Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 4




Упражнение «Права человека»

Цель: формирование свободоспособности, самодостаточности и независимости как основы развития свободного, самостоятельного и творческого человека.

Инструктаж: Цивилизованное общество отличается от всех остальным тем, что в нем четко определены права и обязанности человека. И, кроме того, государство гарантирует соблюдение зафиксированных прав. Это позволяет человеку чувствовать себя уверенно, не боять­ся непредвиденных ситуаций.

Но какими правами должен обладать цивилизованный чело­век? Составьте полный перечень прав, которые необходимы ему для полноценной радостной жизни. Все права можно разделить на несколько групп в соответствии с основными сферами жизни.

Лучше работать над составлением прав в небольших группах по 3-4 человека. Но если кто-то из вас захочет поработать индиви­дуально, то это тоже допускается. Время на работу 3 минуты.

На следующем этапе мы обязательно соберемся в общий круг и составим своей вариант «Всеобщей декларации прав человека». Оценка вашей работы будет по известному вам принципу: «чем больше ваших конкретных предложений войдет в общий перечень, утвержденный группой, тем больше баллов вы получаете. За каж­дое предложение — 2 балла.

Рекомендации ведущему. Для фиксации предложений участни­ков можно использовать доску, лист бумаги или поручить ведение протокола обсуждения одному из участников, который за работу в роли «секретаря» получает премиальные 3 балла.

Комментарий. После составления группой декларации прав человека сравните ее с той, которую дал в своей работе «Уверенность в себе» психолог С. Келли, назвав ее тоже «Права человека». Основные права, записанные в этой декларации: 1. Право быть одному. 2. Право быть независимым. 3. Право на успех. 4. Право быть выслушанным и принятым всерьез. 5. Право получать то, за что платишь. 6. Право иметь права, на­пример, право действовать в манере уверенного в себе человека. 7. Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным. 8. Право просить то, что хочешь. 9. Право де­лать ошибки и быть ответственным за них. 10. Право не быть на­пористым.

Упражнение «Национальная культура»

Цель: формирование основ этно-национальной культуры как условия развития общечеловеческой культуры.

Инструктаж: Вы, конечно, знаете, кто вы по национальности. Попробуйте описать свои чисто национальные черты характера. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям? На каком языке вы произнесли первые слова? А, на каком говорите сейчас? Какие песни своего народа вы знаете? Какие национальные блюда вы кушали хотя бы один раз? А какую национальную одежду носили (или, по крайней мере, видели)?

Подумайте также над вопросом, чем же вы отличаетесь как представитель своей национальности от всех других?

Желательно, чтобы вы выполнили эту работу письменно. По­сле ее окончания (время 3 минуты) желающие смогут поделиться результатами своего самоанализа. Для этого вы можете объеди­ниться в пары, выбрав человека, которому вы больше всего дове­ряете, или собраться в небольшую группу.

Рекомендации ведущему. Для подведения итогов используется самооценка участников в пределах 10 баллов.

Комментарий. Этот тренинг требует особой тактичности и осторожности при его проведении, поэтому участ­ников следует попросить подготовиться к этой работе дома. Пусть они спросят у родителей, других родственников о своих нацио­нальных обычаях, одежде и т.п. Если случится какая-то непредви­денная ситуация, вы должны оказать необходимую психологиче­скую поддержку участникам, которые в этом нуждаются.

Упражнение «Помогая природе»

 

Цель: формирование основ экологической культуры как условия экологии души и разума человека.

Инструктаж: Подумайте над своим отношением к окружающей нас приро­де. Что вы любите? Лес? Море? Почему? Какие чувства вы испы­тываете, когда бываете в ваших любимых местах? Наверное, жела­ние, чтобы было так всегда или еще лучше в следующий раз. А теперь ответьте сами себе, как вы относитесь к природе, к тем же любимым местах? Всегда ли ваш визит заканчивается бесследно, например, для вашего «любимого друга» леса? Не оставляете ли вы после себя кучу мусора, использованных консервных банок, поли­этиленовых пакетов или еще хуже — сломанные кусты и ветки деревьев и т.п.?

А что вы сделали в своей жизни, чтобы чуть-чуть помочь при­роде? Посадили ли вы хоть одно дерево? Помогли выпавшему из гнезда птенцу, когда были в лесу? Сделали хоть одну кормушку для птиц на время зимовки? Ваши размышления запишите. Время на эту работу 5 минут. Потом вы сможете поделиться с группой своими размышлениями.

