Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечислите внутренние факторы эффективности управления




Перечислите внешние факторы эффективности управления.

 

 

Практические задания и производственные задачи

ЗАДАЧА № 1

Содержание ситуации: ОАО «Центркнига» вот уже 20 лет присутствует на рынке книготорговых организаций России. Главная цель организации – поставка крупных партий книжной продукции по России и некоторым странам СНГ. Годовой торговый оборот организации – св. 5 млрд. рублей (2003г.). Организация расположена в Москве. Персонал – 500 человек, большая часть которых является акционерами компании. На территории организации находятся 10 крупных складских помещений для приёма и хранения книжной продукции, есть свой автопарк грузового транспорта, ремонтная мастерская, грузоподъёмники, также на территории расположен единственный оптово – розничный магазин для оптовых и розничных потребителей. Ассортимент магазина – 5000 наименований литературы, канцтовары.

За последнее время дела организации идут всё хуже и хуже. За последние 5 лет сменилось 6 генеральных директоров компании, доходы плавно снижаются (в среднем на 1,5 % в год), наблюдается значительный отток кадров.[39]

Предложите свой вариант выхода организации из кризиса и ряд необходимых для этого мер.

ЗАДАЧА № 2

Содержание ситуации: на совещании у директора фирмы «Атлант» подводились итоги работы за 1 квартал текущего года. Ситуация на рынке изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петрова. В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации продукции и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. В.П.Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он впервые слышит об этом. Возник конфликт.[40]

Определите тип данного конфликта (причины, объект, субъект). Разработать модель эффективного управления конфликтом.

ЗАДАЧА № 3

Содержание ситуации: вам поручено управлять группой из чётырёх человек. Это группа новая. Три человека пришли в неё из других секций, а четвёртый только принят на работу.

При поверхностном взгляде группа достаточно хорошо справляется с должностными обязанностями, большинство работников трудолюбивы и усердно работают. До сих пор не возникло ссор или споров. Кажется, что они довольны. Тем не менее, вы озабочены тем, что в целом достижения не так высоки, как могли бы быть. Но очевидных затруднений в работе нет. Ситуация выглядит так, что каждый работает индивидуально и взаимодействие между ними отсутствует.

Вы поняли этот вопрос и попросили работников высказать своё мнение. Их мнение таково, что каждый работает достаточно хорошо и ваши ожидания, очевидно, слишком высоки.[41]

Какие социально – психологические методы вы используете для стабилизации ситуации?

ЗАДАЧА № 4

Содержание ситуации: ваш отдел (секция) достигает основных целей. Но это результат усилий только нескольких работников. Отношения в группе плохие. Групповые встречи (собрания) часто перерастают в шумные ссоры. В коллективе накопилось много невысказанного, так как все боятся конфликтов. Когда появляется ошибка в работе или проблема, вы узнаёте о ней спустя много времени. И тогда уже трудно будет определить, кто виноват. Если вы пытаетесь что – то изменить, это становится проблематичным, так как люди упираются, спорят по мелочам, стараются переложить ответственность на других или используют возможность посчитаться друг с другом. Те, кто работают на должностях дольше других – самые несносные. Вам удалось достичь определённых перемен. Но при этом пришлось использовать давление на людей и проявить большую настойчивость. Вам иногда кажется, что каждый должен быть ответственным за свою работу. Много приходится проверять и исправлять. Это всегда потеря времени и источник споров. Тем не менее, вы уверены, что очередные нововведения встретят сопротивление. Вы знаете, что необходимо, но боитесь, что если вы начнёте действовать правильно, то ничего не достигнете.[42]

Что вы должны предпринять, чтобы достичь максимально своих целей?

ЗАДАЧА № 5

Содержание ситуации: вы приняли руководство отделом. Ваш предшественник вёл спокойную жизнь и запустил свои обязанности настолько, что они превратились в проблему. Вами были предприняты попытки улучшить ситуацию, но улучшение было недолгим. У вашего предшественника были прекрасные технико – технологические навыки, и это держало его в компании. Вы поняли, что персонал не заинтересован в работе и циничен. Ответ сотрудников на всё: «Мы уже видели это раньше, тогда это не работало, и сейчас ничего не получится». Многие считают, что усердно работают и без них дисциплины не будет. Точка зрения другого менеджера – они «кучка бездельников», без которых будет только лучше. Всё же эту группу жалко даже потому, что ими плохо управляли, и это не их вина. С точки зрения вашей карьеры вам необходимо показать успехи в управлении этим отделом. Однако все изменения эта команда считает ненужными. В вас они видят человека, который хочет сделать себе имя за их счёт. Они уже решили, что за их счёт вы сделаете себе карьеру. Они против всего, что принципиально меняет ситуацию.[43]

Какие методы управления нужно предпринять, чтобы улучшить работу команды?

