Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности слуховой системы




Слух-это способность организма воспринимать звуковые ко­лебания через сложную систему костных, мембранных и жидкостных образований наружного и среднего уха, рецепторный аппарат внут­реннего уха и соответствующие структуры центральной нервной системы.

Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ ее мягкий, покрывающая его кожа тонкая. Долька ушной рако­вины (мочка) имеет небольшие размеры. Наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых 2 лет жизни ребен­ка и после 10 лет. В длину она растет быстрее, чем в шири­ну. Наружный слуховой проход у новорожденного узкий, длинный (около 15 мм), круто изогнут, имеет сужения на границе расширенных медиального и латерального его отде­лов. Стенки наружного слухового прохода хрящевые, за ис­ключением барабанного кольца. Выстилающая наружный проход кожа тонкая, нежная. У ребенка 1 года длина наруж­ного слухового прохода около 20 мм, у ребенка 5 лет - 22 мм.

Барабанная перепонка у новорожденного относитель­но велика. Ее высота равна 9 мм, ширина, как и у взросло­го, - 8 мм. Наклонена барабанная перепонка у новорож­денного сильнее, чем у взрослого. Угол, который она об­разует с нижней стенкой наружного слухового прохода, равен 35-40°.

Барабанная полость у новорожденного по размерам мало отличается от таковой у взрослого человека, однако она кажется узкой из-за утолщенной в этом возрасте слизи­стой оболочки. К моменту рождения в барабанной полости находится жидкость, которая с началом дыхания поступает через слуховую трубу в глотку и проглатывается. Стенки барабанной полости тонкие, особенно верхняя. Задняя стен­ка имеет широкое отверстие, ведущее в сосцевидную пе­щеру. Сосцевидные ячейки у новорожденного отсутствуют из-за слабого развития сосцевидного отростка. Слуховые косточки имеют размеры, близкие к таковым у взрослого человека. Слуховая труба у новорожденного прямая, широ­кая, короткая (17-21 мм). В течение первого года жизни ребенка слуховая труба растет медленно, на втором году быстрее. Длина слуховой трубы у ребенка 1 года равна 20 мм, 2 лет - 30 мм, 5 лет - 35 мм, у взрослого человека состав­ляет 35-38 мм. Просвет слуховой трубы суживается посте­пенно: от 2,5 мм в 6 мес. до 2 мм в 2 года и до 1-2 мм у 6-летнего ребенка.

Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к таковым у взрослого человека. Костные стенки полукружных каналов тонкие, постепенно утолща­ются за счет слияния ядер окостенения в пирамиде височ­ной кости.

Нарушения развития рецепторного аппарата (спираль­ного органа), недоразвитие слуховых косточек, препят­ствующее их движению, ведут к врожденной глухоте. Де­фекты положения, формы и строения наружного уха (уродства), как правило, связаны с недоразвитием ниж­ней челюсти (микрогнатия) или даже ее отсутствием (агнатия).

Звук характеризуется четырьмя параметрами: частотой, интен­сивностью, длительностью и звуковым спектром. Этим параметрам соответствуют слуховые ощущения: высота звука, его громкость и тембр.

Слуховая система совместно с другими сенсорными системами обеспечивает ориентацию человека в пространстве: она позволяет определить удаленность источника звука и угол отклонения его от средней линии.

Кроме того, она играет важную роль во всем спектре чувствен­ных ощущений - от осознания опасности до предвкушения удо­вольствия. Она также имеет большое значение в обеспечении ком­муникативной функции человека.

Слуховая система чувствительна к частоте звука в диапазоне от 1-2 Гц до 20 кГц.

Чувствительность к силе звукового раздражения зависит от его частоты. Максимальная чувствительность слуха (т. е. низкие поро­ги раздражения, вызывающие ощущение звука) у человека лежит в пределах от 1000 до 4000 Гц. С повышением частоты звука чувстви­тельность к силе звукового раздражения значительно снижается.

Следующая характеристика звука - его громкость - измеря­ется в децибелах.

Важным является то, что слуховая система способна адаптиро­ваться к звуковым раздражениям. Длительное действие одного и того же звука снижает чувствительность к нему. В механизме адап­тации решающую роль играет изменение интенсивности звукового сигнала за счет трех факторов:

1) натяжения барабанной перепонки и ограничения подвижнос­ти стремечка среднего уха;

2) активации ретикулярной формации среднего мозга, которая угнетает активность слуховой коры;

3) возвратного торможения от корковых структур на подкорко­вые слуховые центры.

