Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1. Цель: формирование «установки на положительное» во взаимодействии с детьми всех категорий, включая совершивших проступок или правонарушение; видеть в людях




Упражнение «Адвокат»

Цель: формирование «установки на положительное» во взаимодействии с детьми всех категорий, включая совершивших проступок или правонарушение; видеть в людях, прежде всего, положительные стороны.

Инструктаж. Во всех цивилизованных странах существует специально соз­данный институт адвокатуры. Адвокаты призваны обеспечить бо­лее объективное рассмотрение дела, показывая судебным органам, что человек, который обвиняется в совершении того или иного преступления, все же имеет целых ряд положительных сторон.

На первом этапе вы кратко в течение 1 минуты напишите об одном из своих проступков. Затем вы по очереди рассказываете друг другу о том, что они написали. В ходе этого рассказа со сто­роны партнера возможны уточняющие вопросы, но только по са­мому проступку: где, когда, при каких обстоятельствах это про­изошло и т.д. Время на это «чистосердечное признание» — 2 ми­нуты.

На следующем этапе каждый участник составляет свою речь адвоката, защищающего человека, совершившего проступок, то есть своего партнера, который только что рассказал вам о каком-то из своих проступков. В эту речь должен войти список досто­инств вашего партнера, а также нужно иметь в виду, что задача адвоката — найти смягчающие вину обстоятельства. Это нужно для того, чтобы суд не совершил серьезной ошибки и учел все обстоятельства, в том числе и характеристику подсудимого. Адвокат должен найти и подчеркнуть достоинства самого человека и об­стоятельства, которые объясняют его проступок. Помните об этом при составлении своей речи Вы не должны общаться друг с другом, то есть нельзя задавать вопросы, спрашивать о чем-то, просить подтверждения своих мыслей и т.п. Эта работа должна проводиться в тишине. Основные аргументы целесообразно записать, чтобы потом не забыть. Время на эту работу — 2 минуты.

Затем вы зачитываете свои записи друг другу, комментируя их, дополняя словами то, что вам удалось написать. В это время парт­нер имеет право задавать вам вопросы, уточнять и любым другим способом высказывать свое отношение к услышанному. На это отводится примерно 3 минуты.

Рекомендации ведущему. Предложение написать о своем про­ступке вызывает у участников различные вопросы: «Что писать?» «А если нет ни одного проступка?» Постарайтесь спокойно и об­стоятельно ответить на все эти вопросы, еще раз объясняя, что это нужно для того, чтобы попробовать увидеть основные достоинства своего партнера, даже несмотря на то, что он вам расскажет о ка­ком-то из своих проступков.

Если участники ссылаются на то, что задание не совсем ясное, то в этом случае при формулировке следующего задания вам сле­дует более подробно остановиться на его понимании, спросив од­ного-двух, как именно они поняли то, что предстоит сделать. Всей группе нужно сказать, что если что-то стало неясно во время вы­полнения задания, то любой участник может поднять руку и при­гласить вас помочь разобраться, что же все-таки нужно делать. Вы тихо объясняете именно этому ученику то, о чем он вас попросил, при этом все остальные участники могут спокойно работать.

Во время этого «озвучивания» своих речей участники часто за­дают вопрос: «А можно добавить к тому, что написано?» Конечно, можно и даже нужно, если есть что сказать об этом человеке. Только еще раз подчеркните, что говорить нужно именно о нем, своем партнере, не придумывая ничего и не приукрашивая его. За­дача трудная, но вполне выполнимая — найти в человеке, который сейчас сидит рядом с тобой, несколько положительных сторон его личности, а при обсуждении его проступка найти обстоятельства, которые пусть немного, но смягчили бы его вину.

В заключение каждый участник может дополнить аргументы «адвоката» своими аргументами, то есть дописать то, что не сказал адвокат. Это можно объяснить тем, что у каждого есть право на «последнее слово». Итак, обратитесь к ребятам со словами: «Что вы хотите сказать в свое оправдание, кроме того, что сказал ваш адвокат?» Очень часто участники пишут в качестве дополнитель­ных аргументов чисто по-детски: «Я больше так не буду». Обрати­те внимание именно на это обстоятельство. Многим из них кажет­ся, что если они скажут эти слова (как заклинание), то они спасут их в любом случае. Расскажите им, что действительно какое-то время, до 14 лет (пока не наступило время уголовной ответствен­ности) слова «я больше так не буду» помогают, но потом они не смогут помочь, придется отвечать по закону. Хорошо, что больше не будешь, но за то, что сделал, все равно нужно отвечать.

Будьте готовы к тому, что на этом этапе участники могут к вам обратиться с вопросом: «А если я не хочу себя оправдывать», «Мой адвокат уже все сказал». Спокойно объясните этим участни­кам, что это их право отказаться от последнего слова, но напом­ните им, что у них есть уникальная возможность помочь себе. «Пусть это пока игра, но если потребуется защищать себя в реаль­ной жизни, к этому нужно быть готовым. Если не хочется, не ра­ботайте, но вы упускаете действительно уникальный шанс помочь себе». После этих слов обычно группа начинает задумываться и работа продолжается.

Комментарий. Основная задача этого этюда — помочь участникам увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнера, т.е. видеть не только отрицательные стороны человека, который совершил правонарушение или преступление, но и его положительные качества.

Участники часто спрашивают: «А почему нельзя прямо спро­сить у соседа про его основные достоинства? Ведь так не бывает, настоящий адвокат очень подробно расспрашивает своего подза­щитного». Это специально используемый прием и им нужно объ­яснить, что задача тренинга в другом — не спросить (это было бы слишком просто), а самому попытаться разобраться в человеке, сидящем рядом, или напротив, понять его, мотивы его поступка, увидеть и подчеркнуть его основные достоинства, именно те, которые за время совместной работы они успели друг у друга подме­тить.

Во время выполнения этого этюда вам совсем необязательно вмешиваться в ход обсуждения. Пусть работают самостоятельно, не смущаясь присутствия взрослого. Если возникнет необходи­мость, например, когда некоторые пары участников начинают слишком громко задавать друг другу вопросы или смеяться, просто напомните им, что они не одни. Может случиться и так, что одна-две пары не работают, тогда нужно подойти и попытаться узнать, в чем дело. Может быть не совсем правильно поняли правила, или у партнера нет ни одного проступка? В этом случае вам следует взять инициативу на себя, например, помочь найти хотя бы не­значительный проступок, а потом достоинства сначала одного уча­стника пары (помогая его партнеру), а затем достоинства второго (помогая первому). В дальнейшем они должны работать самостоя­тельно.

Одна из типичных ошибок — адвокат начинает «работать» в роли прокурора. Это нужно вовремя остановить.

Примеры из практики. Приведем несколько примеров «чистосердечных признаний» участников: «Забыла вычистить ковер, хотя меня об этом просила мама, и пошла гулять», «По просьбе родителей пошла в магазин, но прогуляла с подругами, а маме сказала, что хлеба в магазине нет», «Мой брат приставал ко мне, хотел со мной поиг­рать, а у меня было плохое настроение, и я треснул его по голове, он заплакал», «Я случайно разбил окно в школе, и не сказал об этом никому», «Курю до сих пор, несмотря на запрет отца», «Не погуляла вчера с собакой, хотя родители очень просили», «Часто ругаюсь с бабулей», «Начала курить», «Угнал велосипед и накатал­ся на нем, а потом вернул».

В качестве примеров приведем несколько фраз из готовых ре­чей адвокатов — участников тренинга: «Мой подзащитный очень добрый и душевный человек, он в любую минуту придет на по­мощь. Он никогда не обижается, он хорошо учится. А сделал это от скуки, так как дома никого не было»; «Ты куришь, потому что живешь в таком окружении, сами родители курят, все вокруг тебя курят»; «Я его защищаю, так как его поступок был спровоцирован друзьями. Вообще он тихий и спокойный, и больше так не будет делать».

 

Упражнение «Анализ ситуации»

 

Цель: формирование профессиональной позиции учителя-гуманиста, высшей ценностью которого является личность ребенка.

Ситуация 1. В классе тихо. Все работают. Вдруг один ученик: «Не буду! Ничего не получается!» - отбрасывает от себя тетрадь.

Ситуация 2. В классе появился бритоголовый мальчик вызы­вающего вида. Все закричали: "Смотрите, смотри­те!" - обращаясь, в первую очередь, к педагогу.

Ситуация 3. На уроке в классе все ученики внимательно слушают ваш рассказ, а один задумался, и видно, что он вас не слушает.

 

Упражнение «Жизненные ситуации»

Цель: формирование целостного восприятия жизненных ситуаций.

Инструктаж. В вашей жизни были различные ситуации, которые вы расцениваете как положительные и как отрицательные, сейчас вам предлагается нарисовать график ваших жизненных ситуаций. Начните с рождения и до семи лет. Постарайтесь вспомнить, какие ситуации возникали, как вы их оцениваете. Каждую ситуацию поместите в поле или положительное или отрицательное, а рядом с точкой ситуации напишите, что вам принесла эта ситуация, какое качество вашей личности в связи с этим появилось.

Попытайтесь ответить, какими ситуациями должна быть наполнена жизнь ребенка, чтобы воспитать полноценную личность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.