Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Австрийская школа экономической теории





Методологические основы маржинализма

70—80-е гг. XIX в. в истории экономических учений принято называть эпохой «маржиналистской революции» (от английско­го термина marginal analysis — предельный анализ), когда произошла переоценка устоявшихся ценностей «классической школы». Основная идея маржинализма - исследование предельных экономических величин, как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также всего народного хозяйства (макроэкономика).

Отличительными особенностями маржинальной теории являются:

– использование принципиально новых методов экономического анализа, позволяющих определить предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях;

– маржиналистами экономика рассматривается как система взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами;

– маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения;

– методологический инструментарий маржинализма позволил снять вопрос о первичности и вторичности экономических категорий.

Выделяют два этапа маржинальной революции:

I. 70-80-ые годы ХIХ в. получили название «субъективного направления» в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне;

II. 90-ые годы ХIХ в., для которых характерны отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей.

Современное неоклассическое направление не является однородным. В нем различают несколько школ.

Предельный, маржинальный подход был применен, прежде всего, к исследова­нию полезности благ, осуществленному австрийской школой.

Свое название школа получила от страны, где работали три са­мых выдающихся представителя этого направления — Карл Менгер (1840-1921), Ойген Бём-Баверк (1851-1919) и Фридрих Визер(1851-1926).



История австрийской школы начинается в 1871 г, когда была опубликована книга К. Менгера «Основания политической эконо­мии» В ней были сформулированы основные положения теории предельной полезности.

Исходный пункт анализа — отно­шение человека к благам, проявля­ющееся в сфере личного потребления. Предмет анализа — потребительские оценки и потребительский выбор. Ценность любого блага опреде­ляется его способностью удовлетворять человеческие потребности. По Менгеру, ценность зависит не от количества приносимой пользы, а от важности потребности, которую это благо удовлетво­ряет (Менгер вообще не употребляет термина «полезность»).

Концепция ценности у Менгера — последовательно субъективистская. Классическая английская школа и ее наследники, включая марксистов, рассматривали ценность как нечто объективно чествующее, определяемое прошлыми затратами факторов производства, участвовавших в создании блага. По Менгеру, ценность обусловлена способностью блага в будущем утолить потребность, т.е. блага без оценивающего их субъекта не имеют ценности.

Различные виды благ ранжируются в зависимости от важности удовлетворяемых ими потребностей.В свою очередь, ранжируются значения последовательных актов удовлетворения каждой потреб­ности,ибо первая единица потребляемого блага для индивидуума более ценна, чем вторая, вторая более ценна, чем третья, и так вплоть до полного насыщения, когда степень удовлетворения оче­редной единицей нулевая.

Менгер приводит условный пример, в котором фигурируют десять разных благ (обозначаются римскими цифрами). Первые акты потребления этих благ оцениваются соответственно как 10, 9, 8 и т. д. вплоть до 1 для блага X. В свою очередь, каждый следующий акт потребления любого блага оценивается на единицу ниже преды­дущего.

 

Акты потребления (потребляемые единицы) Блага
I II III IV V VI VII VIII IX X
Первый
Второй
Третий  
Четвертый    
Пятый      
Шестой        
Седьмой          
Восьмой            
Девятый              
Десятый                
Одиннадцатый                  

 

Удовлетворение потребности в пище (благо I) до определенного предела важнее, чем удовлетворение потребности в табаке (благо V). Но уже пятая единица пищи приносит человеку такое же удовлет­ворение, что и первая единица потребления табака. С данного момента индивид старается привести в равновесие удовлетворение своей потребности в пище и в табаке. Для него равнозначны шестая единица пищи и вторая единица табака, девятая единица пищи и пятая единица табака.

Какова ценность единицы определенного блага? Ответить на этот вопрос, утверждает Менгер, можно, лишь зная, какое количество единиц данного блага доступно распоряжению человек» Если человек располагает семью единицами пищи, то лишение одной единицы означало бы для него невозможность удовлетворения потребности, которая в таблице оценена как 4 (седьмой акт по­требления пищи). Пока данный человек обладает семью едини­цами блага, ценность каждой такой единицы равна 4. В концепции Менгера ценность единицы блага равна для субъекта значению, которое имеет удовлетворение наименее важной потребности, до­ступное при данном количестве единиц этого блага. Хотя Менгер, как уже указывалось, избегает термина «полезность», по существу им дано определение ценности через предельную полезность блага. Функция полезности, по Менгеру, не непрерывна, а дискретна.Он отрицает бесконечную делимость благ. Поэтому отвергается исполь­зование для экономического анализа дифференциального исчис­ления. Вообще у Менгера нет и следа математических формул и выводов, нет даже простейших графиков, отражающих зависимость между экономическими категориями, процессами, явлениями, например между ценой и спросом. Это его принципиальная пози­ция: объект науки, по Менгеру, не функциональные, а причинно-следственные связи и зависимости. Негативное отношение к мате­матическому аппарату, точнее, его игнорирование свойственно и дру­гим представителям австрийской школы.



Менгер вводит деление благ на блага низшего порядка (предметы потребления) и блага высших по­рядков (используемые для создания предметов потребления). Само по себе такое деление не содержало ничего нового, кроме терминоло­гии. Новшество заключалось в толковании ценности этих групп благ. Традиционно считалось, что ценность (стоимость) предметов потребления определяется ценностью (стоимостью) используемых при их создании факторов производства — сырья, орудий труда и т.д. По Менгеру, все обстоит как раз наоборот: ценность благ низшего порядка определяет ценность благ высших порядков. Степень удовлетворения нужд потребителя обусловливает ценность потребительских продуктов, а оттого, насколько они ценны, зависит Ценность непосредственно задействованных при их изготовлении средств производства, чем, в свою очередь, определяется ценность сырья и машин, примененных для выпуска вышеназванных средств производства, и т. д. Менгер уточняет, что ценность благ высших порядков отражает не сегодняшнюю ценность благ низшего по-РяДка, а ожидаемую на тот момент, когда завершится их создание лагами высших порядков. Например, ценность сельскохозяйственных орудий, применяемых при посеве, определяется ожидаемой ценностью зерна будущего урожая.

Менгер ввел в научный оборот ряд идей, которые затем получили развитие в трудах других ученых. Им сформули­ровано положение о субституции про­изводительныхблаг один и тот же продукт может быть создан с помощью различных комбинаций производственных факторов. На этой основе позднее выросла теория производственных функций.Им высказана идея «комплементарности» благ, участвующих в производстве, т. е. взаимозависимости их ценности. Если хоть ка­кого-то элемента производства не хватает, обесцениваются и все другие производственные блага. Это обесценение не имеет места только в том случае, когда оказавшиеся излишними блага могут быть использованы в другой «комплементарной связке», т.е для изготовления другого продукта.

Менгер ввел в анализ понятие «ликвидность» (он называет эту категорию «способность к сбыту»). Различные товары обладают разной способностью к сбыту. Наиболее ликвидны деньги. Фактор ликвидности Менгер считает очень важным: не только стремление к непосредственному потреблению, но и стремление к ликвидности может служить побудительным мотивом обмена.

Им введены в экономическую науку понятия «цена спроса» и «цена предложения».

Многие положения, только намечен­ные К. Менгером, были развиты его учеником Ойгеном Бём-Баверком.

Бём-Баверк различает субъективную и меновую ценность благ. Субъективная ценность — это индивидуальная оценка блага продавцом и покупателем. На рынке в ходе конкуренции определяются меновые пропорции обмена товаров. Это и есть объективная меновая ценность.

Бём-Баверк оперирует понятием «предельная полезность». Под ней он понимает полезность последней единицы в запасе благ. Бём-Баверк использует менгеровскую таблицу сопоставления благ, но вносит в нее коррективы. Некоторые потребности не могут удов­летворяться по частям, порциями. Они либо не удовлетворяются, либо удовлетворяются сразу целиком.

Бём-Баверк расширяет представление о полезности. Во-первых, под пользой он понимает не только удовлетворение какой-либо потребности, но и избавление от хлопот, от тягот и т. п. Поэтому полезность — это и экономия сил, и сокращение расходования средств. Во-вторых, он вводит понятие «субституционной предель­ной полезности». По Бём-Баверку, ценность данного блага для субъекта определяется предельной полезностью тех благ, от кото­рых субъект отказывается, чтобы приобрести данное благо.

Опираясь на идеи Менгера, Бём-Баверк порой придает им иное толкование. Так, Менгер говорил только о ранжировании степе­ней удовлетворения от потребления разных благ и разных единиц одного и того же блага. Фигурирующие в его таблице числовые величины характеризуют соотношения, а не абсолютные величины полезности. Бём-Баверк считает возможным конкретное измерение, исчисление полезности благ.Такой подход получил название кардиналистского.Бём-Баверк уделяет большое внимание механизму установления рыночных цен. Он строит модель формирования рыночной цены, используя менгеровские цены спроса и предло­жения. У каждого продавца — своя цена предложения, у каждого покупателя — своя цена спроса. Торг начинается с минимальной цены спроса; по ней не согласны продавать большинство продав­цов. Рыночная цена спроса повышается, при этом часть покупате­лей покидает рынок, ибо не может платить такую цену, зато растет число продавцов, готовых отдать товар по этой цене. В общем, равновесная цена устанавливается на уровне, когда число покупа­телей, чьи индивидуальные цены спроса выше этого уровня, со­впадает с числом продавцов, чьи цены предложения ниже этого уровня. Бём-Баверк вводит понятия «предельная пара сверху» и «предельная пара снизу». Предельная пара сверху — слабейший из вступивших в сделку покупателей и наиболее сильный из устра­ненных конкуренцией продавцов. Предельная пара снизу — наиболее сильный из вынужденных уйти с рынка покупателей и наименее сильный вступивший в сделку продавец. Рыночные цены находятся между оценками этих двух предельных пар.

Теория капитала у Бём-Баверка связана с концепцией прямых и окольных методов удовлетворения потребностей.Развитие человече­ства означает все большее распро­странение окольных методов. Если в древности люди собирали Дикорастущие плоды и ягоды, то затем для удовлетворения потреб­ности в пище начали засевать землю, рыхля ее палками, потом понадобилась выплавка металла для изготовления из него сельско­хозяйственных орудий и т. д. Производительность окольных методов в общем пропорциональна их длительности. Но блага настоящего ценнее благ будущего. Заработная плата — благо настоящего времени, тогда как средства производства и труд — блага будущего. Обмен благ настоящего на блага будущего эквивалентен, если Капитал в будущем возрастет. Этот рост — процент на капитал.

Процент рассматривается Бём-Баверком как единственная форма прибыли. Чем больше разрыв во времени между благами настоя­щего и благами будущего, тем больше процент.

В трудах Фридриха фон Визера концепция австрийской шко­лы нашла наиболее полное изложение.

Некоторые идеи, только намеченные Менгером, получили у Визера последовательное развитие, а порой — оригинальную трак­товку. Это относится, например, к толкованию ценности факто­ров, образующих издержки производства. Визер развивает не только менгеровское положение, что ценность благ высших порядков определяется через блага первого порядка, но и намеченный Мен­гером подход с позиций «упущенной выгоды». Визером сформули­рован «закон издержек производства» (впоследствии получивший название «закона Визера»). Суть этого закона в том, что ценность производительного блага, выступающего как издержки производ­ства конкретного потребительского блага, определяется не цен­ностью данного потребительского блага, а ценностью продукта, имеющего наименьшую предельную полезность среди всех про­дуктов, которые можно изготовить с помощью этого произво­дительного блага. Визер доказывает, что предельная полезность, а, следовательно, ценность данного продукта — величина, доста­точно близкая ценности издержек на его производство, но бывают случаи, когда эти величины резко расходятся.

Среди сторонников австрийской школы не было единства мне­ний относительно количественного соотношения ценности всей совокупности благ данного вида и предельной полезности едини­цы этого блага. Одни, как и Бём-Баверк, были сторонниками кон­цепции аддитивности:так как разные единицы блага предназначе­ны для удовлетворения разных по важности потребностей, их по­лезность не одинакова и совокупная ценность нескольких благ — сумма их разных ценностей. Другие придерживались концепции мультипликативности:совокупная предельная полезность, а значит, и совокупная ценность группы однородных благ есть умноженная на число этих благ предельная полезность единицы блага. Визер стоит на позиции мультипликативности.

Если Бём-Баверк склонялся к кардиналистскому подходу, т. е. считал воз­можным количественное измерение по­лезности, то Визер был последова­тельным ординалистом, признающим лишь возможность ранжиро­вания полезностей. После Визера этот подход стал господствующим среди маржиналистов.

Визер считается основоположником теории вменения, объяс­няющей распределение доходов между участниками производства.

Производительные средства комплементарны. Ни капитал, ни земля, ни труд не создают дохода сами по себе, друг без друга. Поэтому речь может идти только о том, какая часть произведенного должна быть отнесена на счет данного фактора производства, вменена ему. На практике, подчеркивает Визер, проблема распределения дохода ставится не для выявления физической причинности, а для опре­деления экономического вменения. Дополнительный урожаи, по­лучаемый с более плодородной земли, вменяется земле как фактору производства, хотя в действительности без труда, без орудий, без семян никакой добавки по сравнению с урожаем на других землях не было бы. Вменение есть не что иное, как исчисление полезности для случая, когда факторы производства выступают во взаимодейст­вии.Чтобы решить задачу вменения, необходимо найти продукты, в производстве которых участвуют в разной пропорции одни и те же факторы (количество этих продуктов должно быть равно коли­честву факторов), и построить систему уравнений, каждое из кото­рых отражает для определенного продукта связь его предельной полезности, устанавливаемой на рынке, с затратами факторов производства. Так как число неизвестных (факторов производства) равно числу уравнений, задача вменения практически решаема.

Идеи, весьма близкие австрийской школе, но независимо от нее развивал английский ученый Уильям Стенли Джевонс (1835— 1882).

Его работа «Теория политической экономии» вышла в том же 1871 г., что и положившая начало австрийской школе книга К. Менгера «Основания политической экономии». Как и «австрий­цы», Джевонс видел цель экономической науки в изучении усло­вий получения человеком максимального наслаждения. Джевонс сформулировал положение, идентичное первому закону Госсена (с работой Госсена он познакомился лишь в 1878 г.), и исходя из представления о падающей полезности любого блага пришел к идее «конечной степени полезности» как основы цены. Функцию полез­ности Джевонс считает непрерывной. Конечной степенью полез­ности он называет полезность последнего добавления бесконечно малого количества запаса блага (предельной полезностью он име­нует то добавление, полезность которого равна нулю).

Обмен товаров строится на уравнивании конечных степеней их полезности. Соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению конечных степеней их полезности. Джевонс сформулировал теорему, получив­шую его имя: при рациональном потреблении конечные степени полезности приобретенных товаров пропорциональны их ценам.

Представители австрийской школы весьма малое внимание уделяли труду. В концепции Джевонса труд занимает не ведущее, но заметное место. При этом он рассматривается под углом зрения полезности как получаемого человеком наслаждения. Наряду с понятием полезности Джевонс вводит в анализ понятия бесполез­ности (нулевой полезности) и антиполезности (отрицательной полезности). Труд на начальной своей стадии — источник поло­жительных эмоций, но затем он становится тягостным, т. е. анти­полезностью. Тягость труда является функцией количества выпол­ненной работы. Производство благ будет продолжаться до тех пор, пока отрицательные ощущения от труда (антиполезность) меньше, чем удовольствие, доставляемое продуктом труда (полезность).Когда антиполезность труда и полезность продукта труда уравновешива­ются, процесс производства прекращается. Труд влияет на меновые пропорции, но не прямо, а косвенно: благодаря труду меняется количество благ, следовательно, и предельная их полезность.

В отличие от ученых австрийской школы, Джевонс широко использовал математичес­кие и статистические методы. Применение дифференциального исчисления к исследо­ванию полезности, ценности, спроса и предложения, капитала и процента он считал необходимым условием превращения полити­ческой экономии в точную науку. Подчеркивая коренное отличие экономической теории, использующей строго формализованный и потому объективный анализ, от прежней политизированной на­уки, Джевонс отказывается от самого названия «политическая эко­номия». С его легкой руки в научный обиход вошло название «economics» (последний оставшийся незавершенным труд Джевонса озаглавлен «Principles of economics»).

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.