Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 2




 

Упражнение «Круг интересов»

Цель: выявление круга интересов будущих учителей, определение самого широкого круга интересов в группе, ознакомление с самой высокой шкалой интересов студенчества.

Инструктаж. Вероятно, вы встречали людей, с которыми очень интересно. Они готовы поддержать разговор, обсудить как политические, так и культурные события. А с другими через несколько ми­нут понимаешь, что говорить не о чем. Почему так бывает? Ско­рее всего, первые отличаются широким кругом своих интересов, а вторые... Не будем здесь уточнять, причины могут быть разные.

А вы, к какой группе людей вы можете отнести себя? Каков круг ваших интересов? Чем вы увлекаетесь, что читаете, чем зани­маетесь в свободное время? Может быть это музыка? Спорт? Тех­нические изобретения? Литература?

Давайте более подробно проанализируем круг ваших интере­сов. Для этого сначала заполните аналитическую таблицу.

 

Аналитическая таблица «Круг интересов»

№   Сфера   Конкретные примеры   Примечание  
1.              
2.              
и т.д.              

Время на составление таблицы 3-4 минуты. После этого вы объединитесь в малые группы по 3-4 человека и обсудите ваши индивидуальные аналитические таблицы. В результате вашего об­суждения вы должны определить «самого интересующегося», т.е. человека с наиболее широким кругом интересов».

Рекомендации ведущему. Форма работы уже довольно хорошо знакома участникам, но, тем не менее, нужно еще раз спросить, все ли понятно, и в случае необходимости оказать индивидуальную помощь нуждающимся. При объединении участников в малые группы посоветуйте им поработать с теми членами группы, с ко­торыми до сих пор не удалось пообщаться или это общение было лишь мимолетным.

Оценка осуществляется по протоколу, т.е. за первое место в малой группе 10 баллов, за второе — 8, за третье — 6 и за четвер­тое место участник получает лишь 4 балла.

Комментарий. Работа с этим материалом вы­зывает различную реакцию участников. Многим из них трудно вспомнить свои действительно серьезные интересы. Как правило, на память приходят незначительные детали, второстепенные эпи­зоды и факты. И человек начинает замыкаться в себе, что крайне нежелательно. Поэтому перед этюдом и во время его проведения следует обращать постоянное внимание на то, как работает груп­па, чтобы в случае необходимости оказать психологическую под­держку тому участнику, который не смог справиться с нахлынув­шим раздражением или испугался сложной задачи.

Сбой в работе может произойти и во время определения лиде­ра микрогруппы — «самого интересующегося». Некоторые участ­ники могут все отведенное для обсуждения время потратить на «выяснение отношений», причем в довольно резкой форме. И здесь требуется своевременное вмешательство ведущего, который должен разрядить обстановку и направить работу в конструктив­ное русло.

Упражнение «Постоянство»

Цель: определение круга увлечений и постоянство своих интересов.

Инструктаж. Вы прекрасно понимаете, что дерево, которое часто переса­живают, не может пустить глубоко корни. Так и человек, если он то и дело меняет свои интересы, увлечения, профессию, вряд ли сможет достичь вершин совершенства, т.е. глубины. Это не озна­чает, что нельзя менять своей жизненной программы, но, делая это слишком часто, мы многое теряем.

Перечислите свои последние увлечения, сколько примерно та­ких перемен было в вашей жизни за прошедший год? А теперь вспомните занятие, которым вы занимаетесь с увлечением на про­тяжении всей своей сознательной жизни. Разумеется, сюда не вхо­дят любимые лакомства, обязательные гигиенические процедуры, посещение школы. Что вы можете назвать своим постоянным ув­лечением?

А теперь расскажите нам о достижениях в этой области. Чего вы смогли достичь за эти годы? Только очень конкретно и с фак­тами в руках. Голословные утверждения не принимаются. Резуль­таты обсуждаются в общем кругу.

Рекомендации ведущему. Оценка участников осуществляется самой группой путем распределения суммы баллов, выданной из расчета 5-6 баллов на одного человека.

Примеры из практики.

«Сколько себя помню, все время играл в хоккей (а летом в футбол). Результаты — играл за сборную района, имею юноше­ский разряд, и главное — хочу поступать в физкультурный инсти­тут и стать тренером по хоккею».

«Основное занятие — музыка, хотя в самом начале это было желание мамы. Она привела меня в музыкальную школу. Первые годы, честно говоря, мне не нравилось, а теперь это мое основное увлечение. Хотя связывать свою профессию с музыкой пока еще не решила».

«Мое увлечение — компьютер. Правда, это только последние пять лет, но что было также интересно раньше, я не помню. Сей­час это мой друг и брат, которому я могу доверить все свои тайны, ведь их никто не узнает, так как моя программа с паролем».

 

Упражнение «Я голосую за тебя»

 

Цель: формирование умений видеть в человеке «незримое», предвидеть его позитивные поступки и действия, «открыть» в нем достоинства и представить их другим людям в целях формирования уважительного отношения.

Инструктаж. Лидер — это прежде всего человек, которому доверяют другие люди, за которым готовы идти, которого готовы слушать и верить ему. Но прежде чем стать лидером, человек должен заручиться поддержкой, за него должны проголосовать другие. Чем будут ру­ководствоваться при этом потенциальные избиратели, они решают самостоятельно, естественно, прислушиваясь к кандидату.

Сейчас вы самостоятельно решите, кого из членов группы вы бы поддержали во время выборов, за кого бы вы проголосовали.

