Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список. 1) реактивные (проявляются как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентами, обеспечивают выживание фирмы в условиях рынка);




Терминологический словарь

Заключение

Классификация инноваций

 

1. По причинам возникновения.

1) реактивные (проявляются как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентами, обеспечивают выживание фирмы в условиях рынка);

2) стратегические (это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе).

2. По предмету и сфере приложения.

1) продуктовые (новые продукты, услуги);

2) процессные (новые технологии, новая организация производства и управленческие процессы).

В США – 1/3 всех инноваций – процессные, 2/3 – продуктовые. В Японии – обратное соотношение.

3. По масштабам распространения.

1) мировые;

2) национальные;

3) отраслевые;

4) локальные, связанные с предприятием или его отдельным подразделением.

4. По степени прогрессивности.

1) истинные, то есть делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор);

2) несущественные или модифицирующие, то есть улучшающие что-то внутри существующих систем.

5. По характеру связи с предшествующими образцами.

1) открывающие новые направления в человеческой деятельности (самолет);

2) заменяющие (электровоз и тепловоз вместо паровоза);

3) отменяющие (бумага вместо пергамента);

4) возвратные (современные парусные суда, дирижабли);

5) имитирующие, в том числе ретроспективные, возвращающие к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

6. По результативности.

1) завершённые и незавершённые;

2) успешные и неуспешные.

Например, нововведение не считается завершённым, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.

7. По степени новизны.

1) абсолютные (нет аналогов);

2) относительные:

– частичные – отдельные новые элементы;

– условные – новое сочетание прежних элементов.

Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, демографической, правовой ситуации и прочее; к внутренним – неблагоприятные условия труда, рост производственных затрат и т.п.

Целесообразно разграничить понятия «инновация» и «новшество».

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности.

Новшества оформляются в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений и т.п. Как правило, новшествами нельзя воспользоваться без специальных знаний «ноу-хау».

Ноу-хау (знать как) – технические, управленческие или другие знания и практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, представляющие коммерческую тайну, которая не оформляется патентом.

Основные признаки ноу-хау – промышленная и коммерческая ценность и закрытость.

Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку произ-водства и оформить результаты.

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологическо-го, научно–технического или другого вида эффекта. Необходимость постоян-ного внедрения инноваций и удержание на этой основе конкурентных преимуществ кроется в цикличности развития инноваций (см. рис. 3).

Основным вопросом управления с точки зрения теории жизненного цикла является вопрос о своевременной замене выпускаемой продукции или смене действующей технологии, т.е. вопрос о сроках внедрения инновации. Учитывая, что не все инновации доводятся до успешного экономического применения, доля неуспеха может достигать от 37 до 80%, условием поддержания конкурентного статуса любой организации является непрерывное освоение инноваций.

 

 
 


результат

исследования техническое стабильный выпуск спад

и разработки освоение

│ │ │

│ │ │

│ │ │

│ │ │

│ │ │

1 2 3 4 t, время

 

Рис.3. Структура жизненного цикла инновации

 

По данным центра исследований статистики и науки, в 1997 году базовые отрасли российской экономики, такие как черная и цветная металлургия, большинство отраслей машиностроения, химическая промышленность имели менее 10% инновационной продукции в общем объёме выпуска.

Вместе с тем инновации вызывают к жизни некоторые, весьма серьёзные проблемы. Они ведут к досрочному моральному устареванию элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния, требуют осуществления нововведений в смежных областях.

Инновационный процесс – процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение инновации, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации.

Основная цель любого инновационного процесса – получение прибыли как от использования имеющихся в наличии ресурсов, так и от удовлетворения существующего или потенциального спроса на товар, являющийся результатом осуществления данного проекта.

Этапы инновационного процесса:

1. Фундаментальные исследования.

Цель – осознание потребностей и возможности изменений, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.

2. Прикладные исследования.

Разработка лабораторных технологий и испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий.

3. Опытно-конструкторские разработки.

Создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования.

4. Освоение производства нового изделия.

Таким образом, инновационный процесс охватывает весь цикл от разработки идеи до её реализации на коммерческой основе.

Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность.

В «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» инновационная деятельность определяется следующим образом.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.

К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынка сбыта и поиск новых потребителей; поиски партнёров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Питер Друкер охарактеризовал инновационную деятельность, как трудную и упорную работу. И эта работа должна быть организована как одна из функций каждого подразделения предприятия и на каждом уровне управления.

Успеху инновационной деятельности во многом способствуют поддержка высшего руководства, высокий творческий потенциал сотрудников, хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

Правовое регулирование инновационной деятельности – прерогатива[15] государства. Социальная, политическая и экономическая ситуация в России требует принятия закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». Россия вошла в XXI век государством-инвалидом; промышленный потенциал страны в 2000 году составлял 30% потенциала 1992 года, 20% оборудования имело возраст свыше 20 лет, в 1996 году спад производства в промышленности составил 60% по сравнению с 1989 годом. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.

Правительство Российской Федерации в сентябре 2004 года одобрило долгосрочную «Стратегию управления инновациями до 2010-2015 гг.», а на заседании 18 ноября 2004 года утвердило «Программу об инновационной деятельности в Российской Федерации до 2010 года». Комментируя данный документ, премьер-министр М. Фрадков отметил: «Развитие инноваций – суперактуальная задача».

Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем, инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный менеджмент – самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путём рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент – это такое управление, целью которого является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

На современном этапе инновационный менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений.

Инновационные организации – организации, занятые инновационной деятельностью.

Малые инновационные организации:

1) малые фирмы (предприятия);

2) венчурные фирмы (рисковые);

3) фирмы «спин-офф» (фирмы – отпрыски).

Крупные инновационные организации:

1) научные парки;

2) инновационные центры;

3) технопарки;

4) технополисы;

5) стратегические альянсы;

6) финансово-промышленные группы;

7) корпорации;

8) консорциумы;

9) холдинги (холдинговые компании);

10) транснациональные корпорации.

Подробные характеристики инновационных организаций приводятся в специальной литературе. Выбор типа организации следует осуществлять после глубокого анализа различных факторов, таких как профиль организации, уровень её специализации и др.

 

 

Деятельность менеджера разнообразна и многогранна. Самая большая сложность в обучении менеджменту состоит в формировании таких качеств, как «видение», умение ставить цель. Эти качества столь же сложны для понимания, как и интуиция, и проявляются в смелости, предприимчивости, умении вдохновлять, находить новое, быть непредсказуемыми. Важно отметить, что наличие намерений и умение ставить цели существенно отличается от умений принимать решение, вести переговоры и разрешать конфликты.

Личностные качества менеджера, амбиции, характер, его философия бизнеса и этические воззрения имеют большее значение для формирования будущего, чем его компетенция. Бесполезно руководить, следуя только техническим навыкам и навыкам общения, делать вещи правильно, но вести людей в неправильном направлении. Менеджеру необходимы, в первую очередь, концептуальные навыки, он должен видеть, что нужно сделать, чего нужно добиться, поставить цель, а уже потом потребуется умение заинтересовать людей и обеспечить выполнение поставленных задач.

 

 

Адаптация – приспособление системы и её отдельных элементов к изменяющимся условиям внешней среды.

Анализ – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией управленческого решения по развитию объекта.

Аппарат управления – 1) система органов государственного управления, совокупность учреждений и организаций, обеспечивающих управление в какой-либо сфере или области деятельности; 2) совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей) какого-либо учреждения или организации, выполняющих работу по управлению.

Аттестация – комплексная оценка персонала за 3–5 лет, призванная оценить уровень труда, качеств и потенциала личности, соответствие требованиям выполняемой деятельности. По результатам аттестации принимают решение о служебном росте, перемещении или увольнении работника.

Безопасность – создаваемые системой условия, гарантирующие предотвращение утечки конфиденциальной информации, нарушение тайны, осуществление диверсии, сохранение экосистемы и здоровья человека. В качестве объектов безопасности могут быть страна, регион, экосистема, фирма, человек и др. По направлениям безопасность может быть военная, экологическая, экономическая, информационная, техническая и др.

Бизнес – инициативная деятельность, осуществляемая за счёт собственных или заёмных средств на свой страх и риск, под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли, другого результата, развитие собственного дела.

Бизнесмен –собственник, применяющий свой или заёмный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств (авторитета, права, принуждения).

Власть в организации – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий. Основные типы власти основаны на принуждении, вознаграждении, компетенции, примере и традиции. Руководство может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.

Влияние – способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.

Внешняя среда организации – компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды организации, оказывающие прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность организации.

Группа –совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п. Большинство идей, положений, касающихся группы, вообще можно синтезировать в следующих утверждениях: люди живут в группах в состоянии постоянной взаимозависимости; члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие цели; группы имеют неодинаковые функции. Индивиды участвуют во многих группах. Группа является естественной и неизбежной частью жизни человека. Существуют постоянные, временные и случайные группы; некоторые группы являются свободными, в них вступают по желанию, другие имеют обязательный характер (семья, нация и т.д.). Группы могут быть формальными и неформальными. Формальные группы характеризуются организованной структурой. В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой.

Делегирование полномочий –передача части прав одного лица другому (как правило от высшего к низшему), которое принимает на себя ответственность за них. Вышестоящее лицо делегирует подчинённым в основном ответственность за рутинные вопросы, освобождая себя для решения более важных проблем.

Дерево целей – построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены: главная цель ("вершина дерева"), подчинённые ей подцели первого, второго и т.д. уровней ("ветви дерева").

Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью с целью удовлетворения своих потребностей.

Дисциплина – обязательное для каждого работника, для каждой организации подчинение установленному порядку и правилам.

Должность –служебное место, связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и определенной ответственностью.

Единый тарифно-квалификационный справочник – основной государственный документ для тарификации работ, предназначенный для определения уровня квалификации рабочего в пределах конкретной профессии, а также объема профессиональных знаний, навыков и умений учащихся профтехучилищ.

Жизненный цикл организации –совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Задача –совокупность требований для принятия действий в конкретной ситуации.

Задачи организации – это работа или её часть, которая должна быть выполнена определённым способом в определённый период.

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.

Затраты – широко распространённое в экономической литературе понятие, не имеющее, однако, общепринятого определения. В самой общей форме – это ресурсы, “уничтожаемые” в процессе производства ради получения продуктов этого производства. Тогда если рассматривать производство как кибернетическую систему, то затраты являются её входом, а результаты (продукты, эффект) – выходами: процесс производства соответственно выступает как преобразование затраты ресурсов в результаты.

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Имидж организации –общественный образ организации, привле-кательность, репутация, доверие, складывающиеся у клиентов, партнеров, общественности. Его основу составляет существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика: название, эмблема, товарный знак.

Инвестиции – долгосрочные вложения средств в промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики с целью их сохранения и увеличения, получения дохода.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления, с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Инновационный менеджмент – самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путём рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение инновации, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Инструкция – указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо.

Информация –совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.

Исследование – научное изучение какого-либо объекта.

Кадровая политика – генеральная линия и принципиальные установки на длительную перспективу в работе с персоналом.

Кадровое планирование – осуществляется в интересах как предприятия, так и персонала. Для предприятия важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач. Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации высокой производительности труда, удовлетворённости работой.

Кадровое планирование реализуется посредством осуществления комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединённых в оперативном плане работы с персоналом и включающем разделы: планирование потребности в персонале; планирование привлечения, адаптации и высвобождения персонала; планирование использования персонала; планирование обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала; планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения; планирование расходов на персонал.

Кадровый менеджмент – одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала предприятия.

Кадровый резерв – группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, которые предъявляются должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

Кадры – основной (штатный) состав квалифицированных работников предприятий, государственных учреждений, общественных организаций. Кадры характеризуются структурой, составом, численностью.

Карьерограмма – перечень профессиональных и должностных позиций в организации и вне её, фиксирующий оптимальное развитие профессионала и последовательное занятие им определённых позиций; формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на каждом последующем месте.

Категория –разряд, группа предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких-либо признаков.

Качество –философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом.

Качество информации для разработки управленческого решения – степень соответствия совокупности сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы требованиям, предъявляемым управляющей системой, которая использует их для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Требования, предъявляемые к информации: достоверность, обоснованность, конкретность, системность, своевременность, сопоставимость.

Качество управления – совокупность свойств, присущих управлению и отражающих его реальное состояние, особенность и соответствие потребностям развития производства.

Качество управленческого решения – совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации.

Квалификационная характеристика – краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям в организации.

Квалификация –степень профессиональной подготовленности к выполнению какого-либо вида работы.

Квалификация работника – это степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Устанавливается в форме присвоения работнику разряда или категории.

Квалификация работы – характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени её сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом, к которому данная работа отнесена тарифно-квалификационным справочником.

Комитет –группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий.

Коммуникабельность – способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей.

Коммуникация – совокупность информационных каналов в системе управления. Наличие коммуникации обеспечивает возможность связи между различными звеньями системы управления.

Коммуникационный процесс –обмен информацией между двумя и более людьми.

Коммуникации в управлении –передача информации от одного субъекта другому.

Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определённых решений или самому решать вопросы.

Конкурентоспособность – способность товаров и услуг выдерживать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных.

Конкуренция – экономический процесс взаимодействия и борьбы производителей или поставщиков, соперничество между ними за наиболее выгодные условия производства и сбыта.

Контроллинг – инструмент учета и контроля на предприятии.

Контроль – функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, заданий, управленческих решений; система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление отклонений от программы, их причины и характер.

Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Концепция – комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности.

Координация – одна из функций управления, реализация которой состоит в согласовании внутреннего состояния фирмы с условиями внешней среды, в обеспечении согласованности в работе всех звеньев системы путём установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, взаимодействия между подсистемами, в обеспечении единства и согласования всех функций управления.

Критерии эффективности – это социально-технические параметры, оценивающие качественно и количественно степень соответствия того или иного продукта человеческой деятельности удовлетворяемой им потребности.

Критерий –1) признак, на основании которого производится оценка, классификация, определение; 2) требования, на основании которых определяются правила и процедуры однозначного выбора средств достижения определенного эффекта, варианта альтернативных решений, производится оценка степени достижения поставленной цели.

Культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; различают материальную и духовную культуру; в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

Лидер –член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях; наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидерство – иерархическое распределение авторитета в социальной группе, организации, коллективе. Лидерство предполагает признание способностей, заслуг, образования и интеллектуального потенциала, человеческого расположения, уважения и доверия. Лидерство играет важную роль в управлении организацией.

Личность – человек, обладающий комплексом индивидуальных характеристик и качеств, отличающих его от других людей.

Лозунг –призыв, в краткой форме отражающий руководящие задачи организации.

Маркетинг – концепция ориентации деятельности на потребителя.

Менеджер – специалист по управлению хозяйственными процессами, производством и обращением товаров; наёмный управляющий. Менеджеры организуют работу в организации, руководят деятельностью сотрудников.

Менеджмент – вид управления, необходимый экономически самостоятельному звену производства в рыночной экономике и представляющий собой систему гибкого, предприимчивого, экономического управления, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

Менталитет – склад ума, мироощущение, мировосприятие, образ мышления.

Метод – приём, способ или образ действия.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Механизм управления – комплекс средств управляющего воздействия на управляемую систему.

Миссия – принципиальное назначение организации, которым она отличается от других организаций и в рамках которого определяет характер операций как со своей продукцией, так и на рынках. Правильно сформулированное заявление миссии от имени организации – это исчерпывающий инструмент планирования, который позволяет менеджерам концентрировать внимание на основных направлениях сегодняшней и завтрашней деятельности компании. Подобное заявление очерчивает круг клиентов компании, даёт описание предлагаемых товаров и услуг, ограничивает географическую сферу деятельности, определяет основные технологии, содержит приоритетные ценности или цели, облегчает понимание философии, положенной в основу компании. Организации, заявляющие о своей миссии, имеют лучшие финансовые показатели, так как создают себе популярный имидж.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных систем.

Модель – копия или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения целей исследования. Модели могут быть логическими, физическими, математическими, экономико-математическими и др.

Мониторинг – система сбора данных о сложных явлениях, процессах, описываемых с помощью определенных ключевых показателей, позволяющих диагностировать состояние объекта исследования, оперативно отслеживать тенденции и динамику происходящих в нем изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения.

Мотив – внутренняя сила, побуждающая человека к осуществлению каких-либо действий и определяющая его поведение. Мотивы обусловлены потребностями человека, осознанием степени и возможностей их удовлетворения.

Мотивация – функция менеджмента, предполагающая использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

Норматив – расчётная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемая в нормировании труда и планировании производства.

Объект управления –управляемая подсистема, воспринимающая управляющие воздействия со стороны органа управления (управляющей подсистемы).

Организационная культура –исповедуемая сложившаяся и развивающаяся система ценностей, этических и эстетических норм и правил деятельности сотрудников организации; один из основных резервов повышения эффективности деятельности организации.

Организационные ценности –свойства тех или иных предметов, процессов или явлений, позволяющие им служить образцами, ориентирами поведения членов организации, признаваемые большинством из них.

Организация – 1) функция управления как процесс, суть которого заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования её частей; 2) форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определённой организационно-правовой формы.

Организация управления – комплекс организационных положений (регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности), определяющий порядок управления.

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчёт в своих действиях, поступках. В этой связи каждый работник организации должен знать не только свои права, но и обязанности, то, за что он лично несет ответственность. Реализация на практике категории «ответственность» означает создание четкой организационной структуры; разработку положений о подразделениях организационной структуры, положений о правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций для исполнителей; разработку положений о премировании работников и т.п.

Паблик рилейшнз (PR) – наука и искусство анализа тенденций, предсказания их последствий и выдачи рекомендаций руководству организации и осуществления программных действий в интересах как организации, так и общественности; планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.

Персонал – личный (штатный) состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Прежде всего, это наличие юридически оформленных трудовых взаимоотношений с работодателем. Персонал обладает качественными характеристиками, которые определяют структуру персонала организации по категориям: руководители, специалисты, другие служащие, рабочие. Все категории персонала, в свою очередь, могут структурироваться по профессиям, специальностям, квалификационным признакам.

План – 1) намеченная на определённый период работа с указанием её целей, содержания, объёма, методов, последовательности, сроков выполнения; 2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Планирование – одна из функций менеджмента, заключающаяся в анализе ситуаций и факторов внешней среды, прогнозировании, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

Планирование карьеры – процесс сопоставления потенциальных возможностей и целей человека с потребностями организации, стратегией и планами её развития, выражающийся в составлении программы его профессионального и должностного роста.

Поведение – комплекс действий человека или группы лиц, отражающий характер и направленность их деятельности, взаимодействие между собой и окружающей действительностью.

Поведение деловое – профессиональная деятельность работника в его индивидуальных и групповых усилиях, направленных на достижение конечных результатов в организационной среде фирмы.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Предприниматель – самостоятельный субъект рыночных отношений, который идёт на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги, действующий под свою ответственность в целях получения прибыли.

Предпринимательство – вид деятельности людей, применяющих собственный или заёмный капитал в производственной или непроизводствен-ной сферах экономики в целях получения прибыли.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности; имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринима-тельской деятельности; может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок.

Престижная реклама –коммерческая пропаганда положительного образа организации.

Принцип –1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутренне убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения.

Принятие решения – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции; процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Проблема – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта. Проблема может быть стратегической и текущей; внезапной (катастрофической) и плановой; объективной и субъективной (созданной человеком); технической, экологической, социальной, организационной, психологической, экономической, безопасности и т.д.

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта или процесса в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний.

Прогнозирование – система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития народного хозяйства или его частей (отраслей, регионов, предприятий и т.п.) и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития.

Программа – комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей.

Профессиограмма – подробное описание психологических, производственных, технических, медицинских, гигиенических и других особенностей специальности, профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые они предъявляют к человеку.

Профессионализм – это качество работника, которое определяется степенью владения им содержанием труда и средствами решения профессиональных задач.

Процедура – конкретные действия как часть операции, которые следует выполнять или предпринимать для достижения данной цели.

Процесс – ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в результате совокупности действий, осуществляемых для достижения какого-либо результата.

Развитие –необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Развитие коллектива – это процесс становления коллектива, достижения им определённой степени зрелости, способности эффективно решать стоящие перед ним производственные задачи и обеспечивать условия для развития личности работника.

Ранжирование – определение важности, весомости, ранга факторов (проблем) по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска.

Регулирование – функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, принятию мер по доведению (совершенствованию) параметров "входа" системы или процессов, в ней происходящих, до новых требований "выхода" (потребителей).

Резерв кадров – часть персонала, проходящая подготовку для того, чтобы занять места более высокой квалификации.

Решение –1) выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы; 2) волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблемы.

Роли – конкретные проявления различных образцов поведения, возникающих в тех или иных жизненных ситуациях.

Ротация кадров –процесс перемещения работника с одной работы на другую в целях приобретения им более широкого, разностороннего опыта.

Руководитель – лицо, отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющее в своём подчинении коллектив работников управления и наделённое правами и полномочиями по принятию и руководству реализацией управленческих решений, касающихся объекта руководства и подчинённого коллектива работников.

Руководитель организации – руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

Рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Рыночные отношения – система экономических, правовых и социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителем, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

Система –совокупность связанных элементов, объединённых в одно целое для достижения определённой цели.

Система менеджмента – система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистем, способствую-щая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

Система управления – совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей.

Сообщение –собственно информация, закодированная с помощью символов.

Стандарт –образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определения, требования к продукции и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей и т.д.

Стиль руководства – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач и выработки управленческих решений с учетом особенностей взаимодействия должностных лиц, подчиненных данному руководителю.

Стимул – внешнее обстоятельство, воздействующее на поведение человека. Стимулы выступают в процессах управления в качестве факторов воздействия, которые менеджер использует для достижения поставленных целей и получения результатов и для согласования совместной деятельности работников.

Стимулирование – создание условий, возможностей, атмосферы заинтересованности человека в проявлении инициативы и достижении определённого качества своей деятельности.

Стресс – перенапряжение системы психологической саморегуляции личности в условиях давления внешних факторов.

Структура – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

Структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвя-занных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, которая обеспечивает их функционирование и развитие как единого целого.

Субъект управления – управляющая подсистема, звено, элемент в системе управления, воздействующий на объект управления.

Теория управления – комплекс теоретических положений, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.

Технология – средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания.

Технология управления – последовательность и комбинация операций, выбираемых менеджером по критериям эффективности воздействия на объект управления.

Товарная реклама – любая форма неличного обращения к потенциальным покупателям с целью их убеждения приобрести товары, услуги; коммерческая пропаганда потребительских средств товара.

Топ-менеджер – специалист по управлению, имеющий высшую профессиональную квалификацию, ведущий менеджер.

Управление – целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей.

Управленческая проблема – сложный вопрос, задача, требующая своего уяснения, изучения, оценки и разрешения.

Управленческий процесс – совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы.

Управленческое решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Функции менеджмента – основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, они выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.

Функция – 1) обязанность, круг деятельности, назначение, роль; 2) зависимая переменная величина.

Цель – выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого является для него желательным и на достижение которого направлена его деятельность.

Эволюция – 1) процесс изменения, развития; 2) одна из форм движения, развития в природе и обществе – непрерывное, постепенное количественное изменение, в отличие от революции – коренного, качественного изменения.

Эккаутинг – учёт и анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Этика – принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

Этика бизнеса – система норм взаимоотношений между различными сторонами делового процесса, а также социальная ответственность организаций по отношению к своей внутренней и внешней среде. Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика со стороны организации на социальные проблемы.

Этика менеджера – поведение или действия руководителя в соответствии с общепринятыми нормами.

Этикет – совокупность правил поведения, закрепляющих порядок и формы внешнего проявления отношения к людям; свод законов приличия.

Этические нормы – система общих ценностей, нравственных правил, соблюдения которых организация требует от своих сотрудников.

Эффект – 1) действие, результат чего-либо; 2) впечатление, производимое на кого-либо, кем-либо.

Эффективность – соотношение показателей эффекта (результата) и затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов на его достижение.

Эффективность менеджмента – социально-экономическая категория, результативность управленческой деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых, трудовых и людских ресурсов. Определяется посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Функциональная роль эффективности менеджмента – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

Эффективность менеджмента социальная – социальный результат управленческой деятельности, который характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.

Эффективность менеджмента экономическая – экономическая сущность управленческих решений. Это, по существу, система взаимоотношений и взаимодействий ресурсов и полученных результатов, доходов и произведённых затрат управленческой деятельности, отражающихся в значениях переменных (показателей).

 

1. Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 136 с.

2. Арская, Л.П. Япония: наука и искусство управления. – М., 1992.

3. Атаманчук, В.Г. Управление – социальная ценность и эффективность. – М., 1995.

4. Бляхман, Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 380 с.

5. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). – М.: Экономика, 1997. – 368 с.

6. Большаков, А.С. Менеджмент: Учеб.пособие. – СПб.: Питер, 2000. –160 с.

7. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб.пособие – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

8. Брасс, А.А. Основы менеджмента: Учеб.пособие. – Минск.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 239 с.

9. Вачугов, Д.Д., Веснин, В.Р., Кислякова, Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры: Учеб.пособие / Под. ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 192 с.

10. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 283 с.

11. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учеб.пособие. – М.: «ГНОМ-пресс» при сод. Т.Д. «Элит-2000», 1999. – 440 с.

12. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 1998. – 496 с.

13. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: Учеб. – 3-е изд. – М.: Градарики, 2002. – 528 с.

14. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Градарики, 2002. – 288 с.

15. Владимирова, И.Г. Компании будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом, 1999. – № 2. – С. 58-72.

16. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1995. – 480 с.

17. Грабауров, В.А. Информационные технологии для менеджеров. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368 с.

18. Грейсон, Дж. (мл.), Делл, О. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. – М., 1991.

19. Грищенко, В.А., Цукарев, С.С., Федосеев и др. Общий менеджмент (электронное учебное пособие). – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2001.

20. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке: Учеб.пособие: Пер. с англ.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 272 с.

21. Дунаев, О.Н., Дружинин, А.И. Менеджмент: Учеб.пособие / Под ред. О.Н. Дунаева. – Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1997. –152 с.

22. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под общ. ред. В.Е. Хруцкого. – М.: Республика, 1992. – 510 с.

23. Как работают японские предприятия / Сокр. пер. с англ. под ред. Мондена Я. и др. – М.: Экономика, 1989. – 254 с.

24. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. Постановление Правительства Российской Федерации № 832 от 24 июля 1998 г. // Российская газета. – 1998. – 19 авг.

25. Маслоу, А. Маслоу о менеджменте. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.

26. Менеджмент и рынок: Германская модель. Учеб.пособие / Под ред. У. Рора, С. Долгова. – М.: Бек, 1995.

27. Менеджмент организации: Учеб.пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акберин и др. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 432 с.

28. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1994. – 702 с.

29. Молочников, Н.Р. Основы менеджмента. Глоссарий и практикум: Учеб.пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 96 с.

30. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др. – М.: Высш. школа, 2001.– 367 с.

31. Питерс, Г., Уотермен, Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986.

32. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». – М.: Финансы и статистика, 2001. – 192 с.

33. Семёнова, И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 222 с.

34. Терминология менеджмента: Словарь / Сост. А.К. Семёнов, В.И. Набоков. – М.: Маркетинг, 2002. – 224 с.

35. Травин, В.В., Дятлов, В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000. – 272 с.

36. Уитмор, Дж. Coaching – новый стиль менеджмента и управления персоналом: Практическое пособие: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160 с.

37. Управление производством и операциями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 15 / Под ред. Э.С. Минаеваи др.– М.: ИНФРА-М, 2000. – 256 с.

38. Уткин, Э.А. Этика бизнеса: Учеб. для вузов. – М.: Зерцало, 1998. – 256 с.

39. Файоль А. и др. Управление – это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор. – М.: Республика, 1992. – 351 с.

40. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб. – 2-е изд. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.

41. Шамкалов, Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. – М., 1993.

42. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

 

 


[1] Апогей – высший уровень развития чего-либо.

[2] Маркетинг – это вид деятельности по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров, с помощью которого наилучшим способом достигаются цели предприятия и удовлетворяются потребности потребителей.

[3] Эккаутинг – учёт и анализ хозяйственной деятельности предприятия.

[4] Функция (лат.) – обязанность, работа, деятельность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

[5] Парадигма (греч. – пример, образец) – упрощённый набор предположений, концепций, гипотез, моделей, теорий.

[6] Иерархия (греч.) – порядок подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим по строго определённым ступеням – «иерархическая лестница».

[7] Элиминировать (лат.) – исключать, устранять, удалять.

[8] Концепция – то или иное понимание явления, система взглядов.

[9] Кибернетика (греч. – искусство управления) – наука об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных системах (машинах, живых организмах и их объединениях).

[10] Патернализм (лат. – отцовский, отеческий) – проводимая некоторыми предпринимателями в капиталистических странах политика показной заботы о трудящихся.

[11] Первичная группа – коллектив работников управления, у которых есть общий руководитель, но нет подчинённых.

[12] Апеллировать – обращаться за решающим советом, поддержкой.

[13] Компромисс – соглашение с кем-либо путём взаимных уступок.

[14] Н овизна – совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

[15] Прерогатива (лат.) – преимущество, первенство, исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.303 сек.