КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие № 3. Сознание и неосознаваемые (бессознательные) психические явления в структуре психики человека.
1. Сознание: понятие, функции, структура. 2. Теории происхождения сознания человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). 3. Понятие и виды неосознаваемых (бессознательных) психических явлений. 4. Неосознаваемые (бессознательные) психические явления в психоанализе З. Фрейда и общепсихологической концепции установки Д.Н. Узнадзе. Основные понятия: 1 вопрос: способы существования психического в понимании сущности сознания человека; основные подходы к решению проблемы поиска мозговых основ сознания: концепция «светлого пятна», концепция повторного входа возбуждения и информационного синтеза, концепция взаимосвязи сознания с общением и речью; основные планы рассмотрения проблемы сознания: философско-психологический, общепсихологический и психолого-прикладной; основные характеристики сознания в свете диалектико-материалистического понимания сознания в отечественной психологической науке: сознание как единство переживания и знания, сознание как осознание человеком окружающего мира и самого себя, соотношение сознания и бессознательного, основные отличительные черты сознания человека от индивидуально-изменчивого поведения животных, детерминация сознания, свобода и необходимость, семантическое содержание сознания; функции сознания: регуляция и рефлексия; познание, переживание, отношение к миру, рефлексия, регулирование поведения и деятельности; структура сознания по А.Н. Леонтьеву: чувственная ткань, значения и личностный смысл; структура сознания по А.В. Петровскому: совокупность знаний об окружающем мире, выделение «Я» из окружающего мира, целеполагающая деятельность, определенное отношение к окружающему миру и к самому себе; 2 вопрос: предпосылки возникновения человеческого сознания: труд, язык и речь; изготовление орудий труда и коренная перестройка структуры поведения человека; изменения в деятельности человека под влиянием языка; высшие психические функции и культурно-историческая теория происхождения сознания Л.С. Выготского; отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность, социальность; три основные части концепции Л.С. Выготского: «Человек и природа», «Человек и его собственная психика», «Генетические аспекты»; деятельностная теория происхождения сознания А.Н. Леонтьева; труд и формирование сознания человека; человеческие сообщества и принципы их существования; речь и развитие коммуникации между членами человеческих сообществ; 3 вопрос: понятие неосознаваемых (бессознательных) психических явлений; основные классы проявления неосознаваемых (бессознательных) психических явлений: неосознаваемые побудители деятельности, неосознаваемые механизмы, механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов, надсознательные явления, структуры общественного бессознательного; психофизиологические исследования природы неосознаваемых психических явлений; ведущая роль правого полушария в протекании несознаваемых психических явлений; 4 вопрос: психоанализ З. Фрейда; катарсис (очищение), постгипнотическое внушение; вытеснение и бессознательное; виды бессознательного (латентное и вытесненное); метод свободных ассоциаций и понятие о либидо; инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт; представления о структуре личности в теории З. Фрейда: Оно, Я и сверх-Я; защитные механизмы личности: вытеснение, регрессия, сублимация и др.; понятие установки в общепсихологической концепции Д.Н. Узнадзе; объективный и субъективный факторы установки; фиксированная установка и условия её возникновения; общие психологические особенности фиксированной установки: иррадиация, нефеноменальность, этапы формирования, готовность к активации, повторение акта действия; дифференциальные особенности фиксированной установки: возбудимость, статичность и динамичность, пластичность и грубость, генерализация и иррадиация, константность и вариабельность, стабильность и изменчивость, прочность; принципиальные отличия психоанализа З. Фрейда и общепсихологической концепции установки Д.Н. Узнадзе в понимании неосознаваемых (бессознательных) психических явлений. Литература для подготовки Обязательная: Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115 Дополнительная: 1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 88-121; 149-162. 2. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 2. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013.-728 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15272. - ЭБС «IPRbooks». 3. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013.- 688 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15273. - ЭБС «IPRbooks». 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 26-39. Литература для углубленного изучения: 1. Арбекова О.А., Гусев А.Н. Влияние установок разного уровня на скорость зрительного поиска // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 147-159. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с. – С. 124-158. 3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 91-104. 4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 320 с. – С. 62-72. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. – С. 134-162. 6. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. – С. 69-90. 7. Фрейд З. Психология бессознательного. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с. – С. 181-306; 307-390. 8. Чуприкова Н.И. Интроспекция и явления сознания в системе естественнонаучной психологии // Вопросы психологии. – 2010. – №2. – С. 3-20. Задания для самостоятельной работы к занятию №3 Задание 1. Используя материалы лекции и практического занятия, раскройте следующие понятия по теме «Сознание и неосознаваемые (бессознательные) психические явления в структуре психики человека»: сознание, чувственная ткань, значение, личностный смысл, неосознаваемое (бессознательное), неосознаваемые побудители сознательной деятельности, неосознаваемые механизмы, механизмы подпорогового восприятия, надсознательные явления, структуры общественного бессознательного, установка, фиксированная установка.
Задание 2. Составьте к материалу практического занятия «тонкие» и «толстые» вопросы (по 1 на каждый вопрос).
Задание 3. Согласны ли вы с приведёнными тезисами? Ответ аргументируйте с точки зрения современной психологии сознания и неосознаваемого (бессознательного). 3.1 Моё отношение к среде есть моё сознание. 3.2 Если психика связана с рефлексами, значит, психика и сознание есть рефлекс. 3.3 Сознание есть отражение действительности – истинное или превратное. 3.4 Сознание – это всегда знание о чём-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания. 3.5 Бессознательное немыслимо без осознаваемого. 3.6 Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.
Задание 4. Прочитайте приведенное ниже высказывание. Значит ли это, что такие «живые головы» будут обладать сознанием? Аргументируйте свой ответ. Наука пришла к выводу, что человек умирает тогда, когда умирает его мозг. Но отсюда следует и обратный вывод: человек живет, пока живет его мозг – пусть даже тело его умерло. Сегодня в клиниках уже имеются «живые трупы» − люди, чья мозговая деятельность прекратилась навеки, но в теле которых жизнь поддерживается с помощью искусственного дыхания и питания. Завтра могут появиться «живые головы» − мозг без тела.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |