КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9 – 10: Становление и развитие национальной системы образования и воспитания в БеларусиТемы рефератов. Тема 8: Деятельность прогрессивных русских педагогов-методистов 60 – 90-х годов ХIХ в.
1.Общая характеристика теории и практики начального обучения во второй половине ХIХ века. 2. Н.А. Корф и Н.А. Бунаков – известные методисты начального обучения, организаторы земских школ. 3. Педагогическая деятельность И.Н. Ульянова: а) борьба за национальную демократическую школу; б) о задачах народной школы и принципах обучения и воспитания в ней; вклад в методику начального обучения и подготовку учителей народной школы. 4. Д.И. Тихомиров и его методика начального обучения.
Вопросы для самоконтроля. 1. Какие, по вашему мнению, социально-педагогические и методические идеи объединяют вышеперечисленных педагогов? Почему их можно считать последователями К.Д. Ушинского? 2. Как вы считаете, в чем заключается прогрессивное значение теоретической и практической деятельности Н.Ф. Бунакова в области образования? 3. Какой тип школы был теоретически разработан Н.А. Корфом и какие организационно-методические нововведения были им применены? 4. На каких основных положениях базируется у И.Н. Ульянова и Н.А. Корфа организация инспекторско-методической деятельности с преподавателями народных школ? Какие из них применяются и в настоящее время в системе переподготовки педагогов? 5. Что нового после К.Д. Ушинского внес Д.И. Тихомиров в методику обучения родному языку? Какие задачи ставились им перед народной школой? 6. Вопросы дидактики и методики обучения в работах В.П. Вахтерова.
1. Педагогическая деятельность Н.Н. Блинова. 2. Педагогическая и научная деятельность В.И. Водовозова. 3. Педагогическая деятельность В.А. Евтушевского. Литература. 1. Бунаков Н.Ф. Школьное дело / Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. – М., 1990. 2. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения / Избр. пед соч. – М., 1987.
3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Владос, 2004. 4. Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Издательский дом «ФОРУМ», 1998. – 583 с. 5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi: Вучэбны дапаможнiк.– Мазыр: РВФ «Белы вецер», 2000. – 432 с. 6. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М.: Просвещение, 1978.
1. Становление школы и характер просвещения в белорусских княжествах в IX – XIII веках. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой и Кирилла Туровского. 2. Особенности и уровень культуры и просвещения белорусов в Великом княжестве Литовском (XIV – XVI ст.). 3. Деятельность Ф. Скорины и его последователей: С.Будного, В. Тяпинского, Я. Лициния Намысловского и др. – виднейших белорусских представителей гуманистической педагогической мысли периода Реформации (XIV – XVI ст.). 4. Особенности белорусского просвещения в объединенном государстве Речи Посполитой (XVI – XVIII вв.). Братские школы на территории Западной Беларуси и Украины как центры борьбы белорусов за национальную культуру и просвещение. 5. Реформационно-гуманистическое, национально-просвети-тельское направление в общественно-педагогической мысли Беларуси конца XVIII – второй половины XIX века. Государственная политика в области просвещения и система образования в Юго-Западном крае на рубеже XVIII – XIX веков. 6. Белорусское культурно-просветительское возрождение конца XIX – начала XX вв. Педагогические идеи и деятельность А. Богдановича, Я. Колоса, Я. Купалы, Тётки и др. 7. Система образования в Беларуси в 20 – 30-е годы ХХ века. Особенности развития школы и просвещения в Западной Беларуси. 8. Организация школьного дела в БССР в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. 9. Школа и просвещение в Республике Беларусь на современном этапе.
Вопросы для самоконтроля.
1. Проследите за основными этапами становления белорусской национальной системы образования и выделите из них наиболее благоприятные, по вашему мнению, для развития национальной школы. 2. Какой уровень просвещения был характерен для белорусских княжеств периода расцвета Киевской Руси, и какие особенности школьного обучения определились в данный период? Аргументируйте свой ответ. 3. Какие черты отличали образовательно-воспитательную систему в ВКЛ и что способствовало высокому культурно-просве-тительскому уровню его населения? 4. В чем, по вашему мнению, заключается национально-историческое и социально-педагогическое значение опыта белорусских и украинских братских школ? 5. Определите, с вашей точки зрения, положительные и отрицательные стороны процесса присоединения белорусских земель к России в конце XVIII века в свете развития просвещения и педагогической мысли. 6. Как вы считаете, какую историческую роль для Беларуси сыграла Адукационная комиссия, и кто имел непосредственное отношение к ее созданию и деятельности? 7. Какие направления национального культурно-просве-тительского движения сложились в Беларуси на начало и в середине XIX века? В чем, по вашему мнению, особенности каждого из них? 8. На каких принципах осуществлялась реорганизация системы образования в БССР в 20-е годы ХХ века? Какие основные пути в белорусизации образовательно-воспитательной системы наблюдались в данный период, и в чем, по вашему мнению, причина последующей ее денационализации? 9. Что принципиально новое, по вашему мнению, отличает современную образовательно-воспитательную систему РБ от образовательно-воспитательной системы СССР конца 80-х годов?
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |