Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 4. Категория деятельности в психологии




1. Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн). Принцип единства сознания и деятельности.

2. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

3. Понятие, основные характеристики и отличительные особенности деятельности человека. Деятельность и поведение.

4. Структура деятельности человека.

5. Виды деятельности человека.

Основные понятия:

1 вопрос: деятельностный подход в психологии; предпосылки складывания деятельностного подхода в отечественной психологической науке; основные положения деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна: понятие деятельности, предметный характер деятельности, действия и поступки; принцип единства сознания и деятельности; значение деятельностного подхода для развития отечественной психологии;

2 вопрос: психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; сущность деятельности; иерархическое строение деятельности человека: уровень особых видов деятельности, уровень действий, уровень операций и уровень психофизиологических механизмов; мотив как предмет деятельности; системный характер деятельности: деятельность-действия-операции, мотив-цель-условия; действие как основная единица анализа деятельности; особенности и основные характеристики действия; основополагающие принципы психологической теории деятельности: «размывания» круга сознания, единство сознания и поведения, активности, предметной человеческой деятельности и её социальной обусловленности;

3 вопрос: современные представления о деятельности в психологии; место деятельности в системе уровней взаимодействия живого организма с окружающим миром: безусловные раздражители, условные раздражители, система объектов и субъектов; отличительные особенности деятельности человека от активности животных, преобразующий характер деятельности человека; основные характеристики деятельности: субъектность, предметность, мотивированность, целенаправленность, осознанность, активность, общественный характер, плановость, систематичность; понятие поведения, поступок как единица анализа поведения; характеристики поступка: аксиологичность, единичность, пристрастность;

4 вопрос: современные концептуальные схемы деятельности (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, Т.В. Габай и др.); два типа анализа деятельности: смысловой и технологический; единицы технологического подхода к анализу деятельности (В.А. Иванников): деятельность, функциональные компоненты, действия, операции; основное свойство операций, автоматические действия и навыки; характеристики навыков: скорость, автоматизированность, стереотипность, экономичность движений; этапы развития навыков: ознакомительный, подготовительный, стандартизирующий, варьирующий; взаимодействие навыков: интерференция и перенос навыков; умения, соотношение навыков и умений; привычки, условия формирования привычек;

5 вопрос: основные виды деятельности человека: игра, учение, труд; виды деятельности человека в соответствии с универсальными типами институтов культуры (наука, искусство, бизнес, политика, религия); соотношение деятельности и общения.

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 122-148.

2. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 2. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013.-728 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15272. - ЭБС «IPRbooks».

3. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013.- 688 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15273. - ЭБС «IPRbooks».

Литература для углубленного изучения:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 240с. – С. 40-111.

2. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. – 2003. −№ 2. – С. 42-49.

3. Иванников В.А. Нужно ли психологии понятие деятельности? // Вопросы психологии. – 2011. – №5. – С. 91-101.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с. – С. 73-123.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 82-90.

6. Марюков А.М. Деятельностный подход к исследованию поступка // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 3-12.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. – С. 435-510.

8. Смирнов С.Д. Место понятия «общение» в психологической теории деятельности // вопросы психологии. – 2031. – №3. – С. 81-91.

9. Соколова Е.Е. Есть ли будущее у теории деятельности? // Вопросы психологии. – 2011. – №4. – С. 129-139.

10. Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. – 2000. − № 2. − С. 42-52.

Задания для самостоятельной работы к занятию №4

Задание 1. Психологическая структура деятельности: мотивы-цели-средства-результат, и состав деятельности: деятельность-действия-операции. Исходя из такого понимания, выполните следующие задания:

1. Проанализируйте психологическую структуру любой знакомой деятельности (конкретного вида игры, учения или труда).

2. Как соотносится в данной деятельности деятельность с мотивом, действие с целью, а операция с условиями выполнения деятельности.

 

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующие суждения.

2.1 Деятельность человека не только ________, но и мотивирована.

2.2 Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в ________.

2.3 Потребности являются источником _________ личности.

2.4 Цель является предпосылкой ________.

 

Задание 3. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце.

Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТРУД

Действие:___________ (рефлекс, операция, навык, интерес, человеческий фактор).

Образец: ОПЕРАЦИЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вдевание нитки в иголку:____________ (кройка, построение чертежа, покупка швейной машинки, выбор ткани, поиск привлекательного фасона в журналах, шитьё, вышивка, выполнение шва).

 

Задание 4. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы предыдущее понятие было более общим по отношению к последующим.

Труд, деятельность, трудовое действие, нажатие педали тормоза, трудовая операция, мышечные сокращения.

 

Задание 5. Определите, в каком из примеров проявляются умения, в каком навыки, а в каком – привычки?

5.1 Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что оттуда транспорт идти не может.

5.2 В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.

5.3 По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.

 

Задание 6. Выберите из приведённых признаков те, которые характеризуют: а) поведение животных, б) человеческую деятельность, в) только игру, г) только учение, д) только труд.

Условие развития психики; упражняемость; деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий; автоматизированность; целенаправленность; мотивированность; условие проявления всех психических реакций; наличие проб и ошибок; направленность на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей; направленность на усвоение и применение системы понятий; повторяемость; деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.

 

Задание 7. Прокомментируйте следующие афоризмы с точки зрения мотивации деятельности человека. Выделите общую мысль приведённых высказываний.

7.1 Работать не так скучно, как развлекаться (Ш. Бодлер).

7.2 Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может (Мерье).

7.3 Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил; вот чтобы решить, что именно надо сделать, нужна действительно огромная сила (Кин Хаббард).

 

Задание 8. Определите, в каком из приведенных в тексте случаев, идет речь о трудовой деятельности. Ответ обоснуйте с точки зрения сущностной характеристики трудовой деятельности.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный камень, задали один и тот же вопрос: «Что вы делаете?» Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы: «Таскаю тяжёлые тачки с этим проклятым камнем, будь он неладен! Вон, какие мозоли на руках набил!» Второй сказал добродушно: «Как это – что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба жене и двум маленьким дочуркам». А третий распрямился, отёр со лба крупные капли пота, широко улыбнулся и сказал: «Я строю Шартрский собор!»

Задание для самопознания и саморазвития «Я познаю себя»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.