КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шведская (стокгольмская) школа
Возникновение шведской школы связано с именем Кнута Викселля (1851-1926). Поскольку принято считать, что шведская школа сложилась на рубеже 20-х и 30-х гг. XX в., Викселля часто называют предшественником этого направления. Вряд ли это справедливо: основные идеи, развивавшиеся представителями шведской школы, восходят к сформулированным Викселлем в конце XIX и начале XX вв. Викселль разделял взгляды маржиналистов, но считал, что цены соответствуют предельным полезностям товаров лишь при совершенной конкуренции. Поскольку мир вступил в эпоху монополии, концепция маржиналистов не соответствует реальности. В этом отношении Викселль был предтечей теорий монополистической конкуренции. Но главные заслуги Викселля в другом. Прежде всего он внес серьезный вклад в теорию капитала. Капитал рассматривается им как сложная структура. Ее показатели: 1) «ширина» капитала, которая характеризуется совокупными затратами первичных факторов на возмещение расходуемого запаса капитальных благ; 2) «высота» капитала, отражающая соотношение различных ттеменгоч капитала по сроку их службы. Структурные категории капитал служат Викселлю для анализа экономических циклов. Викселль — и это стало характерным впоследствии для всей шведской школы — первостепенное значение придает денежно-кредитным отношениям. По Викселлю, в процессе накопления капитала первоначально растет главным образом его «ширина», а это влечет за собой снижение процентной ставки. Поскольку капитальные блага длительного пользования имеют относительно более высокую производительность, в фазе экономического подъема быстрее растет «высота» капитала, что препятствует снижению процентной ставки или даже способствует ее повышению. Вдобавок по мере накопления капитала происходит постепенное поглощение реальных сбережений текущим потреблением (так называемый «эффект Викселля»), что тормозит дальнейшее накопление капитала. Во время спада рост «высоты» капитала прекращается. Постепенное потребление уже накопленного капитала, рассасывание запасов капитальных благ, сосредоточение мобильных форм капитала в руках тех предпринимателей, кто хочет и способен вложить их в производство, — путь к выходу из депрессии. Существенное значение для понимания явлений экономической жизни имеет викселлевская концепция кумулятивных процессов. Раз начавшись, многие экономические процессы не только приобретают инерционную устойчивость — они становятся нарастающими, принимают, выражаясь современным языком, характер цепной реакции. Такими кумулятивными процессами являются, по Викселлю, раз начавшийся рост цен или нарушение равновесия между сбережениями и инвестициями. Кумулятивность Викселль связывает с ожиданиями субъектов экономической жизни. Например, сокращение инвестиций влечет за собой снижение доходов предпринимателей и фонда заработной платы рабочих, что, в свою очередь, приводит к снижению спроса и падению цен. Ожидания капиталистов в отношении будущих прибылей в таких условиях крайне неблагоприятны, что удерживает их от дальнейших инвестиций и вызывает дальнейшее падение дохода и сокращение спроса. Наоборот, при начавшемся росте цен ожидания будущих прибылей подталкивают процесс инвестирования, что вызывает рост доходов экономических субъектов, повышение спроса на потребительские блага и элементы капитала, а это влечет за собой новый всплеск цен. Концепция кумулятивных процессов по существу опровергала традиционную установку на автоматическое восстановление наршенного равновесия в экономике посредством чисто рыночных механизмов. Преодоление самоподдерживающихся и нарастающих нарушений требовало, по Викселлю, сознательного, целенаправленного вмешательства. В качестве такого механизма воздействия он предлагал регулирование ставки банковского процента, осуществляемое не в интересах повышения прибылей финансистов, а для общего оздоровления экономики. Викселль различает фактическую, «денежную» ставку процента и «естественную» ставку. Если «денежная» ставка будет ниже «естественной», у предпринимателей появится стимул к инвестированию, все доходы возрастут, кумулятивный процесс падения цен будет пресечен и сменится процессом роста цен, что приведет к дальнейшему росту инвестиций, а под влиянием ожидания высоких прибылей возрастет «естественная» ставка процента. Работы Викселля предвосхитили тот пристальный интерес к проблемам экономического цикла, который проявили ученые под влиянием Великой депрессии 1929—1933 гг. Во многом они созвучны сформулированному десятилетиями позже учению «классика XX в.» Дж.М. Кейнса. Но при жизни Викселля они не получили заслуженного признания. Причиной тому было не только их новаторское содержание. Консервативные, чопорные академические круги Швеции демонстративно игнорировали автора, славившегося левыми убеждениями и независимым поведением. Второе рождение идеи К. Викселля обрели в 30-е гг. благодаря усилиям учеников и последователей этого выдающегося экономиста, с именами которых, собственно, связывают название «шведская школа». Труды Викселля были переведены на английский язык и стали достоянием ученых Великобритании и США, выдвинувшихся в это время на авансцену экономической науки. Экономисты шведской школы отнюдь не ограничивались пропагандой наследия Викселля. Развивая его методологические установки и теоретические концепции, они внесли в науку свой существенный вклад. Это относится, в первую очередь, к Эрику Линдалю (1891 — 1960), Гуннару Мюрдалю (1898-1987), Бертилю Улину (1899-1979) и Эрику Лундбергу (р. 1907).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |