Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 6. Часть 2




О

А

- 10

Долгосрочный период- период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осуществляет перестройку производства за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, за счет строительства новых предприятий. В этот период происходит также расширение предложения за свет появления на рынке новых фирм-производителей данного товара. Таким образом, эластичность предложения по цене постепенно увеличивается во времени. В долгосрочный период «препятствия» для роста эластичности сняты, и она достигает максимальных величин.

Короткий период - период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы и повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда, продажи имеющихся запасов. При этом предприятие не осуществляет никаких капиталовложений в реконструкцию (модернизацию) производства. Кривая предложения постепенно начинает отклоняться от строго вертикального положения. Эластичность предложения становится положительной.

Мгновенный период- период реализации уже произведенного продукта на рынке. Предложение может подстраиваться под спрос, только изменяя цену. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид. Предложение в мгновенном периоде абсолютно неэластично.

Для понимания эластичности предложения надо учитывать его большую зависимость от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три рыночных периода.

Эластичность предложения зависит от разных факторов, таких, как степень загрузки производственных мощностей, размер товарных запасов, способность к новым инвестициям и сроки их реализации и т.д.

Коэффициент эластичности предложения по цене всегда положителен, так как в соответствии с законом предложения между изменением цены и объема предложения существует прямая зависимость.

Эластичность предложения - это степень чувствительности предложения к изменению цены товара. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены

ВОПРОС ТРЕТИЙ.

AQ

ВОПРОС ВТОРОЙ

Р г

ВОПРОС ПЕРВЫЙ.

ВВЕДЕНИЕ.

Часть 1.

1. Прямая эластичносгь спроса по цене. Факторы ценовой эластичности
спроса.

2. Перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу.

3. Эластичность предложения.

При анализе спроса нас часто интересует не его абсолютный объем, а изменения его в ответ на изменение цены товара или какого-то другого параметра, определяющего объем спроса. Но объем спроса по разным товарам измеряется в различных единицах (штуках, метрах, тоннах). Поэтому по абсолютным изменениям объема спроса нельзя судить о реакции спроса на изменение цен по различным товарам. Удобнее пользоваться показателями относительного изменения. Это приводит нас к понятию эластичности.

Термин эластичность - это метафора, пришедшая из физики. Как понятие равновесия наводит на мысль о маятнике, который останавливается, зависая в нижней точке, так эластичность наталкивает на образ куска резины, который вытягивается на определенный процент своей длины при приложении к нему силы определенной величины, приращение которой также возможно измерить в процентах.

В математике эластичностью называют меру реакции одной переменной на изменение другой, выраженную как отношение процентных изменений. Для функции рыночного спроса такими квалифицируемыми независимыми переменными будут цена данного товара, цены всех других товаров и доходы (вкусы и предпочтения, ожидания потребителей являются неквантифицируемыми переменными, их изменение не имеет количественной меры). Рассмотрим эластичность спроса по этим переменным. Соответственно различают: эластичность спроса по цене или прямая эластичность, перекрестная эластичность спроса, эластичность спроса по доходу. Начнем с первой из них.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности спроса для измерения степени чуткости или чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Экономисты измеряют эластичность при помощи соответствующих коэффициентов.


Коэффициентом прямой эластичности спроса во цене называют отношение относительного изменения объема спроса в процентах к относительному изменению цены. Обозначается этот коэффициент так:

При этом процентное изменение объема спроса вычисляется делением изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, спрос на которое предъявлялся первоначально: AQ


Процентное изменение цены вычисляется соответственно делением

изменения цены на первоначальную цену: Р2 - -^-или —

Общий вид коэффициента ценовой эластичности спроса таков:

d1 }~ Q, Ц ~ AP Q1

В данной формуле величина эластичности спроса по цене определяется при каждом значении цены, то есть для каждой точки кривой спроса. Это - точечная эластичность (характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены).

Но часто нужно знать эластичность на некотором участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому. В этом случае предыдущая формула даст различный результат в зависимости от того, какой из двух уровней цены и объема мы примем при определении второго сомножителя ее правой части. Для того чтобы избежать неопределенности в расчетах, используют один из двух стандартных методов. Либо в расчете коэффициента эластичности используют наименьшие значения цены я объема,


в нашем примере тогда: ED(P) - —— * -^-Либо используют их средние

для интервала значения. В этом случае говорят о дуговой эластичности,

AQ * R + Р2

или эластичности в середине хорды. ED(P) =

АР Q,+Q2

w


Коэффициент эластичности спроса по цене всегда имеет отрицательный знак, так как кривая спроса демонстрирует обратную зависимость между ценой и объемом спроса. Поэтому экономисты игнорируют отрицательный знак и рассматривают этот коэффициент по модулю. |ED(P)|

Коэффициент эластичности используется для наиболее общей характеристики спроса.

Спрос является относительно эластичным, если величина спроса изменяется на больший процент, чем цена товара. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост объема спроса на 4%, то спрос является эластичным. Коэффициент прямой эластичности спроса больше 1.

Спрос является относительно неэластичным, если величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Бели уменьшение цены на 3%, дает увеличение спроса на 1%, то спрос неэластичен. Коэффициент прямой эластичности спроса больше ноля, но меньше 1.

Спрос является спросом единичной эластичности, если цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент, (соответственно коэффициент прямой эластичности спроса равен 1.

Спрос является совершенно неэластичным, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению объема спрашиваемой продукции (спрос больных острой формой диабета на инсулин). Графически это означает, что кривая спроса параллельна вертикальной оси.(Рис.2) Коэффициент эластичности равен 0.

Спрос является совершенно эластичным, когда малое повышение цены ведет к бесконечно большому сокращению спроса. И наоборот, малое снижение цены ведет к бесконечно большому увеличению объема спроса. Графически это означает, что кривая спроса параллельна горизонтальной оси.

Простейший способ определить, эластичный спрос или нет, определить, что происходит с общей выручкой, или денежными поступлениями в случае изменения цены.

Если спрос эластичен, то снижение цены приведет к возрастанию обшей выручки. Объясняется это тем, что прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Наоборот, если спрос неэластичен, то уменьшение цены приведет к снижению общей выручки продавца Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае недостаточно для компенсации снижения выручки.

Итак, если спрос эластичный, то изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении. Если спроснеэластичный, то изменение цены вызывает изменение общей выручки в том оке направлении.

Данные зависимости очень важны для предпринимателя. Ему нужно знать следующие правила. В случае неэластичного спроса производителю выгодно повышать цену товара, так как в этом случае его выручка увеличивается. В этом случае выручка будет возрастать. От чего зависит эластичность спроса по цене?

1. Чем больше у товара заменителей и чем ближе их полезные
свойства, тем выше эластичность спроса на товар. Примеры:
различные виды минеральной воды, сигарет, шампуней, зубных
паст и т.д.

2. Чем больше разнообразных возможностей использования данного
товара, тем выше эластичность спроса на него. Например, спрос на
универсальное оборудование более эластичен, чем на
специализированное).

3. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже
эластичность спроса на этот товар. Например, спрос на хлеб менее
тем товарам, потребление которых не может быть отложено (
спрос на елки к Новому году, на цветы к 8 Марта и т.д.).

4. Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность
спроса на него. Пример ситуации дефицита. Близкий по смыслу
эффект очереди.

5. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.
Агрегирование - это объединение товара с другими товарами во
все более расширяющиеся группы. Пример, спрос на кондитерские
изделия менее эластичен, чем на конфеты «Мишка Косолапый».

6. Спрос становится более эластичным с течением времени. Резкое
повышение цен на электроэнергию не сможет сразу привести к
такому же резкому снижению спроса на нее со стороны
производителей.

7. Чем больший удельный вес занимает продукт в бюджете
потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет
эластичность спроса на него. Например, десятипроцентный рост
цен на жевательную резинку вызовет минимальную реакцию
потребителей. Десятипроцентный рост цен на жилье или
автомобили будет соответственно иметь более значительную
реакцию потребителей.

Перекрестная эластичность спроса по цеЛе - это степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на


сколько



P1Y


процентов изменится спрос при изменении


иены другого товара на 1%.

Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными друг к другу. Бели товары взаимодополняемые, то коэффициент перекрестной эластичности отрицателен. Примеры: автомобиль и бензин, магнитофон и аудиокассеты, туристические путевки и железнодорожные билеты. EXY < 0.

Положительная перекрестная эластичность показывает, что товары взаимозаменяемы ЕХУ > 0- Например, автобус и метро, конфеты и торты, мыло и шампунь. Нулевая или близкая к нулевой перекрестная эластичность означает, что товары независимы или нейтральны. EXY = 0

Эластичность спроса но доходу - это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу - это отношение относительного изменения объема спроса на товар к относительному

изменению дохода потребителя. ED(P) = — * —*-

В целом рост доходов увеличивает платежеспособный спрос, то есть приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Это значит, что чаще всего рост дохода означает и увеличение объема спроса. Следовательно, эластичность спроса по доходу в большинстве случаев является положительной.

Варианты зависимости спроса от дохода могут быть разными.

Если коэффициент эластичности спроса по доходу меньше нуля, то товар является низкокачественным. Увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если коэффициент эластичности спроса по доходу больше нуля, то товар называют нормальным.

Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (коэффициент эластичности больше нуля, но меньше единицы) и потому имеет предел насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру доходов, называют товарами «второй необходимости» (коэффициент эластичности равен единице). Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (коэффициент эластичности больше единицы). Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.


«a 1%. ES(P) = др Qi


Лекция № 6

Тема: ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ.

Вопросы:

1. Понятие субъекта хозяйствования. Хозяйствование и предпринимательство.

2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Виды предприятий.

3. Постоянные и переменные факторы производства и проблема их оптимального сочетания.

4. Предельная производительность и убывающая отдача факторов производства. Предельная
норма технологического замещения.

1. Понятие субъекта хозяйствования. Хозяйствование и предпринимательство.

Современные экономические системы характеризуются многообразием форм собственности. Их использование в хозяйственной практике дает возможность повышения эффективности производства, создания благ и услуг с наименьшими затратами. Однако само по себе многообразие форм собственности еще не может гарантировать безусловный хозяйственный успех. Роль собственности как действенного фактора экономического развития может быть реализована только через определенный механизм хозяйствования. Понятие «хозяйствование» выражает систему отношений по поводу организации производственной деятельности, способствующей достижению определенных целей.

Хозяйствование всегда субъективизировано. Хозяйствующий субъект - это носитель хоз яйствующей деятельности, направленной на производство И продажу продукции с целью реализации своих экономических интересов. Субъектами хозяйствования являются индивид (се мья), группа индивидов (ассоциация), государство.

Напомним, что структуру собственности составляют отношения пользования, распоряжения, владения, присвоения, а объекты последнего - произведенный продукт, доход, средства производства. Развитие форм собственности сопровождается дифференциацией ее субъектов по функциям и объектам, углублением обособления управления от собственности. Пользование и распоряжение все в большей мере становятся прерогативой непосредственных производителей. Все это объективно приводит к усложнению отношений хозяйствования.

Исходя из определения хозяйствования, можно утверждать, что основными функциями хозяйствующего субъекта являются достижение рациональной комбинации всех производственных факторов, обеспечение согласованности действий всех участников хозяйственной деятельности, согласование экономических интересов последних. Что касается мотивации деятельности хозяйствующих субъектов, то основной мотив их деятельности -стремление к максимизации прибыли, «экономическому самовыражению».

Для хозяйствования характерна множественность форм его реализации, которую обуславливают такие факторы, как многообразие форм собственности, уровень обобществления в различных сферах экономики, характер экономической системы общества, уровень механизации и автоматизации труда, национальные традиции.

Особым типом хозяйствования выступает предпринимательство. Его можно определить как инициативную, новаторскую деятельность хозяйствующего субъекта, направленную на поиск и реализацию наиболее оптимального решения возникающих экономических проблем. Субъектами предпринимательства, как и хозяйствования вообще, могут выступать отдельные индивиды (или семьи), различного рода ассоциации, в отдельных случаях - государство в лице своих соответствующих органов. (Здесь следует заметить, что, как правило, государство лишь устанавливает правила «рыночной игры» и следит за их соблюдением, не являясь субъектом предпринимательства. В ряде стран предпринимательская деятельность государственных структур и чиновников запрещена законом).

Предпринимательство может рассматриваться в различных аспектах, и прежде всего как тип экономического мышления и метод хозяйствования. Именно в последнем значении мы его


и будем рассматривать. Как метод хозяйствования предпринимательство характеризуется следующими признаками:

а) экономической свободой хозяйствующего субъекта. Каждый субъект вправе
самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, какие товары или услуги, в каком
количестве производить и где их продавать. Тем самым создаются наиболее полной реализации
экономическим субъектом его возможностей и способностей;

б) материальная ответственностью за принимаемые решения (вплоть до банкротства);

в) ориентацией на коммерческий успех. Стремление к максимизации прибыли есть одна
из наиболее действенных мотиваций предпринимательской деятельности;

г) новаторством, творческим поиском, без которых немыслимо предпринимательство. К
этому побуждает предпринимателя конкуренция и побуждает постоянно, иначе ему не выстоять
в конкурентной борьбе.

Для предпринимательства как экономического феномена присущи разные направления поведения. Обычно выделяют две наиболее характерные его модели: классическую и инновационную. Отличительной особенностью первой является то, что хозяйствующий субъект организует свою деятельность, рассчитывая получить максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Инновационная модель ориентирует предпринимателя не только на свои собственные, но и на внешние ресурсы.

Существует также содержательное различие типов предпринимательской деятельности. Среди них можно выделить два. Первый основан на концепции сбыта и преследует цель увеличения объема прибыли за счет всемирного стимулирования сбыта продукции и услуг. Наиболее распространенная форма предпринимательской деятельности в рамках данной концепции - это арбитраж. Его суть в том, что прибыль путем приобретения товаров на одном рынке по одной цене и реализации его на другом рынке по более высокой. Другой тип предпринимательской деятельности основан на концепции маркетинга. Его суть - ориентация хозяйственной деятельности на выявление запросов конкретного потребителя. Через изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование перспективных потребностей и спроса ставится задача расширения числа потребителей своей продукции и создания условий для длительного извлечения прибыли.

В развитых рыночных структурах сложились устойчивые организационно - правовые формы предпринимательства. Рассмотрим основные из них.

Единоличное владение - это такое предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающие весь доход и несущие полную ответственность за принимаемые экономические решения. Поэтому имущественная ответственность распространяется здесь на все имущество предпринимателя, в котором нет четкого выраженного различия между его частью, приносящей доход, и частью, предназначенной для удовлетворения личных нужд. Его достоинства - простота в организации; полная самостоятельность хозяйствующего субъекта (он одновременно и владелец, и менеджер, и работник); обеспечение конфиденциальности деятельности. Трудности, испытываемые при использовании данной формы предпринимательской деятельности, сводятся к следующему: проблемы с привлечением значительных дополнительных капиталов для расширения предприятия; неопределенность сроков деятельности (юридическая фирма может прекратить свое существование со смертью владельца или его банкротством); неограниченная ответственность за долги; недостаток специализированного менеджмента.

Партнерство (товарищество) - объединение двух или более индивидуальных предпринимателей как совладельцев бизнеса в целях получения прибыли. Функционирует на основе соглашения между его членами (устного или письменного), которое включает следующие моменты: полномочия каждого партнера; способ распределения прибыли и покрытия возможных убытков; сумма инвестируемых каждым партнером средств; продолжительность соглашения; процедура принятия новых партнеров и ликвидации партнерства.

В хозяйственной практике существует несколько видов партнерства. Партнерство с неограниченной ответственностью - организационно - правовая форма предпринимательства, предусматривающая взаимные обязательства его участников на основании паевой и солидарной ответственности. Неограниченная ответственность означает, что члены партнерства отвечают


по его обязательствам всем своим движимым и недвижимым имуществом, солидарная - что имущественные претензии кредитор может предъявить в полном объеме к любому из участников партнерства. Распределение прибыли прибыли или убытков осуществляется здесь пропорционально вкладу (паю) в совокупном капитале. Поскольку такое партнерство создается на основе объединения индивидуальных капиталов, как правило, каждый пайщик обязан лично участвовать в его деятельности.

Партнерство с ограниченной ответственностью означает, что ответственность членов партнерства по его обязательствам ограниченна их вкладом (паем) в капитал общества. Это довольно распространенная форма предпринимательской деятельности, ибо она предполагает наиболее оптимальное объединение имущества членов партнерства для достижения ими уставных целей. В данной форме предпринимательства каждый участник рискует лишь той долей имущества, которая передана им партнеру.

Смешанное (коммандитное) партнерство предполагает, что на ряду с членами партнерства, отвечающими по его обязательствам всем своим имуществом, имеются и такие, ответственность которых ограничена их паем. Такая форма предпринимательства позволяет привлекать дополнительные капиталы тех физических или юридических лиц, которые заинтересованы в угодном размещении свободных бюджетных средств. Это расширяет экономические возможности партнерства, создает предпосылки для реализации крупномасштабных проектов. Разумеется, что в данном случае коммандисты должны досконально знать финансово - экономическое состояние тех хозяйствующих субъектов, которым они доверяют свои финансовые и материальные средства.

Достоинства партнерства в том, что оно обычно мощнее единоличного владения в финансовом отношении, появляется также возможность использования квалифицированного менеджмента (да и сами партнеры могут специализироваться по различным направлениям).

К недостаткам относятся неограниченная материальная ответственность, возможная несовместимость партнеров; разорение вследствие крупного просчета одного из партнеров.

Корпорация (акционерное общество) - уставное общество с правом юридического лица, создаваемое в разрешительном порядке и обладающее основным капиталом, разделенном на определенное число долей, представленных акциями. Акционерами могут быть как физические, так и юридические лица.

Корпорации бывают двух видов - открытые и закрытые. Акции открытых обществ распространяются путем свободной продажи. Их могут приобретать как предприятия, так и частные лица. Как правило, такие общества создаются в тех случаях, когда требуется привлечение капиталов. Корпорация является закрытой, если обращение ее акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено уставом общества. Если участник выходит из состава такого общества, то его акции могут только оставшиеся акционеры.

Высшим органом акционерного общества является общее собрание акционеров. Фактически же решения принимаются группой акционеров, владеющих контрольным пакетом акций, т.е. таким их количеством, которое обеспечивает устойчивое большинство голосов на собраниях акционеров.

Достоинство акционерных обществ состоит в том, что, во-первых, при акционировании достигается максимально возможная концентрация капитала; во-вторых, усиливается контроль над собственностью, держатели простых акций непосредственно участвуют в принятии хозяйственных решений; в-третьих, корпорация как хозяйственная единица продолжает функционировать даже если из нее выбывает часть акционеров; в-четвертых, из всех организационных форм предпринимательства корпорация более всего соответствует рыночной экономике, поэтому она и получила столь широкое распространение. Дело в том, что в акционерном обществе наиболее полно и взаимозависимо сочетаются экономические интересы ассоциации и индивида. К недостаткам этой формы относят встречающееся в ряде стран двойное налогообложение ее дохода. Облагается налогом и чистая корпоративная прибыль и часть прибыли в виде дивидендов, получаемых акционерами.

Несколько меньшее распространение получили такие формы предпринимательства, как кооперативы и государственные предприятия. Кооператив - добровольная организация физических лиц для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе собственного или арендованного имущества, хозяйственной самостоятельности и


самофинансирования, материальной ответственности за результаты хозяйственной деятельности. В производственном кооперативе право собственности принадлежит самому кооперативу и не делится между его членами. В случае выхода из производственного кооператива его члену возвращается не его доля в имуществе, а лишь доля его дохода.

Государственный сектор в экономике стран представлен предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем через владение контрольным пакетом акций. Для госсектора в разных странах составляет примерно от 5 до 20 % ВНП. Государственные предприятия выступают в следующих разновидностях: бюджетные предприятия (относятся к системе государственного административного управления, субсидируются за счет госбюджета); государственные корпорации (сочетают свойства коммерческого предприятия и государственного органа, в пределах установленного сверху плана осуществляют свою деятельность на коммерческой основе).

Многообразие форм собственности и предпринимательства придает современной рыночной экономике характер смешанной экономики. На протяжении довольно длительного времени такая экономика доказала неоспоримые преимущества.

2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Виды предприятий.

Предприятие (фирма) - самостоятельная хозяйственная единица, обладающая правом юридического лица, владеющая определенным набором производственных факторов для производства и реализации материальных благ и услуг. Основные функции предприятия сводятся к удовлетворению спроса потребителей в определенных видах продукции и услуг и максимизации прибыли. • Последнее в то же время является и целью хозяйственной деятельности предприятия, потому что в условиях рыночной конкуренции именно получение определенной величины прибыли дает возможность предприятию удерживать и укреплять свои позиции на рынке. Эта цель может быть достигнута только при оптимальной комбинации применяемых производственных факторов, инновационной политике, хозяйственном риске.

В структуре национальной экономики предприятие является ее первичным звеном, ибо здесь происходит непосредственное соединение производственных факторов с целью создания материальных благ и оказания услуг, соединение личных и коллективных интересов, именно в ассоциации себе подомных и через нее индивид реализует свое «Я», проявляет себя как существо общественное. Упорядоченная совокупность предприятий и их объединений образует единый хозяйственный комплекс страны.

В рыночной экономике предприятие самостоятельно планирует основные направления и условия своей деятельности, распоряжается трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. Оно само выбирает деловых партнеров, вступает в договорные отношения с ними, само организует внешнеэкономическую деятельность. Организационные формы управления также определяются самим предприятием. Оно свободно в выборе видов хозяйственной деятельности и реализует последнюю в рамках существующего законодательства. Предприятие само определяет организационную структуру, структуру управления, штатное расписание.

В предприятии как хозяйственной единице заключается единство производительных сил и производственных отношений. Поэтому следует различать технико-экономическую и социально-экономическую стороны деятельности предприятия. С точки зрения первой предприятие рассматривается как организационная форма производства, как определенный тип кооперации труда, направленной на экономию общественного труда, с точки зрения второй -как хозяйствующий субъект в системе производственных отношений.

Наиболее типичными признаками предприятия, характеризующими его как первичное звено в производственной структуре народнохозяйственного комплекса, являются его экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность. Экономическая обособленность предприятия предопределена его сущностной природой как товаропроизводителя, осуществляющего свое индивидуальное воспроизводство. Она проявляется в обособлении ресурсов предприятия в виде замкнутого хозяйственного оборота; осуществлении воспроизводства за счет результатов своей хозяйственной деятельности, наличии специфических экономических интересов. Экономическая обособленность предприятия в известной мере относительна, ибо полностью обособиться от общественного

 


производства ни одна составляющая его единица не может. Поэтому степень такой обособленности обусловлена формой собственности и уровнем обобществления производства.

Хозяйственная самостоятельность есть форма проявления экономической обособленности предприятия. Она выражает имущественно - правовые отношения предприятия как юридического лица и потому является одной из сторон хозяйственного механизма экономической системы. Поскольку приведение в действие хозяйственного механизма находится в прямой связи с экономической политикой государства, степень хозяйственной самостоятельности предприятия обусловлена больше не формой собственности, в рамках которой оно функционирует, а нормативными актами соответствующих надстроечных инструментов. Целевая направленность таких актов по отношению, например, к крупным и малым предприятиям может быть достаточно различной.

От многообразия форм собственности и направлений хозяйственной деятельности зависит функционирование различных видов предприятий.

Предприятия, целью которых является максимизация доходов, называются коммерческими. Предприятия, не преследующие цель максимизации прибыли называются некоммерческими. Таковыми могут быть государственные предприятия, созданные для обеспечения занятости населения, выполнения определенных общественных работ, оказания социальных услуг населению и т.п., а также предприятия, создаваемые общественными организациями, различными фондами.

По формам собственности различают частные, коллективные, государственные, основанные на смешанных формах собственности предприятия. По сфере деятельности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и иные предприятия. Углубление общественного разделения труда и рыночных отношений, расширение потребительских запросов вызвали к жизни ряд новых видов предприятий и служб, в частности лизинговые компании, франчайзинги и т.д. Известны различные объединения предприятий: концерны, консорциумы, холдинги, хозяйственные ассоциации, торговые дома и

др.

По формам организации деятельности выделяют государственные предприятия, акционерные, кооперативные, совместные (создаются на основе хозяйственно-правового сотрудничества с иностранным капиталом и общей собственностью на производимые товары), арендные (создаются и функционируют на основе договорного владения собственностью при условии возмездности и возвратности) и коллективные ("основаны на собственности трудовых коллективов) предприятия.

В зависимости от размеров предприятия делятся на крупные, средние и малые. Эффективность концентрации и централизации, ведущих к укрупнению предприятий, доказана длительной практикой хозяйствования. Во-первых, крупные предприятия явно выигрывают от экономии на масштабе производства, ибо увеличение объема производства на определенном этапе сопровождается сокращением средних издержек на единицу продукции, что увеличивает прибыльность предприятия. Во-вторых, крупное предприятие имеет больше шансов по сравнению со средним и малым получить банковский кредит для модернизации или расширения своей производственной базы. Обладая значительными финансовыми средствами, оно может приобретать новейшее, а потому дорогостоящее оборудование и технологии. В-третьих, крупное предприятие может диверсифицировать свое производство, что позволяет ему легче приспосабливаться к изменяющейся рыночной конъюнктуре, противостоять другим производителям в рыночной конкуренции.

Следует учитывать и то, что сосредоточение производства в крупных корпорациях расширяет возможности и масштабы государственного регулирования экономики. По имеющимся оценкам, около половины промышленного производства развитых стран сейчас фактически выведено из сферы рыночного регулирования и управляется с корпоративного уровня. Опыт этих стран свидетельствует о том, что крупный бизнес играет определяющую роль в их экономическом развитии.

Конечно, существует определенная взаимосвязь между ростом концентрации производства и возможностью его монополизации. Антимонопольная политика нынешних государств как раз и направлена на то, чтобы эта возможность не реализовалась.


В то же время усиливается роль и малого бизнеса, организационными формами которого являются фирмы, принадлежащие одному или нескольким лицам, кооперативы, акционерные предприятия. Применяются два критерия, по которым предприятия относятся к разряду малых, - численность занятых на фирме или объем производимой продукции. Чаще применяется первый, хотя в эпоху НТР он не всегда является определяющим.

Малые предприятия обладают статусом юридического лица. Они могут создаваться индивидами или группами таковых, при крупных предприятиях или путем приватизации небольших государственных предприятий. В развитых странах Они составляют примерно 90 % численности всех предприятий.

В рыночной экономике, когда конъюнктура рынка, запросы потребителей быстро меняются, хозяйствующие субъекты вынуждены оперативно приспосабливаться к новым условиям, обновлять или даже изменять ассортимент выпускаемой продукции. С этой задачей успешно справляются малые предприятия. Важна их роль и в решении проблемы занятости. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится почти половина всех занятых, он дает более 50 % новых рабочих мест. Именно в этой сфере формируется «средний класс», на который, в частности, возлагает большие надежды наша экономическая действительность. Стоимость рабочего места на малом предприятии дешевле, чем на крупном. Расширяющаяся сфера услуг охватывает в основном небольшие и средние предприятия.

Особенно значима роль малого бизнеса в условиях формирования рыночной экономики. Он позволяет создавать и укреплять рыночную среду, втягивая в хозяйственный оборот значительные финансовые и материальные ресурсы населения, снижать социальную напряженность в обществе.

Сказанное крайне важно и для стран СНГ. В то же время развитие в них малого бизнеса сопряжено с рядом проблем, в частности с неотработанностью правовой основы развития малого предпринимательства, отсутствием государственной программы поддержки развития малого бизнеса в ряде стран, сложностью его финансирования, жесткой налоговой политикой, неразвитостью рыночной инфраструктуры и др.

3. Постоянные и переменные факторы производства и проблема их

оптимального сочетания.

Для осуществления производственной деятельности фирме необходимы факторы производства, основными из которых являются труд, капитал, земля (природные ресурсы). Производственные факторы - это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы, т.е. производящие ресурсы. В последнее время к основным производственным факторам относят также и предпринимательскую деятельность, предприимчивость хозяйствующих субъектов. Процесс производства не есть простое механическое соединение его факторов, а сложная система их взаимодействия.

Применяемые в производстве факторы подразделяются на постоянные (фиксированные) и переменные. К первым относят те, количественные масштабы применения которых нельзя изменить на данном временном отрезке. Например, если выпуск заданного объема продукции должен быть осуществлен за три рабочих дня, то за это время изменить некую часть вводимых фактором, скажем, производственных мощностей, просто невозможно. К переменным относятся применяемые производственные факторы, количественный состав которых может быть изменен на данном временном отрезке. Используя далее приведенный пример, заметим. Что в течении указанного производственного цикла фирма в состоянии изменить количество таких применяемых факторов, как вспомогательные материалы, топливо, энергия, сырье, она может повысить интенсивность занятых рабочих и т.д.

Производство заданного продукта требует обязательного использования какого-то определенного числа факторов производства. Отсутствие некоторых (некоторого) из них ведет к остановке производства. Значит, производственные факторы являются взаимодополняемыми. Если для приобретения необходимого оборудования, строительства производственных зданий и найма рабочей силы есть достаточный стартовый капитал, то следует помнить и о потребности в купле или аренде земельного участка, на котором будет строится предприятие.

 


Если имеются в наличии все производственные факторы, то при прочих равных условиях объем производственной продукции будет зависеть от количества вводимых факторов. Зависимость между объемом выпуска и количеством введенных факторов выражается производственной функцией: Q — f(xj, Х2,... хп), где Q - количество произведенной продукции; хь Х2,...,хп - используемые факторы производства. Производственная функция показывает максимально возможный выпуск продукции, который может произвести фирма при каждом конкретном сочетании факторов производства. Она строится для данной технологии. Применение более совершенной технологии. Увеличивающей максимально достижимый объем выпускаемой продукции при любой комбинации факторов, описывается уже новой производственной функцией.

Объем произведенной продукции зависит не только от количество используемых факторов, но и от той комбинации, в которой они принимаются. Значит, кроме взаимодополняемости производственные факторы характеризуются и взаимозаменяемостью, т.е. они могут использоваться в различных пропорциях в производственном процессе, замещают друг друга. Конечно, существуют конкретные границы замещения одних факторов другими. Они обусловлены научно-техническим прогрессом, уровнем технологий. В некоторых производственных процессах вводимые факторы могут применятся только в строго фиксированных пропорциях, и их взаимозамена технологически невозможна и недопустима. Для каждого из таких специфических производств свойственна своя, адресно-определенная производственная функция.

Каждой из имеющихся производственных технологий соответствует ряд определенных комбинаций используемых факторов. Допустим, что некая конкретно данная технология позволяет применить четыре комбинации для достижения заданного объема производства (например, 10 единиц продукции), а временной интервал, в рамках которого оно осуществляется, позволяет изменять количественное соотношение двух производственных факторов - капитала К и труда L. (табл. 1).

Таблица 1. Варианты комбинаций производственных факторов (капитала и труда) для заданного объема выпуска (10 единиц).

 

 

Комбинация Количество единиц
Капитала Труда
2 3 4 5 3 2 1 2 3 5

Перенесем данные таблицы на график (рис. 1).

В таблице и на рисунке отражены четыре возможные комбинации

(точки А, В, С, D) применения названных факторов (капитала и труда) для производства 10

единиц продукции.

 

Комбинация 1 предполагает использование наибольшей (5 единиц) массы капитала, т.е. она наиболее капиталоемка, комбинация 4 наоборот предполагает наибольшей массы труда (5 единиц), т.е. она наиболее трудоемка.

Соединив между собой точки А, В, С, D, получим кривую, называемую изоквантой выпуска 10 единиц продукции. Изокванта (iso - тот же самый, quant - количество) - это кривая, точки на которой показывают различные комбинации используемых факторов, при которых производится одинаковый объем продукции. Построенная изокванта имеет форму вогнутой кривой. Это значит, что сокращение количества потребляемого фактора - капитала при движении вдоль изокванты (из точки А в точку D) требует соответствующего увеличения количества фактора - труда, чтобы не допустить снижения объема производства. Аналогичным образом можно построить изокванты выпуска 15 и 20 единиц продукции (рис. 2). Все они в совокупности образуют карту изоквант, которая дает полное представление о применяемых способах производства. Каждая из изоквант, расположенная правее и выше базовой, показывает рост объема выпуска. Изокванты могут проходить через любую точку графика.

Изокванты аналогичны кривым безразличия, о которых шла речь в теории потребления. Подобно тому, как кривые безразличия отражают альтернативные варианты потребительского выбора продуктов, обеспечивающие определенный уровень полезности, изокванты отражают альтернативные комбинации затрат факторов для производства определенного объема продукции.

А'

 

А,

 

Рис. 10,2, Карта иэокваяг. Объемы н различных временных интервалах'

 

Изокванты свидетельствуют о возможностях фирмы гибко применять производственные решения, изменять комбинации применяемых ресурсов. Однако есть здесь и свои ограничения. Одно из них - продолжительность временного интервала, в рамках которого протекает данный производственный процесс. Дело в том, что количество одних ресурсов (живой труд, топливо, сырье, вспомогательные материалы и др.) и их комбинацию можно изменить сравнительно быстро; количество других (например, производственные мощности машиностроительного завода) может быть изменено в течении довольно продолжительного времени.

В зависимость от времени, затрачиваемого на изменение количества применяемых в производстве ресурсов, различают кратко - и долгосрочный периоды в деятельности фирмы. Краткосрочным периодом называют такой временной отрезок, в течении которого фирма не в состоянии количественно изменить все свои производственные факторы. В данном случае одни факторы будут неизменными, фиксированными, другие - изменяющимися, переменными. Влиять на ход и результативность производства в краткосрочном периоде фирма может лишь путем изменения интенсивности использования своих постоянных факторов (производственных мощностей) или изменения количества переменных факторов (труда, сырья, вспомогательных материалов, топлива).

Долгосрочный период - такой временной отрезок, в течении которого фирма в состоянии изменить количество всех используемых факторов, включая и производственные

 


мощности. В то же время этот период по своей продолжительности должен быть достаточен для того, чтобы одни фирмы смогли покинуть данную отрасль, а другие, наоборот, войти в нее.

Понятия «краткосрочный период», «долгосрочный период» не имеют четко очерченной продолжительности. Например, в отраслях легкой промышленности для изменения производственных мощностей требуется значительно меньше времени, чем, допустим, в энергетической.

Разницу между воздействием факторов на производственные результаты в зависимости от временного интервала, в течении которого они функционируют, проиллюстрируем на примере (рис. 2). Допустим, что запланированного объема производства в 10 единиц фирма может достичь, используя 3 единицы капитала и 1 единицу труда (точка А). Предположив, что единица капитала обходится фирме в 5 дол., а единица труда - в 15 дол., можем заключить, что производство 10 единиц продукции обойдется фирме в 30 дол. Если фирма решит увеличить объем выпуска до 20 единиц, то возможны две ситуации. Если речь идет о долгосрочном периоде, следует учитывать, что все факторы при этом будут переменными. Фирма может достичь поставленной цели, применив 5 единиц фактора - капитала и 2 единицы фактора -труда (точка А2). Затраты фирмы при этом составят 55 дол.

((5 дол. *5) + (15 дол. *2)). Если речь идет о краткосрочном периоде, то, предположив, что капитал является неизменяющимся фиксированным фактором производства, заданного объема выпуска фирма может достичь, применив 3 единицы фактора - капитала и 3 единицы фактора -труда (точка В2). В этом случае заданный объем выпуска будет достигнут фирмой при затратах в 60 дол.

Кроме выбора наиболее оптимальной комбинации применяемых факторов фирма корректирует и их количество, что влияет на объем выпуска. Для лучшего понимания взаимосвязи количества используемых факторов и объема выпуска предположим, что изменяется только один фактор, количество других остается неизменным.

По закону производственной функции изменение количества одного из факторов вызывает однонаправленное изменение объема производств а. Общее количество продукта, произведенное при определенном количестве переменного фактора и неизменности других факторов есть совокупный (общий) продукт ТР этого переменного фактора.

Для характеристики продукта, полученного за счет увеличения потребляемого переменного фактора, используют и такие понятия, как средний и предельный продукт. Средний продукт переменного фактора производства АР - это отношение совокупного продукта переменного фактора к использованному количеству этого фактора. Например, если изменяющимся фактором является труд, то формула среднего продукта будет иметь такой вид: APl = TP/L. По существу данная формула показывает производительность труда.

Предельный продукт переменного фактора производства МР есть прирост общего продукта, достигнутый за счет приращения этого фактора на одну дополнительную единицу. Если в качестве переменного фактора опять назовем труд, то можем записать: MPl = А ТР / ДЬ, где Д ТР - увеличение объема выпуска продукции; ДЬ - приращение труда как производственного фактора на одну дополнительную единицу. Предельный продукт характеризует предельную производительность переменного фактора производства, т.е. производительность последней вовлеченной в производственный процесс дополнительной единицы этого фактора (в нашем примере - последнего вовлеченного в производственный процесс рабочего), а средний продукт - его среднюю производительность.

4. Предельная производительность и убывающая отдача факторов производства. Предельная норма технологического замещения.

Взаимосвязь между количественно изменяющимся переменным фактором и объемом выпуска не означает, что последний всегда растет пропорционально увеличивающемуся этому фактору. Наиболее значительное увеличение общего продукта дает первоначальные приращения переменного фактора. Затем наступает момент, после которого те же его приращения приносят постоянно уменьшающийся эффект. Вполне реальна ситуация, когда на определенном этапе прирост изменяющегося фактора приведет к снижению общего объема выпуска. Приведем пример.


Фирма приобрела один из производственных факторов (капитал), количество которого в производственном процессе будет постоянным. Возникает вопрос: сколько нанимать рабочих? Для этого надо знать, как будет расти объем выпуска по мере увеличения переменного фактора - труда.

До определенного момента увеличение количества фактора - труда будет сопровождаться все возрастающим объемом производства. Это объясняется действием эффекта разделения труда и возможностью улучшения организации производства. Однако со временем обязательно наступает такой момент, когда резервы разделения труда окажутся исчерпанными и каждая дополнительная единица переменного фактора станет приносить все меньшую добавку к совокупному продукту, т.е. предельный продукт станет снижаться. Когда же оборудование будет загружено полностью, дополнительные рабочие уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге они станут мешать друг другу, и объем выпуска сократится. Сказанное выразим графически (рис. 3). Из рисунка видно, что величина прироста производимого продукта в результате найма первого рабочего составила 1 единицу, второго рабочего - 1,5 и третьего - 2 единицы. Наем четвертого и последующих рабочих сопровождается все уменьшающимся приращением общего продукта.

Отмеченное явление в экономической теории получило название закона убывающей производительности, или убывающей отдачи. Суть его в следующем; при данном уровне научно - технического прогресса последовательное увеличение вложений в один из применяемых переменных факторов (при неизменности всех остальных) ведет к убывающей отдаче от этого фактора.

