Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование инновационной деятельности




Государственное регулирование является формой целевого воздействия государства на экономическую систему для обеспечения или поддержания процессов и изменений экономических явлений посредством содействия формированию производственно-коммерческих связей и пропорций, координации экономической деятельности на основе согласования частных и общественных интересов. Оно реализуется посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы. Государственное регулирование может, как расширять, так и оставлять без изменения, а, в некоторых случаях, и затруднять возможности реализации целей отдельных предприятий.

Расширение возможностей предприятия проявляется, прежде всего, при освоении новых рынков; кооперации; улучшении качества продукции; повышении эффективности технологии; поиске партнеров, кредитов и пр. Сужение возможностей предприятий может происходить в форме частичного или полного свертывания того или иного вида деятельности; снижения уровня предпринимательского риска; вынужденного отказа от направлений деятельности, показывающих недостаточный уровень эффективности; в исключительных случаях – банкротства, самоликвидации.

Государство стремится реализовать инновационную политику в дополнение к регулированию, инициирующему конкурентную борьбу между предприятиями. Это объясняется тем, что конкурентная борьба часто оказывается неспособной обеспечивать решение социально-экологических проблем с высокой степенью риска, неопределенности и значительными затратами. Кроме того, малые предприятия при реализации инноваций объективно оказываются в худших условиях по сравнению с крупными предприятиями (высокие издержки, неспособность аккумулировать необходимые финансовые средства и пр.). Поэтому одна из главных задач государства – поддержка малого инновационного бизнеса.

Функции государственных органов. Основные функции государственных органов в инновационной сфере разворачиваются по следующим направлениям:

§ аккумулирование средств на исследования и разработки;

§ координация инновационной деятельности;

§ стимулирование инновационных процессов и конкуренции в данной сфере;

§ страхование инновационных рисков;

§ введение государственных санкций за невыполнение обязательств по освоению запасов и выпуску продукции;

§ создание правовой базы управления инновационными процессами, в т.ч. системы защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности;

§ кадровое обеспечение инновационной деятельности;

§ формирование инновационной инфраструктуры;

§ институциональное обеспечение инновационных процессов;

§ обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

§ повышение общественного статуса инновационной деятельности;

§ региональное регулирование инновационных процессов;

§ регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Методы воздействия государства. Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные).

Административные методы базируются на законодательной основе, ограничивающей определенные виды деятельности или способствующие их развитию. Это - правовое нормирование патентной политики; стандартизация. Все это позволяет субъектам хозяйственной деятельности сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей.

Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические методы, основанные на учете мотивационных факторов производства товарной продукции.

Прямые экономические методы. К прямым экономическим методам относятся: инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного); лизинг; фондовые операции; планирование и программирование; государственное предпринимательство.

Участие предприятий в государственных научно-технических проектах служит источником опыта и знаний. Выполняя государственные заказы, компании получают от государства финансовые средства, доступ к дорогостоящему оборудованию, технологическим и нетехнологическим ресурсам, которыми располагает государство.

В международной практике государственное регулирование инновационных процессов при реализации крупномасштабных проектов осуществляется по следующим направлениям: стимулирование создания венчурных предприятий, в т.ч. отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров; бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений; льготное кредитование и выдача грантов малым предприятиям - инноваторам, а также отдельным исследователям и изобретателям; мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза крупных проектов; предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг; материальное и моральное поощрение работников инновационной сферы; льготное налогообложение инновационной деятельности; антимонопольное законодательство.

Косвенные экономические методы. Косвенные экономические методы государственной инновационной политики реализуются, главным образом, через инструменты экономического регулирования. Эти методы направлены не на создание, а на доступность, цену и структуру инновационных ресурсов, на смягчение последствий инновационных рисков. Наиболее значимыми косвенными методами являются кредитная и налоговая политика. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений. Дифференциация условий налогообложения влияет на технологическую стратегию предприятия, структуру, стоимость и доступность инновационных ресурсов, временные параметры инновационной деятельности. В налоговой политике могут быть предусмотрены субсидии на определенные виды деятельности:

· исключение из суммы, облагаемой налогом, части доходов, связанных с созданием и внедрением новых технических средств и оборудования, технологических и информационных систем;

· налоговые льготы в зависимости от временного горизонта капиталовложения и стимулирование долгосрочных вложений;

· различные условия налогообложения прибыли и дополнительной прибыли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.