КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастные особенности зрительной системы
Возрастные особенности сенсорных систем организма Развитие нервной системы человека в значительной мере определяется уровнем созревания и взаимодействия сенсорных систем в онтогенезе. Именно через эти системы в раннем постнатальном периоде устанавливается связь ребенка с внешней средой, и постепенное усложнение этого взаимодействия способствует адаптации детского организма к новым условиям. Чем более зрелая сенсорная система у организма, тем больше вариабельность возможных реакций на стимулы внешней и внутренней среды. Накопление вариантов реагирования имеет положительное значение для повышения надежности функционирования сенсорных систем. Каждая реакция сенсорной системы начинается со специфического или неспецифического раздражения ее рецепторов. Реакция на это раздражение в форме движения или вегетативной активности может возникнуть за счет включения сенсорных центров ЦНС, но формирование ощущения возникает только тогда, когда сигнал достигает высших подкорковых или корковых центров мозга. Например, мигательный рефлекс возникает у человека апериодично - в зависимости от увлажнения роговицы, а осознание мигательной реакции происходит только в том случае, когда сигнал достигает не первичных подкорковых центров (четверохолмий и коленчатых тел, реализующих этот рефлекс), а структур коры переднего мозга. Развитие сенсорных систем в онтогенезе происходит не одновременно. В первую очередь развиваются вестибулярный, обонятельный и вкусовой анализаторы, затем - кожный и, наконец - зрительный и слуховой. Ко времени рождения ребенка все сенсорные анализаторы успевают созреть, но полного развития системы достигают не сразу - они развиваются в процессе постоянного общения ребенка с внешней средой. Целенаправленное общение взрослых с ребенком может в определенной мере активизировать этот процесс. Зрительная система представляет собой сложную многозвеньевую структуру, состоящую из периферического отдела - глаза, промежуточных — подкорковых зрительных центров и конечного звена - зрительного центра в коре головного мозга. В онтогенезе анализ сигналов, поступающих от световых раздражителей, вначале заключается лишь в оценке их физических параметров, затем - в оценке их биологической значимости, и только при формировании опыта общения с данным раздражителем сигнал оценивается по его фенотипическому значению. Зрительный орган - глаз - образуется в ранний период развития плода. Уже у месячного зародыша имеется закладка глаза в виде глазного пузыря, который затем превращается в глазной бокал. Из стенок бокала образуются пигментный эпителий и сетчатка, а из ножки - зрительный нерв. У трехмесячного плода глаз представляет уже многоструктурное и многофункциональное образование: у него сформировались хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, пигментный слой, формируется ножка глазного бокала, через которую в будущем пройдет зрительный нерв. В этот же период хорошо определяются все виды нервных элементов, входящих в состав сетчатки глаза. В последующие этапы развития плода образуется роговая оболочка, запустевают сосуды стекловидного тела глаза, сосудистая капсула хрусталика атрофируется, в хрусталике формируется клеточная масса, лишенная ядерных образований, окончательно формируются цилиарное тело и радужная оболочка (табл.). Таблица
Световоспринимаюшая функция глаза развивается рано: еще в пренатальном периоде у плода можно вызвать рефлекторные движения на световые раздражения. У новорожденных о наличии светоощущения можно судить по рефлекторным реакциям, возникающим при освещении глаз, - это зрачковый рефлекс, смыкание век и др. В течение первых двух десятилетий жизни светочувствительность зрительных структур нарастает, а затем постепенно снижается. Особенно резкое падение чувствительности зрительной системы к свету наблюдается после 60 лет. Чувствительность к свету имеется у детей сразу после рождения. Достаточно сильное освещение глаз вызывает у них зрачковый и мигательный рефлексы, движение головы, временное прекращение обобщенных движений. О световой чувствительности маленьких детей судят по пороговой величине светового раздражителя, вызывающего эти реакции. Световая чувствительность у новорожденных низка. Она многократно повышается в Первые месяцы после рождения. Этот процесс продолжается приблизительно до 20 лет. Так, с 7 до 18 лет световая чувствительность увеличивается приблизительно в 2 раза. С возрастом повышается функциональная подвижность зрительных рецепторов. У детей легче, чем у взрослых, происходит слияние ощущений от следующих друг за другом вспышек света в одно ощущение, с возрастом происходит увеличение критической частоты слияния мельканий. Наибольшая частота слияния мельканий достигается к 30 годам. Наоборот, оптическая хронаксия с возрастом укорачивается. Если принять оптическую хронаксию палочкового зрения детей 4 лет за 100%, то к 6 годам она укорачивается на 20%, к 9 - на 40%, к 12-13 - вдвое и к 16 - втрое. В этом возрасте оптическая хронаксия приближается к величинам взрослых. У маленьких детей слабо развита способность зрительных рецепторов приспосабливаться к яркости света - темновая и световая адаптация. Оба эти процесса усиливаются до 20-24 лет. Несмотря на то что палочковый аппарат на периферии сетчатки у новорожденных детей достаточно развит, периферическое зрение появляется только через 5 месяцев после рождения. Для детей первых месяцев жизни свойственно узкое поле зрения. Расширение границ поля зрения происходит наиболее интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет, этот процесс продолжается и в дальнейшем. Оптическая система глаза претерпевает возрастные изменения. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому они обладают большей способностью к аккомодации, чем взрослые. Однако уже с 10-летнего возраста из-за постепенной потери эластичности изменяются преломляющие свойства хрусталика и объем аккомодации (т.е. наибольшее изменение преломляющей способности хрусталика при принятии им наибольшей выпуклой формы после максимального уплощения или в обратном направлении) снижается: с 10 до 15 лет он равен 14 дптр, в 20 лет - 10, в 25 лет - 8,5 дптр. Изменяется ближайшая точка ясного видения: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет - 8, в 20 лет - 10, в 25 лет - 12, в 30 лет - 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, надо удалять его от глаз. Несмотря на то что роговая оболочка и хрусталик у новорожденного более выпуклы, чем у взрослого, у большинства новорожденных (около 90 %) глаза характеризуются небольшой дальнозоркостью (1-3 дптр), обусловленной шарообразной формой глазного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. К 8 -12 годам дальнозоркость (гиперметропия) постепенно исчезает и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок. Однако у значительной части детей (30-40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока и, естественно, удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталик, роговица) развивается близорукость (миопия): задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. У детей близорукость может возникнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока происходит вследствие кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении, в положении сидя с большим наклоном головы, при напряжении аккомодации, происходящем при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании мелких предметов. Светочувствительность в период внутриутробного развития, судя во зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще очень низка, но быстро повышается в первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зрительного анализатора, происходит до 20 лет. О световой чувствительности маленьких детей судят по пороговой величине светового раздражителя, вызывающего зрачковый и другие рефлексы (мигательный, движение головы и др.). Низкая световая чувствительность у детей раннего возраста объясняется незрелостью сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора, в частности незаконченностью развития центральной ямки, хотя палочки сетчатки, обеспечивающие ахроматическое зрение, функционируют с момента рождения.
Светопреломляющие свойства (рефракция) глаза. Глазам большинства новорожденных детей свойственна небольшая дальнозоркость (гиперметропия), хотя у части детей (около 11%) параллельно падающие на глаз лучи фокусируются на сетчатке (эмметропия). Дальнозоркость (1-4 диоптрии) обусловлена относительно небольшим размером глазных яблок при их шарообразной форме и короткой переднезадней оси глаза, поэтому, несмотря на то что роговица и хрусталик у новорожденных более выпуклы, задний фокус оптической системы находится за сетчаткой. Преобладание гиперметропии сохраняется в грудном и в дошкольном возрасте. Увеличение размера глазных яблок и в особенности их переднезадних осей с возрастом уменьшает гиперметропию, и у большинства детей к 8-12 годам глаза становятся эмметропическими (при рассматривании далеких предметов на сетчатке получается их резкое изображение). Однако у 30-40% детей переднезадний размер глазных яблок с возрастом увеличивается чрезмерно, у них развивается близорукость (миопия). В этих случаях для получения на сетчатке резкого изображения удаленных предметов приходится носить очки с рассеивающими линзами. Причины близорукости многообразны. Предрасположенность к миопии, передается по наследству, в частности наследуется недостаточная жесткость склеры. Развитию близорукости способствует длительное рассматривание близких предметов, которое сопровождается сокращением наружных мышц глаз, обеспечивающих их конвергенцию (сведение оптических осей). Имеет неблагоприятное значение и длительное напряжение аккомодации (сокращение ресничной мышцы). Следует приучать детей держать рассматриваемые предметы на расстоянии 35-40 см от глаз, при обучении чтению и письму делать перерывы, следить за достаточной освещенностью стола или парты. Зрачковые рефлексы. Сужение зрачков при действии на глаза света наблюдается у 6-7-месячных плодов. Это один из рано развивающихся рефлексов. У новорожденных этот рефлекс также выражается в основном в виде сужения зрачка при ярком освещении, причем суживается зрачок не только освещаемого, но и противоположного глаза (содружественная реакция зрачков). Для новорожденного характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты независимо от действия светового раздражителя. Расширение зрачков при слабой освещенности выражено слабо из-за недостаточно развитой мускулатуры радужной оболочки; по этой же причине зрачок узкий. Сужение зрачков при фиксации взора на предмете происходит на 4-й неделе жизни.
У новорожденных детей диаметр зрачка составляет около 3 мм. При освещении глаза происходит сужение зрачков. Сужается зрачок не только освещаемого глаза, но и противоположного (содружественная реакция зрачков). Расширение зрачков при низкой освещенности у новорожденных развито слабо. До 5-10 лет диаметр зрачков увеличивается, а затем несколько уменьшается. С возрастом увеличивается амплитуда изменений диаметра зрачка в зависимости от освещенности (через месяц после рождения - 0,9, от 2,5 до 6 лет - около 1,5, у взрослых - 5,7 мм).
Аккомодация. Так называется приспособление глаза к получению на сетчатке резкого изображения разноудаленных предметов. Чем выше способность к аккомодации, тем ближе от глаза расположена ближайшая точка ясного видения. Данных об аккомодации в дошкольном возрасте мало, но известно, что у детей хрусталик обладает высокой эластичностью, У детей 10 лет вследствие этого объем (диапазон) аккомодации (прирост преломляющих свойств глаза при переводе взора с удаленного на близкий предмет) выше, чем у взрослых. Уже после 10 лет эластичность хрусталика снижается, что ведет к уменьшению объема аккомодации и удалению от глаза ближайшей точки ясного видения (табл.). Таблица Возрастные изменения объема аккомодации
Возрастные изменения аккомодации связаны также с изменениями свойств цинновой связки и ресничной мышцы и увеличением пере дне заднего размера глазных яблок. Движения глаз. У новорожденных можно наблюдать слежение за источником света или быстрый поворот глаз в его сторону. Однако координация движений глаз в этом возрасте несовершенна: движение глаз толчкообразны, иногда возникают движения, похожие на нистагм, нет полного соответствия движений обоих глаз. Периодически может наблюдаться сходящееся косоглазие. Координация сокращений наружных мышц глаза после рождения быстро совершенствуется. Несогласованность движений глаз и нистагмоидные движения исчезают уже через 2 недели. В конце 1-го - начале 2-го месяца формируется реакция зрительного сосредоточения: дети фиксируют глаза на блестящих предметах (до 1 -1,5 мин). Появляется конвергенция глаз. Слежение за движущимся предметом и конвергенция глаз совершенствуются к 3 месяцам после рождения. В этом возрасте движениями головы и глаз дети ищут предметы для разглядывания. Зрительное сосредоточение продолжается уже до 7-10 мин. Более сложные движения глаз, обеспечивающие последовательное восприятие предметов в их окружении и пространственных отношений между предметами, развиваются позже - в периодах раннего и первого детства. Острота зрения. Остротой зрения называется способность различать мелкие детали рассматриваемых предметов. По косвенным данным острота зрения у детей первых месяцев очень низка (табл.). С возрастом острота зрения повышается и становится близкой к норме у детей 3- 5 лет. Таблица. Возрастные изменения остроты зрения у детей
Острота зрения у новорожденных очень низка, но затем постепенно увеличивается и в 6 месяцев составляет 0,1, в возрасте 1 года - 0,2, к двум годам она составляет 0,5,а в 5-летнем возрасте приближается к норме (0,8-1), затем в большинстве случаев (80-90 %) у детей и подростков остается несколько выше (0,9-1,1), чем у взрослых. В возрасте 18-60 лет в большинстве случаев острота зрения остается практически неизменной и равна 0,8-1. Измерения остроты зрения показали довольно низкую разрешающую способность зрительного анализатора. Острота зрения устойчиво сохраняется (при нормальных физиологических нагрузках) в период от 18 до 40 лет, а затем происходит значительное ее снижение.
Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается (особенно в 6-8 лет) и продолжает расширяться до 20-25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Объемное, зрение, т.е. восприятие формы предмета начинает формироваться с 5 месяцев. Этому способствуют не только созревание сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора, но также совершенствование координации движений глаз, конвергенции и дивергенции, фиксация взора на предмете, улучшение остроты зрения, взаимодействие зрительного анализатора с другими (особо важную роль играет тактильная чувствительность, афферентация от проприорецепторов). В интервале между 6-м и 9-м месяцем ребенок приобретает способность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов. Функция слезных желез. Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. На первом месяце жизни ребенок плачет без слез. Функция слезоотделения появляется на втором месяце жизни ребенка. Жировое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы. Секрет слезных желез поддерживает переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву во влажном состоянии. Слезная жидкость в небольшом количестве секретируется со времени рождения, однако усиление слезообразования при плаче развивается позже, лишь у детей после 11/2—2 мес. Мигательный рефлекс. Мигательный рефлекс, как и зрачковый, вызывается еще у плодов. У детей в первые дни после рождения даже во время кормления глаза обычно закрыты. При действии яркого света или сильных звуках смыкание век усиливается (зажмуривание). Если глаза у новорожденного открыты, вспышка света или раздражение глаза слабой струей воздуха вызывает мигание. Скорость мигания у новорожденных относительно мала. Частота спонтанных миганий у новорожденных детей (2 мигания в 1 мин) гораздо ниже, чем у взрослых (в среднем 20 миганий в 1 мин). В первые дни после рождения ребенок открывает глаза на короткое время, причем у новорожденного еще не сформировалась система синхронизации открывания обоих глаз и их движения, глаза могут двигаться не синхронно и разнонаправленно. Фиксация взора на сетчатке отмечается с первых дней жизни ребенка. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движений (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2- недельного возраста, и составляет этот период лишь 1-2 минуты. Длительность этой реакции с возрастом увеличивается. Слежение взором за движущимся предметом и конвергенция зрительных осей при приближении предмета к глазам следуют за развитием фиксаций и к 2-2,5 месяцам довольно совершенны. Рефлекторное смыкание век при приближении к глазу предмета у новорожденного отсутствует. Асимметрия движений глаз исчезает на третьей неделе жизни, ребенок начинает различать предметы. Способность отслеживать движение предметов появляется к двум месяцам. На восьмой неделе постнатального развития появляется мигательная реакция на приближение предмета и на звуковое раздражение, что свидетельствует о формировании защитных условных рефлексов. Зрачковая реакция у новорожденного наблюдается как прямая, так и содружественная, т. е. при освещении одного глаза сужаются зрачки обоих глаз. Движения век у новорожденного замедлены и вялы, открывание глаз несимметрично. Это явление исчезает за период от 10-го дня до конца 1-го месяца. Защитный мигательный рефлекс на внезапное световое раздражение имеется с первых дней жизни. Смыкание век при приближении предметов к глазам (защитный рефлекс смыкания век) появляется с 6-й недели. Спонтанные мигания у новорожденных редкие - 1 - 3 раза в минуту, в 12 лет - 6 раз, в 20 лет - 20 раз, затем частота их постепенно уменьшается. У детей раннего возраста по той же причине слабо выражена темновая и световая адаптации зрительного анализатора. Лабильность зрительного анализатора, судя по критической частоте слияния мельканий в сплошное светоощущение, у новорожденных также резко снижена. С возрастом она повышается.
Цветовое зрение. Различение цветов (разных длин световых волн) обусловлено функцией колбочек сетчатки. Изучение электроретинограмм, имеющих у новорожденных детей низкую амплитуду, позволило уже в этом возрасте обнаружить волну, обусловленную активностью колбочек, но лишь на 3-м месяце после рождения можно выработать дифференцирование цветов при образовании сосательного пищевого рефлекса. Например, подкрепляемый свет - красный, а неподкрепляемый - зеленый, т. е. при применении зеленого света сосательных движений у ребенка не будет. В возрасте 5-6 месяцев дети начинают выбирать игрушку по цвету. Таким образом, способность к цветоразличению развивается в основном у грудных детей. Осознанное ощущение цветов формируется значительно позже. Только в возрасте 2,5-3 лет дети начинают правильно называть цвет окрашенных предметов. Развитие различения цветов и их оттенков продолжается в дошкольном и школьном возрасте. Вероятно, для развития цветоощущения имеет значение как развитие колбочкового аппарата и нейронов сетчатки, так и центральных структур, обеспечивающих зрительные ощущения. Специфическая реакция зрительного анализатора на различные цвета у детей наблюдается сразу после рождения и заключается в характерных изменениях электроретинограммы и интенсивности функционирования различных органов и систем (вегетативные показатели). Так, фотостимуляция зеленым и красным цветом вызывает разнонаправ-ленные изменения вегетативных и электрофизиологических показателей. Фотостимуляция красным цветом приводит к замедлению дыхания и сердечной деятельности, синхронизации биопотенциалов в коре, преимущественно выраженной в зрительной области. Воздействие зеленымцветомсопровождается учащением дыхания, сердечного ритма и десинхронизацией потенциалов в зрительной зоне коры. Изменение биотоков головного мозга в связи с цветовой характеристикой раздражителя, а также угасание двигательных и вегетативных компонентов реакций при многократном воздействии цветовых раздражителей свидетельствуют об участии коркового звена зрительного анализатора в осуществлении реакций на красный и зеленый цвета. Методом условных рефлексов установлено дифференцирование цветовых раздражителей с 3-4 месяцев. Порядок восприятия различных цветов предположительно таков: желтый, белый, розовый, красный, коричневый, черный, голубой, зеленый, фиолетовый. В 6 месяцев дети различают все цвета, начинают выбирать игрушки по цвету, но правильно называют все цвета лишь с 3 лет. Макулярная область глаза - зона наилучшего видения - начинает выделяться в сетчатке с 3 месяцев пренатального развития. Функционально вначале созревает периферическая часть сетчатки, а макулярная область - позже. К моменту рождения область макулы углублена по отношению к окружающей части ретины. В этот период ганглиозные клетки сетчатки уже располагаются в один слой, слои биполяров и амакриновых клеток становятся тоньше, но колбочки еще сохраняют черты незрелости - имеют округлую форму и располагаются в один ряд. Их число у новорожденного невелико - около 4 000 (16 000 у взрослых). Развитие макулы в значительной мере завершается через 16 недель после рождения ребенка, но это еще не окончательный этап морфогенеза сетчатки. Расширение всех ее слоев, и особенно плексиформных, продолжается до 10-12-летнего возраста. Следовательно, цветоощущение окончательно формируется именно к этому возрасту. При рождении ребенок не различает цвета, их дифференцировка начинается с 5-6-месячного возраста. Значительное созревание этой функции зрительной системы отмечается к 2-3 годам, когда дети могут правильно определить цвета предметов. Цветовое зрение сохраняется у человека до старческого возраста. В старческом возрасте за счет снижения активности колбочек повышаются пороги цветоощущения и цветоразличения, частично это зависит от общего снижения остроты зрения. Причем больше страдает восприятие голубой части спектра, что зависит также от изменений свойств прозрачности хрусталика. В возрасте 70-75 лет у 5%, а в возрасте 75-90 лет у 17% людей встречается атрофия клеток желтого пятна. Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его передне-задний размер равен 17,5 мм, масса - 2,3 г. Зрительная ось глазного яблока проходит латеральнее, чем у взрослого человека. Растет глазное яблоко на первом году жизни ребенка быстрее, чем в последующие годы. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70%, а к 20-25 годам - в 3 раза по сравнению с новорожденным. Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется; хрусталик почти круглый, радиусы его передней и задней кривизны примерно равны. Особенно быстро растет хрусталик в течение первого года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка равен 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает к двум годам, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается. Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы осуществляются довольно быстро. Способность к аккомодации устанавливается к 10 годам. Зрительный нерв у новорожденного тонкий (0,8 мм), короткий. К 20 годам жизни диаметр его возрастает почти вдвое. Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движения глаза возможны сразу после рождения, однако координация этих движений наступает со второго месяца жизни ребенка. Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека. Миелинизация проводящих путей зрительной системы начинается на 8-9-м месяце внутриутробной жизни и заканчивается к 3-4 месяцам постнатального развития. На 3-м месяце у плода активно развиваются подкорковые структуры зрительной системы. Латеральное коленчатое тело (ЛКТ) обособляется от таламических ядер. На 5-6-м месяце пренатальной жизни происходит деление дорсальной части ЛКТ на слои, подобно слоям коры. Формирование нейронов ЛКТ и большей части их связей заканчивается к моменту рождения. В постнатальном периоде наблюдается дальнейшее увеличение объема ЛКТ, и усиливается дифференцировка функции нейронов, последнее происходит за счет увеличения количества отростков нервных клеток. Этот процесс продолжается до 6 лет. Онтогенетическое развитие подушки зрительного бугра - функционально более сложной ассоциативной подкорковой структуры зрительной системы - идет медленнее, чем формирование ЛКТ, что обусловлено связями этой структуры с ассоциативными системами коры мозга. Дифференцировка нейронного аппарата зрительной коры идет параллельно развитию подкорковых зрительных структур. К концу 5-го месяца внутриутробной жизни в участке коры, расположенном на внутренней поверхности затылочной области, активно развивается будущее поле 17. К 6-7 месяцам пренатального развития в поле 17 коры уже сформированы все слои, благодаря чему появляется возможность устанавливать функциональные связи этой структуры с другими структурами мозга. Цитоархитектоническая дифференцировка зрительной системы, и особенно зрительной коры, не заканчивается к моменту рождения. В течение первого месяца жизни происходит значительное увеличение толщины коры, а расположение клеточных элементов становится более редким. Активный рост тел звездчатых клеток и отростков всех клеточных элементов зрительной коры очень интенсивен в течение первых месяцев жизни и продолжается до семилетнего возраста. Этот процесс имеет большое значение в формировании памяти и внимания. Зрительное восприятие предметов (предметное зрение) у детей после рождения не развито и формируется только к третьему месяцу жизни. Оно зависит от остроты зрения, моторики глаза, установления межанализаторных связей. Формирование периферических полей зрения завершается только к 5 месяцам жизни. Особенно сильное расширение границ поля зрения наблюдается в период от 6 до 7,5 лет, когда их величина возрастает примерно в 10 раз. Расширение продолжается до 20-30-летнего возраста. В старости границы полей зрения чаще всего сужаются. Причем это сужение идет неравномерно по всем направлениям, не имеет прямой корреляции с возрастом и зависит от ряда факторов, в том числе от профессии человека. Например, у машинисток, лиц, много работающих на компьютерах, используются определенные поля зрения, а другие вследствие недозагрузки ослабляются функционально. Резервы зрительной системы. Морфологические резервы зрительной системы заложены в количестве ее элементов: в сетчатке количество колбочек около 7 млн, палочек -170 млн. Число ганглиозных клеток достигает 1000 тыс. В зрительных мозговых структурах - множество нейронов. Так, в наружном коленчатом теле их около 1 млн, приблизительно столько же - в передних буграх четверохолмий, в зрительной коре - 500 млн нейронов. Нервные структуры зрительной системы обладают теми же резервными возможностями, что и нервная система в целом. Однако зрительная система имеет ряд специфических для нее резервных механизмов. Например, за счет специфических обратных связей из зрительной коры на амакриновые клетки сетчатки при недостаточном освещении она увеличивает чувствительность, а также разрешающую способность последующих слоев сетчатки и скорость проведения сигнала в подкорковые структуры, что способствует синхронизации сигналов в зрительную кору. Все это увеличивает надежность анализа характеристик зрительного раздражения. Резервы зрительной системы заложены и в межанализаторном взаимодействии. Так, звуковое раздражение высоких тонов (даже неслышимых частот - 33 тыс. Гц) обостряет остроту зрения; низкие тона снижают остроту зрения. Звуковое раздражение частотой 800-2000 Гц повышает чувствительность зрения к зелено-синей части спектра, но снижает ее к оранжево-красной его части. При этом же раздражении на 20% снижается палочковая чувствительность. Звуковое раздражение средней интенсивности повышает колбочковую чувствительность и за счет этого изменяет поля зрения: для зеленого и синего цветов они расширяются, а для оранжево-красного - сужаются. О выраженных резервах зрительной системы свидетельствует также то, что исчезновение предметного зрения, наступающее после повреждения поля 17, восстанавливается уже через 2-3 недели. Это резервирование обеспечено ассоциативными системами мозга, в том числе верхними буграми четверохолмий. Под влиянием отдельных обонятельных раздражений чувствительность зрительного различения увеличивается, сумеречное зрение улучшается, различение частоты мельканий светового раздражения также улучшается, но только для оранжево-красных цветов, а для зелено-синих - ухудшается. В то же время чувствительность глаза к зелено-синему освещению увеличивается, а к оранжево-красному - снижается. Зрительные центры мозга связаны со слуховыми, вестибулярными, проприоцептивными, вкусовыми, обонятельными, тактильными и температурными центрами регуляции. Раздражение любого из них сказывается на чувствительности зрительной системы, скорости ее реагирования и т, д. Следовательно, стимуляцией входов других сенсорных систем можно улучшить работу зрительной, т. е. повысить ее резервные возможности. Другим механизмом резервирования в зрительной системе является полушарное дублирование сигналов, идущих из одного глаза: из сетчатки каждого глаза сигналы идут в оба полушария. О широких резервных возможностях зрительной системы свидетельствует то, что сетчатка глаза может реагировать всего на несколько фотонов и в то же время - на освещение, усиливающееся в 200-250 тыс. раз. Ощущение света возникает у человека при минимальном световом потоке силой 10-17-10-18 Вт. Несмотря на высокую надежность зрительной системы, ее функционирование может ослабевать под действием ряда факторов. Например, работа у компьютерного монитора, длительные просмотры телевизионных передач ведут к снижению остроты зрения, чувствительности сетчатки к цветовым раздражениям и т.д.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |