Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Движение за реформу школьного образования в начале ХХ века




Контрольные вопросы.

Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине XIX века.

Контрольные вопросы.

1. Какие изменения в содержании начального и среднего образования произошли в европейских странах под воздействием идей эпохи Просвещения в начале XIX века?

2. В каких социально-педагогических проявлениях выразилось отличие между реформами 1814 и 1825 годов в России? В чем, по вашему мнению, заключаются причины данных отличий?

3. какие программные требования в области просвещения выдвигались декабристами? Какие из них они стремились реализовать в практике школьного дела?

4. В чем проявлялась политика «православия, самодержавия и народности» русского царизма? Как она отразилась на развитии системы образования в Беларуси?

5. В чем выразились положительные и отрицательные результаты присоединения белорусских территорий к Российской империи в конце XVIII века?

6. Назовите отличительные особенности системы образования в Виленском (Белорусском) учебном округе в первой половине XIX века. Чем они были обусловлены?

 

Задание 1. Проведите соответствующие аналогии (согласно приведённой ниже последовательности) и сделайте анализ системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века.

 

I. Прогрессивные черты образовательной реформы 1803 – 1804 гг.:

1.

2.

3.

II. Структура системы образования в первой четверти XIX века:

1.

2.

III. Контрреформа в сфере образования (1828):

1.

2.

3.

IV. Изменения в школьной политике в России и Беларуси во второй четверти XIX века:

1.

2.

 

Задание 2. Если бы вы были министром образования, что бы вы посоветовали позаимствовать современной педагогике из сокровищницы первой половины XIX века?

 

1. В каких направлениях и формах проявилась активизация общественно-педагогического движения в России в 60-е годы XIX века?

2. Какие основные черты каждой из ступеней системы образования определились в результате реформ 60-х годов XIX века?

3. В чем заключается значение идеи общечеловеческого воспитания, инициированной Н.И. Пироговым?

4. Почему К.Д. Ушинского считают основателем русской педагогической науки?

5. На каких мировоззренческих и нравственных идеях основывается педагогическая система К.Д. Ушинского?

6. Какой смысл К.Д. Ушинский вкладывал в понятие «народность»?

7. В чем заключается суть теории «свободного воспитания» Л.Н. Толстого, и какие пути её реализации проходили проверку практикой в Яснополянской школе?

8. Какие дидактические взгляды Л.Н. Толстого, по вашему мнению, заслуживают внимания с позиций современной дидактики и методики обучения?

9. В чем заключался реакционный характер школьной реформы 70-х годов, и как последствия данной реформы отразились на состоянии народного образования?

10. Какие общественно-педагогические и методические идеи объединяли прогрессивных педагогов-методистов 60 – 90-х годов XIX века?

11. В чем заключается прогрессивное значение теоретической и практической деятельности Н.Ф. Бунакова в области образования?

12. Какой тип школы был теоретически разработан Н.А. Корфом?

13. На каких основных положениях основывается у И.Н. Ульянова и Н.А. Корфа организация инспекционно-методической деятельности с учителями народных школ?

14. Назовите известных деятелей белорусского культурно-просветительского Возрождения концаXIX века. Охарактеризуйте разработанные ими педагогические теории.

 

Задание 1. Проведите сравнительно-сопоставительный анализ идеи народности воспитания в русской и белорусской педагогике второй половины XIX века.

 

  Понятие народности в общественном воспитании Черты народности в общественном воспитании Работы о народности воспитания
К.Д. Ушинский      
А.Е. Богданович, Ю.Ф. Крачковский      

 

Задание 2. Известный российский хирург Н.И. Пирогов отмечал, что все предпочитают говорить о школе как о «дочери общества», копирующей его достоинства и недостатки, однако основное предназначение школы – быть «матерью общества».

Разделяете ли вы точку зрения Н.И. Пирогова? Почему? Аргументируйте свою позицию.

Задание 3. В середине XIX века К.Д. Ушинский затронул такую важную проблему как «враги воспитания». По этому вопросу он высказывался следующим образом: «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к нарушению законов чести… вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться».

Согласны ли вы с мнением К.Д. Ушинского? Что сегодня вы бы причислили к «врагам воспитания»? Почему?

Задание 4. Проведите сравнительно-сопоставительный анализ взглядов на проблему личности учителя в русской и белорусской педагогике второй половины XIX века.

 

  Роль учителя в обществе Требования к общечеловеческим качествам учителя Требования к профессиональным качествам учителя Подготовка учителя
К.Д. Ушинский        
Н.И. Пирогов        
Л.Н. Толстой        
А.Е. Богданович        
П.М. Шпилевский        
Ю.Ф.Крачковский        

 

Задание 5. Составьте воображаемый диалог К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого «Как необходимо писать учебники для детей?».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.