КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стиль педагогического общения.
Анализ результатов. Самооценка педагога. Тест приводится по кн.: Практическая психология для преподавателей /Под ред. М. К. Тутушкиной. М., 1997. Интерпретация разработана Р. Р. Калининой. Инструкция. Внимательно прочитайте слова, характеризующие отдельные качества личности. 1) Из предложенного списка выпишите в один столбик 10—20 качеств, которые характеризуют ваш идеал педагога (назовем его «мой идеал»), во второй — черты, которыми педагог обладать не должен («антиидеал»). 2) Напротив каждого выделенного Вами качества проставьте балл от 0 до 10, в зависимости от того, насколько выражено данное качество у Вас(0 баллов — если качество отсутствует полностью, 10 баллов — если данное качество ярко выражено). Сосчитайте сумму баллов в каждом столбике. После этого сосчитайте показатель самооценки: С = Сумма баллов «идеала» / Сумма баллов «антиидеала». Проанализируйте полученный результат. С < 0,6 — низкая самооценка. Педагог ставит перед собой более низкие цели, чем те, которых он может достичь. Преувеличивает значение неудач, остро нуждается в поддержке окружающих. Ему свойственна недооценка своих сил и возможностей. 0,6 < С < 0,8 — пониженная самооценка. В новой для него деятельности педагог склонен скорее обратиться за помощью к коллегам, чем самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. В знакомой деятельности чувствует себя более уверенно, чутко реагируя на мнение окружающих. Легко теряет веру в свои возможности. 0,8 < С < 1,2 — адекватная самооценка. Педагог объективно оценивает свои успехи и неудачи, одобрение и неодобрение окружающих. Ему свойственно критическое отношение к себе и оценке окружающих.
1,2 < С < 1,4 — повышенная самооценка. Педагог в новой для него ситуации чувствует себя уверенно, даже несколько самонадеянно. В случае неудачи способен проанализировать ошибки, прислушаться к мнению коллег, скорректировать собственное поведение. С выше 1,4 — завышенная самооценка. Педагог ставит перед собой более высокие цели, чем те, которые он может достичь. Относится подчеркнуто независимо к одобрению окружающих. Ему могут быть свойственны зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству. Такой педагог недостаточно самокритичен в оценке своих успехов и неудач. Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности. Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили. Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог.
испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям — с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность. Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых. Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость ивнимательность к людям. Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника. В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля. Приведенный ниже опросник позволяет определить, какому из трех основных стилей взаимодействия отдается предпочтение при общении педагога с детьми.
Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса. Источник: тест приводится по кн.: Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. Модифицировано Р. Р. Калининой. Инструкция. В каждом блоке утверждений, объединенных под одной цифрой, выберите и укажите только одно, являющееся наиболее значимым и существенным для вас. Свой выбор занесите в лист ответов. 1. а) Я всегда в хороших отношениях совсеми, даже с теми, чьи поступки не одобряю. б) Мне нравятся компании, где люди подшучивают друг над другом. в) Я всегда следую чувству долга и четко выполняю все правила. 2. а) Мне трудно бороться с самим собой. б) Я не люблю, когда другие командуют мной. в) Кое-кто имеет что-то против меня. 3. а) Уверен, что многие люди лгут, так как это им выгодно. б) Иногда я делаю такое, о чем впоследствии сожалею. в) Я всегда принимаю участие в собраниях на производстве. 4. а) Я могу так настаивать на чем-нибудь, что люди теряют терпение. б) У меня отсутствует уверенность в себе. в) Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. 5. а) Я могу быть снисходительным, когда надо мной подсмеиваются. б) Люди часто разочаровывают меня. в) Критика или порицание всегда сильно задевают меня. 6. а) Работа для меня почти всегда связана с большим напряжением. б) Я принимаю участие в играх всегда с целью выиграть. в) Я любил (а) школу. 7. а) Я очень люблю туризм. б) Я многое теряю из-за своей нерешительности. в) Я раздражаюсь, когда меня отвлекают от выполнения важного дела. 8. а) Я против подачи милостыни. б) Я привык обращаться к людям засоветом. в) Менячасто пытаются обмануть. 9. а) Ко мне часто придирается начальник. б) Я стесняюсь дурачиться в компании. в) Меня трудно рассердить. 10. а) Считаю, что ряд моих поступков нельзя простить. б) У меня часто наступает безразличие, и все кажется одинаковым. в) Я отношусь спокойно к виду страдающих животных. 11. а) Жизнь мало меня щадит. б) Меня легко охватывает гнев, но я все же успокаиваюсь. в) Я верю в конечное торжество справедливости.
12. а) Уверен, что любые поступки рано или поздно обнаруживаются. б) Согласен с теми, кто пытается взять от жизни все, что можно. в) Большинству людей безразлично, что может случиться с другими. 13. а) Самое трудное для меня в любом деле — это начало. б) Моя повседневная жизнь заполнена интересными делами. в) Мне часто говорят, что я вспыльчивый. 14. а) Мне кажется, что передо мной специально создают трудности. б) Меня очень привлекает в газетах и журналах раздел юмора. в) Я твердо рассчитываю на успех в своих делах. 15. а) Я умею заставлять людей бояться меня. б) Есть тот, кто управляет моими мыслями. в) Мое здоровье требует постоянного внимания. 16. а) Иногда меня так забавляет ловкость плута, что я начинаю ему сочувствовать. б) Иногда я чувствую, что окружающие смотрят на меня осуждающе. в) Люди часто придираются ко мне. 17. а) Человек, оставляющий вещи без присмотра и тем самым вводящий в искушение, почти так же виноват в их краже, как и вор. б) Иногда я думаю о вещах слишком плохих, чтобы говорить о них. в) Многие меня не понимают. 18. а) Я — общительный человек. б) Вопросы религии мне безразличны. в) Я люблю работать не торопясь. 19. а) Я избегаю оставаться один в темноте. б) Я люблю путешествовать. в) Лошадей, которые плохо тянут, следует бить. 20. а) Я склонен иметь несколько разных увлечений. б) Я уверен в том, что существует единственно правильное понимание жизни. в) Я редко чувствую себя счастливым и энергичным. 21. а) Окружающие меня товарищи по работе — люди честные. б) На вечеринках я предпочитаю сидеть в стороне. в) Мне не нравится, когда женщины курят. 22. а) Меня очень раздражает человек, пытающийся пролезть впереди меня без очереди. б) Порой мне кажется, что я мало на что годен. в) Я нередко встречаю начальников, которые знают не больше меня. 23. а) Я готов на многое, чтобы победить в споре. б) Я настораживаюсь, когда кто-нибудь смотрит на меня в упор. в) Я очень люблю быть с людьми. 24. а) Я прекращаю работу, которая «не клеится». б) Я хочу, чтобы судьба была более благосклонна ко мне. в) Люблю беседовать на темы нравственности и морали. 25. а) Считаю, что человек не имеет права игнорировать правила. б) Меня мало кто понимает. в) У меня есть дурные привычки, и бесполезно с ними бороться. 26. а) Если это возможно, я избегаю конфликтов. б) Я всегда избегаю конфликтов. в) Я не могу отказаться от своих намерений. 27. а) Имеются люди, которые используют мои идеи и мысли. б) Я хотел бы избавиться от своей застенчивости. в) Я придерживаюсь принципов нравственности и морали более строго, чем большинство людей. 28. а) Я полностью уверен в себе. б) Следует больше доверять людям. в) Я часто мучаюсь выбором темы для разговора. 29. а) Я не люблю обсуждать проблемы моей работы. б) Мне всегда легко выступать перед аудиторией. в) Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что не терплю проигрывать. 30. а) Я бываю просто счастлив, когда остаюсь один. б) Я предпочитаю заговаривать с людьми первым. в) Я часто испытываю чувство вины перед подчиненными мне людьми. 31. а) Мне трудно удержать внимание на чем-нибудь одном. б) Я часто становлюсь нетерпеливым при общении с непонятливыми людьми. в) Я редко испытываю чувство тревоги. 32. а) Мне легко удается сосредоточиться на любой работе. б) Поменьше препятствий, и я достиг бы гораздо больших успехов. в) Знаю, что лучше промолчать, когда я взволнован(а). 33. а) Большинство людей вступают в дружбу потому, что друзья будут им полезны. б) Уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят плохо. в) Бывает, что нескромные шутки или остроты вызывают у меня смех. 34. а) Мне приходится часто ругать детей за лень. б) Меня часто несправедливо обижает начальник. в) Всякая грязь пугает меня и вызывает отвращение. 35. а) Лучше, если бы многие законы были отменены. б) Меня очень просто увлечь новой идеей. в) Я разбираюсь в работе сам и не люблю, чтобы мне объясняли. 36. а) Я очень серьезно отношусь к работе. б) Я понимаю, что работа и дом — это важные, но разные вещи. в) Я не люблю быть на виду на своей работе. 37. а) Уверен, что большинство начальников — просто придиры. б) Меня раздражает и сердит, когда меня торопят. в) Иногда я чувствую себя излишне строгим. 38. а) Как правило, я упорно отстаиваю свое мнение. б) Считаю, что в опозданиях на работу нет ничего страшного. в) Если мое мнение уже сложилось, люди могут все-таки изменить его. 39. а) Предпочитаю, чтобы люди всегда знали мою точку зрения. б) Я всегда говорю правду человеку в глаза — пусть он знает об этом. в) Я — человек нервный и легко ранимый. 40. а) Я не испытываю смущения, входя впервые в коллектив. б) Я часто сомневаюсь в своих способностях. в) Плохие слова иногда приходят мне в голову, и мне трудно от них избавиться. 41. а) Я постоянно озабочен своими личными заботами. б) Иногда я не в силах сдерживать свои эмоции. в) Я всегда озабочен своими служебными делами. 42. а) Я легко плачу. б) Сейчас — самое счастливое время моей жизни. в) Я практически никогда не признаю свое поражение. 43. а) Я всегда читаю о том, чем в данное время занимаюсь. б) Мне бы хотелось познакомиться с известным лицом. в) Без боязни имею дело с новым коллективом. 44. а) Мое поведение зависит от общественного мнения. б) Я всегда чувствую себя полезным. в) Я не мог бы служить в армии. 45. а) Я легко забываю то, о чем мне говорят. б) У меня бывает ощущение, что окружающие стараются мне досадить. в) Вряд ли я имею много врагов. 46. а) Большинство людей опасаются за свой престиж. б) Мои манеры дома менее хороши, чем в гостях. в) Может быть, против меня что-то готовится. 