КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические концепции ранних критиков капитализма
Социализм – теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества. Социалистические доктрины – неотъемлемый элемент мечтаний человека о счастливой жизни. Одна из самых первых рационально обоснованных социалистических идей была высказана в философии Платона. С тех пор их возникало и исчезало огромное множество. На первый взгляд кажется парадоксальным, что одна из социалистических экономических концепций выросла из учения Рикардо. К этому направлению социалистов принадлежали англичане Уильям Томпсон (1785-1833), Томас Годскин (1787-1869), Джон Грей (1798-1850), Джон Френсис Брей (1809-1895). Исходным пунктом для социалистов-рикардианцев была трудовая теория стоимости. Поскольку богатство, т.е. стоимость, создается только трудом, капитал не имеет никаких прав на ее присвоение. Рабочий вынужден безвозмездно отдавать часть своего труда, за счет чего формируются прибыль капиталистов, рента землевладельцев и другие нетрудовые доходы. Идея производительности капитала социалистами-рикардианцами категорически отвергается. Социалистическое общество эти рикардианцы представляют как общество коллективной трудовой собственности при сохранении рыночных отношений. Несколько позже, в 40-х гг., учение Рикардо послужило основой для близких социализму концепций француза Пьера-Жозефа Прудона (1809—1865) и немца Карла Иоганна Родбертуса (1805-1875). Широкую известность принесла Прудону звонкая фраза «Собственность — это кража». Прудон считал, что злоупотребление собственностью является главной причиной нарушения равенства между предпринимателями в обществе. Поэтому он в своих трудах «Что такое собственность?», «Система экономических противоречий или Философия нищеты»,частной собственности противопоставляет владение, основанное на личном труде. Крупные предприятия и железные дороги могут перейти в совместное владение рабочих. Вместе с тем, предлагая переход крупных промышленных предприятий и железнодорожного транспорта в руки ассоциации рабочих и служащих, он заявляет, чтооснову экономики должны составлять индивидуальные владения мелких товаропроизводителей. Таким образом, П. Ж. Прудон не выступает против собственности - его возмущают факты злоупотребления ею. Нетрудовые доходы и бедность Прудон связывает с существующей организацией обмена. Прудон вводит понятие конституированной, или пропорциональной, стоимости. Она отражает трудовые затраты с учетом пропорций распределения труда между различными видами производств. Если цены будут соответствовать конституированным стоимостям, спрос и предложение уравновесятся. Прудон, с целью создания акционерных предприятий мелких собственников (предпринимателей), выдвинул проект реорганизации обмена и установления безденежного товарного хозяйства, путем учреждения народного банка, выдающих товаропроизводителям «рабочих квитанций», введение «рабочих денег». Устранение реальных денег по методу Прудона даст возможность уничтожить нетрудовые доходы, уничтожить капитал и эксплуатацию. Такие ошибочные суждения Прудона происходили из-за непонимания им сущности капитала, прибыли и процента. Прибыль промышленных капиталистов Прудон трактовал, как своеобразную форму их заработной платы, а капитал сводил к деньгам. Единственной формой присвоения прибавочной стоимости он считал процент, а экономическую основу эксплуатации видел в существовании процента, поэтому былпротивником ростовщичества. Отсюда и его идея - наряду с организацией обменного (народного) банка, безденежного обмена, установить «даровой кредит», который будет представляться мелким производителям и рабочим. Этим путем Прудон предлагал сохранить товарно-денежное хозяйство без денег, капитала и процента. Развивая свои концепции в годы Второй империи, Прудон сделал вывод, что решение общественных противоречий мыслимо лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных сил, в осуществлении идеи справедливости и моральном совершенствовании личности человека. Одно из условий воплощения в жизнь своих идеалов Прудон видел в отказе женщин от работы в промышленности и от участия в общественной жизни. Родбертус, опираясь на трудовую теорию стоимости, прибыль капиталиста и земельную ренту рассматривает как нетрудовой доход, связанный с частной собственностью. Ей на смену должна прийти коммунистическая собственность, базирующаяся на личном труде. Путь к коммунизму лежит через реформы, постепенно передающие собственность в руки государства. С критикой капиталистической системы выступили и некоторые экономисты, вовсе не требовавшие перехода к социализму. К их числу принадлежал Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842), швейцарец по рождению и месту жительства, публиковавшийся во Франции. Сисмонди является завершителем классической школы во Франции и родоначальником экономического романтизма. Экономический романтизм - направление экономической мысли, выражающей интересы мелкой буржуазии. Причиной возникновения экономического романтизма является промышленный переворот и буржуазная революция, в результате которых происходило разорение мелких ремесленников и крестьян, что привело к появлению огромной армии безработных. С. Сисмонди выступил с критикой экономических взглядов классической школы в своем главном труде «Новые начала политической экономии». Он считал, что политическая экономия - это нравственная наука, в которой за основу взят человеческий фактор (чувства, потребности и т.д.), с абстрактной трактовкой нравственных категорий (свобода, равенство, счастье и др.), и представление, согласно которому, изучение истории должно дать практические уроки. Как он замечает, жизнь подтверждает автоматическое приспособление спроса к предложению, отрицания кризисов перепроизводства. Он резко осуждал режим свободной конкуренции, в котором видел корень всех зол. По его мнению, свободная конкуренция сталкивает интересы товаропроизводителей, и поэтому, ее следует законодательно ограничить путем отречения государства от принципа невмешательства, установление предела концентрации богатства, и распределение его в интересах мелкого производства. Не экономическая свобода, а государственное вмешательство стало требованием Сисмонди. Осуждая режим свободной конкуренции, он противопоставлял фабричному производству и фермерскому хозяйству цеховой строй ремесленников и патриархальное крестьянское хозяйство. Сисмонди был первым экономистом, поставившим проблему кризисов перепроизводства в центр исследования. Последователи английской классической школы, кроме Мальтуса, не придавали существенного значения вопросам реализации. Сисмонди доказывает неизбежность кризисов перепроизводства вследствие присущего капитализму противоречия между производством и потреблением. Производство растет, а потребление падает (под потреблением Сисмонди имеет в виду только личное потребление). Если Сэй провозгласил, что товары покупаются на товары, то Сисмонди выдвигает тезис: товары покупаются на доходы. Доходы рабочего класса падают, доходы капиталистов, идущие на личное потребление, растут медленнее, чем производство товаров. Продукция, не находящая покупателей в лице рабочих и капиталистов, может быть реализована на внешних рынках или же продана субъектам, не включенным в систему «капиталист — рабочий», т. е. крестьянам и ремесленникам. Сисмонди как бы повторяет мальтусовскую концепцию «третьих лиц», но у него эти «третьи лица» — не аристократия, духовенство и прочие непроизводительные слои, а мелкие производители. Перспективы капитализма, по Сисмонди, печальны. Во-первых, образуется единый мировой рынок, и спрос на нем будет величиной неизменной, так что если на этом рынке одна страна захватила позиции, другой там уже делать нечего. Во-вторых, крупное капиталистическое производство разоряет мелких производителей и тем самым лишает себя рынка сбыта. Капиталистическую систему с ее стремлением к безграничному росту производства и в то же время понижением жизненного уровня Сисмонди считает неестественной. Но он противопоставляет ей не социализм, а мелкое товарное производство. Его программа: раздробление промышленного и сельскохозяйственного производства на возможно большее число самостоятельных предприятий, раздробление собственности на капитал, соучастие рабочих в хозяйском деле. С. Сисмонди считал, что мелкотоварное производство является самой идеальной экономической системой, защищал цеховую регламентацию производства, а конкуренцию и наемный труд считал причинами неравенства. Он разработал социальные программы, реформы по улучшению экономического положения рабочего класса. Однако основной порок теории воспроизводства и кризисов Сисмонди заключается в том, что он не понял цели капиталистического производства - производство прибавочной стоимости, а не обеспечение потребления. Именно поэтому, он не понял процесс образования внутреннего рынка, разорение капитализмом мелких производителей, не постиг процесса формирования капиталистических производственных отношений. Подводя итог экономическим взглядам Сисмонди можно сказать, что он рассматривал противоречие между производством и потреблением как единственное, не видя, что оно само, является одной из форм проявления основного противоречия капитализма. Он недооценивал прогрессивную роль крупного машинного производства, наивно предполагая, будто капиталистическое государство будет сдерживать развитие крупного производства и добьется всеобщего благоденствия в условиях мелкотоварного производства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |