Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности Российского менеджмента




Японская модель, являющаяся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как наиболее гармоничная и мобильная организация, наиболее жизнеспособная в современном динамическом мире.

Суть японской модели

Суть американской модели менеджмента

Модели менеджмента

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отображение в разных направлениях и школах, и моделях. То, что сейчас происходит в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением общества в информационную стадию.

Заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в ее границах (организации производства, снижения издержек за счет внутренних резервов, роста производительности труда и рационального использования ресурсов).

Фирма – «закрытая система». При таком подходе цели и задачи считаются заданными на длительное время.

Таблица 4

Характеристика основных типов моделей

Организация типа А (американская модель) Организация типа «j» (японская модель) Организация типа «t» (маркетинговая модель)
     
1. Найм работников на относительно короткое время. 1. Пожизненный найм 1. Долгосрочный найм
2. Индивидуальное принятие решений 2. Коллективное принятие решений 2. Коллективное принятие решений
3. Индивидуальная ответственность 3. Коллективная ответственность 3. Индивидуальная ответственность
4. Быстрое развитие и продвижение на рынке 4. Медленное развитие и продвижение на рынке 4. Медленное развитие и продвижение на рынке
5. Механизмы явного точного контроля 5. Механизмы косвенного контроля 5. Косвенный неформальный контроль с точными формализованными критериями
6. Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали) 6. Способствование неспециализированной карьере работника (диверсифицированный подход) 6. Умеренно специализированная карьера работника
7. Избирательное (дифференцированное отношение к работнику как к таковому) 7. Холистический (целостный) подход к работнику как личности 7. Холистический подход, включая семью

Основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному признаку (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Сформирована американским ученым японского происхождения
У. Оуги.

Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на производстве – основные черты этой модели.

Сторонники японской модели считают, что если в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в американской, наоборот, по сформулированным требованиям ищут наиболее подходящих кандидатов на должность.

Суть маркетинговой модели определяется следующими моментми:

– ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического или социального);

– фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных общими ценностями, как «клан».

Примечание. Клан – род или группа родственников, группа лиц, объединенных общими хозяйственными интересами, общими узами, общим делом.

фирма должна постоянно обновляться, должна быть нацелена на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

В России менеджмент начал использоваться и изучаться не так давно, с началом экономических реформ 1985 г. Менеджмент к этому времени был известен только по зарубежному опыту и публикациям.

Главным инструментом управления предприятиями становятся экономические методы (хозрасчет, самофинансирование, кредит и т.д.). Административные методы приобретают вспомогательное значение. Экономическое управление может осуществляться в определенной экономической среде. Оно требует развитых товарно-денежных отношений, рынка средств производства, товаров и услуг, конкуренции в производстве товаров и услуг и т.д.

Преобразования в экономике России породили новые виды управления, определяемые влиянием внешней среды.

В связи с разгосударствлением и разделением собственности между центром и местами, конституционным разграничением компетенции органов федерации и ее субъектов происходит внутренняя дифференциация понятия «государственное управление», наполнение его новым содержанием. Если раньше оно включало такие виды, как отраслевые, территориальное и региональное управление, выделяемые по соответствующим признакам объекта и субъекта управления, а также функциональное и программное управление, то теперь появляется понятие «федеральное управление», т.е. реализуемое по отношению к объектам федерального владения, местное управление (самоуправление) и муниципальное управление.

Происходит становление частного предпринимательского управления, выполняемого индивидуальным собственником. В случае, если предприниматель (собственник) перепоручает управление специально приглашенному менеджеру, то частное управление трансформируется в профессиональное управление.

Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новые виды управление, такие, как инновационное управление, обозначающее деятельность, ориентированную на постоянный поиск и применение технических, технологических, организационных и других нововведений.

Ситуационное управление концентрируется не на поиске лучшего образа действия или оптимального решения, а на обнаружении или выборе приемлемого, исходя из сложившихся обстоятельств, варианта. Ситуационное управление требует широкой децентрализации и не может быть реализовано в условиях жестокой централизации.

Оперативное управление – это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения. Предупредительное (профилактическое) управление состоит в заблаговременной подготовке к возможным и ожидаемым событиям с оценкой вероятности их наступления и последствий бездействия.

Конкурентное управление – это деятельность, связанная с выполнением заключение о несостоятельности должника, носит принудительный характер.

Адаптивное управление характеризуется способностью управляющей системы реагировать на изменение внешней среды, оно предполагает непрерывность планирования, прогнозных оценок, учет неопределенности и т.д.

Выделяют также внешнее управление и внутреннее управление; демократическое (согласительное на основе консенсуса и голосовательное на основе подчинения меньшинства большинству) управление и принудительное управление.

Понятие доверительного управления порождено понятием доверительной собственности – личного или государственного имущества, которое доверяются другим физическим или юридическим лицам. В отличие от принудительного конкурентного управления доверительное управление не допускает передачу имущества в траст без соглашения трудового коллектива, даже если более 50% имущества акционируемого предприятия остается в государственной собственности. В некоторых товаропроизводящих отраслях России уже учреждены трастовые компании, функционирующие на основе доверительного управления.

В системе современного менеджмента важное место занимает менталитет каждой страны. От национальных особенностей зависит взаимодействие менеджера и подчиненных, методы управленческого воздействия начальства на работников и, естественно, различие взглядов теоретиков и практиков на управленческую науку.

Прежде чем говорить о российском менеджменте, необходимо отметить, что национальной концепции управления в нашей стране не существует, а менеджмент Росси представляет собой симбиоз европейского и азиатского стилей менеджмента. Но, несмотря на это, существуют некоторые характерные особенности управления, связанные с европейским менталитетом:

1) неуважение и несоблюдение собственных законов;

2) отношение к государству как к органу, который несет на себе всю ответственность за неудачи предпринимателей и поэтому обязан им постоянной поддержкой;

3) специфическое отношение к собственности, основанное на принципе: «ты здесь хозяин, а не гость, тащи отсюда каждый гвоздь»;

4) стремление получить много и сразу, а не заниматься кропотливой работой.

В Росси можно выделить несколько специфических групп руководителей. К первой группе относятся управленцы, которые являются выходцами из советских руководящих структур (партии, комсомола). В большинстве своем это люди, не имеющие экономического образования и привыкшие работать на основе старых диктаторских методов. работники для них по старой бюрократической системе – винтики, личность которых не имеет для них особого значения. Причины своих проблем такие руководители видят в неудачно сложившихся обстоятельствах или некачественной работе подчиненных, но реально проблемы заключаются в их низкой квалификации.

Ко второй группе руководителей можно отнести т.н. «новых русских». Главной их целью является быстрое получение прибыли, при этом законность используемых для этого методов первостепенного значения не имеет. К подчиненным такие начальники относятся с пренебрежением и позволяют себе в обращении с ними откровенное хамство. Подобный способ ведения дел позволяет получать огромную прибыль, но на долгосрочное существование такому предприятию рассчитывать невозможно.

К третьей группе относятся руководители «нового поколения». Они обладают соответствующим уровнем знаний и образования и на практике стремятся применять современные знания в области управления независимо от того, относятся они к европейскому или азиатскому стилю управления, главное, что во главу угла для них ставятся человеческие отношения. В последние годы таких руководителей становится все больше.

В России стиль управления предприятием зависит во многом и от региона, в котором он расположен, что обуславливается многонациональностью нашего государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.