КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуационный менеджмент
Блицопрос 1. SWOT анализ проводится на фоне конкурентного окружения фирмы и в отрасли в целом (да/нет). 2. По результатам SWOT анализа предприятие оценивает свои конкурентные силы и составляет перечень опасностей (да/нет). 3. При анализе конкурентной позиции необходимо определить оценку места компании в отрасли (да/нет).
Тестовые задания 1. Анализ конкурентной позиции компании включает следующие действия: a) перечень стратегических действий; b) анализ цен производимой продукции; c) выявление возможностей и угроз; d) определение спроса на выпускаемую продукцию. 2. SWOT анализ на первом этапе определяет: a) анализ внутренней среды; b) классификацию сочетаний внутренней и внешней среды; c) анализ внешней среды; d) оценку сочетаний внутренней и внешней среды.
В менеджменте есть теория, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Под зрелостью понимается способность подчиненных нести ответственность за результаты работы, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. В зависимости от характеристик выполняемой задачи отдельные работники и группы проявляют различный уровень «зрелости» [8]. Выделяются следующие уровни зрелости подчиненных и соответствующие им стили руководства: 1) низкий уровень зрелости: подчиненные не способны выполнять задачу и не хотят брать на себя ответственность. Таким подчиненным требуются соответствующие инструкции и строгий контроль. Соответствующий стиль называется «приказание». Например, руководителю необходимо подготовить и отправить с деловым партнером письмо. Руководитель диктует текст письма секретарю, а затем перед отправкой его проверяет; 2) средний уровень зрелости: подчиненные хотят принять ответственность, но они еще не способны выполнить задачу. Стиль руководства в этой ситуации называется «внушение». Здесь требуется добиваться от подчиненного понимания задачи, конкретно пояснять, что и как надо делать. В то же время руководитель должен поддерживать желание подчиненных выполнять задание под свою ответственность; 3) умеренно высокая степень зрелости: подчиненные могут выполнить задачу, но не готовы взять на себя ответственность. Стиль руководства, соответствующий данной степени зрелости подчиненных, называется «участие». Подчиненным не требуются никакие конкретные указания. Задача руководителя – повысить мотивацию и причастность своих подчиненных. Это достигается, если руководитель и подчиненные вместе принимают решения. Руководитель оказывает помощь, но не навязывает указаний; 4) высокая степень зрелости: подчиненные способны выполнить задачу, и хотят нести ответственность; они осознают высокую степень своей причастности к задаче. Здесь речь идет о передаче полномочий. Стиль называют «делегированием». Например, перед секретарем ставится задача. Ее выполнение предоставляется самому сотруднику. Контроль осуществлять не следует. Менеджеров и ученых волнует вопрос, какой же стиль поведения является эффективным. Личные качества руководителя, его поведение и отношения с членами коллектива являются существенными компонентами успеха организации, но решающую роль могут сыграть дополнительные факторы, определяющие саму ситуацию руководства: - потребности и личные качества подчиненных; - характер выполняемой задачи (привычность задачи, четкость ее формулировки, структуризация, нерасплывчатость); - требования и воздействия окружающей среды; - имеющаяся у руководителя информация; - должностные полномочия менеджера (объем законной власти, объем вознаграждения, уровень поддержки руководителя в высших кругах). В зависимости от характера конкретной ситуации должны выбираться и различные способы руководства. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях, необходимо только правильно определить возникшую ситуацию и суметь ее использовать. При изменении ситуации меняется и стиль руководства. Речь в этом случае идет об адаптивном руководстве. А сам выбор стиля и его воплощение в определенной мере являются искусством [8]. Исследования показывают, что авторитарный стиль руководства вполне уместен при наличии, по крайней мере, двух условий: 1) того требует производственная ситуация; 2) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства. Ведь при всех «издержках» авторитарному стилю присущи и немаловажные достоинства: - обеспечивает четкость и оперативность управления; - создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей; - не требует особых материальных затрат; - в «молодых», недавно созданных, предприятиях позволяет успешнее (быстрее) справиться с трудностями становления и пр. Очевидные недостатки этого стиля: - подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей; - отсутствие действенных стимулов труда; - громоздкая система контроля; - невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом; - высокая степень зависимости группы от постоянного волевого прессинга руководителя и пр. Преодолеть эти недостатки позволяют социально-психологические и экономические методы управления, свойственные демократическому стилю производства. Этот стиль позволяет: - стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей; - успешнее решать инновационные, нестандартные задачи; - эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда; - включить также психологические механизмы трудовой мотивации; - повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом и т.д. Однако демократический стиль руководства не при всех условиях применим. Как правило, он успешно срабатывает при следующих условиях [6]: - стабильном, устоявшемся коллективе; - высокой квалификации работников; - наличии активных, инициативных, нестандартно думающих работников (пусть даже и в небольшом количестве); - неэкстремальных производственных условиях; - возможности осуществления весомых материальных затрат. Такого рода условия далеко не всегда имеются, да к тому же это именно условия, делающие применение демократического стиля только лишь возможным. Превратить эту возможность в действительность – это тоже задача не из легких. В заключение вопроса сделаем вывод о том, что эффективные руководители реагируют на ситуации гибко, то есть меняя стили, а самым эффективным стилем в подвижной внешней и внутренней среде выступает адаптивный.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |