КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Движение за реформу школьного образования в начале ХХ века
Контрольные вопросы. Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине XIX века. Контрольные вопросы. 1. Какие изменения в содержании начального и среднего образования произошли в европейских странах под воздействием идей эпохи Просвещения в начале XIX века? 2. В каких социально-педагогических проявлениях выразилось отличие между реформами 1814 и 1825 годов в России? В чем, по вашему мнению, заключаются причины данных отличий? 3. какие программные требования в области просвещения выдвигались декабристами? Какие из них они стремились реализовать в практике школьного дела? 4. В чем проявлялась политика «православия, самодержавия и народности» русского царизма? Как она отразилась на развитии системы образования в Беларуси? 5. В чем выразились положительные и отрицательные результаты присоединения белорусских территорий к Российской империи в конце XVIII века? 6. Назовите отличительные особенности системы образования в Виленском (Белорусском) учебном округе в первой половине XIX века. Чем они были обусловлены?
Задание 1. Проведите соответствующие аналогии (согласно приведённой ниже последовательности) и сделайте анализ системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века.
I. Прогрессивные черты образовательной реформы 1803 – 1804 гг.: 1. 2. 3. II. Структура системы образования в первой четверти XIX века: 1. 2. III. Контрреформа в сфере образования (1828): 1. 2. 3. IV. Изменения в школьной политике в России и Беларуси во второй четверти XIX века: 1. 2.
Задание 2. Если бы вы были министром образования, что бы вы посоветовали позаимствовать современной педагогике из сокровищницы первой половины XIX века?
1. В каких направлениях и формах проявилась активизация общественно-педагогического движения в России в 60-е годы XIX века? 2. Какие основные черты каждой из ступеней системы образования определились в результате реформ 60-х годов XIX века? 3. В чем заключается значение идеи общечеловеческого воспитания, инициированной Н.И. Пироговым? 4. Почему К.Д. Ушинского считают основателем русской педагогической науки? 5. На каких мировоззренческих и нравственных идеях основывается педагогическая система К.Д. Ушинского? 6. Какой смысл К.Д. Ушинский вкладывал в понятие «народность»? 7. В чем заключается суть теории «свободного воспитания» Л.Н. Толстого, и какие пути её реализации проходили проверку практикой в Яснополянской школе? 8. Какие дидактические взгляды Л.Н. Толстого, по вашему мнению, заслуживают внимания с позиций современной дидактики и методики обучения? 9. В чем заключался реакционный характер школьной реформы 70-х годов, и как последствия данной реформы отразились на состоянии народного образования? 10. Какие общественно-педагогические и методические идеи объединяли прогрессивных педагогов-методистов 60 – 90-х годов XIX века? 11. В чем заключается прогрессивное значение теоретической и практической деятельности Н.Ф. Бунакова в области образования? 12. Какой тип школы был теоретически разработан Н.А. Корфом? 13. На каких основных положениях основывается у И.Н. Ульянова и Н.А. Корфа организация инспекционно-методической деятельности с учителями народных школ? 14. Назовите известных деятелей белорусского культурно-просветительского Возрождения концаXIX века. Охарактеризуйте разработанные ими педагогические теории.
Задание 1. Проведите сравнительно-сопоставительный анализ идеи народности воспитания в русской и белорусской педагогике второй половины XIX века.
Задание 2. Известный российский хирург Н.И. Пирогов отмечал, что все предпочитают говорить о школе как о «дочери общества», копирующей его достоинства и недостатки, однако основное предназначение школы – быть «матерью общества». Разделяете ли вы точку зрения Н.И. Пирогова? Почему? Аргументируйте свою позицию. Задание 3. В середине XIX века К.Д. Ушинский затронул такую важную проблему как «враги воспитания». По этому вопросу он высказывался следующим образом: «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к нарушению законов чести… вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться». Согласны ли вы с мнением К.Д. Ушинского? Что сегодня вы бы причислили к «врагам воспитания»? Почему? Задание 4. Проведите сравнительно-сопоставительный анализ взглядов на проблему личности учителя в русской и белорусской педагогике второй половины XIX века.
Задание 5. Составьте воображаемый диалог К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого «Как необходимо писать учебники для детей?».
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |