Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль I. Введение в общую психологию




ЧижковаМ.Б.

МОСКВА

ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

М.Б. Чижкова

 

 

 

УДК 159.9

ББК 88.3я73

Ч-59

 

Рекомендовано РИС ГБОУ ВПО «ОрГМУ» Минздрава РФ в качестве учебно-методического пособия по дисциплине «Общая психология» для студентов, обучающихся по специальности 37.05.01 – Клиническая психология (регистрационный номер №381, протокол от 15 мая 2015 г.).

 

 

Рецензенты:

Е.Ю. Антохин, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии и психотерапии ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ

Л.С. Самсоненко, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Министерства образования РФ

 

 

Ч-59 Практикум по общей психологии: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов. – М.: Издательство «Перо», 2016. – 200 с.

 

 

Практикум разработан в рамках ФГОС по специальности 37.05.01. – Клиническая психология и является конструктивной формой организации и контроля образовательной деятельности студентов как при подготовке к практическим занятиям, так и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. В пособии представлены темы практических аудиторных занятий, задания для самостоятельной работы студентов, рубежного контроля по окончании изучения каждого модуля дисциплины, тестовые задания для самоконтроля, а также психодиагностический инструментарий для самопознания и рефлексии студентами собственных психических процессов, состояний и свойств.

Адресовано студентам. Представляет интерес для преподавателей колледжей, техникумов и высших профессиональных учебных заведений.

 

ISBN 978-5-906883-78-0 © ЧижковаМ.Б., 2016.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………  
Модуль I. Введение в общую психологию…………………….…………....  
Практические занятия……………………………………………………..  
Обязательная самостоятельная работа по Модулю I.…………………...  
Вопросы к коллоквиуму по Модулю I …..………………………………  
Тестовые задания для самоконтроля по Модулю I.……………….……  
Задания для необязательной самостоятельной работы по Модулю I …  
Модуль II. Психические процессы……………………………………….....  
Практические занятия……………………………………………………..  
Обязательная самостоятельная работа по Модулю II.…………………..  
Вопросы к коллоквиуму по Модулю II…..………………………………  
Тестовые задания для самоконтроля по Модулю II.……………….……  
Задания для необязательной самостоятельной работы по Модулю II…  
Модуль III. Категория личности в психологии…………………………...  
Практические занятия……………………………………………………...  
Обязательная самостоятельная работа по Модулю III.…………………  
Вопросы к коллоквиуму по Модулю III…..……………………………...  
Тестовые задания для самоконтроля по Модулю III…………….……...  
Задания для необязательной самостоятельной работы по Модулю III... Список использованной литературы……………………………………….  
   
   

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Общая психология» относится к базовой части профессионального цикла (С3) дисциплин ФГОСпо специальности 37.05.01 – Клиническая психология.

Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту её нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности её проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.

Дисциплина «Общая психология» имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов по специальности Клиническая психология, так как без знания общего невозможно разобраться в частном.

Цель изучения дисциплины «Общая психология» -формирование у студентов общепсихологических теоретических знаний о понятии и структуре психических процессов, психических свойств и психических состояний личности, а также практических умений и навыков применения данных знаний в профессиональной деятельности клинического психолога.

Задачи изучения дисциплины «Общая психология»:

Обучающая: формирование у студентов системы научных понятий о сущности, признаках, функциях, качественных и динамических характеристиках структурных составляющих психики человека: психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических состояний и психических свойств личности.

Развивающая: развитие у студентов умений сравнения, логического анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации основных теоретических фактов и положений общей психологии; формирование потребностей и мотивов профессионального становления и развития; формирование умений самопознания, самоанализа, саморазвития и самосовершенствования себя как личности и профессионала.

Воспитывающая: воспитание стремления к повышению своего общекультурного, интеллектуального и профессионального уровня, интереса к психологической науке, понимания её значимости в жизнедеятельности человека и общества; формирование ценностного отношения к профессии клинического психолога, уважения к личности клиента на основе гуманистических принципов взаимодействия с окружающим миром.

Структура Практикума соответствует содержанию дисциплины «Общая психология» и представлена тремя модулями:

– Модуль I. Введение в общую психологию.

– Модуль II. Психические процессы.

– Модуль III. Категория личности в психологии.

Каждый модуль включает в себя технологические карты практических аудиторных занятий, задания для обязательной самостоятельной работы, задания рубежного контроля по окончании изучения каждого модуля, тестовые задания для самоконтроля, а также задания для необязательной самостоятельной работы.

Практическое занятие форма организации учебного процесса, направленная на повышение студентами практических умений и навыков посредством группового обсуждения темы, учебной проблемы под руководством преподавателя.

На практическом занятии отрабатываются вопросы, запланированные преподавателем. Но в отличие от лекций, носящих теоретический характер, практические занятия направлены на решение следующих задач:

- осмысление, обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

- установление связи теории и практики, формирование умений применять полученные знания на практике, осознание связи научных психологических знаний с их будущей профессиональной деятельностью;

- формирование навыков и умений интеллектуальной и учебной деятельности, развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;

- выработка таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Технологическая карта практического занятия включает в себя вопросы для самоподготовки (план занятия), основные понятия каждого вопроса занятия, рекомендуемую обязательную, дополнительную литературу и литературу для углубленного изучения изучаемой темы, задания для самостоятельной работы к практическому занятию, задания для самопознания и саморазвития «Я познаю себя».

Рубежный контроль проводится в рамках аудиторных занятий и завершает обучение по каждому модулю. Основной формой рубежного контроля в курсе общей психологии выступает коллоквиум.

Коллоквиум – форма контроля, цель которой состоит в выяснении степени усвоения материала по какой-либо крупной теме всей группой. Проводится в виде фронтального опроса, но более длительное время и с большей глубиной получаемых от студентов ответов. Предполагаемый объем ответа студента на коллоквиуме не должен быть большим (примерно 1,5-2 минуты), чтобы успели ответить все студенты. Ответ студента на коллоквиуме всегда комментируется кратко: «верно-неверно». На коллоквиуме не спрашивают по желанию. Для получения положительной отметки каждый студент должен ответить на 2-3 вопроса.

Самостоятельная работа студентов – это овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех сферах организации обучения, как под руководством преподавателя, так и без него. В процессе изучения общей психологии используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

1) обязательная самостоятельная работа, основными формами которой выступают:

– анализ учебной литературы (учебное пособие) по предлагаемому алгоритму;

– написание «Психологического резюме» к статье из научного журнала по предлагаемому алгоритму;

– выполнение письменных домашних заданий;

– работа с тестами для самоконтроля.

2) необязательная самостоятельная работа, основными формами которой являются:

– составление опорных схем и таблиц;

– составление тематических кроссвордов, ребусов, буклетов;

– составление мультимедийных презентаций.

Тестовые задания для самоконтроля включают в себя:

– задания с одним правильным вариантом ответа;

– задания с несколькими правильными вариантами ответа;

– задания на установление соответствия;

– задания на установление правильной последовательности изложения фактов и явлений.

Особое место в структуре каждого модуля отводится блоку заданий диагностического характера «Я познаю себя». Данные задания способствуют развитию у студентов умений самопознания, самоанализа и саморазвития. Выполнение предлагаемых заданий осуществляется обучающимися самостоятельно дома, а обработка и интерпретация осуществляются совместно с преподавателем на практическом занятии.

Процесс изучения дисциплины «Общая психология» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

- способность и готовность к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-7);

- способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).

 

б) профессиональных (ПК):

- готовность к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активно включен в сеть профессионального сообщества, ведет постоянное информационное наблюдение за предметной областью, анализирует динамику ее развития, поддерживает активные контакты с коллегами, активно информирует профессиональное сообщество о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК-1);

- готовность инициировать психологические исследования: определять области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверять и оценивать существующие методы, техники и модели, выявлять возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2 );

- умение формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, обеспечивать пациента (клиента) и медицинского персонала (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации (ПК-8);

- владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК- 21);

- владение навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК- 22);

- готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).

В результате изучения дисциплины «Общая психология» студент должен:

Знать:

- предмет, задачи, структуру, особенности и методологические основы психологии;

- методы психологического исследования;

- понятие, особенности и структуру психики человека;

- физиологические основы психики человека, основные теории физиологических основ психики человека;

- стадии развития психики в филогенезе;

- понятие сознания человека, его функции, структуру, соотношение сознания и бессознательного в структуре психики человека;

- психологическую теорию деятельности, структуру и виды деятельности человека;

- понятие, физиологические основы, основные характеристики и значение сенсорно-перцептивных процессов познания;

- понятие, физиологические основы, основные характеристики, виды и процессы памяти;

- понятие, физиологические основы, основные характеристики и значение высших психических познавательных процессов (воображение, мышление, речь);

- понятие, физиологические основы, основные характеристики, виды и свойства внимания в структуре психических познавательных процессов;

- понятие эмоциональной сферы личности, основные характеристики и виды эмоциональных переживаний человека;

- понятие волевой сферы личности, этапы волевого акта, волевые качества личности, условия формирования и развития воли человека;

- понятие и основные концепции личности в психологической науке;

- структуру личности;

- понятие направленности личности и её основные формы;

- понятие индивидуально-психологических особенностей личности;

- понятие способностей, соотношение способностей и задатков, виды и уровни развития способностей;

- понятие, физиологические основы, психологические свойства и типы темперамента;

- понятие характера человека, соотношение темперамента и характера классификацию черт характера, условия формирования и развития характера;

- психологические образования личности (самосознание, образ-Я, самооценка, уровень притязаний, Я-концепция);

- понятие и основные виды психологических механизмов защиты личности.

Уметь:

- воспроизводить основные психологические понятия и термины;

- устанавливать взаимосвязи между психологическими терминами, теориями, положениями;

- выделять научные психологические факты и теоретические положения в структуре научного знания о человеке;

- критически осмысливать психологические факты и теоретические положения в структуре научного знания о человеке;

- решать понятийно-терминологические и проблемно-ситуационные задачи на основе сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения психологических фактов и теоретических положений;

- формулировать и обосновывать собственную личностную позицию по отношению к психологическим фактам и теоретическим положениям;

- составлять программу самопознания и саморазвития по собственному замыслу и на основе результатов исследовательской деятельности;

- осуществлять поиск научной и практико-ориентированной психологической информации в каталогах периодических изданий и в сети Интернет;

- определять практическую значимость результатов психологических исследований для различных сфер жизнедеятельности человека и общества.

Владеть:

- разнообразными способами работы с психологическими учебными и научными текстами, сетью Интернет;

- навыками устного и письменного объяснения и интерпретации психологических фактов и явлений жизнедеятельности человека;

- разнообразными способами представления и преобразования психологической информации (текстовый, табличный, графический, мультимедийный, видео- и звуковые ряды и др.);

- навыками проведения психологического исследования по заданному образцу и по самостоятельно разработанному плану;

- навыками передачи результатов психологического исследования в виде конкретных рекомендаций в терминах предметной области знаний психологической науки.

В целом, использование Практикума в процессе изучения дисциплины «Общая психология» способствует формированию у студентов:

– умений работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в области психологических знаний, отличать существенную информацию от несущественной;

– способности учитывать многообразие точек зрения на проблему, принимать во внимание контекст любой информации;

– умения самостоятельно формулировать гипотезы и задавать вопросы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

– умений и навыков самоорганизации и самоконтроля собственной учебно-профессиональной деятельности и др.;

– практических навыков и умений по применению общепсихологических знаний для научного подхода в своей профессиональной деятельности, осуществлению учебно-исследовательской деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.