Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности вестибулярной системы




Закладка вестибулярного аппарата происходит одновременно со слуховым - в виде единого слухового пузырька. После разделения слухового пузырька на две части верхняя дает начало маточке (utriculus) и полукружным каналам, а нижняя - мешочку (sacculus) и улитке. Анатомически полукружные каналы у человека формиру­ются в период роста эмбриона с 7 до 17 мм. Дифференциация эпите­лия на чувствительные и опорные клетки происходит у зародыша на 7-й неделе.

К этому времени чувствительный эпителий уже хорошо развит, нервные волокна контактируют с рецепторными клетками, в этот период между ними формируются синаптические образования.

Миелинизация волокон вестибулярного анализатора происходит на 4-м месяце эмбриональной жизни, т. е. в период появления пер­вых движений плода.

К 22-й неделе внутриутробного развития устанавливаются кон­такты вестибулярных ядер со спинным мозгом и с ядрами глазодви­гательных нервов. Вестибулярные ядра продолговатого мозга вы­деляются в самостоятельное образование на 6-й неделе эмбриональ­ной жизни. Наиболее рано дифференцируется как самостоятельное ядро Дейтерса, которое морфологически выделяется на 4-м месяце эмбриональной жизни и к моменту рождения достигает полной дифференцировки. Остальные вестибулярные ядра достигают морфо­логической зрелости в постнатальном периоде.

Тонические лабиринтные рефлексы появляются у плода на 4-м месяце его развития. Реакции на вращение, связанные с функцио­нированием полукружных каналов, возникают в конце внутриут­робного периода жизни.

Данные, полученные при анализе продолжительности поствра­щательного и калорического нистагма, свидетельствуют о малой возбудимости вестибулярного анализатора у детей в раннем пост­натальном периоде. Чем старше ребенок, тем больше продолжитель­ность нистагма, однако он менее продолжителен, чем у взрослых. После-60 лет отмечается повышение порога вращательного нистаг­ма, т. е. снижение возбудимости, но, с другой стороны, отмечается увеличение продолжительности субъективных эффектов после вра­щения.

После рождения наиболее рано созревает рефлекс сгибания и приведения к туловищу конечностей на стороне раздражения и раз­гибания - на противоположной стороне. Этот рефлекс, свидетель­ствующий о нормальном развитии вестибулярной системы ребен­ка, хорошо проявляется у детей первого месяца жизни, а затем исчезает. К таким же, исчезающим в норме, рефлексам относятся реф­лексы с туловища на голову: при повороте туловища рефлекторно поворачивается голова. Данный рефлекс хорошо выражен в пер­вом полугодии и исчезает к концу первого года жизни.

В раннем детском возрасте имеются вращательный нистагм, лифтный рефлекс, обхватывательный рефлекс при резком откло­нении головы. С 4-5-го месяца появляется рефлекс опоры (повы­шение тонуса мышц) ног, это подготовительный этап к формиро­ванию рефлекса стояния, который появляется к 8-9 месяцам жиз­ни. В первом полугодии у детей хорошо выражен рефлекс опоры рук: ребенок опирается о пол вытянутыми руками. Этот рефлекс совместно с рефлексом отталкивания ног при положении на жи­воте обеспечивает ползание здорового ребенка уже в первом по­лугодии его жизни.

Для второго полугодия жизни ребенка характерна высокая воз­будимость рефлекторных двигательных реакций. В последующем за счет усиления тормозных процессов коры большого мозга и моз­жечка возбудимость снижается и становится избирательной.

Условные рефлексы с участием вестибулярных центров образу­ются уже с 12-15-го дня жизни ребенка. Например, рефлекс схва­тывания легко вырабатывается при качании ребенка вверх-вниз, а с 30-го дня на вестибулярное раздражение можно выработать реф­лекс сосания, пищевого поведения.

Резервирование в вестибулярной системе, обеспечивающее ее высокую надежность, создается прежде всего за счет обилия цент­ральных связей этой системы со структурами ЦНС. Первичные ве­стибулярные ядра, расположенные в продолговатом мозге, связа­ны с мотонейронами спинного мозга, мозжечком, ретикулярной формацией ствола мозга, корой головного мозга, вегетативными ядрами гипоталамуса и других образований ствола, ядрами, регу­лирующими движения глаз.

Резервирование вестибулярной системы обеспечивается также диапазоном ее чувствительности. Так, отолитовый аппарат реаги­рует на ускорение 2 см/с2, порог различия угла наклона головы вле­во-вправо составляет всего 1°, вперед-назад-1,5-2°, полукруж­ные каналы реагируют на ускорение вращательных движений всего в 2-3 см/с2.

Вестибулярная система способна за счет тренировок компенси­ровать те дисфункции, которые возникают при ее раздражении. Эти дисфункции проявляют себя головокружением, иллюзией движения туловища, нистагмом глаз, головы, ухудшением деятельности сер­дечно-сосудистой системы, падением кровяного давления, холодным потом, побледнением кожи, тошнотой, рвотой, гипергликемией, речевыми расстройствами, нарушением условно-рефлекторной де­ятельности. Компенсация вегетативных дисфунк-ций возможна за счет вестибулярных тренировок, суть которых сводится к усилению торможения вестибулярных безусловных рефлексов. Тренировка может быть активной, пассивной и смешанной. Активная трениров­ка включает комплексы движений, дающих нагрузку на вестибуляр­ный аппарат, тренироваться можно с помощью тренажеров и без них -танцами, акробатической гимнастикой, поддержанием равно­весия с закрытыми глазами, фигурным катанием на коньках и т. п. Пассивная вестибулярная тренировка обычно проводится с исполь­зованием приборных средств, имеющих возможность вращать че­ловека в разных направлениях и с разным ускорением. Смешанная вестибулярная тренировка требует участия активных движений че­ловека во время пассивной тренировки.

Тренировке вестибулярного аппарата поддаются не все. Орга­низм некоторых людей отвечает на такую тренировку отрицатель­но. Эффект вестибулярной тренировки непостоянен и исчезает че­рез 3-4 месяца после ее прекращения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.