Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория z У. Оучи




Вариации переменных организационной культуры по Г. Лэйн и Дж. Дистефано

МОДЕЛЬ Г. ЛЭЙН И ДЖ. ДИСТЕФАНО

Г. Лэйн и Дж. Дистефано (голландские исследователи, авторы научных статей по проблемам управления) пост­роили модель организационной культуры на основе пере­менных — вариантов решения проблем, с которыми раз­личные общества сталкиваются на протяжении своей ис­тории (см. табл. 1).

Таблица 1

Переменные Вариации
ориентация во времени • жить настоящим, • жить прошлым, • жить будущим
отношение человека к природе • гармония с природой, • подчинение природе, • господство над природой
отношения между людьми • на основе групповых связей, • на основе иерархических связей, • на основе индивидуальных связей
Переменные Вариации
мнение о природе человека • «человека изменить нельзя», • «человека изменить можно», • «человек изначально плохой, ней­ тральный или хороший»
ориентация на деятельность • в работе важен ее процесс, • от работы нужно получать удовлетво­ рение, • в работе важен ее результат
ориентация в пространстве организация может рассматриваться как: 1 • часть общества, • смесь умеренного индивидуализма с принадлежностью к системе, • отдельное частное лицо
 

Уильям Оучи — японский специалист по проблемам управления, преподававший в американских универси­тетах.

Он разработал теорию Z, которая избирательно адап­тирует некоторые японские методы к американской куль­туре.

Сущность теории: она является попыткой показать вариант соединения преимуществ двух различных куль­тур — американской и японской. Подобное соединение, по мнению У. Оучи, создает третий эффективный вари­ант американской деловой организации*.

У. Оучи базировал свое исследование на сравнитель­ном анализе следующих переменных организационной культуры: I обязательства организации по отношению к своим

членам;

• оценка выполнения работы;

• планирование карьеры;

система контроля;

 

 

четности. Для организаций типа Zпредлагается японский подход, когда контроль осуществляется через неформаль­ные и менее структурированные механизмы, одним из которых является организационная культура.

В процессе принятия решений предпочтение для теории Z отдается японскому варианту, когда решения в организа­ции принимаются на уровне группы, поскольку при аме­риканском подходе последнее остается за менеджером.

В отношении уровня ответственности У. Оучи предла­гает для американских компаний типа Z сохранять ответ­ственность на индивидуальном уровне (в отличие от группового, как в японских компаниях). При этом пред­полагается, что две различные культурные ценности в виде группового решения и индивидуальной ответствен­ности должны ужиться друг с другом. Решаться это должно во многих случаях при помощи механизма учас­тия в управлении, традиционно сохраняющего последнее слово в принятии решений за менеджером.

У. Оучи предлагает рассматривать личность в органи­зации как нечто большее, чем просто работника, т.е. про­являть интерес к человеку — его увлечениям, личной жиз­ни, вере, желаниям. Это связано с тем, что американский подход направлен на то, чтобы видеть в индивиде только работника, а японский проявляет внимание только к тем интересам работника, которые связаны с его трудовой де­ятельностью.

Различия между тремя типами организаций показаны в табл. 2.

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.