Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ обследования




Анализ данных предназначен для выявления имеющихся у предприятия про­блем с техническим обслуживанием, что позволяет затем на его основе дать некоторые рекомендации. Когда имеется возможность, следует представить численные данные или количе­ственные результаты, характеризующие:

• тип производственного процесса;

• сложность машин и оборудования;

• степень стандартизации механического и электрического оборудования;

• наличие оборудования для осуществления технического обслуживания;

• состояние машин и оборудования — привести количественные показате­ли о готовности и надежности;

• корпоративный план управления техническим обслуживанием, включая кон­цепцию обслуживания;

• положение отдела технического обслуживания в организационной структуре предприятия;

• объёмы и качество технической документации и её доступность;

• формы и методы обработки данных;

• мастерские (организация работ и оборудование);

• потребность в запасных частях, эффективность управления запасными частями и переоформлением заказов, уровень запасов, пригодность усло­вий хранения, степень удовлетворенности в запрашиваемых запчастях;

• квалификацию рабочей силы по обслуживанию и проводимое обучение;

• системы управления обслуживанием, показатели результативности (тех­нические и экономические).

Заключения и рекомендации - план действий

Рекомендации должны отражать установленные приоритеты. На их ос­нове будут впоследствии составлены пла­ны дальнейшей деятельности. Эти планы могут быть адресованы как руководству предприятия, так и тем, кто руко­водит техническим обслуживанием. Кроме того, в итоговый документ необходи­мо включить результаты анализа «затраты - результат», что позволит значи­тельно упростить принятие решений.

Показатели, используемые в управлении обслуживанием

Специалисты по техническому обслуживанию должны руководствоваться срав­нительными показателями для измерения результативности деятельности отдела технического обслуживания. Показателями результативности обычно являются коэффициенты или соотношения между двумя абсолютными значениями. Они являются инст­рументами мониторинга системы технического обслуживания.

Показатели результативности. Показатели результативности делятся на две категории:

• экономические, отражающие динамику внутренних результатов деятельности и позволяющие проводить сравнения между отделами технического обслуживания сходных предприятий;

• технические, обеспечивающие средства контроля технических характери­стик установленного оборудования.

а) Экономические показатели

1. Показатели, связанные с затратами на техническое обслуживание

В настоящем блоке используются самые общеупотребительные экономические показатели с учётом особеннос­тей конкретного предприятия.

Показатель

Прямые затраты на техническое обслуживание (5.1)

Добавленная стоимость

Этот показатель демонстрирует результативность обслуживания на предприятии. Добавленная стоимость включает полную стоимость производства за вычетом стоимости сырья.

Показатель

Совокупные затраты на техническое обслуживание единицы

оборудования с момента его пуска (5.2)

Число часов, прошедших с момента пуска

 

Показатель связывает полную стоимость прямых затрат на обслуживание со временем рабо­ты оборудования. Но здесь следует быть осторожными: затраты должны исчис­ляться в постоянных денежных величинах, а процент на капитал нельзя учиты­вать в затратах предшествующего года.

2. Показатели, связанные с запасными частями

Показатель

Средняя стоимость запасов (5.3)

Восстановительная стоимость производственного оборудования

 

Показатель учитывает элементы затрат на обслуживание в их отношении к внешним затратам. Он важен, так как является показателем старения оборудования.

Показатель

Общая стоимость запасных частей, выданных за год (5.4)

Общая стоимость годовых запасов4

Показатель характеризует имеющийся уровень запасных частей и оборот запасов, т. е. сколько раз за год выдаются запасы, имеющие определенную стоимость.

3. Показатели, связанные с рабочей силой

Показатель

Стоимость субподрядов (5.5)

Прямые затраты на техническое обслуживание

Показатель отражает развитие политики субподрядных работ. Они относятся к операциям обслуживания, переданным внешним организациям.

Показатель

Затраты на оплату труда персонала по обслуживанию (5.6)

Прямые затраты на техническое обслуживание

 

Показатель даёт представление о влиянии на стоимость обслуживания постоянного персонала.

