КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проект ТАСИС. Угроза традиционного банковского кризиса — кризиса «плохих долгов».Качество кредитов после продолжительного периода улучшения
Угроза традиционного банковского кризиса — кризиса «плохих долгов». Качество кредитов после продолжительного периода улучшения, начавшегося в середине 1999 года и продолжавшегося более полутора лет, стабилизировалось на беспрецедентно высоком уровне. Хотя в течение года объемы сомнительной задолженности и увеличились почти на 20 млрд руб., доля сомнительной задолженности в кредитном портфеле банков находилась на уровне 5-7%, что почти в 2 раза ниже, чем в докризисный период. Впрочем, мировой опыт показывает, что высокий рост кредитов обычно и сопровождается снижением доли «плохой» задолженности во многом благодаря эффекту опережающего роста базы. Настоящее испытание качества управления кредитными рисками будет ждать банки в случае приостановки «кредитного бума». Особую опасность представляет большая зависимость банков от своих крупнейших заемщиков. На конец года доля крупных кредитных рисков (кредитов, каждый из которых составляет более чем 5% капитала) в банковских активах достигла 33%, в то время как на начало года она составляла около 30%, а до кризиса 1998 года не превосходила четверти. Поэтому ухудшение финансового положения крупных предприятий может привести к проблемам и для ориентированных на них банков. Но в силу достаточно низкой взаимозависимости банков (доля внутреннего МБК в активах не превышает 3%) банкротство одного-двух даже крупных банков, скорее всего, не приведет к новому системному кризису. Ограниченность ресурсов. Банковская система становится все более зависимой от средств населения. За 2001 год банковские вклады физических лиц в реальном выражении увеличились на 36%, в то время как средства предприятий — только на 6%. На другие источники пополнения пассивов банкам рассчитывать особенно не приходится. Средства нерезидентов в пассивах банков занимают не более 7%, а наиболее значимая их часть — кредиты банков-нерезидентов — на конец 2001 года не превышала 3,2 млрд долл. (примерно столько же было и в начале года). Видимо, события трехлетней давности все еще крепко сидят в памяти зарубежных банкиров. Собственные ресурсы предприятий растут значительно медленнее кредитов: отношение суммы текущих счетов и депозитов предприятий к выданным им кредитам в течение года снизилось с 84 до 69%, а в случае неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры рост остатков на счетах еще более замедлится. Проблемы недостатков нормативной базы и практики ее применения1 Участие государства в банковской системе. На сегодняшний день фактически не происходит заявленного ранее выхода государства из капитала банков (для примера можно подробнее остановиться на играх вокруг Внешторгбанка). К данному вопросу следует подходить жестко, государственное участие целесообразно сохранить лишь в банках, имеющих стратегическое значение (на федеральном или уровне субъекта Федерации). Кроме того, как показывает практика, не имея контрольного пакета, государство не может реально влиять на деятельность банка, а значит, и настаивать на том, чтобы банк проводил в жизнь государственную политику. Поскольку смысл участия государства в капитале банков заключается именно в проведении своей политики, а не в получении прибыли, мы считаем целесообразным для государства наличие именно контрольного пакета. Давно назрела необходимость преобразования организаций, не являющихся банками, но выполняющих отдельные банковские операции (таких, например, как Российская финансовая корпорация и т.п.), в кредитные организации либо прекращения проведения ими банковских операций. В любом случае, создаваемая государством специализированная организация, проводящая банков- 1 В качестве приложения для отсылок — Стратегия реформирования банковской системы, принятая Правительством и ЦБР, и программа РСПП.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |