Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №2 05.03.12




Методы, используемые в социологии образования

Предмет и объект социологии образования

Объектом явл. вся сфера образования, т.е. система образования, учебные заведения, а также соц. группы, к-ые вкл. в действия институтов образования.

Предмет соц.обр. может рассм. с неск. т.зр.:

1. Это область социологии, изучающая образование как соц.инст, как форму и средство обществ. жизни.

2. Предметом соц. обр. явл. исследования общих закономерностей образования, как соц.процесса, а также их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил.

3. Соц.обр. имеет своим предметом рассмотрение системы и подсистем обрзаования в их целостности и совокупности.

4. Социология образования есть специальная соц.наука, предметом которой явл. система образования как соц. институт, а также взаимодействия систем образования и ее систем с обществом.

 

Чаще всего используются методы опроса, фокус групп и личного интервью, интервью экспертов. Многие ВУЗы применяют Интернет-опросы. Соц. образования взаимодействует с целым рядом педагогическим дисциплин.

Она связано с педагогикой, дидактикой, философией (философией образования), психологией образования,

 

В США и Европе – кризис школьного образования.

Самой развивающейся системой образования – в Китае.

 

 

 

Образование как соц. инстпредст. Собой систему опр. рода и специфически образом организованных, управляемых и взаимосвязанных кульутр, а также индивидов, заинтересованных в обеспечении своих образовательных потребностей и интересов.

Функции образования как соц.инст. можно классифицировать с разных позиций.

1-ый вид классификаций.

Общие (институциональные) ф-ции и ф-ции специальные.

К общим ф-циям относятся:

-обеспечение устойчивости развития обществ. отношений и соц.порядка;

-содействие усилению и укреплению соц.связей и внутрегрупповой сплоченности среди участников образовательного процесса.

-стимулирование или поощрение желательных с т.зр. общества поведения соц.гр. в сфере образования, развитие педагогики, сотрудничества и гуманизация образования.

-осуществление контроля за отклоняющимися от установленных норм и принципов участниками образовательного процесса;

-обеспечение участникам образовательного процесса наиболее безболезненного вхождения в социальную среду и формирование позит. Ценностных ориентаций и установок в поведении;

-стабильности – поддержание в обществе и его институтах благоприятного морального и культурного климата.

К специальным ф-циям образования относятся:

-экономич.ф-ция;

-социальная;

-культурная;

-правовая;

-защитная.

 

С т.зр. реализации эк.ф-ции образование отвечает в обществе за формирование социально-профессиональной структуры.

Социальная – воспр. и изм-ние социальной структуры общества в целом и в конкретных ее элементах.

Культурная – реализация воспроизводства и развития мат. и дух. Культуры всех слоев общества.

Правовая ф-ция–на разных ур-х происходит развитие правосознания и правовой культуры индивида.

Защитная – от призыва в вооруженные силы, защита детей, которые не могут получить реализацию этой ф-ции в семье.

Еще одна классификация принадлежит Букоку:

-познавательная;

-моральная;

-ф-ция социализации;

-ф-циясоц.мобильности.

Классификация, больше характерная для культурологов:

-трансляция и распределение культуры в обществе (происходит передача ценностей культуры, научных знаний, моральных ценностей и норм, правил поведения и опыта, присущих разным профессиям след.поколению);

-формирование у молодого поколения установок и ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе;

-ф-циясоц.селекции (осуществление дифференциации)

-ф-ция социального и культурного изменения.

 

Структура системы образования:

Микроуровень (учитель-ученик, учебные ситуации, учебные занятия)

Мезоуровень (учебные коллективы, учебные заведения)

Макроуровень (учителя и ученики как соц.группы, рассмотрение сист.образования как среду ф-ния и взаимодействия учебных заведений, научных институтов и общества в целом).

 

Согласно закону об образовании РФ, ст.12, уч.заведения подразделяются:

-дошкольные обр. учреждения;

-общеобразовательные обр.учреждения (начальное общее, основное общее, среднее общее образования);

-учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

-учреждения доп. образования взрослых;

-специальные (коррекционные) уч. Заведения для воспитанников с различными отклонениями в развитии;

-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-учреждения доп. образования детей;

-др. обр-ные учреждения, осуществляющие образовательных процесс.

Структурные элементы учебного процесса:

Учебная дисциплина (фундаментальные, дополнительные, технологические)

Для ВУЗа структурообразующй единицей являет я кафедра.

 

Образование – это система нормативной регуляции. Сюда входят нормы дисциплинарного общения, правила внутр.распорчдка, нравственная составляющая, нормативные акты органов власти и управления, нормативы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.