Закон убывающей производительности действует в краткосрочном временном интервале, когда хотя бы один производственный фактор остается неизменным. Подчеркнем, что действие названного закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства. Технический прогресс может изменить границы действия этого закона. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска может быть достигнут при использовании тех же самых производственных факторов.

Основываясь на законе убывающей производительности, дадим цифровую и графическую трактору общего, среднего и предельного продуктов (табл. 2 и рис. 4) и рассмотрим их взаимосвязи и отношения.

В движении кривой общего продукта можно выделить три этапа. Из рисунка видно, что на этапе 1 она поднимается вверх ускоряющимися темпами, на этапе 2 темп повышения замедляется, а на этапе 3 кривая общего продукта начинает снижаться. Такое движение названной кривой обусловлено «поведением» кривой предельной производительности (предельного продукта), которая выражает дополнительное вложение в переменный фактор, влияющий на общий объем производства.

 


Таблица 2. Результаты производства при изменении фактора - труда

 

 

 

Капитал, станки Труд, количество занятых Продукт
Общий Средний Предельный
         
5 5 5 5 5 5 5 5 5 0 1 2 3 4 5 6 7 8 5 16 30 36 40 42 42 40 5 8 10 9 8 7 6 5 5 11 14 6 2 0 -2

 

Все возрастающий прирост предельного продукта на этапе 1 вызывает ускоренный рост объема выпуска. После достижения своего максимума в точке А (из табл. 2 видно, что наибольшую предельную производительность дает третий нанятый рабочий) кривая МР падает, так как начинает сказываться действие закона убывающей отдачи. Точка уменьшения предельной производительности - это тот момент в использовании переменного фактора, после которого его предельный продукт начинает сокращаться. На рис. 4 начало уменьшения предельного продукта приходится на точку С на кривой совокупного продукта. Эта точка соответствует максимальной величине предельного продукта труда. Каждый вновь нанятый рабочий дает все меньшее приращение общего продукта по сравнению с предшествующим, и поэтому темп роста ТР замедляется. Когда же предельный продукт снижается до нуля (из таблицы видно, что включение в производство седьмого рабочего не сопровождается увеличением ТР), объем выпуска достигает своего максимума, а когда он приобретает отрицательное значение, ТР начинает снижаться. В этом случае количество переменного фактора (рабочих) становится избыточным по отношению к фиксированному количеству станков, и часть труда не будет задействована.

Конфигурация кривой среднего продукта также обусловлена динамикой кривой предельного продукта. На этапе 1 обе кривые поднимаются вверх, однако после точки А, как уже отмечалось, кривая МР резко снижается, кривая же АР еще некоторое время имеет восходящий характер. Чем это объяснить? До тех пор пока приращение объема выпуска, достигаемое за счет использования труда вновь нанятого рабочего, будет большим, чем средняя величина приращений, полученных от использования труда ранее нанятых рабочих, средний

 


прежнем виде необходимо, чтобы величина его прироста была равна величине его снижения, т.е. должно соблюдаться равенство (MPL * ДЬ) = (МРК * АК). Отсюда можно записать: MPL / МРК = ДК / AL = MRTS. Замещение капитала трудом ведет к увеличению количества последнего и, следовательно, к снижению его предельного продукта. Уменьшение количества фактора-капитала ведет к повышению его предельного продукта. Итог - снижение предельной нормы технологического замещения капитала трудом и выравнивание изокванты. Т.к. изокванты имеют вогнутую конфигурацию, то предельная норма технологического замещения сокращается по мере движения вниз - направо вдоль изокванты, а последняя все больше выравнивается.

Определяя возможные границы замещения одних производственных факторов другими, следует учитывать два особых варианта производственной функции. Первый вариант предполагает абсолютную взаимозаменяемость производственных факторов (рис. 6).

Как видим в данном случае изокванты выпуска различных объемов продукции имеют форму прямых линий с постоянной предельной нормой технологического замещения во всех своих точках. Это значит, что объем выпуска, равный Qb может быть достигнут либо только за счет ОА единиц капитала, либо только за счет Ос единиц труда, либо за счет комбинации применения того и другого в точке В. Заметим, что первая и вторая ситуации, как правило, крайне редки. Они могут иметь место лишь там, где производственный процесс будет осуществляться либо автоматически, либо путем применения живого труда.

Второй вариант предполагает противоположную ситуацию, когда структура и пропорции используемых факторов строго фиксированы (рис. 7).

Конфигурация изоквант в форме прямых углов свидетельствует о том, что в данной ситуации замещение одного производственного фактора другим практически невозможно. Каждый объем выпуска продукции требует использования капитала и труда в строго определенных пропорциях. Например, вряд ли повысится производительность труда, если в производственном процессе будут задействованы предназначенные для использования одним работником орудия труда и два работника.

Точки А, В, С показывают наиболее эффективные сочетания используемых факторов. Т.к. для достижения объема выпуска, равного Oj, необходимо задействовать Ki единиц капитала и Li единиц труда. Если количество фактора-капитала остается фиксированным в точке Кь то любое изменение трудозатрат не повлияет на объем выпуска и наоборот. Объем выпуска продукции увеличивается лишь тогда, когда возрастает в определенном соотношении количество обоих применяемых факторов, т.е. совершится переход от комбинации А к комбинации В.

А',
О,

К

 

 

    /
/ с
/ в
■* L

-+L

Рис. 10.6. Абсолютна» шяимоза- Рис 10.7. Фиксированная структу-

мекяемостъ произвйдстнсккых ра используемых пронаичдстисн-

факторов. нкх факторов

При фиксированной структуре применяемых факторов фирма ограничена в выборе способов производства. Ранее мы уже отмечали, что в некоторых производственных процессах взаимозамещение факторов производства технологически невозможно.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.