Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование на факторы производства 1. Особенности ценообразования на рынках ресурсов




Ценообразование на факторы производства

Лекция 8

Вопросы:

1. Особенности ценообразования на рынках ресурсов.

2. Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Заработная плата, ее формы и системы.

3. Рынок капитала и особенности его функционирования. Проблемы инвестиционной деятельности.

4. Рынок ценных бумаг.

5. Рынок природных ресурсов. Рентные отношения. Цена земли.

Для производства товаров фирме необходимо приобрести ресурсы, и она выступает в ка­честве покупателя. Объектами купли-продажи являются факторы производстватруд, зем­ля, капитал, а рынки, на которых они реализуются, есть основание называть рынками ресур­ сов (факторов производства). На этих рынках действуют те же законы, что и на потреби-тельском рынке, но со своей спецификой:

некоторые виды ресурсов продают и покупают сами предприниматели (нефть, лес, станки и т.д.). Земля, труд и денежный капитал продаются домашними хозяйствами. Следовательно. цены на ресурсы выступают решающим фактором формирования доходов домохозяйств в форме заработной платы, ссудного процента, ренты и расходов фирм на ресурсы труда, де­нежного капитала, земли;

распределение ресурсов между отраслями и фирмами осуществляется в соответствии с ценам и. Ресурсные цены распределяют расходы между ними в соответствии с их финансо­выми возможностями;

минимизация затрат на единицу продукта или максимизация его объема при тех же затра­тах осуществляется на основе оптимального сочетания различных ресурсов с учетом уровня их цен;

ценообразование на ресурсы выступает одним из факторов государственной экономиче­ской политики, затрагивая проблему распределения доходов с учетом собственности на фак­торы производства и соответственно вопросы благосостояния и имущественного положения граждан, меры государственного вмешательства в экономику;

спрос на ресурсы является производным от спроса на товары и услуги потребительского сектора, поскольку фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для ис­пользования их в производстве товаров и услуг с целью реализации последних на потреби­тельском рынке.

Спрос на ресурсы со стороны фирм на рынке ресурсов встречается с предложением их владельцев. Основными параметрами конкурентного рынка ресурсов являются:

значительная масса конкурирующих продавцов и покупателей;

никто из покупателей не оказывает решающего воздействия на рыночный спрос и цены;

отдельные продавцы не в состоянии существенно повлиять на условия или цены предло­жения;

обеспечение продавцам и покупателям ресурсов свободы входа и выхода на любом рынке


ресурсов;

обеспечение свободного перемещения ресурсов по различным направлениям использова­ния.

В результате для каждого отдельного покупателя или продавца ресурсов их рыночная це­на является заданной величиной, т.е. на конкурентном рынке масштабы закупок ресурсов на уровень их цен не влияют.

Спрос на любой ресурс в этом случае будет зависеть от:

производительности ресурса, используемого для создания товара; цены товара, созданного при посредстве данного ресурса.

На спрос на ресурс влияют производительность ресурса и цена продукта (табл. 1).

Таблица!. Максимизация прибыли фирмы

 

Единица ресурса Предель­ный продукт МР Цена еди­ницы про­дукта Р Доход от предельного продукта ре­сурса MRP Цена ре­сурса или предельные издержки MRC Динамика прибыли
  - 2 -   -
    2      
    2      
    2      
           
      А    
      2   -2

В нашем примере фирма приобретает один переменный ресурс, допустим, труд рабочих. Согласно действию закона убывающей доходности ресурса, начиная со второй единицы ис­пользуемого ресурса, происходит уменьшение предельного продукта. Имея данные цены единицы продукта (товара) и объема предельного продукта, полученного за счет приращения каждой единицы ресурса, можно легко вычислить доход от предельного продукта ресурса: MRP = МР * Р. Он равен произведению объема предельного продукта и соответствующей цены, по которой реализуется дополнительный продукт. Доход от предельного продукта, или предельный продукт в денежном выражении, есть прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вовлекаемого фактора производства. Для мак­симизации прибыли фирма должна использовать дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока их каждое последующее приращение будет ее увеличивать. Для этого ей необхо­димо сравнивать доход от предельного продукта ресурса MRP с предельными издержками ресурса MRC.

Предельные издержки ресурса есть дополнительные издержки, на величину которых каж­дая дополнительная единица ресурса увеличивает общие издержки фирмы.

Для фирмы б}'дет прибыльным вовлекать дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока доход от предельного продукта ресурса не станет равным его предельным издержкам: MRP = MRC. В нашем примере это пятая единица ресурса или пятый рабочий. Наем шестого рабочего будет уменьшать прибыль фирмы и поэтому ей не выгоден.

На конкурентном рынке цена ресурса есть величина постоянная. Отдельная фирма не мо­жет повлиять на цену ресурса (ренту, ставку зарплаты и т.д.), так как она использует его не­значительную долю. Поэтому кривая предложения ресурса имеет вид горизонтальной: 5" = MRC, т.е. предельные затраты на ресурс постоянные и в нашем примере равны ставке зара­ботной платы W в четыре денежные единицы (рис. 1): MRP = MRC = W.

MRP = D;


MRC = W=S.

Кривая MRP на рисунке отражает спрос фирмы на труд, поскольку каждая точка на дан­ной кривой показывает число рабочих L, которых бы фирма наняла при каждой возможной ставке заработной платы. Так, если для 1-й единицы данного ресурса MRP равен 12, то для 6-й единицы — лишь 2 денежным единицам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.