47. а) Мне не нравятся драматические спектакли. б) К виду крови отношусь спокойно. в) Я лишен боязни чем-нибудь заразиться. 48. а) Всегда отстаиваю то, что считаю справедливым. б) Соблюдение законов является безусловно обязательным. в) Чувствую, что окружающие слишком требовательны ко мне. 49. а) В трудных ситуациях я всегда советуюсь. б) Полагаю, что у меня приличная память. в) Мне трудно поддерживать разговор с незнакомыми людьми. 50. а) Я часто первым заговариваю с незнакомыми людьми. б) Обычно я работаю с большим напряжением. в) Временами я изматываюсь, т. к. беру на себя слишком много. Обработка результатов. Пользуясь приведенной ниже таблицей, сосчитайте отдельно количество ваших выборов, соответствующих демократическому стилю общения, количество выборов — авторитарному и либеральному стилям общения. В таблице использованы следующие обозначения: А — авторитарный стиль общения, Д — демократический стиль общения, Л — либеральный стиль общения. Каждую из полученных трех цифр, умножьте на 2. Полученные результаты будут соответствовать степени выраженности того или иного стиля общения в %. При этом, учитывая влияние фактора социальной желательности, стиль взаимодействия будет восприниматься как авторитарный или либеральный при их степени выраженности более 30%, как демократический — более 60% Например: А=22 22x2=44 (44% авторитарности) Д=16 16x2=32 (32% демократизма) Л=12 12x2=24 (24% либерализма) Очевидно, что результирующая находится в зоне авторитарного стиля. Это означает, что при наличии 24% проявлений либерализма в общении с детьми, 32% демократизма и 44% авторитарности данный педагог в целом воспринимается в большей степени, как авторитарный человек.
Литература. 1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — К., 1989. —С. 176—180. 2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./Под ред. Т.Н. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гуревич.— СП6., 1995. 3. Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: Дисс.... канд. псих. наук. СПб., 1998 (рукопись). 4.Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — М., 1996. 5. Михайлычев Е.А. Методологические проблемы дидактической тестологии. //Материалы к апробации проектов Временных государственных образовательных стандартов. Диагностика и измерители. — Ростов-на-Дону, 1996. - С. 78-80. 6. Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогов и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ МО РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 № 468/1268. Приказ МО РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 14.12.95 № 622/1646.//Вестник образования. —1996. — № 10. 7. Общая психодиагностика./Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1987. 8. Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1990. 9. О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования. Письмо Министерства образования РФ от 7.04.99 № 70/23—16//Вестник образования. — 1999. — № 6. — С. 76—83. 10. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» (группа авторов). — М., 1995. 11. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии./ Под ред. А.Л. Крылова. — С-Пб., 1997. —С. 297— 12. Практическая психология для преподавателей./ Под ред. М. К. Тутушкиной. М., 1997. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М., 1987. 13. Психологическая диагностика./Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М., 1997. 14. Психология. Словарь./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990. 15. Словарь иностранных слов. — М., 1984. 16. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (согласовано с Минтруда России — Приложение 2 к постановлению от 17 августа 1995 года № 46)//Вестник образования. — 1995. — № 11. — С.37—90. 17. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998 18. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. 19. Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995. 20. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. — Ростов-на-Дону, 1996. — С. 90-105. 21.Энциклопедия психологических тестов: Общение, лидерство, межличностные отношения./ Под ред. А. Карелина. Москва, 1997. 22. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н, Шишкина В.А. Физическое воспитание Дошкольников. - М.,1997.-С. 159-162. 23. Гигиенические основы воспитания детей от 3-х до 7 лет; Кн. для работников дошк. учреждений/СМ. Белостоцкая, Т.В. Виноградова, В.И. Теленчи; М., - Пр., 1987./ 24. Дошкольная педагогика /Под. ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.-М., 1988.-С. 84-86.
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………..3 Общие положения………………………………………………………….......5 Права и обязанности студентов……………………………………………….6 Должностные инструкции……………………………………………………..10 Содержание деятельности студентов на психолого-педагогической практике..16 Информационный блок………………………………………………………….20 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………………20 Дошкольники группы риска……………………………………………………..23 Критерии оценки отклонений в поведении детей………………………………23 Основные виды нарушений поведения детей…………………………………..25 Отставание в психическом развитии детей……………………………………..31 Примерные ориентиры нормального развития ребенка………………………..33 Игра…………………………………………………………………………………38 Развитие культуры общения……………………………………………………….48 Диагностический блок……………………………………………………………..49 Этические принципы и правила работы психолога………………………………49 Практические задания………………………………………………………………53 Блок самоанализа……………………………………………………………………88 Литература………………………………………………………………………….113
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |