Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Земельное право 2 страница




 

Целевое назначение устанавливается в административном порядке публичным органом. Виды разрешенного использования - это детализация установленных целевым назначением стратегических направлений использования земель.

 

Виды разрешенного использования также имеют правовую форму. Она называется "градостроительный регламент". На сегодняшний день законодатель нашел правовую форму определения видов разрешенного использования только для одной категории земель - земель населенного пункта.

 

Кроме градостроительного регламента виды разрешенного использования ЗУ могут быть предусмотрены в соответствии с ЗК (для граждан, например, ведение садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, выпас скота и т.д.) или иным законодательством (например, в законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения есть виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения).

 

Есть еще Закон о садоводческих (огородных, дачных) некоммерческих объединениях граждан №66. Там было ПКС от 14.03.2008 №7-П. Надо обратить внимание на названное постановление КС. Его нужно знать обязательно. Там как раз раскрывается позиция КС на природу садоводства как вида использования ЗУ. С 2008 года разрешается регистрация граждан в садовых домах как по месту постоянного жительства. Ну это так. Между прочим.

 

Таким образом, данный признак (целевой характер ЗУ) реализуется через документы территориального планирования и градостроительный регламент. Градостроительный регламент принимается в составе правил землепользования и застройки, и это нормативно-правовой акт.

 

Кроме того, признаком ЗУ является делимость.

 

Данный признак связан с целевым характером использования ЗУ. Нормативно-правовое регулирование для реализации данного признака - это ст.33 ЗК, в которой предусматривается в зависимости от вида использования максимальные и минимальные размеры ЗУ. Ст.11.9 ЗК РФ тоже регулирует этот вопрос.

 

Кроме того, правила делимости ЗУ закрепляются в ст.41 ГрК.

 

И если формулировать правило делимости в рамках признака, то можно сказать следующее: делимым признается ЗУ, размер которого не ниже установленный в соответствии с требованиями законодательства минимального размера. Например, в соответствии со ст.33 ЗК органы МС принимают решение о минимальных и максимальных размеров ЗУ для жилищного строительства на соответствующей территории.

 

Кроме того, минимальный размер ЗУ определяется в градостроительном регламента в составе правил землепользования и застройки.

 

Пример. Есть 56 соток. Хотим разделить на 2. А в градостроительном регламенте максимум 25 соток, а минимум 12 соток. Можно сделать 2 участка по 28 соток? Нет, нельзя. Но если есть только минимум, то можно по 28 соток, лишь бы не ниже минимума было. Минимум влияет на раздел ЗУ, а максимум могут установить, чтобы вновь предоставляемые ЗУ не превышали такого максимума. А еще максимум могут установить при приватизации в собственность бесплатно. Если максимальный размер не установлен, а действует только минимальный, то ни предоставить нельзя больше минимума (и не меньше минимума), и приватизировать можно только минимум.

 

Минимум действует на дату возникновения права. Сегодня минимум может быть 12 соток, а пять лет назад - 3 сотки. Максимальный размер в правилах делимости существенного значения не имеет, если есть минимальный размер. Если минимума нет, то применяется максимальный размер.

 

Максимальный размер применяется в строго предусмотренных нормативным актом случаях. Например, п.2.1 ст.33 ЗК - при предоставлении бесплатно многодетным семьям максимальный размер применяется. П.2 ст.33 ЗК - при приватизации максимум применяется. И для налогообложения максимальный размер применяется (ставка земельного налога в пределах максимума ниже, чем когда максимум превышен).

 

Правила делимости - там важен минимум.

 

Если установлен минимум и максимум, то выделить можно от 12 до 25 соток из 56 соток. То, что осталось после выдела, может быть больше 25 соток.

 

Виды земельных участков как объектов и земельных правоотношений, и объектов права. Законодательство выделяет 6 видов ЗУ, имеющих особенности как при их образовании и формировании, так и при их использовании.

