КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастные особенности вестибулярной системы
Закладка вестибулярного аппарата происходит одновременно со слуховым - в виде единого слухового пузырька. После разделения слухового пузырька на две части верхняя дает начало маточке (utriculus) и полукружным каналам, а нижняя - мешочку (sacculus) и улитке. Анатомически полукружные каналы у человека формируются в период роста эмбриона с 7 до 17 мм. Дифференциация эпителия на чувствительные и опорные клетки происходит у зародыша на 7-й неделе. К этому времени чувствительный эпителий уже хорошо развит, нервные волокна контактируют с рецепторными клетками, в этот период между ними формируются синаптические образования. Миелинизация волокон вестибулярного анализатора происходит на 4-м месяце эмбриональной жизни, т. е. в период появления первых движений плода. К 22-й неделе внутриутробного развития устанавливаются контакты вестибулярных ядер со спинным мозгом и с ядрами глазодвигательных нервов. Вестибулярные ядра продолговатого мозга выделяются в самостоятельное образование на 6-й неделе эмбриональной жизни. Наиболее рано дифференцируется как самостоятельное ядро Дейтерса, которое морфологически выделяется на 4-м месяце эмбриональной жизни и к моменту рождения достигает полной дифференцировки. Остальные вестибулярные ядра достигают морфологической зрелости в постнатальном периоде. Тонические лабиринтные рефлексы появляются у плода на 4-м месяце его развития. Реакции на вращение, связанные с функционированием полукружных каналов, возникают в конце внутриутробного периода жизни. Данные, полученные при анализе продолжительности поствращательного и калорического нистагма, свидетельствуют о малой возбудимости вестибулярного анализатора у детей в раннем постнатальном периоде. Чем старше ребенок, тем больше продолжительность нистагма, однако он менее продолжителен, чем у взрослых. После-60 лет отмечается повышение порога вращательного нистагма, т. е. снижение возбудимости, но, с другой стороны, отмечается увеличение продолжительности субъективных эффектов после вращения. После рождения наиболее рано созревает рефлекс сгибания и приведения к туловищу конечностей на стороне раздражения и разгибания - на противоположной стороне. Этот рефлекс, свидетельствующий о нормальном развитии вестибулярной системы ребенка, хорошо проявляется у детей первого месяца жизни, а затем исчезает. К таким же, исчезающим в норме, рефлексам относятся рефлексы с туловища на голову: при повороте туловища рефлекторно поворачивается голова. Данный рефлекс хорошо выражен в первом полугодии и исчезает к концу первого года жизни. В раннем детском возрасте имеются вращательный нистагм, лифтный рефлекс, обхватывательный рефлекс при резком отклонении головы. С 4-5-го месяца появляется рефлекс опоры (повышение тонуса мышц) ног, это подготовительный этап к формированию рефлекса стояния, который появляется к 8-9 месяцам жизни. В первом полугодии у детей хорошо выражен рефлекс опоры рук: ребенок опирается о пол вытянутыми руками. Этот рефлекс совместно с рефлексом отталкивания ног при положении на животе обеспечивает ползание здорового ребенка уже в первом полугодии его жизни. Для второго полугодия жизни ребенка характерна высокая возбудимость рефлекторных двигательных реакций. В последующем за счет усиления тормозных процессов коры большого мозга и мозжечка возбудимость снижается и становится избирательной. Условные рефлексы с участием вестибулярных центров образуются уже с 12-15-го дня жизни ребенка. Например, рефлекс схватывания легко вырабатывается при качании ребенка вверх-вниз, а с 30-го дня на вестибулярное раздражение можно выработать рефлекс сосания, пищевого поведения. Резервирование в вестибулярной системе, обеспечивающее ее высокую надежность, создается прежде всего за счет обилия центральных связей этой системы со структурами ЦНС. Первичные вестибулярные ядра, расположенные в продолговатом мозге, связаны с мотонейронами спинного мозга, мозжечком, ретикулярной формацией ствола мозга, корой головного мозга, вегетативными ядрами гипоталамуса и других образований ствола, ядрами, регулирующими движения глаз. Резервирование вестибулярной системы обеспечивается также диапазоном ее чувствительности. Так, отолитовый аппарат реагирует на ускорение 2 см/с2, порог различия угла наклона головы влево-вправо составляет всего 1°, вперед-назад-1,5-2°, полукружные каналы реагируют на ускорение вращательных движений всего в 2-3 см/с2. Вестибулярная система способна за счет тренировок компенсировать те дисфункции, которые возникают при ее раздражении. Эти дисфункции проявляют себя головокружением, иллюзией движения туловища, нистагмом глаз, головы, ухудшением деятельности сердечно-сосудистой системы, падением кровяного давления, холодным потом, побледнением кожи, тошнотой, рвотой, гипергликемией, речевыми расстройствами, нарушением условно-рефлекторной деятельности. Компенсация вегетативных дисфунк-ций возможна за счет вестибулярных тренировок, суть которых сводится к усилению торможения вестибулярных безусловных рефлексов. Тренировка может быть активной, пассивной и смешанной. Активная тренировка включает комплексы движений, дающих нагрузку на вестибулярный аппарат, тренироваться можно с помощью тренажеров и без них -танцами, акробатической гимнастикой, поддержанием равновесия с закрытыми глазами, фигурным катанием на коньках и т. п. Пассивная вестибулярная тренировка обычно проводится с использованием приборных средств, имеющих возможность вращать человека в разных направлениях и с разным ускорением. Смешанная вестибулярная тренировка требует участия активных движений человека во время пассивной тренировки. Тренировке вестибулярного аппарата поддаются не все. Организм некоторых людей отвечает на такую тренировку отрицательно. Эффект вестибулярной тренировки непостоянен и исчезает через 3-4 месяца после ее прекращения.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |