Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Госнадзора за качеством продукции в связи с введением




Изменения фонда нормативных документов и порядка

Закона «О техническом регулировании»

 

Система стандартизации, сформированная в 1992 г и изложенная в государственной системе стандартизации (ГСС), включала нормативные документы следующих уровней:

1 уровень – технические законодательные акты (Закон «С стандартизации», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации», «О защите прав потребителей», Кодекс об административных нарушениях и так далее) – обязательные к применению;

2 уровень – государственные (ГОСТ Р), межгосударственные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; классификаторы технико-экономической и социальной информации –обязательные к применению;

3 уровень – стандарты отраслей (ОСТ), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Стандарты отрасли обязательные к применению предприятиями, объединенными общей номенклатурой выпускаемой продукции, а также предприятиями и организациями, связанными договорными обязательствами, СТО добровольны в применении;

4 уровень – стандарты предприятий (СТП), технические условия (ТУ) –обязательны для предприятий.

Согласно вновь принятому Закону, обязательные требования к качеству и безопасности отдельных видов продукции, а также процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (потребления) перенесены на 1-ый уровень - в технические регламенты. При этом технические регламенты приравниваются к законодательным актам, так как процедура их принятия аналогична процедуре принятия федеральных законов. Однако, как уже было сказано, технические регламенты не содержат требований к производству продукции и конструкции (для технической продукции, зданий сооружений). Поэтому перед производителем всегда будет стоять задача иметь для выпуска продукции такой документ, действия по которому позволят достичь требований, установленных техническим регламентом. Эти вопросы отражаются в стандарте.

То есть по новому закону стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также выполнения работ или оказания услуг.

В целом стандарт рассматривает следующие вопросы:

безопасность продукции;

необходимые потребительские характеристики, включая органолептические, физико-химические и так далее;

технологию производства и условия на стадиях упаковки, маркировки и обращения продукции.

При решении задачи по выпуску продукции, соответствующей требованиям регламента, у изготовителей продукции может быть два варианта действий:

разработать собственный документ (стандарт предприятия), позволяющий обеспечить выпуск такой продукции;

применить национальный стандарт, если он есть.

Разработка стандартов предприятия задача посильная не для всех предприятий. Кроме того предприятию придется самостоятельно доказывать, что разработанный им документ обеспечивает выполнение требований технических регламентов. Поэтому второй путь считается более приемлемым.

Таким образом, соответствие регламентам гарантирует потребителю безопасность продукции, но не гарантирует ее потребительского качества, которое объединяет такие понятия, как вкус, аромат, пикантность вкусо-ароматических характеристик, пищевая ценность, цвет, оригинальность формы и так далее. Достижение высокого потребительского качества будет регулироваться применяемыми стандартами. При этом производители могут пойти разными путями:

одни ориентироваться на производство дешевой продукции, другие на изготовление изделий повышенного потребительского качества, третьи – на сочетании обоих направлений. Состоятельность той или иной технологической и ценовой политики предприятия проверяется рынком. В условиях острой конкуренции продукции цивилизованному производителю следует принимать в расчет современные условия хозяйствования и производить не только безопасную, но и вкусную, привлекательную продукцию.

В целом, исходя из сказанного, назначение стандартов в новых условиях можно сформулировать следующим образом:

это доказательная база для исполнения требований, заложенных в технических регламентах;

использование для установления параметров обработки, которые обеспечивают единую технологическую основу для производства продукции;

использование для идентификации продукции, выявления контрафактных изделий

использование при оценке соответствия продукции при сертификационных испытаниях.

В связи с особенностями нормирования обязательных требований, новым законодательством изменена структура фонда национальных стандартов. Согласно новому законодательству, к документам в области стандартизации относятся:

-национальные стандарты (на продукцию, методы анализа);

-правила, нормы и рекомендации в области стандартизации;

-общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты предприятий и организаций.

Таким образом, из фонда стандартов исключены отраслевые стандарты (ОСТ), такие документы в последующем разрабатываться не будут. Объекты ОСТ будут переведены либо в сферу государственных стандартов, либо стандартов предприятий.

Предполагается, что перестройка системы стандартизации должна быть выполнена таким образом, чтобы избежать коренной ломки существующего порядка. Поэтому переход будет выполняться постепенно, в течение ряда лет. Постановлением Госстандарта(№63 от 27.07.03), который утвержден федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования, установлено следующее положение в системе стандартизации:

стандарты категорий ГОСТ и ГОСТ Р, принятые до 1.07.03 являются обязательными документами до момента разработки и утверждения технических регламентов на те же объекты стандартизации;

при разработке технических регламентов на те же объекты стандартизации стандарты ГОСТ и ГОСТ Р утрачивают силу.

Далее должна быть проведена работа по пересмотру действующих стандартов или разработке новых национальных стандартов, гармонизированных с техническим регламентом, охватывающим ту же продукцию. Кроме того, национальные стандарты должны быть гармонизированы с международными нормами.

В соответствии с новым положением, утвержденным Законом «О техническом регулировании», усилена ответственность за качеством продукции как производителей, так и органов контроля.

В соответствии с новым законодательством, поднадзорной государственным органам является только стадия обращения продукции, а не ее производства. Это соответствует международной практике, за рубежом 95% надзора осуществляется после выхода продукции на рынок. При этом контроль будет производиться по правилам и методикам, установленным соответствующим техническим регламентом. Право контроля имеют Госстандарт, органы исполнительной власти субъектов РФ, ведомственные учреждения. Так для пищевой продукции, включая мясо и мясопродукты, функции контроля будут выполнять:

органы госсанэпиднадзора и ветеринарной службы;

коммерческие органы, аккредитованные на проведение сертификационный испытаний;

территориальные органы Госстандарта (ЦСМ) на стадии оптовой торговли;

госторгинспекция на стадии розничной торговли.

Проверяющий вправе:

- требовать от изготовителя декларацию о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;

- выдавать предписания об устранении нарушений;

- принимать мотивированное решение о запрете реализации продукции, а также частичной или полной приостановке производства;

-приостанавливать или прекращать действие сертификата соответствия.

Законом «О техническом регулировании» устанавливается новая процедура - отзыв продукции с рынка. В соответствии с этой процедурой, изготовитель, которому стало известно о несоответствии продукции, выпущенной в обращение, требованиям технического регламента обязан сообщить об этом в орган государственного контроля в течение 10 дней.

Если информацию о несоответствии продукции получает продавец продукции, он обязан сообщить об этом производителю в течение 10 дней и органам госнадзора.

Если о несоответствии продукции установленным требованиям стало известно лицу, которое не является продавцом или изготовителем, то оно вправе направить эту информацию в орган по контролю и надзору.

В свою очередь, орган госнадзора сообщает изготовителю о полученной информации в течение 5 дней. При подтверждении такой информации изготовитель обязан разработать программу мероприятий по предотвращению выявленного несоответствия, которое может принести вред жизни, здоровью или окружающей среде.

Если предписания органа по надзоруне будут выполнены, топродукция принудительно отзывается с рынка.

Причинение вреда жизни (здоровью) или возникновение угрозы вреда из-за употребления продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, изготовитель продукции обязан возместить причиненный ущерб за счет собственных средств.

Раздел 3 САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.