Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 2. Понятие психики. Естественнонаучные основы понимания психики.




1. Мозг и психика. Физиологические основы психики в трудах ведущих отечественных ученых (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, П.К. Анохин и др.).

2. Специализация мозговых полушарий. Межполушарная асимметрия.

3. Филогенез психики.

4. Понятие и функции психики человека. Структура психических явлений.

Основные понятия:

1 вопрос: психофизиологическая проблема в психологии; «психофизический параллелизм»; «теория взаимодействия»; «теория тождества»; диалектическое единство физиологического и психического; соотношение психических процессов к мозгу, теории локализационизма и антилокализационизма; решение психофизиологической проблемы в отечественной науке; естественнонаучная теория регуляции поведения И.М. Сеченова: рефлекс, рефлекторная дуга, структура рефлекса; учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности: временная нервная связь, анализатор, безусловный и условный рефлекс, сигнальная система, законы и принципы существования временных нервных связей: принцип замыкания нервных связей, торможение нервных связей, принцип генерализации и концентрации, закон взаимной индукции, динамический стереотип; теория системной динамической локализации А.Р. Лурия: принципы функциональной организации человеческого мозга, блок тонуса коры, блок приема, хранения и переработки информации, блок программирования, регуляции и контроля деятельности; теория функциональных систем П.К. Анохина: функциональная система, информационный эквивалент результата, акцептор результатов действия, опережающее отражение, афферентный синтез;

2 вопрос: полушария головного мозга, левое полушарие, правое полушарие; межполушарная асимметрия, межполушарное взаимодействие; индивидуальный профиль латеральной организации функций головного мозга (ИПЛО); основные функции левого полушария, основные функции правого полушария; особенности специализации мозговых полушарий у мужчин и женщин; межполушарное взаимодействие у левшей;

3 вопрос: диалектико-материалистическая концепция понимания развития в отечественной психологии; сущность психического развития; основные этапы развития поведения и психики животных; раздражимость и стадия растительной жизни; чувствительность как объективный биологический признак возникновения психики; диффузная, сетевидная нервная система многоклеточных; наземное существование животных и развитие цепочечной, или ганглионарной, нервной системы; инстинктивное поведение животных, его особенности; совершенствование нервной системы, возникновение и развитие индивидуально-изменчивых форм поведения животных; особенности навыков животных; поведение и психика высших животных (обезьян), их основные характеристики; «границы» поведения и психики животных;

4 вопрос: место психических явлений во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира; способы существования психического - связь с мозгом, существование в качестве процесса, деятельности мозга, познавательное отношение психических явлений к объективной реальности; принцип детерминизма как общая предпосылка понимания психических явлений; отражение и психическое отражение; специфические особенности психического отражения: активность отражения и по происхождению, и по функции; основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения, обеспечение адаптации живого организма к среде; психическое как субъективное и психическое как идеальное; противоречивое внутреннее строение психического акта, переживание и знание; проблема детерминации психических явлений, влияние психических явлений на деятельность; классификация психических феноменов, действие как единица анализа психического; основные классы психических явлений: психический процесс, психическое состояние, психические свойства; современные представления о структуре психики в отечественной психологии (Н.И. Чуприкова и др.).

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 70-88.

2. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013.- 688 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15273. - ЭБС «IPRbooks».

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 20-26; 39-51.

Литература для углубленного изучения:

1. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Регуляторные механизмы фиксированной установки при нарушениях межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. – 2012. − №4. – С. 138-146.

2. Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Мнестические механизмы фиксированной установки при нарушениях межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. – 2012. − №5. – С. 153-161.

3. Ковязина М.С., Рощина Е.И. Показатели продуктивности дихотического прослушивания при нарушениях межполушарного взаимодействия // Вопросы психологии. – 2013. − №5. – С. 126-133.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 42-77.

5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 320 с. – С. 35-61; 73-95.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. – С. 10-37; 90-133.

7. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. – С. 30-31; 47-53.

8. Федорович Е.Ю. Развитие поведения животных в онтогенезе как результат их взаимодействия с окружением // Вопросы психологии. – 2011. – №6. – С. 84-93.

9. Чуприкова Н.И. Психофизиологическая проблема и разработка теории мозговой организации высших психических процессов человека в трудах Е.И. Бойко и его школы // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 68-84.

10. Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 3-15.

11. Чуприкова Н.И. Соотношение понятий психики и рефлекса (рефлекторная деятельность мозга и психика) // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 99-109.

12. Шубин А.А., Серпионова Е.И. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности // Вопросы психологии. – 2007. – № 4.- С. 89-98.

Задания для самостоятельной работы к занятию №2

Задание 1. Прочтите рекомендуемую литературу по физиологическим основам психологии и ответьте на вопрос: почему И.М. Сеченов считал величайшим заблуждением мнение о том, что психические процессы начинаются и кончаются в сознании? Как на самом деле происходит: где начинаются и где кончаются психические процессы?

 

Задание 2. Вставьте пропущенные слова.

2.1 Головной мозг является ________ психики человека.

2.2 Содержание психики определяется ________ ________, с которой взаимодействует человек.

2.3 Мозг – это единственный уникальный орган, который выполняет функцию _______.

2.4 Под отражением понимается _______ материальных систем в процессе _______ воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем.

2.5 Отражение психическое – свойство высокоорганизованной _______ (животных и человека) воспроизводить в форме _______ образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) объекты внешнего мира в процессе ________ деятельности в природной и социальной среде.

 

Задание 3. Прокомментируйте приведённые ниже суждения с точки зрения современного понимания проблемы филогенетического становления и развития психики.

3.1 Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.

3.2 Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.

3.3 Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

3.4 Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.

3.5 У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.

3.6 Пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных.

3.7 Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.

3.8 Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

 

Задание 4. На основе теоретических представлений о стадиях развития психики в животном мире определите этап филогенеза. Какими особенностями данных этапов объясняются приведенные в примерах факты? Можно ли в последних двух примерах говорить о разумности поведения животных? Почему?

4.1 Вылупившийся из яйца дикий гусенок сразу же следует за матерью. Любой объект средней величины, который движется и производит шум, может вызвать подобную реакцию у гусенка.

4.2 Опыт дрессировки животных показывает, что лошади даже после двухлетнего перерыва в упражнениях помнили подготовленный номер. Длительное время помнят свои номера и морские львы. А вот у птиц дело обстоит значительно хуже. У других животных стойкость этих форм еще ниже. В.И. Дуров рассказывал, что за ящерицу-варана приходилось все время волноваться, на любом представлении она могла забыть все, чему научилась.

4.3 А.Н. Северцов описывает факты индивидуального научения у диких животных: так, соколы, обнаруживая в засаде у гнезда охотника, научились бросать пищу птенцам с высоты, недоступной выстрелу. Известны случаи, когда крысы, для того, чтобы достать мед со дня бидона, свешивались в него, держа друг за друга за хвосты, и ели по очереди. Чтобы полакомиться подсолнечным маслом, они прогрызали у стеклянных бутылок пробки и, опуская хвосты в дырочку, потом их облизывали. Кражи яиц происходят по методу конвейера: крысы ложатся на спину и передают яйца по цепочке. Если же переносить яйца нужно на большое расстояние, то одна крыса ложится на спину, крепко зажав всеми четырьмя лапами яйцо, а другие тащат её за хвост к месту транспортировки.

4.4 Перед обезьяной помещали ряд ящиков, в которые можно было класть приманку. В первом эксперименте приманка на глазах у животного клалась в первый ящик, и животному разрешалось брать её. Во втором эксперименте приманка (так же на глазах животного) помещалась во второй, затем в третий ящик. Затем, в последующих экспериментах, приманка (уже незаметно для животного) начинала последовательно перемещаться в каждый последующий ящик, и животному каждый раз разрешалось свободно бежать к тому ящику, в котором оно предполагало найти приманку. Исследование показало, что животное всегда бежит либо к тому ящику, куда на его глазах была положена приманка, либо к тому, где она лежала раньше. Никакое животное не может усвоить отвлеченный принцип «последовательного передвижения» и никогда не бежит к следующему ящику, в котором приманки еще не было, но в котором легко ожидать её, если учесть абстрактный принцип.

 

Задание 5. Как вы понимаете высказывание В.О. Ключевского «Раньше психология была наукой о душе, а теперь об её отсутствии»?

 

Задание 6. Какие из перечисленных слов обозначают психические явления?

Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущение, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность.

 

 

Задание для самопознания и саморазвития «Я познаю себя»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.