Функциональная задача слуховой системы человека - распоз­навать неречевые и речевые сигналы.

Формирование системы слуха начинается во внутриутробном периоде. На 4-й неделе эмбрионального развития происходит выделение внутреннего уха из зародышевой нервной системы, и по­чти сразу же происходит его разделение на две доли: кохлеарную и вестибулярную. К 7-й неделе образуется первый виток улитки. На 9-10-й неделе улитка имеет уже 2,5 витка, как у взрослого че­ловека, но высота ее составляет всего 3 мм. Формы, характерной для взрослого человека, улитка достигает на 5-м месяце развития плода.

Развитие кортиева органа улитки начинается с базальных отде­лов. Верхушечная часть кортиевого органа достигает зрелости в последнюю очередь.

Важнейшим моментом в развитии слуховой системы является миелинизация волокон слухового нерва. Время миелинизации ство­ловой части слуховой системы человека очень короткое-с конца 5-го до 9-го месяца внутриутробной жизни. Миелинизация же таламокортикальных путей слуховой системы заканчивается только к 4 годам. Поэтому лишь с этого возраста ассоциативные, условно-реф­лекторные функции мозга способны обеспечивать работу слуховой системы в полном объеме.

В возрасте от 1 года до 2 лет происходит постеленное исчезнове­ние границ между 1-4-м слоем коры головного мозга, формирует­ся поле 41 (слуховое) коры мозга. Но в этом возрасте ребенка кора поля 41 отличается от таковой у взрослых меньшей шириной и ве­личиной клеток. Эти различия сохраняются даже у 7-летнего ребен­ка, это говорит о том, что слуховая система ребенка этого возраста функционально еще не является полностью зрелой. Чувствитель­ность к звуку достигает максимума лишь к юношескому возрасту. Следовательно, слуховая система человека совершенствуется на протяжении многих лет. Однако способность реагировать на звук появляется еще в пренатальном периоде. Об этом свидетельствуют изменения сердцебиения плода в ответ на звуковые сигналы из внеш­ней среды.

В период новорожденности дети могут различать звуки, разня­щиеся по высоте на одну октаву, воспринимать изменения в тембре, различать время прихода звукового сигнала к левому и правому уху.

Чувствительность слухового анализатора к чистым тонам ста­новится максимальной в период между 19 и 30 годами. После 35 лет слуховая чувствительность, особенно к высоким частотам и звукам речевого диапазона, снижается.

В зрелом возрасте в слуховой системе появляются атрофические изменения, что проявляется уменьшением числа ганглиозных кле­ток улитки. К 50 годам наблюдаются атрофические изменения спи­рального ганглия, нервных волокон, идущих от кортиева органа, центральных слуховых путей.

Следует отметить, что ослабление свойств слуховой системы начинается еще в юношеском возрасте и становится заметно выра­женным к 40-50 годам, но это касается прежде всего восприятия тех звуков, с которыми человек «контактирует» редко. Разнообра­зие звуковой среды и постоянная тренировка слуха способствуют его сохранению.

До 30 лет большинство людей способно воспринимать высокие частоты - от 16 до 20 кГц, но после 35 лет граница воспринимае­мых высоких частот снижается до 15 кГц (если нет специальной тре­нировки) и к 65 годам - до 10 кГц.

Возбудимость и лабильность слуховой системы с возрастом тоже снижаются. У людей преклонного возраста в 8-10 раз по сравне­нию с молодыми снижается способность выделения речевого сиг­нала из шума.

Снижение слуха (при отсутствии патологии) с возрастом обус­ловлено в первую очередь снижением возможностей звукорецептирующей и анализирующей систем нервных образований.

Возрастные изменения слуховой функции можно разделить на три категории:

1. Нарушения проведения звука. Эти нарушения связаны со сни­жением количества передаваемой звуковой энергии слуховому ап­парату. Такое снижение обусловлено тем, что подвижность тимпально-косточковой системы с возрастом уменьшается.

2. Нарушения восприятия звука. Как правило, после 45-50 лет количество волосковых клеток кортиевого органа уменьшается, в межклеточных контактах ухудшается выделение нейромедиатора. В результате снижается количество сигналов, поступающих в цент­ральную нервную систему, и страдают процессы дифференцирова­ния слуховой информации (по сравнению с тем же в более ранних возрастных периодах).

3. Центральные нарушения связаны с уменьшением лабильно­сти нейронов и их подкорково-корковых связей.

В преклонном возрасте нередко наблюдается старческая туго­ухость, которая обусловлена прежде всего изменениями в звуковоспринимающем отделе слухового анализатора. Однако следует от­метить, что снижение слуха не всегда связано с возрастными физио­логическими изменениями, его причиной могут стать постоянно действующие шумы среды обитания человека. Эти шумы, воздей­ствуя на вегетативную нервную систему, вызывают у че­ловека стрессовое состояние.

Существует прямая зависимость между интенсивностью, продол­жительностью и повреждающим действием шума.

Продолжительность воздействия, интенсивность и психическая оценка игра­ют решающую роль в восприятии значимых сигналов. Так, например, весьма крат­кие и очень громкие шумы могут вызывать только механические, не восстанавли­ваемые повреждения звукопроводящей системы уха. Как правило, вначале возни­кают психические и вегетативные реакции, а по прошествии многих лет - по­вреждения слуха.

По мере увеличения силы звукового воздействия его поврежда­ющий эффект наблюдается у все большего числа лиц, подвергав­шихся этому воздействия в течение определенного времени (напри­мер, 5 часов). Так, при

силе звука (дБ) страдает (% лиц)
   
   
   
   
   

 

И чем больше сила звука, тем быстрее повреждается звуковой анализатор. Так, если звук силой 80 дБ, воздействующий в течение 8 часов, не повреждает слуховую систему, то увеличение его до 90 дБ ведет к нарушениям слухового анализатора уже через 25 мин, и соответственно: 95 дБ - 5 мин, 100 дБ - 2 мин, 105 дБ - 0,5 мин.

Развитие периферических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к моменту рождения. Корковые отделы анализатора, представленные в височной области, завершают свое развитие на довольно поздних этапах онтогенеза. Миелинизация проводникового отдела заканчивается к 4 годам жизни. Наружный слуховой проход узкий и сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового канала завершается к 10 годам. Среднее ухо у новорожденного ребенка заполнено слизистой жидкостью, от которой оно освобождается постепенно в течение месяца. Однако восприятие звука возможно еще в период внутриутробного развития, о чем свидетельствуют появление шевелений плода и учащение сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы антенатального рода. На сильный звук новорожденный реагирует общим вздрагиванием, сокращением мимических мышц, закрыванием глаз, открыванием рта, выпячиванием губ, урежением дыхания и пульса, условный мигательный рефлекс на звук образуется в конце 1-го месяца жизни.

Острота слуха. У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) снижен, но улучшается в конце 2-го - начале 3-го месяца жизни. Реакция на звуки, различающиеся на 4-7 тонов, возможна на 3-м или 4-м месяце жизни, нормы взрослого (тонкость различения звуков до 3/4 - 1/2 тона) ребенок достигает в 6-7 мес.

При исследовании слуха у детей в возрасте от новорожденности до 4 месяцев у родителей выясняют, пробуждает ли спящего ребёнка неожиданный громкий звук, вздрагивает ли он и плачет ли таких звуках. Положительный ответ предполагает наличие нормального слуха.

В возрасте 4-7 месяцев у родителей узнают, делает ли ребенок попытки поворачиваться к источнику звука, а также характер его голоса. В 7-9 месяцев родители могут охарактеризовать способность ребёнка локализовать источник звука. В возрасте 9-12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, должны касаться особенности локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера речевых звуков ребенка.

Для выявления поведенческих реакций при скрининговом исследовании слуха у детей до 1 года применяют звучащие игрушки, предварительно калиброванные шумомером, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты, а также узкополосный и широкополосный шумы различной интенсивности. Фиксируют различные реакции ребенка: безусловный ориентировочный рефлекс (рефлекс Моро) - экстензию тела и обнимающиe движения рук, изменение пульса, зрачковый рефлекс и др.

Реакция считается положительной, если новорожденный 3 раза отвечает на один звук одной из указанных реакций. Эта методика позволяет получить качественный ответ на вопрос: слышит ребенок или не слышит? Детей, подозрительных в отношении тугоухости, следует отбирать для наблюдения и обследования.

Слуховой аппарат ребенка воспринимает звук разной высоты (частота тонов до 32000 Гц), взрослый - от 16 до 20000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14-19 лет. С возрастом острота слуха постепенно снижается.

При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют критерии не только частоты, но и силы (громкости) тонов.

Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ - обыкновенной речи, 65 до 100 дБ - сильному шуму, а выше 100 дБ - болезненно сильному шуму. При утрате способности воспринимать звуки 30 до 70 дБ наблюдается затруднение при разговоре. При способности воспринимать звуки громкостью не менее 90 дБ (более слабые звуки не воспринимаются) констатируют почти полную глухоту. На развитие слуха у ребенка решающее влияние оказывает тренировка, особенно занятия музыкой.

 

Резервы слуховой системы. Морфологическое резервирование слуховой системы обусловлено тем, что в кортиевом органе челове­ка около 25-30 тыс. рецепторов и приблизительно столько же во­локон и клеток спирального ганглия. В стволовых ядрах улитки около 90 тыс. клеток, в нижних буграх четверохолмий и внутреннем коленчатом теле по 400 тыс. нейронов, в слуховой: коре - 10 млн нейронов.

Функциональные резервы слуховой системы обеспечиваются полимодальностью, полисенсорностью и пластичностью ее нервных элементов.

Резервирование слуховой системы обеспечивается, в частности, ее связями с двигательной, зрительной и другими сенсорными сис­темами. Резервирование слуховой системы коры обеспечено также межполушарными связями, дублирующимися в трех корковых по­лях, и практически полным дублированием функций слухового ана­лиза в первичных подкорковых центрах: задних буграх четверохолмий и медиальных коленчатых телах таламуса. Резервы слуховой системы поддерживаются большим количеством связей слуховой области коры с моторной, ассоциативной лобной и теменной ко­рой.

Неспецифические для слуховой системы раздражения, например световые, вызывают реакции нейронов во всех центральных слухо­вых структурах. Благодаря этому реакции слуховой системы на зву­ковые сигналы усиливаются под воздействием светового раздражи­теля (в хорошо освещенном помещении слуховая чувствительность выше). В лабораторных условиях быстрая смена освещенности на затемнение вызывает у испытуемых звуковые ощущения. Этот при­ем используется клиницистами для тренировки и улучшения слуха у человека.

Цветовое раздражение сетчатки глаза по-разному сказывается на слуховой чувствительности. Освещение зеленым цветом обостряет слух, а красным цветом - ухудшает его. Депривация зрения повы­шает слуховую чувствительность. То же происходит и при сенсиби­лизации тактильной чувствительности.

В случаях снижения слуховой чувствительности при дисфункци­ях нервных слуховых структур восстановление ее возможно путем электростимуляции слухового нерва методом чрезкожного воздей­ствия. Такой метод применяется, например, при лечении больных с нейросенсорной тугоухостью: стимуляция слухового нерва активи­рует работу слуховых корковых полей, увеличивает реакции на зву­ковые раздражения других корковых полей, имеющих полисенсор­ные нейроны, и за счет механизмов пространственной суммации облегчает восприятие слуховых сигналов.

Повреждение первичных и вторичных слуховых полей не при­водит к нарушению распознавания частоты звука, но если к этому присоединяется повреждение вторичной сенсомоторной коры, та возможность распознавания частотных характеристик звука пол­ностью прекращается. Следует отметить, что двустороннее повреждение слуховой коры не исключает выработку условных рефлексов на звук, это происходит за счет реализации активности резервных полисенсорных нейронов других областей мозга. Поражение слу­ховой коры не приводит и к грубым нарушениям пространственно­го слуха. Резервные возможности в этих случаях реализуются за счет затылочно-теменных и височных областей коры.

Снижение слуховой функции в раннем детском возрасте затруд­няет или полностью исключает развитие речевой функции, вызыва­ет отставание в умственном развитии.

Снижение слуха в пожилом возрасте приводит к ограничению контактов человека с окружающими, хроническому стрессовому состоянию, что в свою очередь еще более снижает слух. Своевре­менная коррекция звуковосприятия предохраняет человека от по­следствий, возникающих в результате снижения слуха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 5016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.