Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая, несовершенная конкуренция




Монополистическая, несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, устанавливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. С помощью рекламы монополии влияют на формирование спроса, через каналы финансовых связей - на заказчика, на контрагентов.

Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквально понимания и он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию. До XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиям производства, конкуренции, с усилением организующего начала. Формами монополизации могут быть картельные соглашения, синдицирование, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникновение на этой основе различных видов монополистической конкуренции.

Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Олигополия - тип рыночной структуры, при которой нескольких крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:

^ рыночная структура, в которой действуют несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;

> рыночная структура, в которой несколько крупных поставщиков, не связанных
никакими соглашениями, конкурируют между собой;

^ рынок, на котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная взаимосвязь в виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупнейшие диверсифицированные корпорации.

Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеется только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия - наиболее простой случай олигополии.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного)

 


потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении. Эти виды рынков можно представить в виде таблицы: Таблица Основные виды рынков

 

 

Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Полиполия (полная Олигополия Монополия (один
  конкуренция) (несколько продавцов, продавец, много
    много покупателей) покупателей)
Несколько Олигопсония Билатеральная Ограниченная
  (олигопсония олигополия монополия (один
  спроса) (несколько продавцов продавец, несколько
    и покупателей) покупателей)
Один Монопсония Ограниченная Билатеральная
  (монопсония спроса) монопсония монопсония (один
    (несколько продавцов, продавец и один
    один покупатель) покупатель)

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, т.к. для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений ии на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

4. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая

и неценовая конкуренция.

В период монополистической конкуренции основными ее формами выступают научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.

Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирм производится путем:

> разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов;

> накопления и использования научно-технической информации; приобретения и
использования патентов.

При научно-техническом соперничестве обычно используется две модели:

1. Конкурентная модель - основывается на том, что конкурирующие фирмы
используют наиболее эффективную из известной производственной техники;
прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы
копируют любую техническую новинку; прибыль от нововведений получают после
внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на техническое
исследование несут только разработчики.

2. Монополистическая модель - основывается на том, что чистый монополист имеет
возможность постоянно получать значительные прибыли за счет нововведений. Он
имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но
стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу
монополизированного рынка. Монополисты, чтобы избежать потерь за счет
морального износа машин и оборудования, могут скрывать вновь созданные технику
и продукцию.

 


Промышленно-производственное соперничество проявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счет того, что свободный вход на рынок и выход фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются на низшем уровне и согласуются со средними валовыми издержками. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначит более высокие цены, снизить конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода- эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности». Эффект масштаба. При данной технологии и издержках производства потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддержать большое количество конкурирующих фирм, производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов. В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, т.е. она должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.

Х-неэффективность - обычно при исследовании издержек производства делается
допущение, что фирма выбирает из существующих технологий*именно ту, которая является
наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних

издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счет уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных друзей т родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы.

Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трехстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам.

В связи с этим различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:

> продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной
власти;

^ продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;

> первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товара; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название - конкуренция по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально


оличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой -качество - это субъективная оценка, которая открывает возможности «фальсификации качества» путем рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название - конкуренция по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.

Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

5. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной

конкуренции.

В конце XIX - начале XX в. во многих прославлялась экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия» и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость». Термин «несовершенная» означал в то время несовершенство, неэффективность из-за нарушения механизма выравнивания прибылей и «социальное несовершенство» из-за того, что мойополии часть «законной прибыли» изымали у других отраслей.

_____ Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического

несовершенства, так как представители теории «несовершенной конкуренции» стали рассматривать монополию как условие массового производства, которое сопровождалось ростом производительности труда, снижения издержек производства. «Несовершенство» стало признаваться фактически только с социальных позиций. Оно проявлялось по отношению к немонополизированным производителям.

______ В современных условиях «несовершенная конкуренция» в основном применяется для

Ха рактеристики немонополистического сектора.__ П.Самуэльсон называет

немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами с высокими издержками производства и низкой прибыльностью. «К сожалению, - отмечал П. Самуэльсон, - в большинстве хронически перенаселенных больных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии». (Самуэльсон П. Экономика. Т.2-М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. - С. 120).

При этом он признает экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополии в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых» монополий начала XX в. При этом несовершенство проявляется в больших размерах риска и неопределенности, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он с читает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.

_____ В настоящее время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила

распространение так называемая экономическая теория производства. В ее модели выделяют два типа рынков:

> рынок товаров и услуг, используемых для личного потребления;

> рынок факторов производства. Взаимосвязь между этими рынками сформулирована в
виде технического закона, называемого экономистами «функцией производства».
Сущность этого закона заключается в том, что существует технологическая
взаимосвязь между любыми данными производственными затратами (или затратами
факторов производства) и размерами продукции, которую можно изготовить и их
помощью. Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объем
выпуска, которого можно достигнуть при данных затратах факторов производства.

 


Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой - как потребитель, как носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объемам производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступают предельные издержки производства. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение произведенного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производств и их вкладу в производство.

6. Монопольные цены. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах

1. Цены рынка в условиях монополистической конкуренции. В условиях свободной конкуренции цены формируются преимущественно под влиянием спроса и предложения. При монополистической конкуренции этот процесс приобретает более сложный характер. В процессе преобладания монополий происходит сочетание стихийного рыночного регулирования с управлением, осуществляемым монополиями и государством.

Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится как можно больше продать товаров и получить при этом максимальное количество прибыли. Однако продажа каждой дополнительной единицы товара по мере удовлетворения спроса приносит все меньше и меньше дохода. Для того чтобы продать эту дополнительную единицу, необходимо понизить цену, так как покупательная способность рынка имеет ограниченные возможности. При этом монополия будет продавать товары не по самой высокой цене, а по такой, которая обеспечивает оптимальное сочетание объема продажи и цены за единицу изделия и получение наивысшего общего объема прибыли.

Границы монопольных цен устанавливаются рыночной конкуренцией. Верхняя граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль. Рассмотрим это на примере, который дает общее представление об основных закономерностях монополистического ценообразования.

Из нижеследующей таблицы видно, что при понижении цены и увеличении объема, оптимальной является партия изделий, при которой прибыль будет максимальной. В нашем примере такой партией является партия объемом в 200 изделий. Она приносит наивысший доход в размере 2000 тыс. Рублей. При этом цена за одно изделие в размере 35 тыс. Рублей будет верхней границей монопольных цен.

Образование монопольных цен

Объем партии, Шт. Издержки на единицу продукции, тыс. руб. Совокупные издержки, тыс. руб. Цена за одно изделие, тыс. руб. Общая выручка за партию, тыс. руб. Прибыль тыс. руб.
100 200 300 400 25 25 25 25 2500 5000 7500 10000 40 35 30 28 4000 7000 9000 11200 1500 2000 1500 1200

Нижняя граница монопольной цены - это низкая цена, про которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю. Доля монопольной прибыли в цене товара связана с величиной эластичности спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом Лернера. Он определяется по формуле:

Р„ Где Р,„ - монопольная цена;

Рск - цена совершенной конкуренции; Е - эластичность спроса.


2. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах. При формировании механизма рыночного равновесия в условиях монопольных цен необходимо исходить из следующих предпосылок:

> монополия возникает тогда, когда в результате разных причин на рынке товаров
возникает единственный производитель в виде фирмы-монополиста или объединения
нескольких фирм-монополистов путем заключения договора между ними и их
действия в качестве единой фирмы;

> на рынке имеется большое число потребителей данного товара и ни один из них не
может оказать существенного влияния на формирование рыночных цен;

^ в силу особенностей производства удельные затраты фирмы-монополиста весьма низкие, а объемы производства высокие, что позволяет фирме вытеснить конкурентов с рынка и захватить его целиком;

> отдельные потребители не имеют возможности оказывать влияние на рыночные цены
и вынуждены подстраиваться под цены, предлагаемые монополистами. В свою
очередь монополист выбирает

такие объемы и цену, при
которых товар полностью
будет реализован с

максимально возможной

прибылью.

Эти условия позволяют сделать
методологический вывод: при анализе
монопольного рынка следует
рассматривать фактически только
поведение фирмы-монополиста на
рынке. Механизм равновесия рынка
можно обосновать графически. и qqi >л^ч Qa Q

В условиях свободной

конкуренции при пересечении кривой предложения S и кривой спроса D рыночное равновесие наступает в точке пересечения А.

Если фирмы-производители договариваются между собой о прове-дении единой политики при установлении цен и объемов производства, тогда эти фирмы объединяются и выступают в виде картели или монополии. В это случае кривая спроса D потребителя превращается в кривую спроса AR монополии, спрос потребителя подменяется как бы спросом монополии подменяется как бы спросом монополии, монополия диктует спрос потребителя.

Чтобы максимизировать прибыль, монополия сокращает объем производства товара для потребителя с Qa до Qai, который соответствует точке А; - пересечение кривой предельного дохода MR (маргинальные поступления) с кривой предложения S, которая превращается в кривую предельных издержек МС в виду предложения средств производства. При этом чтобы потребители приобрели объем выпуска товаров, предложенный фирмой-монополистом в размере Qa/, и чтобы не было нарушено равновесие спроса и предложения, товары реализуются не по цене Ра/, а по цене Р. В этих целях монополия блокирует действия рыночных субъектов, которые стремятся уравнять цены спроса и предложения, соответствующие уровню свободной конкуренции. В результате равновесие устанавливается на уровне монопольных цен, соответствующих цене Р и объему Qai, уменьшает издержки монополии, следовательно, монополия добивается увеличения дохода в виде сверхприбыли. Прибыль Ра Р выступает в виде монопольной прибыли.

Вместе с тем монополистическая ситуация, как правило, сопровождается антимонопольными методами воздействия со стороны государственных органов. Первая группа мер - административно-правовое воздействие в виде:

> запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

> роспуск существующих монополистических объединений;

> расчленение монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер - административно-экономическое воздействие, направленное на:

 


> преследование государством торговцем, осуществляющих ценовую дискриминацию
(завышение цен, не обусловленное издержками производства);

> преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем
использования рекламы;

> запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью
совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер - экономическое воздействие, проводимое государством:

> использование разных приемов введения налоговой политики, которые вынуждают
монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям
свободной конкуренции;

> поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие
товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары
монопольного производства;

> расширение рынка за счет установления международных экономических связей и
увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

Естественная монополия. В некоторых отраслях существует монополия, когда отдельный производитель выпускает продукцию, которая отличается более низкими издержками, чем продукция, выпускаемая несколькими производителями (производство газа, нефти, золота), - это естественная монополия. Демонополизация в таких отраслях может привести к резкому увеличению затрат, повышению цен на продукцию, к снижению общей производительности труда. Осуществление такой демонополизации будет неэффективно.

Когда заходит речь о демонополизации производства, надо иметь в виду. Что во всех развитых странах основная доля выпускаемой продукции приходится на крупнейшие предприятия. Например, в промышленности США определяющую роль играют 200 крупнейших корпораций. В производстве легковых автомобилей действует 3 основные корпорации: «Дженерал Моторс», «Форд мотор», «Крайслер»; в химической промышленности лидирует одна корпорация - «Дюпон-де-Немур»; производство пассажирских самолетов монополизировано тремя корпорациями: «Боинг», «Макдонелл-Дуглас», «Локхид». Особо следует сказать о мелких предприятиях: предприятия, принадлежащие корпорациям, образуют основу производственных комплексов. Эти комплексы «обрастают» множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяя потребности корпораций в инструменте, узлах, в разных комплектующих изделиях. Причем самостоятельность мелких предприятий, обслуживающих крупные корпорации, является сугубо номинальной. В основном они функционируют как придатка комплексов на условиях, диктуемых корпорациями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.