Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции управления и профессиональные требования к менеджеру




Административная (классическая) школа менеджмента.

Основные положения фордизма.

Генри форд основатель американского автомобилестроения был одним из создателей «философии практики» 20го века.он разработал теорию получившую название фордизма нашедшую отражение в его книгах- моя жизнь-мои достижения, сегодня и завтра. Основные положения его теории: высокооплачиваемый труд каждого рабочего, его работа 48 часов в неделю но не больше, обеспечение наилучшего состояния всех машин, их абсолютная чистота, приучение людей уважать окружающих и самих себя. Как и тейлор форд был активным сторонником масштабного использ-я разносторонних научных знаний в орг-ии произ-ва и управ-я. На предприятиях форда было создано одно из первых ремесленных училищ в Америке. В целом заслуга тейлора, ганта, супругов гилбрет, форда и др. заключ-ся в утверждении след. принципов научного управления:

 

1.использование научного анализа для опред-я оптим-х способов выполнения задачи

2.отбор работников наиболее подходящих для выполнения задач и их обучения

3.обеспечение работников ресурсами, необходимыми для выпол-я задач

4.систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности

5.выделение планирования и обдумывания в отд-й процесс

6.утверждение менеджмента в качестве самостоятельной области деятельности, формирование функций менеджмента

 

 

Возникновение ее связано с именем Анри Файоля. В течение тридцати лет он был руководителем крупной франц.горнодобыв.компании. обобщая свои многолетние наблюдения файоль создал «теорию администрации». Важную роль в развитии этой школы сыграли л.урвик, д.муни, и др., рассматривающие деят-ть орг-ий с т.з. широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности орг-ий в целом. В отличие от создателей школы научного управления, которые начинали свою карьеру простыми рабочими, что несомненно повлияло на их представление об управлении орг-ей. Авторы административной школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. В связи с этим их главной заботой была эффективность управления в более широком смысле слова применительно к работе всей орг-ии. Целью школы было создание универсальных принципов управления, след.которым по убеждению создателей школы орг-я несомненно достигнет успеха. Принципы управления-это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления, важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению файоля принципы это маяк помогающий сориентироваться. Рассматривая орг-ю как специф. вид деят-ти и как столь же своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами тейлора, относительно стимулирования каждого работника, файоль сформулировал след. 14 принципов управления,применительно к деят-ти высшего звена управления:

 

1. разделение труда, т.е. специализация, необходимая для эффективного использования раб.силы.

2. власть и ответственность. По мнению файоля они связаны, причем ответственность является следствием власти.

Файоль считал что власть сочетает официальный, основанный на занимаемой должности и личный, заключ. в себе сочетание умственного развития, опыта, морального уровня, навыков по роду прежней службы, факторы.

3. дисциплина. понимая дисциплину, как уважение соглашений, рассчитанных на то чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения, файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях.из всех средств возд-я на подчиненных в целях укрепления дисциплины одним из самых действенных файоль считал личный пример начальника.

4. единоначалие. по мнению файоля оно имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество что оно обеспечивает единство т.з., единство действия и единство распорядительства. Поэтому единоначалие имеет тенденцию к преобладанию.

5. единство руководства. виды деят-ти преслед-е одну и ту же цель должны иметь одного руководителя и должны руководствоваться единым планом. Двойное руководство может возникнуть по мнению файоля лишь в следствие неоправданного смешения функций и несовершенного разграничения их между подразделениями, что не только излишне но и крайне вредно.

6.подчинение частных интересов общим. Интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия. Интересы гос-ва д.б. выше интересов гражданина или группы граждан. Казалось бы, подобное правило не нужд-ся в напоминаниях. Невежество, честолюбие, леность и всякие др. слабости и страсти толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частным.

7.вознаграждение. методы стимулирования д.б. справедливыми и доставлять макс. возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.

8.централизация. не прибегая к термину «централизация власти» файоль говорил о степени концентрации или рассредоточении власти. Конкретные обстоят-ва будут определять какой вариант даст лучший общий результат.

9.скалярная цепь. цепь начальников от самого высшего до самого нижнего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, ибо слишком тщательное следование ей может нанести вред..

10.порядок.. «всему(каждому) свое место и все(каждый) на своем месте»

11. справедливость. лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

12. стабильность рабочего места для персонала. Файоль считал что излишняя текучесть кадров явл-ся одновременно и причиной и следствием плохого управления и указывал на связанные с этим опасности и издержки.

13. инициатива. по опред. Файоля обдумывание и выполнение планов.

14. корпоративный дух.,т.е. принцип «в единении-сила».

 

Приводя перечень этих принципов файоль указывал что он не стремился к исчерпывающему их изложению, а попытался описать лишь те из них, которые ему приход-сь чаще всего применять. Считая предложенные им принципы универсальными, файоль тем не менее указывал что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию в которой осущ-ся управление. Он отмечал что система принципов никогда не сможет быть завершена, напротив она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. поэтому число принципов управления неограниченно. След. Отметить, что некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал что менеджмент предназначенный глав. образом для интенсификации производ-х процессов основан на психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важный. В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учения.

 

Файоль выделил 6 групп операций (технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные). По его мнению осуществляемых на любом простом или сложном небольшом или крупном и являющ-ся взаимозависимыми. н-р технич-е операции не могут осущ-ся без наличия сырья, возможности сбыта

Капитала, страховых мероприятий. Административные операции файоль разделил на планирование, орг-ю, мотивацию, контроль и координацию. По файолю планирование- функция управ-я, опред-я цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы наиболее эффективные в конкретных условиях. Включ. в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окр. средой. Организация- формирование структуры объекта, обеспечение всем необходимым для нормальной работы. Любой план предусматривает стадию орг-ии, т.е. создание реальных условий для достижения запланированных целей. Контроль- количественная и качественная оценка и учет рез-тов работы. Явл-ся элементом обратной связи, т.к. на основании его данных проводится корректировка ранее принятых решений, планов, норм,нормативов. Координация- достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей(коммуникация между ними). Из качеств необходимых менеджеру файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Однако, как утверждал он, даже самый образованный менеджер не м.б. во всем разнообразных вопросах, связанных с управлением крупными предприятиями. Идеальным управляющим был бы человек, который обладая всеми знаниями необходимыми для разрешения административных, технических, коммерческих, финансовых и иных вопросов, имел бы еще и физическую силу, интеллект и трудоспособность, достаточные для выполнения любых заданий, связанных с управлением во всех областях. Файоль подчеркивал, что количество знаний возрастает вместе с опытом. В отличие от технократов, файоль не склонен был преувеличивать роль технических знаний, утверждая, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятия. В промышленных школах, утверждал он, основное внимание уделено распространению и совершенствованию тех. знаний, а не подготовке будущих менеджеров к выполнению коммерческих, финансовых, административных и иных функций. По мнению файоля если рабочий руководствуется технической установкой, то менеджер должен руководствоваться административной установкой. По мере подъема по иерархической лестнице, относительная важность административной установки возрастает,а значение технической убывает. Главной установкой директора в крупных предприятий явл-ся именно административная установка. Файоль негативно относился к сложившейся системе подготовки руководящих кадров для промыш-ти, доказывая, что административные способ-ти нельзя развить посред-м одной лишь инженерно технической науки и подчеркивая необходим-ть включения в учебные планы инженерных вузов курсов по администрированию. Он, однако, полагал, что не только инженерно технические работники но и каждый член общ-ва должен знать основы административной деят-ти и что эти сведения необходимо предоставлять на всех ступенях системы общего образования. Наконец, несомненной заслугой файоля явл-ся постановка им вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деят-ти (менеджмента) в особый объект исследования. Теории управления тейлора и файоля имеют не только сходства, но и различия. Тейлор предлагал установить рациональное управление предприятием «снизу», а файоль «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал что никакого противоречия между его теорией и теорией тейлора- нет, просто они рассматривают разные уровни орг-ии произв-ва- тейлор- цеховое управление, а он - высшее административное. Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из неск-ких взаимосвязанных функций и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей орг-ии, выделив управление как особый вид деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.