Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 1. Психология как наука. Место психологии в структуре современных наук о человеке




1. Типы психологических знаний. Понятие и предмет психологии как науки

2. Взаимосвязь психологии с современными науками о человеке.

3. Отрасли психологической науки.

4. Методы психологических исследований.

Основные понятия:

1 вопрос: основные типы психологических знаний: житейские, научные, практические, иррациональные, эзотерика и парапсихология, психология в искусстве; отличия житейских психологических знаний от научных: конкретность-обобщенность, интуитивность-рациональность, характер передачи от поколения к поколению, наблюдение-эксперимент как источники получения знаний, ограниченность-пополняемость знаний; определение психологии как науки; объект и предмет психологии как науки; основные понятия психологии: образ, мотив, действие, переживание, общение, личность; диалектический материализм как общая методология психологической науки, основные методологические принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода; этапы становления психологии как науки и динамика трансформации воззрений исследователей на проблему её предмета: психология как наука о душе, как наука о сознании, как наука о поведении, как психике;

2 вопрос: положение психологии в системе наук о человеке; взаимосвязь психологии с гуманитарными (философия, социология, педагогика, история, литература, этика, эстетика, культурология и др.) и естественными (медицина, биология, физиология, математика, химия, фармакология и др.) науками;

3 вопрос: фундаментальные (общая психология) и прикладные (возрастная психология и психология развития, педагогическая психология, социальная психология, дифференциальная психология, экспериментальная психология, психодиагностика, история психологии, психофизиология, зоопсихология, психогенетика, этнопсихология, психология искусства, психолингвистика, медицинская психология, клиническая психология, соматопсихология, психосоматика, патопсихология и др.) отрасли психологии;

4 вопрос: метод, метод психологического исследования; требования объективности научного психологического исследования; классификация методов (по Б.Г. Ананьеву): организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный; эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение, эксперимент (лабораторный, полевой, естественный, формирующий); психодиагностические методы: опросник, тест, анкета, интервью, беседа; социометрия, референтометрия, аттракциометрия, аутоаттракциометрия; праксиометрические методы; моделирование; биографический метод; методы математико-статистического анализа данных и описания, генетический метод, структурный метод.

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 11-69.

2. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 1. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 640 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15271. - ЭБС «IPRbooks».

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013.–464 с.–С.3-19.

Литература для углубленного изучения:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с. – С. 3-84.

2. Двойнин А.М. Кризис в психологии или внутри нас самих? // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 45-54.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 16-41.

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 320 с. – С. 14-34.

5. Мироненко И.А. Поп-психология, или о пользе современной науки // Вопросы психологии. – 2008. – №2. – С. 103-108.

6. Потемкин С.Б. и др. Анализ тенденций развития психологии на основе выявления динамики частоты использования психологических терминов // Вопросы психологии. – 2015. – №6. – С. 95-103.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. – С. 28-37; 38-53.

8. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. – С. 26-47.

9. Юревич А.В. Поп-психология // Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 3-14.

10. Юревич А.В. Российская психология в мировом мейнстриме // Вопросы психологии. – 2010. – №1. – С. 3-14.

11. Юревич А.В. Психологическое состояние современного российского общества: новые оценки // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 32-45.

Задания для самостоятельной работы к занятию №1

Задание 1. Дайте сравнительный анализ различных типов психологического знания (житейское, научное, практическое знание, психология в искусстве, иррациональная психология и парапсихология) по следующим критериям: характеристики, достоверность, критерии истинности.

 

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

2.1 Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой ______, заключённой в теле.

2.2 Психология есть наука о порождении и функционировании в деятельности индивидов психического _______ реальности.

2.3 Психология изучает ________ состояния и свойства человека на разных этапах его _______, а также закономерности его формирования как активного ________ социального прогресса.

2.4 Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип ________, признающий материальную причинную обусловленность всех явлений психики.

2.5 Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и ________.

2.6 Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психических ________, а приводит к научному объяснению вызывавших их ________.

2.7. Эксперимент предполагает активное _______ исследователя в изучаемый процесс.

 

Задание 3. Дайте ответы на поставленные в конце текста вопросы с точки зрения современного предмета психологии.

Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли её наивно. В частности, в первобытном обществе было представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представлялась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику: душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга).

??? Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались?

??? Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований?

 

Задание 4. Прокомментируйте поговорку с точки зрения современного предмета психологической науки.

Чужая душа – потемки. Однако у души нет таких тайн, которые не выдавали бы поведения.

 

Задание 5. Определите методы психологического исследования.

5.1 Главное достоинство данного метода заключается в возможности «активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения». Благодаря этому он служит инструментом для получения новых психологических фактов и объективного научного познания.

5.2 Наиболее доступный и часто встречающийся прием в практике психологов и педагогов - познание учеников на основе непосредственного восприятия; познание, проводимое в естественных условиях. Однако это дело не простое – оно требует точной фиксации фактов, объективного отражения воспринимаемых событий, отношений. Педагог при этом должен четко уяснить себе цели и программу исследования, систематически вести дневник и на основе собранного материала дать объяснение причин психологических фактов.

5.3 Применяется в психологической науке также метод, когда испытуемым предлагают ответить на ряд вопросов: об интересах, мнениях, мотивах, склонностях и т.п. Письменные ответы затем подвергаются анализу, статистической обработке и служат материалом для определенных выводов. Этот метод позволяет охватить большие группы лиц, не требует обязательного личного контакта (ответы можно послать по почте). Нельзя, однако, забывать, что можно собрать десятки тысяч ответов, но не получить объективных и достоверных данных. Поэтому их, как правило, дополняют и сопоставляют с данными, полученными с помощью других методов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.