 

1. Искусственный ЗУ

2. Садовый ЗУ

3. Дачный ЗУ

4. Огородный ЗУ

5. Приусадебный ЗУ

6. Полевой ЗУ

 

В презентации есть слайд с табличкой, разграничивающей виды прав на землю.

 

Право собственности на землю

 

Что такое собственность на землю? Применительно к праву собственности на землю - это совокупность полномочий по владению, пользованию и распоряжению землей в соответствии с целевым назначением и видами разрешенного использования землей, со способами, не приводящими к ухудшению состояния своего ЗУ и соседних ЗУ, и не причиняющих вред окружающей среде.

 

Полномочия собственника на землю - общедозволительные с ограничивающими условиями.

 

Какие ограничивающие условия? Собственник может делать на своем ЗУ все, что он считает для себя выгодным, полезным и нужным. Но при этом земельный участок как объект права собственности не перестает быть частью окружающей среды. Поэтому собственник не свободен на все сто процентов.

 

Собственник не вправе выходить за пределы установленных целевого назначения и разрешенных видов пользования.

 

Например, мы стали собственником ЗУ 56 соток. Мы не будем его делить. Мы будем его использовать. Что мы можем, и чего мы не можем? А если можем, то в какой мере? Наш участок в черте населенного пункта. Целевое назначение этого ЗУ - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования - жилая застройка (или индивидуальное жилищное строительство, например). Допустим, у нас указано индивидуальное жилищное строительство. На ЗУ располагается прочный дом постройки 1918 года, который все-таки требует ремонт.

 

Наше первое желание - отремонтировать дом, или даже снести старый и возвести новый. Давайте снесем лучше. Мы являемся собственником дома. Мы не состоим в браке.

 

Что у нас должно быть на руках? У нас есть свидетельство о праве на наследство. У нас есть кадастровый паспорт на дом и на участок. У нас есть в идеале межевой план земельного участка. И, наконец, свидетельство о государственной регистрации права собственности. То есть мы - титульный собственник ЗУ и дома. Мы принимаем решение снести старую постройку, и возвести новое строение.

 

Ст.40 ЗК содержит перечень наших земельных прав, а ст.42 ЗК - перечень наших земельных обязанностей. Первая земельная обязанность - обязанность использовать ЗУ по целевому назначению. Первое наше право - право использовать ЗУ по целевому назначению. Что это значит? Значит ли это, что мы должны жить обязательно там? Это значит, что если мы сносим жилой дом, то мы должны там опять что-то построить. Вот вам обязанность использовать ЗУ. Но обязанности проживать в доме том нету. Надо лишь содержать ЗУ в надлежащем состоянии.

Если мы приняли решение снести дом, то надо помнить, что у нас есть ограничивающие условия. В данном случае, ограничивающее условие - это разрешительный порядок получения права на застройку. Наше право на застройку - это и наша обязанность. Что касается сроков застройки ЗУ, то разрешительный порядок на реализацию право на застройку предполагает получение собственником разрешения на строительство, в соответствии с которым лицо обязано выполнить закрепленные в законе процедуры. В частности, ГрК в ст.51 предусматривает определенные законом процедуры. В числе этих процедур применительно к нашему случаю что у нас?

 

Мы как собственник ЗУ в жилом квартале обязаны заказать разработку проектной документации. Разработанную специализированной организацией проектную документацию нужно подать в орган градостроительства и архитектуры вместе со свидетельствами какими-то, и этот орган дает нам разрешение на строительство. Разрешение на строительство включает в себя и разрешение на снос старого дома, если он есть. Отключаем наше старое строение от коммуникаций, и сносим.

 

Еще ограничивающие условия заключаются не только в том, что установлен разрешительный порядок для реализации права на застройку, а еще и в том, что орган градостроительства и архитектуры, выдавая разрешение на строительство (на снос) определяет сроки и другие условия реализации права на застройку.

