, есть основание полагать, что ЗК - самостоятельная отрасль.
Какой метод правового регулирования используется для регулирования земельных правоотношений? Смешанный (смесь частно-правового и административно-правового).
А какой метод имеет приоритет? В отношениях по предоставлению - метод власти-подчинения имеет приоритет (ст.30, 31, 30.1, 30.2, 32 ЗК). Публичность, открытость, прозрачность процедур предоставления требуется. Нормы позитивного обязывания имеют приоритет.
После того, как ЗУ предоставлен, то для собственника запретов больше, чем дозволений. Да, он может владеть, пользоваться и распоряжаться, но учитывая, что земля - основа жизнедеятельности, и учитывая, что земля конституционно значима и на нее можно накладывать ограничения (ПКС 2004 №8-п), то свобода усмотрения собственника серьезно ограничена. С точки зрения распоряжения, правда, свободы усмотрения много больше. Правда, в части ЗУ, изъятых из оборота, распоряжение тоже серьезно ограничено. Так же и с продажей - продать ЗУ можно не всем (иностранцам во многих случаях нельзя), а значит распоряжение тоже ограничено.
Ст.37 ЗК содержит требования к договорам продажи, мены, дарения ЗУ, что, собственно, тоже является ограничениями права собственности. Там есть предписание о том, что собственник при продаже должен рассказать покупателю о соседних ЗУ.
Получается, что ограничений для собственника больше, чем свободы усмотрения.
Вопрос о принципах и методе ЗП - Волков написал монографию "Принципы земельного права". Там он делает вывод, что для земельных правоотношений характере разрешительный тип правового регулирования. При этом могут предусматриваться конкретные обязывания либо конкретные дозволения. Но разрешительный тип правового регулирования характерен для земельных правоотношений.
Проявление разрешительного типа регулирования: разрешение на ввод в эксплуатацию, разрешение на строительство, и прочее, и прочее, и прочее.
П.4 ст.85 ЗК - пример разрешения продолжать отступления от установленных правил. Оный касается случаев, когда при изменении градостроительного регламента использование ЗУ с отступлением от градостроительного регламента признается законным. Например, у нас 3-этажный дом, а потом градостроительный регламент меняется и требует 2 этажа максимум. Так вот лишний этаж сносить не надо. Все законно. Но при перестройке здания уже 3 этажа уже не сохранить.
ИСТОЧНИКИ ЗП
Три группы норм конституции: (1) положения, определяющие основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса (ст.8,9,36 КРФ), (2) положения, определяющие права граждан на землю (ст.35,36,62 КРФ), (3) положения, устанавливающие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст.71,72,76,114 КРФ).
Совместное ведение там че-то. Прослушал. Короче ст.71,72,76,114 посмотри.
Ст.2 ЗК указывает на земельное законодательство (не источники ЗП!).
НПА органов МС в регулировании земельных правоотношений. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ определяется в ст.9 и 10 ЗК, а полномочия органов МС - в ст.11 ЗК. Акты МС - это источник ЗК? В ст.11 ЗК перечислены не все вопросы, по которым органы МС принимают НПА. Вопросы есть в слайдах.
Еще есть в слайдах перечень вопросов, по которым субъекты РФ принимают НПА.
Перечень вопросов в ст.9,10,11 - не исчерпывающий. В ст.34 еще есть такие вопросы. И в других статьях ЗК тоже.
В частности, субъекты РФ и органы МС наделены полномочиями принимать НПА в сфере нормирования земельных участков (установление максимальных и минимальных норм), земельный налог - компетенция органов МС.
Была проблема в квалификации актов градостроительных. Если правила землепользования и застройки - это НПА (прямо сказано в ГрК), то акты планирования в сфере использования и охраны земель (проекты планировки и т.п.) тоже являются нормативными, но по признанию ВАС.
Органы МС наделены полномочиями принимать НПА в сфере управления земельными ресурсами на подведомственной территории, в частности, схемы территориального планирования, проекты планировки (они обязательны для всех правообладателей на этой территории).
Закон Краснодарского края об основах регулирования земельных отношений (как-то так называется) оспаривался на предмет законности - КС (ОКС, упомянутое в самом-самом начале) разъяснил, что значит основа жизнедеятельности (ОКС 186-О-О 2009). Краснодарский край, как субъект РФ вправе принять закон об основах регулирования отношений. Данный закон должен соответствовать КРФ, ЗК и иному федеральному законодательству.
Так как земельный правоотношения - это и отношения по управлению в сфере использования земель, то нужно, чтобы региональный акт соответствовал и ГрК.
Земельные правоотношения - это и отношения по межеванию (установление границ ЗУ), то нужно, чтобы закон субъекта РФ соответствовал ФЗ о мелиорации, о кадастре и пр.
Закон Краснодарского края предусматривал правила образования ЗУ, где в числе прочего были указаны: пригодность земель для предполагаемого использования, недопустимость создания недостатков в расположении ЗУ (чересполосица и т.п.), доступ к землям общего пользования. Заявитель полагал, что данные правила образования ЗУ противоречат ст.35 и 55 КРФ, так как ограничивают право пользования собственника ЗУ сельскохозяйственного назначения.
КС указал со ссылкой на ПКС №8-П 2004 года, что конституционная характеристика земли как основы жизнедеятельности народов предопределяет необходимость охраны земли как важнейшей части природы. Эта необходимость существует у государства и является базовой для законодательства, регулирующего отношения в данной сфере. Такая необходимость предполагает право государства устанавливать ограничения.
Правила образования ЗУ, связанные с запретами неудобств в пользовании (чересполосица и пр.), - это вполне законно и соотносится с конституционной характеристикой земли.
ПКС 2003 №4-П было основанием для ОКС 185-О-О отметить, что ограничения права собственности землевладельца должны быть соразмерны, разумны, справедливы и т.д., учитывать права других лиц.
ППВАС №11 О порядке применения норм земельного законодательства (вроде 2005 года).
ППВАС/ППВС №№10/22 2010 года.
Закон о введении в действие ЖК в части ЗУ под многоквартирным домом.
Информационное письмо №54, 154 (???) - там вроде толкование по ЗУ. ВАС признает акты планирования нормативными, а ВС - в качестве индивидуальных.
Посмотреть материалы на личном узле по рассмотренным темам.
ПРАВА НА ЗЕМЛЮ
Обязательная судебная практика по ЗП:
1. ППВАС №11 2005 2. ППВС/ППВАС 10/22 3. ППВАС №54 2006 4. ППВАС №58 2013
Полномочия обладателей прав на землю (права землепользования).
Даже ГК содержит перечень прав на землю. Там собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование, аренда, сервитут и безвозмездное срочное пользование.
Что мы видим? То, что на землю может быть 6 разных видов прав.
Если говорить о праве на землю, то это определенные правомочия. Центральным правомочием для всех видов прав на землю - это пользование. Оно есть всегда и везде. Собственник пользуется землей, при пожизненном наследуемом владении - пользование и т.д.
Если говорить о праве пользования применительно к земле, то понятие называется "право землепользования".
Определение понятие "право землепользования" есть в презентациях. Пользование предполагает извлечение из земли полезных свойств.
Далее, право землепользования предполагает владение. Владение есть обладание. Как можно обладать ЗУ? Нужно иметь титул, подтвержденный документом, как правило.
Объект любого права на землю - это ЗУ.
Что такое ЗУ?
ЗК содержит легальное определение понятия ЗУ. Ст.11.1 так и называется - понятие ЗУ.
Анализ данной нормы, содержащей легальное определение понятия ЗУ, позволяет выделить признаки ЗУ.
Так как эта часть земной поверхности, ЗУ должен быть индивидуально определен. Что такое индивидуальная определенность ЗУ? Это наличие уникальных характеристик, позволяющих выделить ЗУ из общей массы других ЗУ и позволяющих выделить ЗУ из природного ресурса и перетянуть ЗУ из сферы публичного в сферу частного регулирования.
Индивидуализация (определение уникальных признаков) происходит путем определения границ, размера, местоположения и кадастрового номера.
У ЗУ есть адрес еще, размер, границы, кадастровый номер - это позволяет выделить ЗУ из общей массы ЗУ как объект права землепользования.
Для того, чтобы закрепить в норме права индивидуализацию, определяет необходимые для совершения действия по индивидуализации ЗУ. Эти действия определяются не только в ЗК, но и в законе о государственном кадастре недвижимости. По закону о кадастре у ЗУ могут быть уникальные и дополнительные характеристики.
К уникальным относятся граница и кадастровый номер. От границы зависит размер ЗУ. Правовой статус границы - линия, обозначающая границы ЗУ. Кроме линии есть такое понятие как "характерная точка границы ЗУ". Линия, связывающая характерные точки ЗУ в замкнутую линию, и позволяет определить площадь ЗУ. Законодатель, говоря об индивидуализации, предполагает, что при оной ЗУ должен получить уникальные характеристики, где граница - самый простой и понятный признак, индивидуализирующий ЗУ.
Так вот если фактическая индивидуализация проявляется через установление границ, то юридическая индивидуализация проявляется через установление кадастрового номера, который присваивается ЗУ и заносится в специальный реестр. Процедура присвоение кадастрового номера называется кадастровые работы по межеванию.
Индивидуальность ЗУ как объекта права проявляется через установление границ ЗУ на местности в результате проведения кадастровых работ по межеванию.
Отношения по индивидуализации - это земельные правоотношения (землеустроительные правоотношения). Для таких отношений характерен приоритет публично-правового регулирования над нормами гражданско-правового регулирования.
Участниками таких отношений являются специальные субъекты - кадастровый инженер, производящий кадастровые работы по межеванию. Для того, чтобы стать кадастровым инженером, нужно иметь образование соответствующее, сдать квалификационный экзамен в Росреестре, и получить аттестат кадастрового инженера по результатам экзамена, который даст ему право проводить кадастровые работы по межеванию.
Участниками таких отношений также являются правообладатели ЗУ либо лицо, заинтересованное в предоставлении ЗУ (соискатель ЗУ).
Кроме того, индивидуализация ЗУ проводится кадастровым инженером по заказу соискателя ЗУ или правообладателя ЗУ с привлечением третьих лиц (правообладателей соседних ЗУ).
Следовательно, в этих отношениях, носящих публично-правовой характер (судебная практика и КС признает публичный характер отношений по установлению границ), участвуют правообладатели ЗУ (правообладатели самого ЗУ и правообладатели смежных ЗУ), кадастровый инженер, и еще специальные уполномоченные органы по ведению кадастрового учета.
Именно последние присваивают земельному участку кадастровый номер, т.е. обеспечивают юридическую сторону индивидуальной определенности ЗУ. Кадастровый инженер выполняет техническую работу (определяет местоположение колышка на ЗУ, на месте которого можно поставить забор).
Уполномоченным органом является кадастровая палата Росреестра и ее территориальные органы на местах.
Кроме того, признаком ЗУ является целевое использование. Если уникальными характеристиками ЗУ являются те признаки, которые индивидуализируют ЗУ, то целевое использование - это дополнительная характеристика ЗУ.
Целевое использование ЗУ означает, что ЗУ можно использовать только по строго определенной цели. Получить ЗУ можно только для использования по определенным целям. Нельзя получить ЗУ и любоваться им. Надо им пользоваться. Законодатель обязывает правообладателя (собственник или обладатель других прав) использовать свой ЗУ.
При этом целевой характер использования проявляется через определение в публично-правовом порядке органами публичной власти целевого назначения и видов разрешенного использования для каждого земельного участка.
В данном случае в законодательстве закреплены конкретные правовые формы, в которых реализуется принцип целевого характера использования. Ст.7 ЗК содержит перечень возможных категорий земель, а документом, в котором определяется категория земель, является документ территориального планирования.
ГрК содержит перечень видов документов территориального планирования: схема территориального планирования РФ, субъектов РФ, МО, генеральный план населенного пункта. Это документы, содержащие сведения о категории земель. Причем сведения о категории земель вносятся в государственный кадастр недвижимости, где, согласно ст.7 Закона о кадастре, целевое назначение ЗУ значится как дополнительная характеристика ЗУ.
Документы территориального планирования принимаются в административном порядке. Порядок принятия таких документов прописан в ГрК.
Например, ст.21 (особенности согласования проектов схем территориального планирования муниципального района) ГрК.
Целевое назначение определяет, если хотите, стратегическое направление использования ЗУ: сельское хозяйство, застройка, рекреация. Какие-то земли сельскохозяйственного назначения будут как пашни использоваться, для внутрихозяйственных дорог и т.д. Это уже будет тактика. В застраиваемых ЗУ могут быть жилые ЗУ, производственные ЗУ, рекреационные ЗУ и т.д. Это тоже тактика. В рекреационных ЗУ (особо охраняемые территории) есть заказники, заповедники и т.д. И это тоже тактика.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |