Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение тейлоризма




Школа научного управления и ее современные модели

Управленческие революции в России

Втечение 20го века в России дважды совершался крупномасштабный переход от одного общественного строя к другому в 1917 от капитализма к соц-му, а в 1991 Россия совершила обратное движение. в обоих случаях переход представлял в первую очередь управленческую революцию, изменения происходили по инициативе сверху и не были рез-том естественного исторического развития, являя собой планируемый управляемый политический переворот.как в первой так и во второй управленческой революции в России выгоды от переворота получили прежде всего группы людей стоявших у власти. т.о. после одной и др. управленческой революции оппозиционное меньшинство(большевики и демократы) захватывало в россии власть через короткое время отказывалось от первоначальных идеологических а иногда и политических претензий и превращалось в группу обычных функционеров и чиновников, стремящихся удержать власть и решающих насущные хоз-е вопросы.при этом как только в управленческой элите происходил перелом в сторону прагматизма открывались курсы повышения квалификации и обучения менеджеров основам науки управления.по инициативе ленина в начале 20х годов были открыты 10 научных институтов управления и НОТ(научная орг-я труда), в которых ученые за неск-ко лет совершили ряд выдающихся научных открытий и приобщили тысячи руководителей к принципам западного менеджмента.в начале 90х при поддержке ельцина в россии открылись сотни школ бизнеса и менеджмента. В результате второй управленческой революции в россии контроль над произ-м перешел от наемных работников роль которых при советской власти выполняли партийные чиновники к частным собственникам. Цели и рез-ты 2й управленческой революции в россии были прямо противоположны целям и рез-там первой.тем не менее содержание обеих революций оставалось одним и тем же,переходом полит.и эконом. Власти от одной части управ.элиты к другой.

 

Ф.У.Тейлор по праву считается основателем совр. Менеджмента. Технический прогресс и машинное произ-во требовали стандартизации и унификации всего произ-го процесса до сих пор управляемого с пом. Кустарных ремесленных «дедовских» методов.дальнейший рост эффективности произ-ва в это время стан-ся немыслимым без его всесторонней рационализации а также экономии времени и ресурсов.в отличие от немоногих спец-тов создающих управленческие теории тейлор был не ученым исследователем или профессором школы бизнеса а практиком.широкая извест-ть пришла к нему в 1912 г. После его выступления на слушаниях спец.комитета палаты представителей американского конгресса по изучению системы цехового менеджмента.впервые тейлор придал этому понятию определенность и назвал его менеджмент организации.более менее четкие очертания система тейлора приняла в 1903 году в его работе управление циклом и получила дальнейшее развитие в книге принципы научного менеджмента.тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной орг-ии труда на смену существующим расплывчатым и довольно противоречивым принципам управления. Основным элементом предложенной системы явл-ся математический способ исчисления себестоимости продукции,дифференциальная сис-ма оплаты труда метод изучения продолжит-ти движений(хронометраж), рацион-я трудовых приемов,инструкционные карточки и др. что позднее вошло в т.н. механизм научного менеджмента.в основе тейлоризма лежат 4 научных принципа:

-создание научного фундамента который заменил старые сугубо практические методы работы,научное исследование каждого отд-го вида трудовой деят-ти

-отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев,их профотбор и профобучение

-сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ

-равномерное и справедливое распределение обяз-тей между рабочими и менеджерами.

Первой фазой методологии научного управления явл-ся анализ содержания работы и определение ее основных операций.затем на основе полученной инф-ии рабочие операции изм-ся с целью устранения лишних непродуманных движений и разраб-ся стандартные приемы их вып-я для повышения эффектив-ти работы.предусматр-ся что кол-во времени выделяемое на выполнение опред-х заданий должно быть реальным и учитывать возмож-ть небольшого отдыха и перерывов в работе.это дает возмож-ть руководству установить нормы которые будут реально выполнимы и платить доп. Тем кто нормы перевыполняет. Тейлор пришел к важному выводу что главная причина низкой производ-ти труда кроется в несовершенной сис-ме стимулирования рабочих, поэтому он разработал сис-му материальных стимулов. По его утвержд. Именно награда предст.соб.принцип которым след.владеть всякому кто хочет эффективно управлять человеком.для поддержания у рабочего постоянного состояния ожидания награды тейлор предложил исп-ть прогрессивную сис-му оплаты труда.награду тейлор представлял не только как денежное вознагр., он советовал предпринимателям идти на уступки рабочим считая их тоже наградой также как и различные нововведения-орг-я бань, столовых, читален.Тейлор считал все это «ценным средством» для создания более умелых и интеллектуальных рабочих,которое вызовет у них доброе чувство по отн.к хозяевам.он доказал что если ввести соответствующие совершенствования в труд.процесс и заинтересовать рабочего то за отведенное время он сдел.в 3-4 раза больше чем в обычных условиях.очевидно что многие предложения и нововведения тейлора имели под собой психологич.основу и понятие человеческий фактор в псих.плане впервые было введено в научный оборот именно тейлором.затем оно было развито классиками менеджмента ф.гилбретом,а.файолем,э. мейо и др. однако поскольку тейлор был промышленным инженером для него был совершенно естественным механистический подход к управ-ю. Преподавание менеджмента в то время велось именно в виде промышленного инжиниринга. Тейлор первым выдвинул тезис о необход-ти научного подбора рабочих,он писал что отбор людей предусматривает не выделение экстраординарных индивидов, а выбор среди самых обыкновенных людей тех немногих которые подходят спец-но для данного типа работы.основные положения тейлоризма (организационная гармония, а также экономическая и психологическая целесообраз-ть) актуальны и сегодня.концепция научного упр-я выдвинутая тейлором явилась серьезным переломным этапом благодаря которому упр-е стало повсеместно признаваться как самостоятельная обл-ть научных исслед-й.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.