Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шведская (стокгольмская) школа





Возникновение шведской школы связано с именем Кнута Вик­селля (1851-1926). Поскольку принято считать, что шведская школа сложилась на рубеже 20-х и 30-х гг. XX в., Викселля часто называют предшественником этого направления. Вряд ли это спра­ведливо: основные идеи, развивавшиеся представителями швед­ской школы, восходят к сформулированным Викселлем в конце XIX и начале XX вв.

Викселль разделял взгляды маржиналистов, но считал, что цены соответствуют предельным полезностям товаров лишь при совер­шенной конкуренции. Поскольку мир вступил в эпоху монопо­лии, концепция маржиналистов не соответствует реальности. В этом отношении Викселль был предтечей теорий монополистической конкуренции.

Но главные заслуги Викселля в другом. Прежде всего он внес серьезный вклад в теорию капитала. Капитал рассматривается им как сложная структура. Ее показатели:

1) «ширина» капитала, которая характеризуется совокупными затратами первичных факторов на возмещение расходуемого запаса капитальных благ;

2) «высота» капитала, отражающая соотношение различных ттеменгоч капи­тала по сроку их службы.

Структурные категории капитал служат Викселлю для анализа экономических циклов. Викселль — и это стало характерным впоследствии для всей шведской школы — первостепенное значение придает денежно-кредитным отношениям. По Викселлю, в процессе накопления капитала первоначально растет главным образом его «ширина», а это влечет за собой снижение процентной ставки. Поскольку капитальные блага длительного пользования имеют относительно более высокую производительность, в фазе экономического подъ­ема быстрее растет «высота» капитала, что препятствует снижению процентной ставки или даже способствует ее повышению. Вдоба­вок по мере накопления капитала происходит постепенное поглоще­ние реальных сбережений текущим потреблением(так называемый «эффект Викселля»),что тормозит дальнейшее накопление капи­тала. Во время спада рост «высоты» капитала прекращается. По­степенное потребление уже накопленного капитала, рассасывание запасов капитальных благ, сосредоточение мобильных форм капи­тала в руках тех предпринимателей, кто хочет и способен вложить их в производство, — путь к выходу из депрессии.



Существенное значение для понимания явлений экономической жизни имеет викселлевская концепция кумулятивных процессов.Раз начавшись, многие экономические процессы не только приобре­тают инерционную устойчивость — они становятся нарастающими, принимают, выражаясь современным языком, характер цепной реакции. Такими кумулятивными процессами являются, по Викселлю, раз начавшийся рост цен или нарушение равновесия между сбережениями и инвестициями.

Кумулятивность Викселль свя­зывает с ожиданиями субъектов экономической жизни. Например, сокращение инвестиций влечет за собой снижение доходов предпринимателей и фонда заработной платы рабочих, что, в свою очередь, приводит к снижению спроса и падению цен. Ожидания капиталистов в отношении будущих прибылей в таких условиях крайне неблагоприятны, что удерживает их от дальнейших инвестиций и вызывает дальнейшее падение дохода и сокращение спроса. Наоборот, при начавшемся росте цен ожидания будущих прибылей подталкивают процесс инвестирования, что вызывает рост доходов экономических субъектов, повышение спроса на потребительские блага и элементы капитала, а это влечет за собой новый всплеск цен.

Концепция кумулятивных процессов по существу опровергала традиционную установку на автоматическое восстановление наршенного равновесия в экономике посредством чисто рыночных механизмов. Преодоление самоподдерживающихся и нарастающих нарушений требовало,по Викселлю, сознательного, целенаправленного вмешательства.

В качестве такого механизма воздействия он предлагал регули­рование ставки банковского процента, осуществляемое не в инте­ресах повышения прибылей финансистов, а для общего оздоров­ления экономики. Викселль различает фактическую, «денежную» ставку процента и «естественную» ставку. Если «денежная» ставка будет ниже «естественной», у предпринимателей появится стимул к инвестированию, все доходы возрастут, кумулятивный процесс падения цен будет пресечен и сменится процессом роста цен, что приведет к дальнейшему росту инвестиций, а под влиянием ожида­ния высоких прибылей возрастет «естественная» ставка процента. Работы Викселля предвосхитили тот пристальный интерес к проблемам экономического цикла, который проявили ученые под влиянием Великой депрессии 1929—1933 гг. Во многом они со­звучны сформулированному десятилетиями позже учению «клас­сика XX в.» Дж.М. Кейнса. Но при жизни Викселля они не получили заслуженного признания. Причиной тому было не только их новаторское содержание. Консервативные, чопорные академические круги Швеции демонстративно игнорировали ав­тора, славившегося левыми убеждениями и независимым поведе­нием. Второе рождение идеи К. Викселля обрели в 30-е гг. благо­даря усилиям учеников и последователей этого выдающегося эко­номиста, с именами которых, собственно, связывают название «шведская школа». Труды Викселля были переведены на англий­ский язык и стали достоянием ученых Великобритании и США, выдвинувшихся в это время на авансцену экономической науки.

Экономисты шведской школы отнюдь не ограничивались про­пагандой наследия Викселля. Развивая его методологические уста­новки и теоретические концепции, они внесли в науку свой сущест­венный вклад. Это относится, в первую очередь, к Эрику Линдалю (1891 — 1960), Гуннару Мюрдалю (1898-1987), Бертилю Улину (1899-1979) и Эрику Лундбергу (р. 1907).





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.001 сек.