Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 3. Сознание и неосознаваемые (бессознательные) психические явления в структуре психики человека.




1. Сознание: понятие, функции, структура.

2. Теории происхождения сознания человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).

3. Понятие и виды неосознаваемых (бессознательных) психических явлений.

4. Неосознаваемые (бессознательные) психические явления в психоанализе З. Фрейда и общепсихологической концепции установки Д.Н. Узнадзе.

Основные понятия:

1 вопрос: способы существования психического в понимании сущности сознания человека; основные подходы к решению проблемы поиска мозговых основ сознания: концепция «светлого пятна», концепция повторного входа возбуждения и информационного синтеза, концепция взаимосвязи сознания с общением и речью; основные планы рассмотрения проблемы сознания: философско-психологический, общепсихологический и психолого-прикладной; основные характеристики сознания в свете диалектико-материалистического понимания сознания в отечественной психологической науке: сознание как единство переживания и знания, сознание как осознание человеком окружающего мира и самого себя, соотношение сознания и бессознательного, основные отличительные черты сознания человека от индивидуально-изменчивого поведения животных, детерминация сознания, свобода и необходимость, семантическое содержание сознания; функции сознания: регуляция и рефлексия; познание, переживание, отношение к миру, рефлексия, регулирование поведения и деятельности; структура сознания по А.Н. Леонтьеву: чувственная ткань, значения и личностный смысл; структура сознания по А.В. Петровскому: совокупность знаний об окружающем мире, выделение «Я» из окружающего мира, целеполагающая деятельность, определенное отношение к окружающему миру и к самому себе;

2 вопрос: предпосылки возникновения человеческого сознания: труд, язык и речь; изготовление орудий труда и коренная перестройка структуры поведения человека; изменения в деятельности человека под влиянием языка; высшие психические функции и культурно-историческая теория происхождения сознания Л.С. Выготского; отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность, социальность; три основные части концепции Л.С. Выготского: «Человек и природа», «Человек и его собственная психика», «Генетические аспекты»; деятельностная теория происхождения сознания А.Н. Леонтьева; труд и формирование сознания человека; человеческие сообщества и принципы их существования; речь и развитие коммуникации между членами человеческих сообществ;

3 вопрос: понятие неосознаваемых (бессознательных) психических явлений; основные классы проявления неосознаваемых (бессознательных) психических явлений: неосознаваемые побудители деятельности, неосознаваемые механизмы, механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов, надсознательные явления, структуры общественного бессознательного; психофизиологические исследования природы неосознаваемых психических явлений; ведущая роль правого полушария в протекании несознаваемых психических явлений;

4 вопрос: психоанализ З. Фрейда; катарсис (очищение), постгипнотическое внушение; вытеснение и бессознательное; виды бессознательного (латентное и вытесненное); метод свободных ассоциаций и понятие о либидо; инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт; представления о структуре личности в теории З. Фрейда: Оно, Я и сверх-Я; защитные механизмы личности: вытеснение, регрессия, сублимация и др.; понятие установки в общепсихологической концепции Д.Н. Узнадзе; объективный и субъективный факторы установки; фиксированная установка и условия её возникновения; общие психологические особенности фиксированной установки: иррадиация, нефеноменальность, этапы формирования, готовность к активации, повторение акта действия; дифференциальные особенности фиксированной установки: возбудимость, статичность и динамичность, пластичность и грубость, генерализация и иррадиация, константность и вариабельность, стабильность и изменчивость, прочность; принципиальные отличия психоанализа З. Фрейда и общепсихологической концепции установки Д.Н. Узнадзе в понимании неосознаваемых (бессознательных) психических явлений.

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 88-121; 149-162.

2. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 2. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013.-728 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15272. - ЭБС «IPRbooks».

3. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013.- 688 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15273. - ЭБС «IPRbooks».

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 26-39.

Литература для углубленного изучения:

1. Арбекова О.А., Гусев А.Н. Влияние установок разного уровня на скорость зрительного поиска // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 147-159.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с. – С. 124-158.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 91-104.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 320 с. – С. 62-72.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. – С. 134-162.

6. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. – С. 69-90.

7. Фрейд З. Психология бессознательного. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с. – С. 181-306; 307-390.

8. Чуприкова Н.И. Интроспекция и явления сознания в системе естественнонаучной психологии // Вопросы психологии. – 2010. – №2. – С. 3-20.

Задания для самостоятельной работы к занятию №3

Задание 1. Используя материалы лекции и практического занятия, раскройте следующие понятия по теме «Сознание и неосознаваемые (бессознательные) психические явления в структуре психики человека»: сознание, чувственная ткань, значение, личностный смысл, неосознаваемое (бессознательное), неосознаваемые побудители сознательной деятельности, неосознаваемые механизмы, механизмы подпорогового восприятия, надсознательные явления, структуры общественного бессознательного, установка, фиксированная установка.

 

Задание 2. Составьте к материалу практического занятия «тонкие» и «толстые» вопросы (по 1 на каждый вопрос).

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Объясните, почему? Почему вы считаете…? В чем различие….? Предположите, что будет, если…..? На что это похоже? Кто? Что? Когда? Может….? Будет ли...? Мог ли…? Было ли …? Согласны ли вы, что? Верно ли, что?

 

Задание 3. Согласны ли вы с приведёнными тезисами? Ответ аргументируйте с точки зрения современной психологии сознания и неосознаваемого (бессознательного).

3.1 Моё отношение к среде есть моё сознание.

3.2 Если психика связана с рефлексами, значит, психика и сознание есть рефлекс.

3.3 Сознание есть отражение действительности – истинное или превратное.

3.4 Сознание – это всегда знание о чём-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания.

3.5 Бессознательное немыслимо без осознаваемого.

3.6 Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.

 

Задание 4. Прочитайте приведенное ниже высказывание. Значит ли это, что такие «живые головы» будут обладать сознанием? Аргументируйте свой ответ.

Наука пришла к выводу, что человек умирает тогда, когда умирает его мозг. Но отсюда следует и обратный вывод: человек живет, пока живет его мозг – пусть даже тело его умерло. Сегодня в клиниках уже имеются «живые трупы» − люди, чья мозговая деятельность прекратилась навеки, но в теле которых жизнь поддерживается с помощью искусственного дыхания и питания. Завтра могут появиться «живые головы» − мозг без тела.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.