 

Как правило, согласно ст.51 ГрК, индивидуальное жилищное строительство может осуществляться гражданином в срок не более 10 лет. На практике разрешение на строительство может выдаваться гражданину на 3 года, на 5 лет с последующим продлением, но не больше 10 лет.

 

В первую очередь, ограничивающее условие для реализации права на застройку для собственника, связана с процедурой, с разрешительным порядком получения разрешения на строительство, а также со сроками и иными условиями реализации права на застройку.

 

Орган градостроительства и архитектуры, выдавший разрешение на строительство, вправе осуществлять контроль за соблюдением сроков и других условий. Несоблюдение сроков может повлечь административную ответственность.

 

Алексеев С.С. "Право собственности: проблемы теории" в 2008 году написал. Там рассматриваются особенности отношения вещи как к своей.

 

Возвращаясь к ограничивающим условиям, надо понимать, что лицо, ставшее собственником и решающее застраивать ЗУ, при сносе должно предусмотреть варианты утилизации материалов, оставшихся от сноса.

 

А еще реализация проекта на застройку. Ограничивающее условие - срок реализации проекта. Еще условие - разрешительный порядок оформления окончания строительства с получением разрешения на ввод в эксплуатацию. То есть мало того, что тебе надо получить разрешение на строительство, так еще надо и получить разрешение на ввод в эксплуатацию.

 

Ст.55 ГрК содержит порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

 

Кстати, реализовывать право на застройку можно только в соответствии с утвержденной проектной документацией.

 

Ст.51 ГрК - если мы обращаемся за продлением срока на застройку, то орган не может нам отказать, если мы в пределах 10 лет остаемся.

 

Зачем разрешение на ввод в эксплуатацию? А чтобы вы не отошли от проектной документации.

 

На своем ЗУ можно возводить капитальные сооружения. Для этого нужно разрешение на застройку. А еще можно возводить вспомогательные строения без получения разрешения. Вспомогательные строения можно возводить после возведения основного строительства.

 

По поводу вспомогательных строений. Как правило, вспомогательные строения, которые являются капитальными (с фундаментом и пр.), указываются в проектной документации. Вне документации и разрешений, как правило, строят некапитальные вспомогательные строения.

 

Ты строишь без разрешений на строительство, но с соблюдением градостроительного регламента. В частности, отступ от границ ЗУ (отступы могут быть установлены максимальные и минимальные). Минимальный отступ надо соблюсти обязательно. Если мы не соблюдаем минимальный отступ, то мы нарушаем права соседа. Такие соседи могут иск предъявить негаторный (например, нормы инсоляции нарушены).

 

Градостроительные нормы и правила - это требования градостроительного регламента относительно отступов от границ ЗУ, это процентное соотношение застроенной и озелененной территории (процентное соотношение определяется индивидуально в каждом градостроительном регламенте). В СПб есть правила землепользования и застройки (на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре). В идеале, если мы найдем градостроительный регламент места, где мы живем, то мы увидим, сколько зелени должно быть на ЗУ.

 

Кроме отступов и зелени, могут быть и иные требования. Например, ЗУ может быть расположен в охранной зоне памятников истории и архитектуры. Там в градостроительном регламенте могут быть дополнительные условия использования, налагающие ограничения. Например, ограничения по высоте.

 

Соответственно, при разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, надо будет выполнить требования утвержденной проектной документации. Разрешение на ввод является основанием для кадастрового учета вновь построенного дома и последующей государственной регистрации права собственности.

 

Предположим, проектная документация предполагает 2-этажный дом. Дом располагается так, что позволяет сделать два самостоятельных входа, и разделяется на 2 части. Соответственно, мы можем продать часть. Вопрос: а можем ли мы провести такие действия? Не будет ли это рассматриваться для нас как для собственника действиями, нарушающими правовой режим земельного участка? Участок ведь для индивидуального жилищного строительства. Ограничение по этажности - не выше двух.

 

П.3 ст.48 ГрК содержит определение понятию "объект индивидуального жилищного строительства": это отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более, чем 3, предназначенный для проживания одной семьи.

 

Можно продать долю в своем индивидуальном доме? Можно. Никаких ограничивающих условий нет. И тогда мы перестанем быть владельцем индивидуального жилого дома. Нас таких владельцев будет несколько. Почему так? Потому что при наследстве индивидуальный жилой дом может быть унаследован лицами, не являющихся родственниками, и никто ничего наследникам не скажет.

 

Поэтому термин "индивидуальное жилищное строительство" немного устарел. Главное, чтобы дом использовался для жилья.

 

А можно и по-другому решить эту проблему. Если признать дом и землю в качестве единого объекта.

 

Для приобретателя важно описание в договоре его прав на землю, ибо у собственника ЗУ с расположенным на нем домом, если и земля, и дом принадлежат одному лицу, есть масса ограничивающих условий, которые связаны с принципом единства судьбы дома и земли. В частности, ст.35 ЗК РФ запрещает продавать дом отдельно от ЗУ, на котором дом находится. Можно продать долю в праве на здание и долю в праве на ЗУ, или продать часть здания и часть ЗУ. А вот продать часть дома, но оставить себе полностью ЗУ нельзя.

 

Следующее ограничивающие условие для общедозволительного характера собственности - это ст.37 ЗК РФ: она регламентирует порядок совершения сделок с ЗУ. Надо сказать, что рассматривая заявление о конституционности ст.37 ЗК РФ, КС отказал в принятии этого заявления, но он отметил, что законодательство презюмирует, что приобретатель информирован о том, о чем он должен, согласно п.3 ст.37 ЗК РФ, сообщить покупателю. Презюмируется, что собственник (продавец или арендодатель) осведомлен, в частности, о видах разрешенного использования и разрешения на застройку своего ЗУ, об использовании соседних ЗУ, оказывающим существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого ЗУ. Предполагается, что продавец осведомлен о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость ЗУ. А также продавец осведомлен об иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя приобрести данный ЗУ. Это презумпция информированности предполагается и законодателем, и КС. ОКС 119-О 24.01.2013, вроде.

 

Виды разрешенного использования и целевое назначение ЗУ - это дополнительные характеристики.

 

Органы МС должны направлять в органы кадастрового учета сведения об изменениях в виды разрешенного использования и целевого назначения землей. Органы кадастрового учета должны внести эти изменения в кадастр. А органы градостроительства и архитектуры должны адресно информировать собственников ЗУ в тех зонах, где изменились виды разрешенного использования. В частности, ст.31 ГрК содержит правило порядка подготовки проекта правил застройки и землепользования, где есть в том числе и необходимость информирования собственника. Если орган не проинформирован, то собственник может требовать соответствующих мер. Однако презумпция проинформированности для собственника действует. Почему презумпция? Потому что правила землепользования и застройки, генеральный план выносятся на публичные слушания.

 

Как можно получить эту информацию? Закон о кадастре, открытые сведения кадастра (кадастровая карта на сайте Росреестра). Там по кадастровому номеру своего ЗУ можно получить информацию о дополнительных характеристиках ЗУ (т.е. и по видам разрешенного использования, и по целевому назначению).

 

У нас в СПб есть РГИС, на которую можно войти через земельный портал СПб, где можно посмотреть эту информацию онлайн.

 

Это связано со второй особенностью права собственности - правомочия собственника носят публичный характер. Сведения о праве на ЗУ внесены в ЕГРП, и каждый может ознакомиться с ним.

 

Наконец, право собственности связано с земельным правопорядком. Право собственности на землю - это центральный институт ЗП.

 

Дополнительный признак ЗУ - оборотоспособность ЗУ как объекта права собственности.

 

Оборотоспособность - четвертый признак ЗУ как объекта права собственности.

 

ЗУ может быть объектом права частной собственности только если он обладает признаком оборотоспособности.

 

Ст.27 ЗК содержит перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. ЗУ, которые не могут быть объектом частной собственности, и перечень ЗУ, ограниченных в обороте.

 

Оборотоспособность связана со значимостью земли как основы жизнедеятельности народов, проживающих на территории, и как природного ресурса. Значимость земли и явилось причиной включения перечня ЗУ, изъятых и ограниченных в обороте.

 

В основном, это ЗУ, необходимые для реализации публичных функций (ЗУ, занятые объектами обороны, безопасности, воинскими и гражданскими захоронениями, инженерными коммуникациями, возведенными в целях защиты и охраны государственных границ (линии связи и т.д.)).

 

Что касается ограничения в обороте, то к таким ЗУ относятся ЗУ, которые не могут находиться на праве частной собственности, но могут находиться в пользовании частного лица на ином праве (например, на праве аренды), либо могут поступить в собственность в соответствии с порядком, установленным ФЗ. П.5 ст.27 ЗК - перечень участков, ограниченных в обороте.

 

Отдельно регулируется оборот ЗУ земель сельскохозяйственного назначения. Там специальный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

 

Изъятие из оборота в широком смысле может быть связано с объектом, находящимся на ЗУ. Кроме объекта как критерия ограничения оборотоспособности в законодательстве предусмотрено изъятия по субъектам (например, ЗУ сельскохозяйственного назначения не могут передаваться в частную собственность иностранным лицам).

 

Кроме того, ЗУ на территории ЗАТО, если они находятся в собственности (такое может быть, но редко) - их оборот осуществляется между гражданами, проживающими на территории ЗАТО. В случае, если субъектом сделки является лицо, не проживающее на территории ЗАТО, то для такой сделки необходимо разрешение (согласование) в зависимости от режима охраны. Данный вопрос регулируется специальным законом о ЗАТО.

 

Пример. В 2013 году было рассмотрено дело в КС по последнему вопросу.

 

Понятие оборотоспособности традиционно с точки зрения ГП.

 

Кроме того, особым правилом (не в полной мере урегулированным законом) является переход ЗУ из собственности одного ППО в собственность другого ППО. Это может быть признано оборотом? Что, если РФ за плату или бесплатно передает ЗУ субъекту РФ. В ЗП это называется "разграничение прав на землю".

 

ЗУ как объект права собственности обладает названными признаками: индивидуальная определенность, делимость и целевой характер использования. Это обязательные признаки ЗУ как объекта права собственности вне зависимости от того, кто собственник: частное или публичное лицо.

 

Право собственности - совокупность правомочий. Для субъектов публичных ЗУ тоже должен быть индивидуально определен, иметь определенный размер не ниже минимума и не выше максимума, и иметь цель использования. Между публичными образованиями переход ЗУ называется "разграничение собственности на землю". Почему? Ст.214 ГК - все ЗУ находятся в государственной собственности, если не зарегистрировано право частной собственности на соответствующий ЗУ. Разграничение государственной собственности - это по сути раздел сферы ведения и сферы распоряжения ЗУ. ЗУ, находящиеся в федеральной собственности, управляются и распоряжаются ими федеральные органы. ЗУ субъектов РФ - право распоряжаться ими принадлежит органам государственной власти субъектов РФ. По большому счету РФ является субъектом разграничения, который и принимает решение, что оставить себе, а что дать субъектам РФ. А потом уже по остаточному принципу происходит "передача" (не сделка) органам МС законами субъекта РФ.

 

Сделка здесь разве? Процедура разграничения права собственности на землю регулируется ст.3 и ст.3.1 Закона о введении в действие ЗК. В ст.3 важен п.10, ибо там раскрывается содержание права публичной собственности и органы, наделенные правом распоряжаться объектами публичной собственности в случаях, если разграничение не завершено или не проведено. Это важно иметь в виду.