Но это должен быть обоснованный выбор. Для этого вам нужно выбрать конкретного человека и сформулировать доводы, которы­ми вы руководствовались при этом. Все это следует оформить в письменном виде, чтобы потом можно было объявить вслух. Свой выбор вы должны держать в тайне до тех пор, пока не будет сиг­нала. Время на эту работу 3 минуты.

После этого вы подойдете к человеку, за которого решили проголосовать, и объясните свой выбор.

Рекомендации ведущему. Настройте участников на активное отношение к той информации, которую они будут получать друг от друга. Во время этого общения часто вносятся серьезные по­правки в записи участников. Это и есть одна из целей данной ра­боты — попытка понять прежде всего самого себя, насколько хо­рошо я понимаю людей (тем более тех, с кем давно общаюсь). Все это нужно объяснить подробно, и если возникают вопросы, еще и еще раз ответить на них с тем, чтобы им была хорошо понятна цель работы.

Во время выполнения этого этюда вам совсем необязательно вмешиваться в ход обсуждения. Пусть работают самостоятельно, вам следует лишь слегка успокоить тех, кто начинает очень громко «выяснять отношения», напомнив им, что не стоит так бурно об­суждать полученную информацию.

Может случиться и так, что несколько человек не работают, тогда нужно подойти и попытаться узнать, в чем дело. Может быть не совсем правильно поняли правила или очень «трудный партнер», которого они выбрали для описания? В этом случае вы должны взять часть инициативы на себя, например, перечисляя достоинства одного из участников. В дальнейшем ребята должны работать самостоятельно.

Итоги работы могут подводиться несколькими способами: а) провести взаимную оценку партнерами друг друга по 10-балльной шкале; б) определить лидера, который работал более эффективно, выдав ему дополнительно 5 премиальных баллов.

Комментарий. Цель тренинга — помочь уча­щимся увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнера, научить ребят открыто высказывать свое мнение о людях, закре­пить диалоговый стиль общения, формировать уважительное от­ношение к человеку.

Участники часто задают вопрос: «А почему нельзя с самого начала разговаривать с партнером и спрашивать у него о различных деталях? Ведь так не бывает!» Это специальный прием и учащимся нужно объяснить, что задача тренинга в другом — не спросить (это было бы слишком просто), а самому попытаться ра­зобраться в другом человеке, понять его, увидеть и подчеркнуть его основные достоинства, именно те, которые за время занятий успели друг у друга подметить.

Упражнение «Что достойно Книги рекордов»

Цель: формирование умений распознавать самое ценное в человеке, видеть эти достоинства у людей, определять собственную шкалу ценностей.

Инструктаж. Вы уже знаете о Книге рекордов Гиннеса. В нее заносятся всевозможные рекорды. Как вы думаете, стоит ли заносить в эту книгу такие рекорды, как «плюнул дальше всех», «съел быстрее и больше всех», «отрастил самые длинные волосы (или ногти)» и т.п.? Обоснуйте свою точку зрения.

Какие рекорды вы записывали бы в эту книгу, если бы были ее составителями?

А кто из участников может претендовать на то, что его можно написать в книгу рекордов группы и за какие-то достижения? Предлагаю вам обсудить эти вопросы в малых группах по 3-4 человека. Сначала составьте краткую книгу рекордов, записав то, что, с вашей точки зрения, может быть достойно этого. Чтобы облегчить вам задание, договоримся о том, что все группы будут ра­ботать в основном над психологическими показателями человека. Это будет первая содержательная часть книги.

Затем составьте персональную часть, т.е. подумайте над тем, за что каждый их вас может быть записан в этой книге рекордов.

Время на эту работу 5 минут. После этого мы обсудим полу­ченные материалы, составим сводную книгу рекордов как в со­держательной части, так и в персональной. В содержательной части должен получиться перечень тех характеристик и показателей, которые, с точки зрения группы, достойны книги, а в персональ­ной — перечень всех членов группы с указанием качества этого человека, которое является уникальным, т.е. достойно книги ре­кордов.

Рекомендации ведущему. Оценка результатов работы осуществ­ляется лидером каждой микрогруппы, который получает от вас 30 баллов премиальных. У него же есть 10 штрафных баллов, которые он вправе выдать нерадивым участникам за какие-то недоразуме­ния.

Комментарий. Работа над этим этюдом — прекрасная возможность для участников тренинга еще раз под­черкнуть свои достоинства и увидеть то, что ценят в себе осталь­ные члены микрогрупп. Кроме того, работая над содержательной частью, участники уточняют свои нравственные позиции, отвеча­ют на вопрос, чем же в действительности может гордиться чело­век.

Примеры из практики. «Человек может гордиться своей трудоспособностью»; «Умением убеждать окружающих»; «Чистой совестью»; «Своими знаниями»; «Профессиональными успехами»; «Своей коллекцией»; «Своими увлечениями»; «Своей одержимостью».

Пример персональной книги рекордов одной из групп: Маша — самая музыкальная, Марина — самая спортивная, Виталий — са­мый туристский, Саша — самый добрый, Женя — самый вынос­ливый, Андрей — самый терпеливый, Дима — самый большой лю­битель металлической музыки, Сергей — самый шутливый, Аня — самая миролюбивая, Лена — самая эмоциональная, Наташа — са­мая реалистичная, Вера — самая спокойная, Ната — самая милая, Марго — самая стремительная, Леночка — самая сомневающаяся, Света — самая принципиальная, Миша — самый веселый, Стас — самый искренний, Майкл — самый трудолюбивый, Женечка — самая очаровательная, Светлана — самая тихая, Таня — самая ум­ная, Алеша — самый счастливый, Алена — самая общительная.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.