№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**)
| Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
| Оценочные средства контроля сформированности компетенции
|
| ОПК-3
Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
| знать:
- общие и специфические закономерности психического развития, особенности компенсаторного развития ребенка с ОВЗ; 1 3
- общие методические аспекты специальной психологии: цели, задачи, методологические основы, принципы, методы;
уметь:
- реализовывать личностно-ориентированный подход к развитию детей с ОВЗ с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей;
владеть:
- методами анализа причин и механизмов формирования системных отклонений в развитии.
| Модуль 1
1. Выступление на семинаре.
2. Тезисы «Теоретическое и практическое значение специальной психологии», «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества».
3. Таблица «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике».
4. Схемы: «Отрасли специальной психологии», «Межпредметные связи специальной психологии».
5. Таблица «Концептуальные методологические основы специальной психологии».
6. Конспект статьиЛ.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии».
7. Участие в деловой игре«Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное».
Модуль 2
1. Выступление на семинаре.
2. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии».
3. Участие в коллоквиуме.
4. Конспект «Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии».
5. Конспект параграфа учебника «Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии (различные значения понятия «норма»)»; «Сущность феномена нарушенного развития» (Основные подходы к пониманию проблемы «норма-патология»).
6. Определения «развитие», «отклоняющееся (нарушенное) развитие» (по В.М. Сорокину).
7. Тезисы «Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития».
8. Конспект «Фазы компенсации. Уровни компенсации».
Модуль 3
1. Выступление на семинаре.
2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития».
3. Характеристика типов отклоняющегося развития.
4. Конспект параграфа учебника «Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии».
5. Характеристики проявления специфических закономерностей психического развития при различных вариантах дизонтогенеза: нарушениях речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержке психического развития.
6. Схема «Соотношение онтогенеза, микрогенеза и функционального генеза в условиях нарушенного развития».
7. Участие в дискуссии по теме модуля.
|
| ПК-3
Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ
| знать:
- классификации нарушений развития, характеристику различных вариантов дизонтогенеза;
общие и специфические закономерности развития лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах;
уметь:
- анализировать структуру дефекта при различных нарушениях развития;
владеть:
- навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения.
| Модуль 2
1. Выступление на семинаре.
2. Схемы «Структура дефекта при различных вариантах дизонтогенеза».
3. Конспект «Фазы компенсации. Уровни компенсации».
4. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии».
5. Тезисы «Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития».
6. Участие в коллоквиуме.
Модуль 3
1. Выступление на семинаре.
2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития».
3. Характеристика типов отклоняющегося развития.
4. Конспект параграфа учебника «Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии».
5. Характеристики проявления специфических закономерностей психического развития при различных вариантах дизонтогенеза: нарушениях речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержке психического развития.
6. Участие в дискуссии по теме модуля.
Модуль 4
1. Выступление на семинаре.
2. Тезаурус «Категориальный аппарат специальной психологии».
3. Конспект параграфа учебника «Компенсация, коррекция, и реабилитация как категории специальной психологии».
4. Конспект параграфа учебника«Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация».
5. Определение понятия «интеграция», «интеграция в общество», «социализация», «социальная адаптация», «сегрегация».
6. Участие в деловой ролевой игре: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление).
|
| ПК-5
Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
| знать:
- современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ;
- специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ;
уметь:
- осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений;
- определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития;
владеть:
- приемами адаптации диагностических методик и стимульного материала с учетом структуры нарушений.
| Модуль 2
1. Выступление на семинаре.
2. Тезисы «Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития».
3. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии».
4. Участие в коллоквиуме.
Модуль 3
1. Выступление на семинаре.
2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития».
3. Характеристики проявления специфических закономерностей психического развития при различных вариантах дизонтогенеза: нарушениях речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержке психического развития.
4. Характеристика типов отклоняющегося развития.
5. Участие в дискуссии по теме модуля.
Модуль 4
1. Выступление на семинаре.
2. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».
|