КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современное состояние и перспективы развития карьерного транспорта
К основным видам карьерного транспорта, широко применяемым на открытых горных работах, относятся железнодорожный карьерный транспорт, автомобильный карьерный транспорт и конвейерный карьерный транспорт, применяемые самостоятельно, а также комбинированный транспорт, предусматривающий различное сочетание основных видов транспорта. Реже на карьерах используются канатный (скиповые и автомобильные подъемники и канатные подвесные дороги), гидравлический, гравитационный, скреперная доставка и новые виды транспорта (конвейерные поезда, крутонаклонные конвейеры, воздушный транспорт и другие). По характеру грузопотоков, различают цикличный (железнодорожный, автомобильный, скиповой) и непрерывный (конвейерный, конвейерные поезда) виды транспорта. Железнодорожный карьерный транспорт имеет широкое распространение на карьерах всех горнодобывающих отраслей Украины, России, стран СНГ и на зарубежных карьерах. Основные достоинства железнодорожного карьерного транспорта: 1-высокая надежность в работе; 2-способность транспортировать горные породы с различными физико-механическими свойствами; 3-относительно низкие энергоёмкость и стоимость транспортирования; 4-малая зависимость от климатических условий и незначительное отрицательное воздействие на окружающую среду. К недостаткам железнодорожного карьерного транспорта относятся: 1 - небольшие преодолеваемые уклоны пути (2,5…3,5°, 40…..50%0); 2 - низкая производительность труда и высокая трудоемкость; 3 - большие радиусы вписывания в горизонтальной плоскости; 4 - сравнительно высокая стоимость капитальных затрат; 5 - большие объемы горнокапитальных работ, особенно при значительной глубине карьеров; 6 - необходимость создания при электровозном транспорте системы электроснабжения. На современных карьерах применяют электровозную и тепловозную тяги и вагоны различной конструкции и грузоподъёмности. Благодаря внедрению мощных электровозов, тяговых агрегатов и вагонов большой грузоподъёмности существенно увеличился полезный вес локомотивосоставов, повысилась производительность железнодорожного транспорта и уменьшились эксплуатационные затраты. В настоящее время на карьерах применяются: - электровозы Д94 (ДЭВЗ), ВЛ26 (НЭВЗ) и ЕL21 (ФРГ), сцепной массой 94...160 т, мощностью 1100... 21000 кВт и силой тяги 110...250кН; - тяговые агрегаты типа ОПЭ, ПЭ (ДЭВЗ и НЭВЗ) и ЕL (ФРГ), сцепной массой 360... 370 т, мощностью 5000... 6500 кВт и силой тяги 650... 810 кН; - тепловозы типа ТЭМ 1,2,3, и 7, сцепной массой 120... 180 т, мощностью дизеля 750... 1450 кВт и силой тяги 200...350 кН; - думпкары типа ВС, грузоподъемностью от 60 до 180 т. Железнодорожный транспорт наиболее эффективно используется на крупномасштабных предприятиях с объёмом перевозок от 10 до 100 млн. т/год и более с большими размерами карьерного поля при значительных расстояниях транспортирования (5...10 км и более), но при незначительных уклонах пути до 40...50 %0 (2...3°) и больших радиусах кривых 80...100 м в любых климатических условиях (кроме районов вечной мерзлоты). Рациональная глубина зоны, в которой эффективно применение железнодорожного транспорта, составляет 100...150 м. Иногда применяется и при больших глубинах (пример - карьер ЮГОК). Перспективы развития железнодорожного транспорта связаны с увеличением уклона пути до 60...80%0 широким применением тяговых агрегатов и карьерных электровозов, тоннельных схем вскрытия глубоких горизонтов карьеров и автоматизацией работы транспорта. Автомобильный карьерный транспорт благодаря своим преимуществам в сравнении с другими видами транспорта в настоящее время является наиболее распространенным в Украине и странах всего мира. Опыт применения автомобильного транспорта подтвердил его высокие технико-экономические показатели в определенных горнотехнических условиях. Благодаря созданию новых высокопроизводительных автомобилей большой грузоподъёмности и совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта, область применения автомобильного карьерного транспорта за последние 10...15 лет существенно расширилась. (В Украине~60…70%). Достоинства автомобильного карьерного транспорта: 1-высокая мобильность и независимость от внешних источников питание, что позволяет применять автотранспорт в сложных условиях залегания, в период строительства карьера и при разработке месторождений с ограниченными запасами и малом сроке эксплуатации; 2-возможность транспортирования горных пород с различными физико-механическими свойствами; 3-возможность движения по относительно крутым подъемам автодорог, что обеспечивает сокращение длины транспортирования и горнокапитальных работ при строительстве выездных траншей; 4-упрощение процесса отвалообразоваиия; Недостатки автомобильного карьерного транспорта: 1-зависимость эксплуатации дорог и подвижного состава от климатически условий и состояния автодорог и, как следствие, снижение производительности в период дождей, снегопада и гололеда; 2-ограниченное значение рациональной длины транспортирования (З...4км наиболее рациональное 1,2...1,5 км); 3-высокий уровень запыления и загрязнения атмосферы вредными выбросами (до 200 т в год) отработавших газов при большой интенсивности движения и ограниченных размерах карьера; 4- низкая производительность труда, обусловленная большим количество, водителей; 5 - относительно высокие энергоёмкость и эксплуатационные затраты. В настоящее время на карьерах применяются большегрузные автосамосвалы и автопоезда БелАЗ с гидромеханической и электромеханической трансмиссией, зарубежные автосамосвалы американских и японских фирм Юнит-Риг, Камацу, Юклид, Катерпиллер и Дрессер, грузоподъемностью от 27 т до 220 т, дизельтроллейвозы. На железорудных карьерах СССР по состоянию на I января 1989г эксплуатировалось около 1800 автосамосвалов (в том числе зарубежных более 350), общей грузоподъёмностью более 130,0 тыс. т, и два дизель троллейвоза. Автомобильный транспорт эффективно используется при строительств. карьеров, разработке месторождений с неправильными контурами, при селективной выемке полезных ископаемых, при небольших объемах перевозок на малых карьерах и крупных карьерах с объёмом перевозок 60... 80 млн.т в год. Рациональное расстояние транспортирования не превышает 3...4 км, поэтому автотранспорт используется на карьерах, которые имеют сравнительно ограниченные размеры плане до 2,0...2,5 км. Уклоны автодорог составляют 4…5 (80…100%0),радиусы поворота на дорогах 40...50 м при наименьших радиусах 8...16 м. Глубина карьеров, на которых применяется автомобильный транспорт обычно не превышает 200…250 м. Основным перспективным направлением развития автомобильного транспорта является его применение на глубоких карьерах в схемах комбинированного транспорта при ЦПТ, совершенствование схем движения в карьере и разработка автоматических систем управления движением автосамосвалов и совместной их работы с экскаваторами в забое. Конвейерный карьерный транспорт благодаря высокой производительности, возможности создания непрерывного потока горной массы и полной автоматизации производственного процесса транспортирование горной массы конвейерами на карьерах получает всё большее распространение. Одним из существенных преимуществ конвейеров перед железнодорожным и автомобильным транспортом является возможность транспортирования материала под углом до 18°, а на специальных видах конвейеров даже до 40° и более. Поэтому при конвейерном транспорте сокращается протяженность транспортных коммуникаций, объем горнокапитальных работ и разнос бортов карьеров, сроки их строительства, что особенно важно при разработке глубоких карьеров. Конвейерные транспорт применяется как самостоятельный, так и в сочетании с другими видами транспорта - автомобильным, железнодорожным и другими. В общем случае в состав конвейерного транспорта входят передвижные и стационарные конвейеры, монтируемые непосредственно на почве, и конвейерные агрегаты - перегружатели, транспортно-отвальные мосты и отвалообразователи. Основные преимущества конвейерного транспорта: 1-высокая производительность (до 30,0 тыс. м /ч - рыхлых пород и до 3...10 тыс. т/ч - скальных пород); 2 - поточность транспортирования как технологического процесса; 3-возможность перемещать материал с углом наклона трассы до 16°... 18°; 4-относительно малая энергоёмкость и меньшая зависимость от климатических условий по сравнению с автомобильным транспортом; 5-незначительное отрицательное влияние на окружающую среду; 6-безопасность и улучшение условий труда; Недостатки конвейерного карьерного транспорта: 1-жесткие требования к физико-механическим свойствам транспортируемых материалов - абразивность, влажность и кусковатость (размер кусков не должен превышать 400...500 мм); 2 - ограничение срока службы (2…4 года - тканевые, 4...6 – тросовые) и высокая стоимость конвейерной ленты (до 40% стоимости конвейера). В настоящее время конвейерный транспорт широко применяется в составе комплексов машин непрерывного действия при разработке мягких пород, состоящих из роторных экскаваторов, системы забойных, передаточных, отвальных конвейеров и отвалообразователей - при транспортной системе разработки и роторных экскаваторов, транспортно-отвальных мостов или консольных отвалообразователей - при транспортно-отвальной системе. При разработке скальных пород ленточные конвейеры в основном применяются в качестве подъёмного транспорта в схемах ЦПТ в сочетании с другими видами карьерного транспорта. В настоящее время ленточные конвейеры применяются с жесткими, шарнирными или податливыми (канатная подвеска) роликоопорами. В качестве тягового органа применяются резинотканевые или резинотросовые ленты, с разрывным усилием 3000...6000 Н/см ширины прокладки (тканевые) и 15000…60000 Н/см ширины ленты (тросовые). На открытых горных работах применяются ленточные конвейеры, выпускаемые в Украине и России, производительностью от 1,0 до 6,0 тыс. м3/час, с шириной ленты от 1200 мм до 2000 мм, при длине конвейеров от 250 м до 2000 м и скорости движения ленты 1,5 м/с до 5 м/с. При транспортировании мягких пород применяются конвейеры со скоростью движения ленты 3,0... 5,0 м/с, при транспортировании скальных пород -1,5... 3,5 м/с. Применение конвейерного транспорта связано, прежде всего, с расширением области поточной технологии при использовании роторных экскаваторов для разработки мягких горных пород в комплексе с консольными отвалообразователями и использования конвейеров в качестве подъёмников в комбинации с другими видами карьерного транспорта при транспортировании скальных горных пород. Конвейерный транспорт наиболее соответствует условиям глубоких карьеров большой производственной мощности, обеспечивая при этом высокую производительность. Конвейерный транспорт эффективно применяется при объёмах перевозки 20...40 млн. т/год и более. Рациональное расстояние транспортирования не превышает 4...6 км. При высоте подъема груза на 250...300 м. Перспективным направлением развития конвейерного транспорта является создание крутонаклонных конвейеров с углом подъёма до 40° и выше, создание специальных конвейеров для транспортирования скальных пород и применение их в схемах поточной технологии (ПТ), повышение скорости движения ленты до 10 м/с, увеличение длины конвейеров за счет повышения разрывного усилия ленты. Комбинированный карьерный транспорт. Каждому из рассмотренных видов транспорта присущи определенные преимущества и недостатки, определяющие рациональную область их применения. Рост объёмов производства и ухудшение горнотехнических условий с увеличением глубины карьеров, обусловило целесообразность комбинаций различных видов карьерного транспорта, обеспечивающих наиболее эффективное их использование. Применение комбинированного транспорта наиболее эффективно при разработке глубоких месторождений или при большой дальности откатки, когда один вид карьерного транспорта не обеспечивает экономичность разработки месторождения. Преимуществом комбинированного транспорта является возможность использования различных видов транспорта на участках, где они наиболее эффективны. Недостаток комбинированного транспорта заключается в необходимости эксплуатации различных видов транспортных средств (ремонт, содержание) и наличии перегрузочных пунктов, усложняющих технологический процесс и организацию работ. В настоящее время получили распространение следующие виды комбинированного транспорта. Автомобильно-железнодорожный транспорт наиболее эффективен на крупных карьерах большой производственной мощности при разработке нижних горизонтов карьеров с ограниченным развитием железнодорожных путей, при отработке месторождений со сложными конфигурацией и составом полезного ископаемого и при необходимости интенсификации горных работ в глубинной части карьера. Автомобили вводятся, как правило, с глубины 150…180 м. Автомобильно-конвейерный транспорт наиболее распространен на карьерах с крепкими скальными породами и рудами. Ввод его целесообразен с глубины разработки 100…150 м, а эксплуатация при дальности транспортирования автосамосвалами-до 1,5 км и конвейерами – до 3км. Автомобильно-конвейерный транспорт применяется при грузопотоках 18…20 млн. т/год. Железнодорожно-конвейерный транспорт используется при больших размерах карьеров в плане и значительной (свыше 200м) их глубине. Величина грузопотока при железнодорожно-конвейерном транспорте составляет 20...25 млн.т. в год и выше. Автомобильно-скиповой транспорт дает возможность транспортировать скипами крупнокусковую взорванную скальную горную массу по борту карьера под углом до 45° и в шахтных стволах до 90°. Применение целесообразно в сравнительно глубоких карьерах (350...400м) с малыми размерами в плане. Величина грузопотока составляет 8...10 млн. т в год. Кроме основных видов комбинированного транспорта применяются комбинации автомобильного транспорта с гравитационным, канатным, гидротранспортом, пневмотранспортом и другими видами карьерного транспорта. Развитие карьерного транспорта базируется на создании и совершенствовании способов транспортирования и технических средств, отвечающих критериям технологичности, экономичности и ресурсосбережения при соответствующей организации производства. По прогнозам ряда специалистов, сделанных в середине 90-х годов прошлого столетия в перспективе к 2010 г. структура карьерного транспорта по объемам перемещаемой горной массы в странах СНГ будет иметь следующий вид: -железнодорожный транспорт - 22... 24%; -автомобильный транспорт - 21...33%; -конвейерный транспорт в схемах поточной и циклично-поточной технологии - 20...25%; -конвейерные поезда - 5... 10%; -другие вида специального транспорта – 8…25%. Однако сегодня можно утверждать, что данные прогнозы не подтвердятся. В ближайшей перспективе железнодорожный транспорт останется на прежнем уровне, а более интенсивно будут развиваться конвейерный, автомобильный, комбинированный в основном автомобильно-конвейерный. Конвейерный транспорт будет доминирующим на месторождениях с мягкими породам.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |