Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция науки и практики управления





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Введение в менеджмент и природа управления

Введение

Оглавление

Менеджмент

 

Конспект лекции

 

 

 

 

Чебоксары-2011


ББК 65.050.2

УДК 65.01

А44

 

 

Рецензенты:

Яковлев Георгий Ермолаевич, доктор экономических наук, профессор

Лазарева Надежда Аркадьевна, кандидат экономических наук, доцент

 

 

Белов Г.Л.

Менеджмент: конспект лекций. – Чебоксары: филиал ГОУ ВПО СПбГИЭУ в г.Чебоксары, 2011. – 28 с.

 

 

© филиал ГОУ ВПО СПбГИЭУ в г.Чебоксары

© Белов Г.Л.


Введение. 4

1. Введение в менеджмент и природа управления. 5

2. Эволюция науки и практики управления. 6

3. Организация как система управления. 8

4. Эффективность менеджмента в рыночной экономике. 9

5. Функции и методы менеджмента. 10

6. Планирование и целепологание. 11

7. Организация как функция менеджмента. 13

8. Мотивация в менеджменте. 14

9. Координация и контроль. 15

10. Разработка управленческого решения. 16

11. Эффективность управленческих решений. 17

12. Коммуникации в менеджменте. 18

13. Управление организационными процессами. 19

14. Лидерство и управление конфликтами. 20

15. Организационная культура. 22

16. Управление персоналом. 23

17. Профессионализация менеджмента, самоменеджмент и управление карьерой в организации. 24

Заключение. 26

Список рекомендуемой литературы по дисциплине. 27

 


Целью изучения дисциплины «Менеджмент» является освоение будущим специалистом теоретических и практических навыков управления и реализации управленческих решений, характерных для всех сфер экономики народного хозяйства, овладение навыками планирования деятельности предприятия, организации производства, мотивации и контроля работы персонала, а также методами анализа и оценки эффективности управленческих решений.

Задачами дисциплины «Менеджмент» являются:

- изучить концептуальный аппарат, базовые научные школы и ключевые направления развития, природу управления и исторические тенденции его развития, науку и практику управления в качестве научной дисциплины;



- ознакомить студентов с основами управления организацией как открытой системой, эффективности менеджмента в организации;

- рассмотреть сущность и содержание функций и методов менеджмента;

- сформировать навыки для разработки, принятия и реализации управленческих решений;

- освоить информационно-коммуникационное обеспечение менеджмента, методы руководства, управления конфликтными ситуациями в организации и самоменеджмента и формирования имиджа руководителя;

- изучить основы управления персоналом, кадровой политики организации, функции кадровой службы и управления карьерой в организации.

Студент должен иметь представление о:

- природе управления и исторических тенденциях его развития;

- специфике менеджмента в России;

- функциях и методах менеджмента;

- методах разработки управленческих решений;

- лидерстве и стилях управления.

Студент должен знать:

- основные теоретические положения менеджмента;

- основные характеристики менеджмента;

- ресурсы менеджмента;

- тенденции в развитии менеджмента;

Студент должен уметь:

- выбирать и комбинировать тип управления в зависимости от конкретной ситуации;

- анализировать управленческие процессы;

- применять на практике рекомендации теории менеджмента.

Студент должен иметь навыки:

- обоснования и выбора управленческих решений;

- применения на практике методов проектирования и организации процесса функционирования и развития организаций.

 


Основные понятия:

Менеджмент и управление. Роль управления в деятельности человека. Менеджмент как управление социально-экономическими процессами. Менеджмент как самостоятельный вид деятельности. Менеджмент как организация работы людей (отдельных работников; групп и коллективов). Менеджмент как орган управления (аппарат управления). Менеджмент как наука и искусство управления. Предпринимательская деятельность и менеджмент.

Основные вопросы:

1.1. Введение в дисциплину

1.2. Понятия и научные определения менеджмента

1.3. Теория и практика менеджмента

Основное содержание:

В настоящее время система управления на российских предприятиях и в организациях формируется по требованиям рыночной экономики. Переходный период, когда не было стабильности и последовательности в организации менеджмента, постепенно уступает определенности и видению долгосрочных горизонтов развития.

Современное понимание менеджмента сформировалось в западных странах, где наиболее известны американская и японская системы управления на предприятии, основанные на национальных традициях и особенностях. Российская экономика только вступает на такую стадию стабильного развития, когда на научной основе есть возможность создать национальные системы управления, сформировать научные школы со своим индивидуальным подходом.

Управление – функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Выделяются три класса управления:

- в неживой природе (технические системы);

- в организмах (биологические системы);

- в обществе (социальные системы).

Система управления – механизм управленческих отношений включает в себя:

а) законы управления;

б) функции и методы управления;

в) информацию;

г) инструментарий и рычаги управленческого воздействия;

д) организационную структуру;

е) технические средства сбора, обработки, хранения и использования информации;

ж) кадры управления.

Система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем.

Менеджер – наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, наделенный определенными полномочиями.

«Менеджер» - по определению Минцберга – это руководитель в трёх крупных категориях:

- межличностной роли;

- информационной роли;

- роли по принятию решений.

По Питеру Ф.Друкеру, управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

В представлении общего менеджмента руководитель всегда должен анализировать взаимосвязи между частями организации (её внутренние переменные), между организацией и её внешней средой (внешние переменные) и что любое решение каким-то образом воздействует на все аспекты организации.

Функциональный менеджмент определяет конкретное направление деятельности руководителя: финансовый менеджер, менеджер по качеству, менеджер туризма и т.д.

Содержание менеджмента можно определить следующими взаимосвязанными понятиями:

- менеджмент – это наука;

- менеджмент – это искусство;

- менеджмент – это профессиональная деятельность.

Менеджмент в практической деятельности не может существовать в отрыве от организации. Сохранение организации, его развитие, установление внешних и внутренних взаимосвязей и есть содержание менеджмента.

Содержание, а также набор действий и функций, осуществляемых на практике в процессе управления, зависит от природы организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего звена, нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих других факторов (2, 32-33).

Контрольные вопросы и задания:

1. Сущность современного менеджмента.

2. Роль менеджмента в социально-экономическом развитии общества.

3. Как Вы представляете работу менеджера?

4. Понятия и научные определение менеджмента.

5. Приведите пример содержания работы менеджера.

6. Дайте свое определение понятиям «управление» и «менеджмент».

7. Роль менеджера в современной организации?

 

Основные понятия:

Менеджмент и эпоха промышленного развития. Возникновение менеджмента как науки и практики. Развитие управленческой мысли. Национальные особенности менеджмента. Глобализация процессов в менеджменте. Интеграционные процессы в менеджменте. Менеджмента в России. Концепции и школы менеджмента. Научная школа. Классическая (административная) школа менеджмента. Школа управления с позиции психологии и человеческих отношений. Школа управления с позиции науки о поведении. Современные школы менеджмента.

Основные вопросы:

2.1. Зарождение менеджмента как науки

2.2. Развитие науки и практики управления в России

2.3. Особенности менеджмента в развитых странах

Основное содержание:

Менеджмент, как наука, сформировался в конце XIX – начале XX в.

Основной силой развития интереса к управлению была промышленная революция, которая началась в Англии.

Ф.Тейлор (цеховое управление), А.Файоль (управленческий труд на высших ступенях), Г.Эмерсон, Г.Форд, (весь производственный процесс) дополняя друг друга, создали теорию научного менеджмента. К этому они пришли на основе своей производственной деятельности, работая инженерами и администраторами.

Большой вклад в становление менеджмента как науки внесли не отдельные ученые, а научные направления или школы, в которых коллективно вырабатывали основные законы и принципы управления. Все ведущие теоретики и практики менеджмента входили в эти школы.

К концу 90-х годов XX в. сложилось пять школ менеджмента:

♦ школа научного управления;

♦ административная (классическая) школа управления;

♦ школа человеческих отношений;

♦ эмпирическая школа;

♦ школа социальных систем.

Началом осмысления значения управления в России считается XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств.

Особенности советский менеджмент с октября 1917 г.: введение рабочего контроля; создание всесоюзного народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.

В настоящее время в Российской Федерации нет четко ориентированного на какой-то тип школы менеджмента в экономике. Идет поиск, попытка найти оптимальную модель науки и практики управления, исходя из своего и мирового опыта.

В современной литературе выделяют три основных направления менеджмента в капиталистических странах, основанные на национальных традициях и особенностях организационных и личностных взаимоотношений людей: японская, американская и европейская модели менеджмента.

Основными представителями школы научного менеджмента считаются Ф. Тейлор, Фрэнк и Лилиа Гилберты, Генри Гантт, X. Эмерсон, Г. Форд и др. Эти концепции образовали школу научного управления, которая создавалась практиками, исходя из их представлений о путях повышения производительности труда. Для этой школы характерно механистическое понимание человека. На управление смотрели как на машину. Преподавание менеджмента в то время велось в виде промышленного инжиниринга.

Крупнейшим представителем классической школы управления является Анри Файоль. Рассматривая организацию как единый организм, Файоль определил, что для любой деловой организации характерно наличие шести групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учётные, административные. Все эти операции взаимозависимы. Например, технические операции не могут осуществляться без наличия сырья, возможности сбыта, капитала, страховых мероприятий. Административные операции Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию. Позднее они стали называться функциями управления.

Основной вклад представителей классической (административной) школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления организацией, выделив управление как особый вид профессиональной деятельности, которой необходимо обучаться, как всякой другой профессии для административных единиц. «Интеграционное единство» подразумевает создание целостной организационной структуры, где каждый составной элемент ориентирован на общую цель.

М. Фоллет и другие представители школы человеческих отношений, как и многие современные теоретики менеджмента, считают само участие работников в управлении важнейшим мотивационным фактором. Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений, безусловно, принадлежит американскому психологу Элтону Мэйо (опыты в Хоторне, недалеко от Чикаго).

Развивая подходы «школы человеческих отношений», американские ученые создали бихевиористские теории менеджмента. Большой вклад в развитие бихевиористского направления в управлении внёс Абрахам Маслоу (1908-1970 гг.), разработавший «пирамиду потребностей».

Некоторые современных направлений менеджмента:

1. «Школа процесса управления» (Management Process School).

2. «Школа теории принятия решений» (Decision Theory School).

4. «Математическая школа».

5. «Эмпирическая школа» (Empirical School).

6. «Школа социальных систем» (Social System School).

Контрольные вопросы и задания:

1. Становление науки управления.

2. Особенности организации управления в СССР.

3. Сравнительна характеристика американской, японской и европейской моделей менеджмента.

4. Как влияют национальные традиции страны на организацию менеджмента?

5. Как вы понимаете следующую фразу – «Разделение функции собственника и функции организации производства привело к возникновению менеджмента»?

6. Как в современном менеджменте применяются выводы представителей школы научного менеджмента?

7. Что включает в себя «Идеальная бюрократия» по М. Веберу?

8. В чем отличие подхода к изучению проблем управления представителей классической школы менеджмента по сравнению со школой научного управления?

9. Назовите основные принципы управления по А. Файолю?

10. Основные результаты Хоторнского эксперимента?

11. Что исследуется в современных школах менеджмента?





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.