ЗАДАЧА № 6

Содержание ситуации: вы сформировали команду из заинтересованных и трудолюбивых работников в достаточно короткий период времени. Большинство работает хорошо, а некоторые преуспевают с тех пор, как перешли в ваш отдел. Они все знающие работники, хорошо работают в команде, стараются обсуждать вопросы, согласовывать мнения и быстро выполнять решения. Однако часто собрания в коллективе проходят неформально в нерабочее время. Ваше беспокойство по поводу некоторых решений, принятых на них, растёт. Иногда вас вообще не приглашают на собрания, и вы не можете повлиять на решение. Несколько раз, принятые без вашего ведома решения, отрицательно влияли на работу других отделов. Двое из группы, кажется, стараются захватить лидерство. Отношения пока нормальные, но есть почва для конфликта. Другие члены группы склоняются и к этой и к другой стороне. Это также причина для беспокойства. Вы рекомендовали своим подчинённым быть более ответственными за свою работу. Вам это удалось. Но вы обеспокоены тем, что ваши рекомендации сотрудники восприняли негативно, а ваш стиль руководства – как «тяжёлую руку», что отрицательным образом повлияет на работу и ухудшит результаты.[44]

Какие методы управления нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию?

ЗАДАЧА № 7

Содержание ситуации: вы отвечаете за работу отдела, который плохо справляется с работой. Эти проблемы существовали годами, но лишь в последнее время эти проблемы стали известны всем, вне отдела. За короткое время управления вы попытались улучшить работу каждого и группы в целом. Все были очень довольны. Никто не спорил, казалось, все принимали предлагаемые изменения. Тем не менее, когда вы проконтролировали, проверили ситуацию, изменения просто не произошли. И снова все были вежливы, соглашались с необходимостью перемены, но опять ничего не изменилось. Когда вы высказали это людям, они ответили, что это выше их возможностей или что они не понимают, что вы хотите. Вы попытались заставить каждого изложить на бумаге то, что они хотели бы. Но это тоже не подействовало. Вы озабочены тем, что, когда вы начинаете подгонять одного или двоих, другие воспринимают этих людей как жертвы. Каждый в отдельности огорчён, если ему не удаётся выполнять ваши требования. Вас же огорчает то, что вы знаете, что у них большой потенциал, но он не используется. Результаты работы вызывают озабоченность руководства работой отдела. Идёт речь о закрытии или реорганизации отдела.[45]

Какие методы управления можно предпринять, чтобы улучшить ситуацию?

ЗАДАЧА № 8

Содержание ситуации: в группе, которой вы управляете, есть как старые, так и только что принятые работники. Новые работники всё ещё обучаются. В общем в команде хорошая рабочая обстановка и хорошие отношения, опытный персонал помогает новичкам достичь определённого уровня. В последнее время отношение к новичкам меняется. Растёт недовольство и неудовлетворённость по отношению к тому, что новый персонал не вполне справляется, принимая во внимание высокие стандарты работы. Вас беспокоит то, что негативное отношение к новичкам будет развиваться, прежняя хорошая командная работа будет разрушена, и в группе уже никогда не удастся достичь прежних высоких результатов.[46]

Какие методы управления можно использовать, чтобы решить накопившиеся проблемы?

ЗАДАЧА № 9

Содержание ситуации: вы управляете группой опытных работников, которые хорошо знакомы с работой отдела и требованиями к работе в этом отделе. Однако после нескольких лет работы ваша группа не достигла ожидаемого уровня работы. На прошлой неделе вы говорили об этой проблеме и о том, как её решить. Вы заметили нежелание определённых людей обсуждать этот вопрос. Некоторые говорят, что нет ничего серьёзного, что это обычные трудности в нашей организации. Вам кажется, что низкая эффективность работы в вашей группе зависит от плохой работы смежного отдела, с которым ваши сотрудники имеют неформальные отношения. Отделы часто помогают друг другу решить некоторые проблемы, но иногда проблемы не решаются вовремя. Вам не нравится, что симпатии ваших работников смежному отделу мешают выполнению работы, развитию доверия и сотрудничества в вашем отделе.[47]

Какими методами управления можно добиться доверия и сотрудничества в отделе?

ЗАДАЧА № 10

Содержание ситуации: вы управляете группой работников хорошо подготовленных профессионально и с большим стажем. Ожидалось, что эта группа будет показывать высокие результаты, но, несмотря на высокий потенциал, группа выглядит незаинтересованной и недееспособной. Сначала вы думали, что это результат того, что сотрудники через некоторое время пойдут на пенсию. Затем вы поговорили с группой и с каждым сотрудником индивидуально, чтобы выяснить, в чём проблема. Но группа неохотно говорила о том, что вызывает проблемы в работе, хотя было всё же сказано, что трудности возникли из – за недоработок в предыдущей смене. Вы обеспокоены тем, что некоторые работники совершенно потеряли интерес к работе и их производительность снижается. А участники вашей группы не могут понять, почему руководство поручает им ответственную работу, усложняет её тем, что без предупреждения взваливает на их плечи недоработки предыдущей бригады.[48]

Какие методы управления улучшат ситуацию?

ЗАДАЧА № 11

Содержание ситуации: недавно вы стали руководителем уже давно сформированной группы. Предыдущий руководитель считал, что людей надо жёстко контролировать и что необходимо подчиняться начальнику и уважать его. Несмотря на огромный опыт, работники выполняют свои обязанности посредственно. Они делают всё, что вы от них требуете, но никогда не проявляют инициативу. Как с начальником, им удобно с вами общаться на определённой дистанции и только по работе. Их производительность снижается. Вы попытались показать, что цените знания и опыт группы: спрашиваете их мнения и предложения по поводу повышения эффективности труда. Сотрудники отмалчивались. Вы думаете, что группа всё ещё не доверяет вам и боится, что любые замечания и предложения будут рассмотрены как критика в ваш адрес. Они боятся стать вашими жертвами и быть обвинёнными при первой же возможности.[49]

Какие методы управления нужно применить, чтобы создать в группе обстановку доверия и свободного обмена идеями, без боязни репрессий?

ЗАДАЧА № 12

Содержание ситуации: попробуйте определить, людей с каким темпераментом целесообразно выбрать для занятия следующих вакантных должностей в организации[50]:

· Торговый представитель;

· Главный бухгалтер;

· Главный конструктор;

· Начальник отдела кадров;

· Заведующий архивом;

· Начальник цеха.

 

ЗАДАЧА № 13

Содержание ситуации: определите тип общения руководителя с подчинёнными, если они обладают следующими характеристиками[51]:

· Не могут выполнять работу и не хотят брать на себя ответственность;

· Хотят взять на себя ответственность, но не в состоянии выполнить работу;

· Могут выполнить работу, но не хотят;

· Могут и хотят выполнить работу.

Обоснуйте ваши действия по отношению к названным подчинённым.

ЗАДАЧА № 14

Содержание ситуации: Нужно произвести 250 единиц продукции. Время на изготовление одной детали 15 минут. Одна смена длится 7,5 часов. Потери, не связанные непосредственно с изготовлением детали (смазка станка, установка заготовки и т.п.) – 20 %. Коэффициент потерь (потери рабочего времени по вине работника – 1,2).[52]

Сколько требуется персонала для изготовления 250 единиц продукции?

ЗАДАЧА № 15

Содержание ситуации: шесть месяцев назад вас назначили на руководящую должность, после пяти лет работы на предыдущем месте. Вместе с вами в компании работает Денис, 36 лет, женат, имеет двоих детей. До вашего повышения вы занимали одинаковые должности. Он начал работать в компании на четыре месяца раньше вас и претендовал на ваше место, но неудачно. Ваш предшественник рекомендует его как трудолюбивого и высокоорганизованного сотрудника. С тех пор как вас повысили, Денис стал негативно относится к окружающим. Он критикует новые идеи и инициативы, которые исходят от вас, либо от других сотрудников, либо от руководства. Он бездействует, когда возникают ситуации, требующие немедленной реакции. Денис постоянно «слишком занят», чтобы заняться новой работой, и отношения между ним и другими сотрудниками сделались напряжёнными. На конструктивную критику он реагирует агрессивно. Он считает, что вы не можете сообщить ничего нового такому опытному человеку как он. Кроме того, он пытается подорвать ваш авторитет косвенными путями, но вступает в прямую конфронтацию.[53]

Что вы предпримите в данной ситуации? Как нивелировать конфликт?

ЗАДАЧА № 16

Содержание ситуации: на предприятии состоялось внеплановое совещание по вопросу выхода организации из финансового кризиса. В заседании приняло участие 12 человек, среднемесячная зарплата которых составляет 20000 рублей. Среднее число рабочих часов в месяц у каждого – 160. Совещание длилось (с учётом перерыва) – 3 часа.[54]

Рассчитайте общую стоимость совещания.

ЗАДАЧА № 17

Содержание ситуации: вы руководитель крупного отдела. Руслан, 32 года работает в вашем отделе уже три с половиной года. Последнее время он выполнял работу в другом отделе. Он сам настоял на предоставлении ему задания, так как считал себя достаточно компетентным для этого. Его менеджер очень хорошо отзывается о его действиях и характеризует его как трудолюбивого, самостоятельного, увлечённого и мобильного сотрудника. В течении последних недель вы заметили явную перемену в отношении Руслана к работе. Он выглядит незаинтересованным и апатичным и хотя продолжает выполнять свои обязанности, но не изъявляет желания брать сверхурочную работу (что часто делал ранее). Не похоже, чтобы он контактировал с коллегами вне работы, и он не стремится к сближению с ними в рабочее время. Остальные сотрудники относятся к нему настороженно – без неприязи, но явно предпочитают общаться за заданиями, помощью или советом к другим служащим. Изредка он не выполняет ваши поручения, и единственным объяснением этому бывают его слова «я забыл» без выражения сожаления. В остальном Руслан выглядит достаточно дружелюбным и благополучным человеком. Однажды вы уже спросили его, всё ли с ним в порядке, и получили утвердительный ответ. Вы также поинтересовались причинами недавнего невыполнения вашего задания, но он лишь извинился и не выразил никаких сожалений по этому поводу.[55]

Что вы намерены предпринять относительно этой ситуации? Как возможно нивелировать назревающий конфликт?

ЗАДАЧА № 18

Содержание ситуации: пять месяцев назад вас перевели на пост главного менеджера. Вместе с вами в отделе работает Роман, 46 лет, женат, имеет троих детей. Он работает в отделе уже семь лет. С тех пор как вас назначили, Роман редко появляется на работе. Он берёт отпуска по болезни от 1 – 2 дней до 3 – 4 недель и предоставляет справки от врача. Когда он болен, то часто опаздывает и на короткие промежутки времени исчезает с работы. Другие сотрудники жалуются, что им приходится выполнять часть его работы. В то же время из – за их поддержки трудно определить, какую работу он выполнил сам, а какую – другие. У вас есть достоверные сведения, что ему и раньше случалось вести себя подобным образом, хотя никто до этого не пытался обсуждать с ним это. До сих пор вам не удавалось обсудить с Романом его поведение, так как он часто отсутствует, а когда он в офисе, вы заняты.[56]

Как избежать конфликта? Что вы предпримите в этой ситуации?

ЗАДАЧА № 19

Содержание ситуации: вы – руководитель крупного отдела, который успешно работает и в котором хорошие отношения между сотрудниками. Кирилл – один из самых продуктивных работников вашего отдела. Он работает уже 12 лет, знает все тонкости своего дела и очень гордится своими успехами. Он очень напряжённо и агрессивно относится к любым замечаниям как относительно работы, так и чего – то другого. Кирилл склонен неправильно толковать замечания достаточно невинного свойства. Он несколько раз реагировал, таким образом, на вас. Вы были удивлены такой реакцией, так как не хотели задеть его. В результате вы некоторое время объясняли ему, что имели в виду, и чуть ли не извинялись. После этого вам долго не давало покоя воспоминание о том, как Кирилл кричал на вас при всех, но вы решили не делать разбирательства по этому поводу. Вчера, когда вы уходили в конце дня, вы мимоходом заметили, как трудно было справиться Кириллу с работой на сегодняшний день. Это произошло из – за задержки в другом отделе. Кирилл агрессивно отреагировал на это, решив, что вы намекаете, что он плохо работал в этот день. Он опять кричал на вас, отказался слушать и ушёл домой.[57]

Как избежать продолжения конфликта? Что вы намерены предпринять в данной ситуации?

ЗАДАЧА № 20

Содержание ситуации: вы – сотрудник отдела, в котором работают шесть человек. Ваш шеф обычно регулирует все дисциплинарные вопросы сам. У вас хорошие отношения с коллективом, многие приходят к вам со своими проблемами. У вас также хорошие отношения с начальником, ему нравится ваша инициативность, но также он любит быть в курсе всего, что происходит. Шеф несколько дней отсутствовал, так как встречался с высшим руководством. Вы остались руководителем отдела вместо него. Это бывает один или два раза в месяц, и раньше не возникало никаких проблем. Но в этот раз два сотрудника решили воспользоваться отсутствием шефа. Они явно пренебрегают работой и отвлекают других. Вы уже два раза предложили им вернуться к работе. Они сделали вид, что подчинились, но, как только вы ушли, всё осталось, как было. Обычно эти двое нормально работают, и вы в хороших отношениях с ними. Но вы обеспокоены тем, как отреагирует шеф на плохие результаты работы в его отсутствие, как повлияет поведение этих двух сотрудников на остальной коллектив и что произойдёт, когда шеф в следующий раз будет отсутствовать.[58]

Как избежать конфликта в данной ситуации? Что вы намерены предпринять в данной ситуации?

ЗАДАЧА № 21

Содержание ситуации: Рассчитайте соответствующие суммы и нормы амортизации оборудования за год на основе следующих данных. Полная стоимость одного рабочего станка 50000 рублей, предполагаемый срок его службы – 10 лет. Затраты на его капитальный ремонт за этот период – 1000 рублей, на его модернизацию – 500 рублей. Стоимость ликвидации станка – 300 рублей.[59]

Рассчитайте общую годовую сумму амортизации одного станка.

ЗАДАЧА № 22

Примите правильное решение:

a) Как менеджер крупного предприятия, занимающего монопольное положение в области безалкогольных напитков, приведите доводы против принятия антимонопольного законодательства;

b) Как глава комиссии по антимонопольному регулированию приведите доводы в пользу принятия антимонопольного законодательства;

c) Как потребитель продукции, на чью сторону Вы станете в случае опроса мнений?[60]

Аргументируйте свою точку зрения.

ЗАДАЧА № 23

Выскажите своё отношение к принципам делового человека, сформулированным предпринимателями России в 1912 году:

a) Уважай власть;

b) Будь честен и правдив;

c) Уважай право частной собственности;

d) Люби и уважай человека;

e) Будь верен слову;

f) Живи по средствам;

g) Будь целеустремлённым.

Аргументируйте свои ответы.

ЗАДАЧА № 24

Пользуясь нижеприведённым материалом попробуйте определить стиль управления следующих руководителей:

· Менеджер единолично принимает решение и извещает о нём подчинённых;

· Менеджер «внушает» подчинённым решение;

· Менеджер высказывает свои мысли и идеи по решению возникшей проблемы на совещании и предлагает подчинённым высказаться и задать;

· В решении возникшей проблемы менеджер полностью полагается на подчинённых;

· Менеджер устанавливает жёсткие ограничения и строго проверяет работу сотрудников;

· Менеджер устанавливает ограничения и требует от сотрудников принятия решения;

· Менеджер уговаривает сотрудников самостоятельно решить проблему, полностью соглашаясь с их мнением.

 

ЗАДАЧА № 25

Попробуйте самостоятельно ответить на следующие вопросы:

 

1. Благодаря выполнению каких задач Вы в наибольшей степени приближаетесь к выполнению ваших главных целей (перспективных жизненных целей, целей года, месяца, недели, дня)?

2. Можете ли Вы за счёт выполнения какой – либо одной единственной задачи решить сразу несколько других?

3. Благодаря выполнению каких задач Вы можете внести максимальный вклад в достижение общих целей вашего предприятия, отдела, рабочей группы и т.д.?

4. Выполнение каких задач принесёт Вам наибольшую пользу (в краткосрочном и долгосрочном плане), и наибольшее денежное вознаграждение?

5. Невыполнение каких задач может иметь для Вас самые негативные последствия?

 

Аргументируйте свой ответ.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.И.Кабушкин Основы менеджмента М.: «Новое знание», 2005.

2. Г.Б.Казначевская Менеджмент Ростов – на – Дону: «Феникс», 2005.

3. О.Д.Волкогонова, А.Т.Зуб Стратегический менеджмент М.: «Форум – Инфра – М», 2004.

4. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. – М.: «Финансы и статистика», 1996.

5. С.В.Загородников Краткий курс по менеджменту М.: «Окей – книга», 2008.

6. И.Д.Ладанов Практический менеджмент. М., 1992.

7. Мескон м., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992

8. В.И.Сетков Основы общего менеджмента М.: «Инфра – М», 2003.

9. А.А.Сергеев Экономические основы бизнес – планирования М.: «Юнити», 2004.

10. Питерс т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления. М., 1986

11. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы М.: «Финансы и статистика, 1997.

12. Румянцева З.П. Менеджмент организации. М., 1996.

13. Кремень М.М. Управление коллективом. М., 1997.

14. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

15. Ахутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М., 1998.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.