б) Технические показатели

Технических показателей значительно больше по сравнению с экономическими. В противовес экономическим показателям, которые часто рассчитывают применительно ко всему предприятию, технические показа­тели в основном характеризуют состояние аппаратуры, калибровку или установ­ку. Их можно условно разделить на две категории:

• предназначенные для пользователя оборудования и измеряющие эффектив­ность обслуживания;

• предназначенные для менеджера по обслуживанию и измеряющие эффек­тивность проводимой политики обслуживания.

Показатель

Теоретически возможное время работы оборудования - Время обслуживания (5.7)

Теоретически возможное время работы оборудования

 

Показатель характеризует время, в течение которого оборудование могло бы быть задейство­вано в производстве. Это один из важнейших показателей результативности об­служивания, позволяющий вычислять степень загрузки оборудования.

Показатель Коэффициент оперативной готовности

Время эксплуатации оборудования (5.8)

Время эксплуатации оборудования + Время простоя из-за обслуживания

Показатель характеризует долю времени, затраченного на ремонт, профилактику и обслуживание с целью устранения неисправностей, а также другие виды простоев по отношению к полезному времени эксплуатации.

Показатель

Время простоя на незапланированное обслуживание (5.9)

Время эксплуатации оборудования

Показатель характеризует количество потерянного из-за поломок времени, в течение кото­рого производственный персонал простаивал. Числитель вычисляется как пол­ное время обслуживания за вычетом часов, затраченных на плановую инспекцию и обслуживание.

Показатель

Число остановок (5.10)

Время эксплуатации оборудования

Показатель определяет число отказов системы за единицу времени. Он представляет собой меру интенсивности отказов или поломок и характеризует надёжность оборудо­вания в течение всего жизненного цикла.

Показатель

Время поиска и устранения неисправностей (5.11)

Время на плановое обслуживание

 

Показатель служит для оценки эффективности политики обслуживания.

Показатель

Общее время, отведенное для выполнения работ (5.12)

Общее время, реально затраченное на выполнение работ

 

Показатель характеризует эффективность работ по обслуживанию.

Карта мониторинга технического обслуживания (карта управления)

Знание показателей позволяет руководителю отслеживать результаты техничес­кого обслуживания. Они заносятся в карту мониторинга технического обслужи­вания, которая иначе называется картой управления техническим обслуживани­ем. Она позволяет:

• получать сигнал, если что-то в ходе обслуживания делается не так;

• проводить систематические сравнения с прошлыми результатами и выяс­нять тенденции в изменении параметров;

• судить о результатах работы различных подразделений службы обслужи­вания настолько, насколько это возможно с помощью показателей.

После некоторого периода регистрации показателей карта позволяет уп­равляющему по техническому обслуживанию определить стандартные зна­чения каждого из них. Более того, можно установить их целевые значения. Проводя еженедельный анализ, управляющий по техническому обслужива­нию сможет принимать необходимые меры. Затем можно установить цели по каждому производственному участку и виду оборудования; тогда руко­водитель каждого подразделения или мастер по обслуживанию может легко сравнивать достигнутые результаты с целями и обсуждать, какие меры сле­дует принять. Главным элементом этой системы управления является про­цедура обмена информацией между различными производственными участками и руководителем отдела обслуживания. Как показывает опыт, хорошее управле­ние обслуживанием возможно лишь в том случае, если руководитель имеет дос­товерную информацию.

 

 

Информационная система управления техническим обслуживанием (ИСУТО)

Для внедрения эффективной ИСУТО нужно идентифицировать все необходимые данные и маршруты распространения информации от подразделения к руководству и об­ратно.

Данные, которые потребуются отделу технического обслуживания для эффек­тивной работы, могут включать:

• основные данные, касающиеся письменных инструкций о внутренних взаи­мосвязях и организации отдела технического обслуживания;

• детальную опись машин, аппаратов и установок, включая их технические характеристики;

• данные, содержащиеся в технической документации;

• инструкции и информация относительно выполнения работ;

• данные об эксплуатации оборудования;

• информацию относительно запасных частей;

• необходимые данные по стоимости контроля и управлению обслужива­нием.

Чтобы избежать непоследовательности и перерывов в работе из-за текучести персонала, следует регистрировать все инструкции, касающиеся организации, ме­тодов работы, информационной системы и т. д. Сохраняя письменные инструкции, можно исключить их неверную интерпретацию в устном изложении.

Исходная точка для определения стратегии технического обслуживания и пла­нирования — это полная опись всех единиц, требующих обслуживания, с указа­нием их месторасположения и основных характеристик.

Техническая документация состоит из всех чертежей и документов, свя­занных с проектированием и строительством предприятия и правильной работой оборудования. К ней также относится информация об эксплуатации обору­дования и его обслуживании.

Информация о выполнении работ охватывает:

• заявку на выполнение работы;

• основные данные о подготовке к работе, включая технические условия на работу (изучение работ);

• заказ-наряд на выполнение работы;

• планирование работы (составление программы и графика обслуживания);

• обратную информацию, направляемую в различные подразделения (от­делы методических разработок, управления запасами, ведения файлов данных на машины и в бухгалтерию).

После каждой операции обслуживания информация о ней заносится в карту предыстории конкретного оборудования, где также содержится информация о его текущей эксплуатации. Эта информация используется для анализа оборудо­вания с точки зрения издержек и производительности, а также для программ профилактического обслуживания и подготовки капитальных ремонтов.

Наряду с технической документацией сведения, относящиеся к запасным ча­стям, составляют важную часть информации, которой обмениваются отделы за­купок, склады запчастей и пользователи. К ней относятся документы о кодифи­кации запчастей, об управлении их использованием, поставками, а также процедуры переоформления заказов и перемещения запасов.

Данные о стоимости контроля и управления техническим обслуживанием дол­жны служить основой для определения затрат, соответствующих каждому виду работ по обслуживанию. В эти затраты входят оплата труда, материалов, услуг субподрядчиков (внутренних и внешних) и накладные расходы. Оплата труда скла­дывается из зарплаты, премий и социальных выплат. В стоимость материалов вхо­дит стоимость запасных частей, сырья и других материалов, необходимых для тех­нического обслуживания. Затраты на внешних субподрядчиков могут включать стоимость выполненной работы по обслуживанию, плату за техническое содей­ствие или труд временного персонала. Когда другие отделы предприятия оказыва­ют услуги отделу технического обслуживания, они рассматриваются в качестве внутренних субподрядчиков. Накладные расходы по техническому обслуживанию включают арендную плату, платежи за энергию, а также амортизацию машин, используемых отделом обслуживания, страховку и другие эксплуатационные расходы.

Планирование технического обслуживания

Планирование работ по обслуживанию имеет непосредственное отношение к еже­дневному обслуживанию, программам ремонтов, к профилактическому и периодическому обслуживанию, капитальному ремонту, проводимому регулярно, пла­новым заменам и работам центральных мастерских.

Планирование профилактического обслуживания. Инструкция профилактического обслуживания содержит всю информацию, необходи­мую для таких работ. Эта информация включает анализ работ (спецификацию), подробные сведения о проверяемой машине, планирование работы, график про­верки и ведомость результатов контроля. Следует различать следующие виды информации:

• рабочие инструкции — карта профилактического обслуживания;

• программа профилактического обслуживания — программа работ;

• график проведения работ по профилактическому обслуживанию — планиро­вание рабочих заданий;

• контроль работы.

В карте профилактического обслуживания отдельно указываются операции, выполняемые механиками, электриками и слесарями-инструментальщиками. Карта составляется для каждой машины, агрегата или узла. В ней фиксируется периодичность обслуживания, начиная с наиболее частой. Все инструкции дол­жны быть ясными, точными и простыми.

Планирование проведения смазочных работ. Инструкция проведения смазочных работ содержит всю необходимую информацию, включая спецификацию работ и точки смазки, планирование и конт­роль. Следует различать следующие элементы:

• рабочие инструкции — карта смазки;

• планирование смазочных работ — программа работ;

• график проведения смазочных работ — планирование рабочих заданий.

Планирование капитального и крупного ремонта. Обслуживание может предусматривать проведение сложных операций. Особен­но часто это происходит при капитальном и крупном ремонте. В процессе плани­рования учитывается последовательность и взаимозависимость операций. Это означает, что некоторые работы осуществляются последовательно, в то время как другие могут проводиться одновременно. Существует несколько методов планирования капитального и крупного ремонта, включая метод PERT (метод сетевого графика). Он основан на вычислении критического пути выполнения всех заданий. Сегодня это легко осуществить с помощью компьютерных про­грамм.

Техническая документация

Цели документации. Отсутствие документации — главная проблема, стоящая перед отделами обслуживания на промышленных предприятиях. Докумен­тация необходима для обеспечения управления обслужи­ванием, ремонтных работ, изготовления запасных частей, быстрого решения про­блем, безопасности работ, правильного выбора запасных частей, управления снабжением ими и эффективного обучения персонала. Полная документация — дорогое удовольствие. Для нового предприятия ее стоимость колеблется от 8 до 22% стоимости оборудования. Но вложения в создание или улучшение технической документации оправдываются только тогда, когда она используется эффективно. Для этого документы должны регулярно обновляться и распреде­ляться по назначению.

Содержание документации. Техническую документацию можно условно разделить на три вида:

• исследовательская и технологическая;

• строительная и пусконаладочная;

• эксплуатационная.

Организация и проведение технического обслуживания, в основном, осуществляется на основе эксплуатационных документов.

Управление порядком содержания документации. Структура кодирования документации на оборудование соответствует раз­личным участкам предприятия: код присваивается каждой машине, агрегату, узлу агрегата и аппарату. Такой подход способствует управлению обслуживани­ем. Кодирование используется также для ве­дения картотеки и обращения с технической документацией.

Помещение, в котором хранится техническая документация, должно быть не­пыльным и темным, что предохранит документы от порчи. Чертежи должны хра­ниться в трубах в соответствии с кодификационным номером и форматом (от АО до А4). Каталоги на стан­дартные, а также продаваемые на рынке изделия и детали также хранятся в ме­таллических шкафах. Картотека ведется в алфавитном порядке.

Каждое изменение в оборудовании, пусть даже незначительное, подлежит немедленной регистрации в контрольном документе. Оно должно доводиться до сведения пользователей. Каждый измененный чертеж получает новый индекс. Изменения также отмеча­ются на листах каждого документа оборудования. Таким образом, в любой момент можно увидеть, соответствует ли план или документ, которым вы располагаете, последней версии.

Основные условия передачи документации на оборудование. Условия передачи документации, поставляемой изготовителем, должны быть четко оговорены. Они включаются в общие и подробные условия закупки.

Условия передачи определяют:

• документы, чертежи и схемы, поставляемые поставщиком;

• стандартный формат и другие требования, каким должны удовлетворять названные документы;

• формы представления, обеспечивающие получение единообразной доку­ментации, удобной для классификации и пользования;

• условия поставки документации (где, когда, как, число экземпляров, ори­гиналы и т. д.);

• степень ответственности поставщика и штрафные санкции на случай не­выполнения условий договора.

Совершенствование документооборота на предприятии. В краткосрочной перспективе на уровне предприятия рекомендуются следу­ющие действия:

• централизация всей технической документации в одном месте;

• кодирование и классификация документации, создание системы ее обнов­ления и распространения;

определение приоритетного оборудования;

введение стандартных условий передачи технической документации, ко­торых обязаны придерживаться поставщики оборудования.

Запасные части и склады

При управлении снабжением запчастями зачастую возникают следующие типичные проблемы:

• большое разнообразие производителей оборудования на фоне отсутствия ре­ального стремления к стандартизации оборудования и его узлов, что приво­дит к значительным расходам на запасные части;

• небогатый выбор запасных частей;

• ошибочное обозначение запасных частей;

• отсутствие единой для всего предприятия кодификации запасных частей;

• неэффективное управление или отсутствие управления запасами из-за несо­вершенства информационных систем или самой информации;

• замедленная процедура переоформления заказа из-за внутренних задер­жек в компании, задержек в поставках, в оплате, а также задержек на таможне;

• отсутствие в некоторых странах твердой валюты для импортируемых запасных частей, что вынуждает заводских менеджеров сокращать запасы;

• плохое хранение из-за неадекватного складского оборудования;

• плохое знание запасов.

Кроме перечисленных проблем при закупке оборудования в контракте часто отсутствуют подробные статьи относительно запасных частей или же такие статьи сформулированы недостаточно ясно. Практика заключе­ния тендерных соглашений для запчастей встречается пока ещё крайне редко.

Практически отсутствует и подготовка специалистов в области отбора, кодирования и маркировки запасных частей и по управлению запасами.

Отбор запасных частей для хранения. Ассортимент запасов отдела технического обслуживания можно разделить на три группы:

• специальные части приборов и оборудования. Они не могут быть заменены подобными частями, сделанными для другого оборудования;

• стандартные части, соответствующие международным стандартам и являются взаимоза­меняемые. Примерами стандартных частей являются подшипники, уплотнительные кольца, плавкие предохранители, кра­ны и арматура, роликовые цепи, клиновидные ремни и т. д.;

• расходные материалы для технического обслуживания и текущий запас изделий, которые обычно можно найти на рынке. К ним относятся: листовой металл, болты, трубы, строительные материалы, герметики, чистящие веще­ства, ветошь, смазочные вещества и др.

При выборе запасных частей для хранения следует руководствоваться тем, из каких частей состоит оборудование, и другими факторами, включая:

• части, подверженные износу;

• срок службы оборудования;

• уровень технической подготовки операторов и обслуживающего персо­нала;

• управление эксплуатацией производственного оборудования и уход за ним;

• общую организацию производства в компании, в частности организацию тех­нического обслуживания.

Уровень запасов зависит от наличия рациональной системы управления запасами, позволяющей строго контролировать их потребление. Если такой системы не существует, то следует изначально увеличить объем поставок за­пасных частей.

Обозначение и кодификация запасных частей. Единообразный и понятный для всех язык является условием централизации управления запасными частями и запасами для различных производственных зон. Следовательно, исключительно важно установить единую систему обозначений и кодификации запасных частей и текущих запасов деталей. Правильная система обозначений необходима для того, чтобы:

• исключить хранение идентичных частей под разными наименованиями в раз­личных местах складирования и, следовательно, избежать ложного отсутствия запаса (деталь считается отсутствующей, но такая же имеется, хотя и под дру­гим наименованием);

• обеспечить в отделе закупок и на участке управления запасами легкость ведения картотеки для обслуживания;

• разработать общий язык для пользователей, покупателей и поставщиков;

• не замыкаться на одном поставщике, а предусмотреть возможность поставки стандартных частей с мирового рынка в соответствии со стандартами (между­народными, национальными, фирменными или внутренними) для запасных частей.

Система кодирования должна отвечать следующим требованиям:

• номер кода соответствует только одному изделию;

• изделие соответствует только одному номеру кода;

• номер кода должен быть окончательным, его изменение — постоянный источник неразберихи, что недопустимо;

• номер кода логичен, т. е. в соответствии с определенной системой отражает основные характеристики кодируемого изделия.

Система, которая в целом приносит удовлетворительные результаты в про­мышленности, основана на кодификации в соответствии с характером запасных частей. Она предполагает широкую классификацию продукции по десяти классам (от 0 до 9). Они делятся затем на семейства, подсемейства, группы и подгруппы. Номер кода из восьми цифр достаточен даже для очень значительных запасов.

Кодификация предполагает разработку соответствующего механизма, учиты­вающего специфику оборудования компании. Это задача службы управления снаб­жением запасными частями и службы хранения запасов.

Управление снабжением запасными частями. Функция управления запасами заключается в обеспечении наличия запасных частей в соответствии с предъявляемым спросом. К основным показателям, не­обходимым для управления запасами, относятся: ежемесячное потребление, еди­ницы, время поставки, частота переоформления заказов, минимальный и макси­мальный уровни запасов. Рациональная система управления запасами означает, что при рассмотрении объема повторных заказов и частоты их переоформления необходимо стремиться к минимальной величине таких показателей, как цена закупаемых запасов, затраты на их приобретение и содержание.

Выбор системы управления запасами определяется характером изделия и средним уровнем его по­требления. В общем случае изделия можно разделить на две основные категории:

• расходные материалы и изделия недлительного пользования. Эти изделия используются часто, срок их службы ограничен, они подвержены износу;

• изделия, которые используются редко, но при этом должны находиться в запа­се на случай неожиданной поломки, аварийной остановки или износа. Про­стой оборудования может оказаться очень продолжительным, если такого из­делия не окажется на складе. Их называют резервными или медленно расхо­дуемыми частями.

Очевидно, что запасные части первой категории будут характеризоваться бы­стрым оборотом, в то время как запасы второй категории будут храниться долго. Критерий классификации изделий — уровень их ежемесячного потребления. Если потребление превышает 25% запасов, то изделие следует причислить к быстро расходуемым; если меньше или равно 25%, то его причисляют к медленно расхо­дуемым.

Чтобы избежать ситуации отсутствия запасов из-за более длительного по сравнению с ожидаемым сроком поставки или же из-за возросшего потребле­ния, создается гарантированный, или минимальный, запас. Содержание этого запаса обходится дорого, так как он имеется всегда. Он отвлекает капитал, приводит к дополнительным издержкам хранения (консервация, оплата пер­сонала и т. д.). Кроме того, эти изделия занимают дорогостоящее место на складе.

Управление быстро расходуемыми запасами основано главным образом на определении объема заказа. При этом принимаются во внимание такие показате­ли, как стоимость единицы запаса, т. е. цена единицы изделия вместе с затратами на транспортировку и погрузо-разгрузочные работы (Ри), процент на вложенный капитал (i) и все расходы на хранение, оплату персонала, выраженные как про­цент к среднему размеру запаса (d).

Экономически обоснованный заказ вычисляется по формуле Уилсона

, (5.13)

где: Ма — среднее потребление в месяц изделий из запаса;

Q — заказываемое количество;

СА стоимость приобретения одного изделия.

Определенный таким образом объём ориентировочно принимают за нужный размер запаса для хранения. Расчётный объём округляют с учётом ко­личества изделий, вмещающихся в стандартную упаковку, а также корректируют на основании предстоящих мероприятий по обслуживанию, в частности большо­го ремонта и капитального ремонта.

Следует подчеркнуть, что объем повторного заказа, рассчитанный по формуле, может служить лишь ориентиром, который помогает лицам, при­нимающим решения, взвесить все параметры, хотя далеко не все из них мож­но учесть в формуле. Вот почему исключительное значение приобретают постоянное отслеживание результатов и обновление данных.

Принято считать, что медленно расходуемые запасы не подвержены су­щественному износу. Следовательно, если происходит непредвиденная по­ломка, то используется как раз гарантированный запас.

Чтобы определить количество медленно расходуемых запасов, необходимо ответить на два вопроса:

• как влияет сломанная деталь на производство?

• каковы возможности по ремонту и восстановлению детали на месте?

Необходимое для хранения в запасе количество можно определить, ответив на поставленные вопросы, а также приняв во внимание цену изделий и тип пополнения заказов. В некоторых случаях приемлемым может оказать­ся нулевой запас (т. е. можно использовать отремонтированную деталь, если это позволяет частота поломок).

Для запасов, расходуемых как быстро, так и медленно, возможны различные типы их пополнения:

• повторение заказа предыдущего объема;

• периодическое пополнение запасов. Повторные заказы размещаются по мере того, как уровень запасов достигает установленной величины. При этом за­казы делаются в разное время. Недостаток этого подхода состоит в том, что пополнение каждого изделия нужно рассматривать отдельно. Группирование изделий могло бы уменьшить количество повторных заказов:

• переоформление заказа в случае низкого уровня потребления;

• пополнение заказа по контракту. Это скорее метод закупок, чем метод управ­ления запасами; с поставщиком заключается контракт, где определено коли­чество, которое должно быть поставлено за определенный период. Контракт детализирует все условия закупок, особенно цену и период доставки заказан­ных изделий.

Систематический анализ запасов позволяет отрегулировать управление снаб­жением запасными частями, в силу чего он должен стать элементом общей поли­тики. Он помогает выявить те части, которые требуют особого внимания и не­посредственно влияют на эффективность управления снабжением запасными частями.

Анализ запасов заключается в классификации всех изделий в порядке умень­шения их стоимости (цены за единицу). Далее составляется график: по оси абсцисс откладывается общее число изделий в соответствии с их классифика­цией, а по оси ординат — общая величина их стоимости (этот метод называет­ся АВС - анализом).

В результате оказывается, что на малое количество изделий приходится большая часть замороженного капитала. Анализ, направленный на снижение запасов этих изделий, окажет существенное влияние на финансовые показатели, что в свою очередь приведет к оптимизации управления запасами.

Системы хранения. Для обеспечения оптимального хранения существенны следующие факторы:

• просторные помещения с хорошо спроектированными местами хранения, обеспечивающими свободный доступ;

• достаточное место для погрузо-разгрузочных работ;

• удобные полки, емкости, стеллажи и другие приспособления для хране­ния;

• порядок и чистота;

• методы консервации запасных частей (защита от пыли, ржавчины и влаж­ности, подходящие условия для хранения скоропортящихся изделий).

С организационной точки зрения централизованное управление снабжением запасными частями и складской службой дает наилучшие результаты. Возможно наличие складов для дополнительных (резервных) запасов па производственных площадках, однако хранимые там изделия рассматриваются как находящиеся в процессе потребления.

Корпоративная политика в области обучения обслуживанию

Цели и предварительные условия обучения техническому обслуживанию

Принципиальные цели обучения обслуживанию следующие:

• максимально быстрая ликвидация нехватки квалифицированного персо­нала;

• его адаптация к работе;

• овладение импортируемой технологией;

• адаптация рабочей силы к технологическим изменениям;

• повышение производительности;

• уменьшение разрыва между потребностями производства и академичес­ким обучением;

• следование в ногу с быстрыми изменениями в индустриальном обществе.

Прежде чем ввести программу обучения в действие, следует осуществить следующие мероприятия:

• организовать отделы технического обслуживания в компании (разработка орга­низационной структуры, составление описания работ);

• провести оценку потребности в обучении;

• сформулировать политику обучения;

• разработать план найма персонала и его обучения с учетом потребностей в квалифицированных работниках;

• назначить руководителя обучения для наблюдения, контроля и оценки результатов;

• внедрить систему управления обучением.

Оценка потребности в обучении

Потребность в обучении оценивается на основе глубокого анализа опыта работ по техническому обслуживанию в компании, В соответствии с имеющимся производственным оборудованием определяются фактические и будущие потреб­ности в обучении с учетом производственных программ (загрузки оборудо­вания), резервов (запаса на случай неожиданных поломок) и остановок обо­рудования для проведения работ по обслуживанию. Политика технического об­служивания данного производственного оборудования в зависимости от его цены, требований к безопасности и готовности позволяет оценить объемы плановых и внеплановых работ. Затем, исходя из программ обслуживания, периодичности плановых работ и на их основе оценок внеплановых можно вычислить время, требуемое для обслуживания. В этом случае можно предсказать загрузку отдела технического обслуживания. После этого можно определить организацию работ, включая организационную структуру, потоки информации, вопросы управления и контроля качества, что позволит выявить потребности в производственных ра­ботниках и вспомогательном персонале, необходимом оборудовании и запчас­тях. Следующим шагом станет составление подробного штатного расписания.

Сравнение существующего штата с необходимым количеством работников вы­явит потребности в обучении для рабочих (непосредственно производственный персонал) и для руководителей среднего звена и инженеров (вспомогательный персонал). Программы обучения должны быть составлены на основании описа­ния работ и анализа профессионального обучения, включая переподготовку и повышение квалификации кадров.

Можно сделать следующие выводы по организации технического обслуживания;

1. План управления техническим обслуживанием должен охватывать следующие вопросы:

• положение отдела технического обслуживания в организационной структуре предприятия;

• развитие человеческих ресурсов в сфере обслуживания;

• введение системы учета, которая детализирует расходы на обслуживание по цент­рам затрат и по видам оборудования;

• создание отдельного бюджета технического обслуживания;

• приобретение и обновление оборудования (выбор технологии, определение техни­ческих условий на надежность и ремонтопригодность при проектировании, усло­вия поставки, участие специалистов по обслуживанию в переговорах, использова­ние подхода, учитывающего издержки в течение всего жизненного цикла, учет косвенных затрат);

• структура обслуживания: централизованная, децентрализованная или смешанная;

• автоматизация системы технического обслуживания и автоматизация си­стема управления обслуживанием;

• целесообразность передачи работ по обслуживанию субподрядчикам;

• определение концепции обслуживания;

• взаимоотношения с отделом контроля качества;

• безопасность персонала и общая безопасность;

• защита окружающей среды.

2. Важная часть плана управления обслуживанием — определение концепции обслужи­вания, что на деле означает выбор вида обслуживания для каждого типа оборудова­ния в зависимости от приоритетов компании в области безопасности, производства, качества, стоимости и защиты окружающей среды.

3. Применительно к каждому элементу системы или производственной системы в целом определяется политика (концепция) технического обслуживания исходя из соотно­шения каждого из его видов: периодического, по состоянию, с целью устранения неисп­равностей и опытного.

Все элементы и подсистемы оборудования группируются в зависимости от пери­одичности обслуживания. На этой основе формируется программа обслуживания, кото­рая устанавливает его уровни. Для каждого уровня определяются задачи, чтобы выяс­нить потребности в ресурсах (материальных и людских).

Следует проводить регулярную оценку внедрения политики технического обслужива­ния и его влияние на состояние оборудования. Это позволит регулировать программу об­служивания и получать обратную информацию.

4. В целях совер­шенствования информации в области технического обслуживания следующие мероприятия рекомендуются проводить на уровне предприятия:

• сосредоточение всей технической документации в одном месте;

• кодификация и классификация документации, создание системы модернизации и рассылки;

• установление стандартных условий поставки технической документации для поставщиков оборудования;

• обучение персонала;

• хранение чертежей для изготовления запчастей, особенно тех, которые фир­ма - изготовитель оборудования уже не производит.

Оценка эффективности технического обслуживания

Анализ и минимизация затрат на техническое обслуживание

Существует два вида затрат: прямые и косвенные. Прямые затраты обуслов­лены практикой текущего обслуживания и могут быть определены количе­ственно. Косвенные затраты называются также издержками вследствие отказов. Они возникают из-за невозможности использовать оборудование и ведут к поте­рям в производстве (что объясняет, почему эти затраты называются ещё и издер­жками вследствие отказов). Одни из них можно определить количественно, дру­гие — нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.