КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системный подход
Изначально теория систем была применена в военном деле и в технике. В области управления организациями она стала применяться в 1950-е годы ХХ столетия в рамках школы науки управления, которая развивала количественный подход к управлению организацией. Системный подход – это не набор каких-либо правил, это способ мышления, которому присущи черты: - системность; - аналитичность; - диалектичность; - способность конструировать новые решения. В данном случае эти черты рассматриваются по отношению к организациям и управлению ими. Определим сначала понятие системы. Система – совокупность компонентов, связанных между собой определенными отношениями (связями), предназначенная для выполнения определенных функций и обладающая свойствами, не равными простой сумме свойств, входящих в нее элементов. Эта добавка к свойствам появляется в результате определенной организации элементов и их взаимодействия в пространстве и времени. В отличие от технических систем организации являются социо-техническими системами, так как включают в свой состав людей
Рис. 6. Элементная модель системы (1–5) – элементы системы; п/с 1 – подсистема 1; п/с 2 – подсистема 2; полезные связи; вредные связи. Такие системы называют системами с целеполаганием, так как люди ставят перед собой (организацией) определенные цели и стремятся к их достижению. Элементы в системах объединятся в группы, например, по функциональному признаку, которые носят название подсистем. В организации это могут быть отделы, группы и даже отдельные работники, например, операторы ЭВМ. Классификация позволяет выделить несколько наиболее важных видов систем: – система типа процесс (процесс управления, технологический процесс, процесс планирования и т.д.); – система типа «устройство» – устройство автомобиля, «устройство организации» (организационная структура); – статические системы, не изменяющиеся во времени; – динамические системы, параметры которых меняются во времени; – адаптивные системы (ГПМ и ГПС в технике). – «закрытые» системы не имеют отношений типа «вход-выход» – «открытые» системы, наоборот, зависят от энергии, материалов, информации, поступающей извне. В большинстве случаев системы являются открытыми. Выживание любой организации зависит от окружающего мира.
Рис. 7. Модель открытой «С» Сущность системного подхода определяется двумя положениями: 1. Организация должна рассматриваться с учетом факторов внешней среды (открытая система) и с учетом связей между ее частями (подсистемами) отделами, группами. 2. Организация должна рассматриваться как динамическая система, находящаяся в постоянном развитии (в движении из прошлого через настоящее в будущее). Можно рассмотреть процесс управления с точки зрения открытой системы (рис. 8).
Рис. 8. Процесс управления открытой системой
Ситуационный подход (начало 1970-х годов) В ситуационном подходе внимание концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Методологию этого подхода можно представить как 4-х шаговый процесс: 1. Руководитель должен быть знаком с методами профессионального управления: – понимать процесс управления; – понимать индивидуальное и групповое поведение; – владеет системным анализом; – владеть методами планирования и контроля, а также количественными методами принятия решений. 2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен предвидеть последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики. 3. Руководитель должен правильно интерпретировать ситуацию, выявлять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект повлечет за собой изменение одной или нескольких переменных. 4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые бы вызвали наименьший отрицательных эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем. Итак, центральным звеном ситуационного подхода является ситуация, то есть набор факторов, которые сильно влияют на успешную деятельность организации в данный момент времени. Так как значимость этих факторов меняется во времени, то их называют ситуационными переменными. Успех ситуационного подхода значительно зависит от третьего шага, определяющего эти переменные и их влияние (последствия) на организацию. Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию, поэтому надо рассматривать только наиболее важные (по оценкам разных автором, их не более десятка), причем, делить их следует на внутренние и внешние.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |