Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный анализ развития предприятия




 

Сущность современного этапа развития нефтегазовых предприятий отражает такая экономическая категория, как инновационное развитие. Выявление проблем инновационного развития должно затрагивать как собственно инновационный процесс, так и изменения внутренних факторов и внешних условий развития предприятия.

Для раскрытия содержания инновации как стратегического фактора развития компании необходимо знать механизмы, инициирующие появление инноваций. Для этого надо ответить на основные вопросы: что инициирует появление инноваций, и какие факторы, определяющие стратегию компании, обусловливают инновационные преобразования.

Инновационный анализ – это стратегический анализ деятельности компании в инновационной сфере, осуществляемый с использованием результатов комплексного прогноза долгосрочных приоритетов развития. Он проводится параллельно в хозяйственно и технологически ориентированных инновационных областях деятельности. С его помощью устанавливаются долгосрочные стратегические приоритеты компании, базирующиеся на инновациях. Инновационный анализ выполняется на уровне стратегических, производственно-технологических и инновационных подразделений предприятий с привлечением специалистов и экспертов научно-исследовательских организаций и университетов соответствующего профиля. Общая схема анализа приведена на рис.3.6.

Инновационный анализ позволяет идентифицировать для компании то, что в инновационной теории определяется как инновация - путем обращения к специфическим причинам, которые на протяжении многих десятилетий инициировали изменения в технологиях освоения нефтегазовых ресурсов. Инновация рассматривается как синоним технологического изменения. Анализируя движущие силы технологических изменений в нефтегазовом бизнесе, можно сделать заключения относительно движущих сил инновационных преобразований на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

Инновационный анализ с использованием многолетних данных, показывает, что на формирование потребности в продукции компании существенное влияние оказывают такие события, как эмбарго, кризисы, флуктуации цены на нефть или изменения правил ведения бизнеса (правовые нормы и пр.). В свою очередь, эти события всегда предопределяли изменения и технологическую конкуренцию в бизнесе. Основными составляющими инновационного анализа являются:

Ø Комплексная оценка:

§ роста компании с учетом инновационных процессов и технологий;

§ темпа распространения инноваций и «плотности» потоков инноваций.

Ø Определение контура инновационного развития компании, в том числе:

§ приоритетности задач инновационного развития;

§ перспективности механизмов, способствующих разработке и реализации инноваций в компании.

Ø Выявление взаимосвязей между тремя параметрами:

§ ценой на нефть и событиями;

§ событиями и технологиями;

§ технологиями и ценой на нефть.

Инновационный анализ показывает, что причинами, лежащими в основе технологических изменений (инноваций), являются (рис.3.7):

Ø Совокупный спрос, генерирующий эволюционную технологию.

Ø Технологический «толчок», инициирующий радикальную инновацию.

Ø Межотраслевая передача технологий, обеспечивающая дополнительные технологические возможности.

Это приводит к триаде «вкладчиков» в возможные направления инновационного развития компании: изменения спроса, «толчок» со стороны технологий, межотраслевой трансферт технологии, лежащих в основе процессов, стимулирующих инновации в нефтегазовой компании (рис.3.8).

 

В случае технологического «толчка» технология непосредственно ведет траекторию инновационного развития предприятия, часто становясь практически автономным фактором развития, по крайней мере, в краткосрочном разрезе. Как только инновация реализуется, новая технология выходит «на рынок».

Влияние «тяги» спроса и технологического «толчка» не могут полностью и однозначно объяснять направление инновации, т.к. - это не только рыночное, научное или инжиниринговое решение. Многие компании извлекают пользу через связи с интенсивными в сфере НИОКР отраслями и предприятиями, используя:

§ межотраслевое движение рабочей силы;

§ «вторжение» технологически интенсивных секторов рынка других отраслей промышленности;

§ приобретение, заимствование, использование научного и технологического знания.

В последнем случае, нефтегазовые компании стимулируют интенсивное использование научно-технических и технологических достижений продвинутых отраслей и предприятий. Это происходит через процесс межотраслевого трансферта, путем предоставления предприятиям НГК технологий, дополняющих основные производственные, информационные и прочие технологии.

Классическим примером процесса межотраслевого трансферта технологий является разработка и масштабы использования информационных систем в нефтегазовой промышленности, обеспечивающих, в частности:

§ визуализацию промысловых и геологических объектов;

§ сканирование месторождений;

§ интеллектуальные технологии в бурении и добыче и пр.

 

Инновационный анализ показывает, что за последние десятилетия было коммерчески использовано огромное число инновационных идей и новых технологий, связанных, главным образом, с освоением ТИЗ. Центр тяжести постепенно смещается в направлении поисково-разведочных работ и добычи на шельфе и в морском секторе.

Однако, при попытке корректно предсказать количественные характеристики инновационных преобразований, основываясь на имеющихся данных, на следующие 15-20 лет, встречаются серьезные трудности (рис.3.9).

 

 

 

Инновации подразумевают изменения, а изменения всегда вносят дискомфорт и ограничены многими обстоятельствами. В начале инновационной деятельности по любому технологическому направлению невозможно предсказать заранее реакцию потенциальных пользователей и/или потенциальных конкурентов.

Кроме того, существует фундаментальное "противоречие" между устоявшейся идеологией оперирующей компании и характером радикальной инновации, базирующейся на высоком риске, издержках от инновационной деятельности и непропорциональном выигрыше. Как отмечалось выше, радикальная инновация предполагает высокую степень неопределенности относительно ее результатов. Она может потребовать как проведения фундаментальных и прикладных исследований, так и решительных изменений в производственно-коммерческой деятельности. Вместе с тем, результат фундаментального исследования всегда характеризуются неопределенностью, уровень которой зависит от того, что: научное предположение в результате исследований может быть, как доказано, так и отвергнуто; полученное новое знание не всегда может быть адекватно и своевременно реализуемо на практике.

Поэтому, когда надо сделать выбор между неопределенным будущим с высоким риском, связанным со значительными инновационными усилиями, и понятным, измеримым будущим, определяемым традиционными технологическими и коммерческими возможностями, выбор почти всегда - на последнем варианте. Нефтегазовые компании предпочитают поиск и реализацию прогнозируемых (планируемых) технологических изменений, а не неожиданных, или кардинальных. Предполагается, что при высоком уровне неопределенности, принимаемый риск должен адекватно вознаграждаться, а нефтегазовые, сервисные компании и организации НИОКР должны обладать гибкостью для адаптации к новым (и непредсказуемым) ситуациям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.