 

В ст.3.1 Закона о введении в действие ЗК закреплены критерии разграничения государственной собственности на землю. Говоря "разграничение", имеем в виду передачу ЗУ одним ППО другому ППО (от РФ к субъекту РФ, например). Такими критериями закон признает имущественный и территориальный. Признается, что имущество, находящееся в ведении РФ, является основанием для закрепления такого ЗУ за РФ. В случае, если имущество находится в ведении субъекта РФ, то это является основанием закрепления такого ЗУ за субъектом РФ.

 

В ст.1 ЗК закреплен принцип единства судьбы ЗУ и всех расположенных на нем объектах. Согласно этому принципу, что за чем следует? Объект за ЗУ, или ЗУ за объектом? Ст.35 запрещает продажу ЗУ и расположенного на нем здания в случае, если они принадлежат одному лицу отдельно. Ст.35 ЗК - реализация ст.1 ЗК. Что первично: здание или земля? В ст.3.1 Закона о введении в действие ЗК здание первично (земля принадлежит тому публичному образованию, кто имеет в собственности соответствующее здание).

 

Основанием возникновения права собственности субъекта РФ является Распоряжение Правительства РФ о разграничении государственной собственности.

 

Что касается муниципальной собственности, то, во-первых, объектом права собственности может быть ЗУ, индивидуально определенный, с установленным в административном порядке целевым использованием ЗУ (целевое использование - установленное в административном порядке целевой назначение и виды разрешенного использования ЗУ).

 

Основание для возникновения муниципальной собственности на ЗУ нужен закон субъекта РФ.

 

Правовой режим ЗУ состоит из совокупности правовых норм, определяющих сущность и состав следующих элементов. Целевое назначение - отнесение к определенной категории. Разрешенное использование - основное, вспомогательное, условно-разрешенное. Предельные параметры ЗУ - максимальные и минимальные нормы. Предельные параметры разрешенного строительства на земельном участке. Правовой режим зданий, которые оказывают влияние на права по использованию и распоряжению земельным участком.

 

Далее, общее правило - право собственности возникает с момента регистрации. П.10 ст.3 Закона о введении в действие ЗК содержит исключения из этого правила. Применительно к публичной собственности на землю распоряжение ЗУ может производиться и при отсутствии регистрации права публичной собственности. Отсутствие регистрации права публичной собственности не лишает органа права распоряжения соответствующим ЗУ.

 

П.10 ст.3 Закона о введении в действие ЗК определяет, какие органы власти РФ, субъекта РФ, МС могут распоряжаться.

 

Процедура передачи ЗУ от одного ППО к другому - это сделка (после всего, что мы написали)? Этот вопрос очень важный. Если процедура разграничения произведена, и если возникает вопрос изъятия ЗУ у Российской Федерации в интересах МО. Например, город строит дорогу, которая планируется пройти через военный госпиталь (дело по Челябинску). Передача ЗУ в собственность МО от РФ будет оборотом или не будет таковым? ЗУ, занятые объектом обороны, изъяты из оборота (ст.27 ЗК). Они не могут перейти в частную собственность. А в муниципальную собственность они могут перейти? А если могут, то может ли это быть признано оборотом. Когда мы будем говорить об особенностям прекращения права, мы вернемся к этому вопросу.

 

Слайд с табличкой про особенности участников правоотношений собственности на землю. В процедуре разграничения права собственности органы ППО не обладают свободой воли в полном смысле слова. Отказаться-то они могут, если основания, установленные законом есть. Если оснований нет, то и отказаться они не могут. Если это оборонный объект, то это будет основанием для отказа в выкупе частным лицом такого ЗУ. Но это не будет отказом в смысле волевого действия. Это будет отказ, установленный нормой позитивного обязывания органа.

 

Такие же ограничения существуют при процедуре передачи ЗУ из государственной собственности в муниципальную. Термин "разграничение государственной собственности" касается только отношений между РФ и субъектами РФ. Передача ЗУ из государственной собственности в муниципальную производится в рамках отношений по перечи после осуществления процедуры разграничения государственной собственности.

 

Каковы же земельные права собственника ЗУ? Основное право - право на застройку. Далее, право извлекать полезные ископаемые в соответствии с требованиями законодательства о недрах (на глубину до 5 м). Еще право использовать ЗУ (извлекать его полезные свойства) в соответствии с установленным в административном порядке целевым назначением и еще че-то там в презентации.

 

А еще есть земельные обязанности. Использовать в соответствии с целевым назначением и видами разрешенного использования, соблюдать градостроительные, санитарные, пожарные, экологические требования при использовании участка, в том числе при строительстве. Нужно сохранять межевые знаки, обозначающие границы ЗУ. Еще нужно начинать использовать ЗУ в сроки, установленные разрешением на строительство. Еще нужно закончить строительство в установленные сроки. А еще нужно осуществлять мероприятия по охране ЗУ (мелиорация, рекультивация, консервация).

 

Президиум ВАС 02.07.2013 №1039/13 посмотреть. Это даст нам возможность понять, какие задачи будут на экзамене (задачи будут из практики). Это дело по применению ст.27 ЗК. Здесь и применение принципов ЗП, и толкование земельного законодательства, отраслевого законодательства, и цивилистика.

 

В чем была суть спора в этом деле? Лицо обратилось за выкупом ЗУ, занятого гидротехническим сооружением на территории морского порта. Причал там был. В соответствии с установленным порядком было подано заявление и Комитет по управлению имуществом отказал в выкупе такого ЗУ, сославшись на ст.28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, ст.29 Закона о морских портах и ст.27 ЗК. Согласно названным нормам, так как причал является портовым гидротехническим сооружением (ст.4 Закона о морских портах), является частью объекта инфраструктуры морского порта (а ст.27 ЗК относит объекты инфраструктуры морского порта к участкам, не подлежащим отчуждению, равно как и ст.28 Закона о приватизации). А вот Закон о портах допускает право частной собственности на портовые земли, но только у инвестора, который вложился. Заявитель приобрел порт, но ничего не вкладывал (не был инвестором). Суды сказали, что он не инвестор и приватизировать ЗУ не может (т.е. специальное законодательство о портах на него не распространяется, а распространяются общие запреты ст.27 ЗК и ст.28 закона о приватизации). Надзор отменила решение нижестоящих судов и отправила на новое рассмотрение. Надзор сказал, что анализ норм земельного и специального законодательства нужно оценивать системно. Принцип единства судьбы ЗУ и объектом (ст.1 и ст.36 ЗК) должен рассматриваться как определяющий смысл нормы ст.28 Закона о морских портах, закрепляющую право на выкуп только для инвестора. Если ЗК позволяет выкупить ЗУ для собственника недвижимости, то это должно распространяться на все ситуации. Единственное препятствие для выкупа - это изъятие ЗУ из оборота. А Закон о портах еще одно требование возлагает - надо быть инвестором, то есть еще вложиться в реконструкцию. Ну, и короче сказали, что ст.28 Закона о портах узко прочтена не должна быть. Но есть ст.36 ЗК - препятствие для приватизации - это изъятие ЗУ из оборота. А морской порт - это объект, который может находиться на границе, на территории, для которой установлен особый режим охраны. Надзор отправил дело на новое рассмотрение, ибо основание для отказа было признано неправильным, а вот довод о том, в какой зоне охраны расположен порт, не исследован судом. Учитывая значимость объекта (порта) для таких объектов могут быть установлены запретные зоны, так как эти ЗУ могут быть включены в состав зоны, обеспечивающую оборонную безопасности, таможенные нужды. Согласно ст.93 ЗК надо было выяснить местоположение данного ЗУ, так как в случае, если данный ЗУ относится к публичным нуждам (используется в публичных нуждах), то препятствием для его приватизации будет ст.27 ЗК (а не ст.28 Закона о портах).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.251 сек.