Рекомендации ведущему. Для этого этюда целесообразно по­добрать соответствующую музыку, которая напоминала бы о при­роде. Участникам нужно прочитать эти вопросы, естественно, прокомментировать их, а потом дать им время спокойно подумать, записывая свои мысли. В завершение можно предоставить слово желающим высказаться по этому поводу.

Оценка за эту работу ставится самим участником в пределах 8 баллов.

Комментарий. Для более глубокой и эффек­тивной работы во время этого этюда нужно включить специаль­ную экологическую музыку, которая передает звуки живой приро­ды, крик птиц, шум моря, гром, шум дождя и ветра. Целесообраз­но на всем протяжении этого раздела использовать именно эту музыку. Она помогает создать настрой на будущее, изменить свое отношение к живой природе.

Примеры из практики.

«Очень люблю лес, часто бываю в походах и с классом, и с ро­дителями. Все всегда за собой убираем. А помощь какая? Еще ус­пею».

«Мне нравится рыбалка. Думаю, что природе вреда от этого нет. Наоборот, я помогаю другим рыбам жить более сытно».

«Люблю полевые цветы, но понимаю, что их рвать не следует. А жалко».

Упражнение «Око за око, зуб за зуб»

Прежде чем начать месть,

вы должны выкопать две могилы.

Китайская мудрость.

Цель: формирование способности к толерантности, с одной стороны, и умений аргументировано и деликатно отстаивать свои позиции, с другой.

Инструктаж: Вы, конечно, знаете, что в древние времена судьи руково­дствовались правилом «Око за око, зуб за зуб». Это считалось ес­тественным и справедливым. Если по твоей вине погибла, напри­мер, корова соседа, то у тебя забирали корову (или убивали ее). Если ты выбил в драке глаз человеку, то суд приговаривал тебя к тому, чтобы и у тебя выбили глаз. Поэтому и принцип звучит именно так: «Око за око, зуб за зуб».

Наверное, для того времени это было довольно мудрое реше­ние, чтобы другим неповадно было выбивать глаза и зубы. А как сегодня нам решать эти же проблемы? Ведь люди продолжают вес­ти себя агрессивно, мальчики дерутся на переменах и после уро­ков, юноши и мужчины в любое другое время. Как обуздать эти порывы агрессии? Надо ли использовать принцип «око за око»?

Давайте разделимся на две большие подгруппы и распределим роли. Одна половина группы будет выступать за использование этого принципа «око за око», а вторая будет убеждать нас в том, что его использовать нельзя. Задача каждой стороны — найти как можно больше аргументов в свою пользу. Это могут быть примеры из истории человечества, из сегодняшней практики и т.п. Главное — убедительность ваших аргументов, их весомость. Постарайтесь подойти к обсуждению этого вопроса серьезно, так как ваши оппоненты (противники в ходе спора) будут до последнего отстаивать свою позицию. Время на выдвижение аргументов и составление не­большой речи вашего представителя 5 минут.

После этого мы заслушаем каждую сторону и решим, кто же из вас был более убедительным.

Рекомендации ведущему. Для того чтобы разделить группу на две подгруппы, можно использовать несколько различных спосо­бов. Первый способ — по желанию самих участников, которые должны разделиться на две части. Это не всегда получается быстро и организованно, так как к этому времени в группе установились теплые отношения и участникам не хочется разделяться. Второй способ — сначала объединить участников в пары (это они делали уже много раз), потом объединить в одну подгруппу первые номе­ра в парах, а их партнеры составят вторую подгруппу. Возможен третий способ — по промежуточным итогам, когда первая полови­на ранга становится одной подгруппой, а вторая — другой. Вы может использовать и любые другие удобные для вас способы.

Во время работы подгрупп следует напомнить участникам, что они должны выдержать рамки, заданные ролью. Это не всегда по­лучается, потому что многим из них не по душе тот принцип, ко­торый приходится отстаивать. Объясните участникам, что чем точнее они будут следовать заданию, тем интереснее будет дискус­сия.

Вести дискуссию можно поручать по очереди представителям обеих подгрупп. Это оживляет процесс обсуждения, так как участ­ники эмоционально включаются, защищая своих представителей. Вам нужно быть готовым к вмешательству в случае излишнего эмоционального накала, разгара страстей, которые могут мешать продуктивному обсуждению.

Итогом будет сумма баллов, полученных за каждый аргумент, который подгруппа смогла отстоять перед своими оппонентами. За каждый аргумент подгруппа получает по 5 баллов, а затем полученная сумма делится внутри каждой подгруппы самостоятельно.

Комментарий. Использование принципа противостояния и аргументации своей точки зрения в условиях жесткой позиции помогает участникам осознать свою жизненную позицию. Активная дискуссия с четко заданной ролевой установкой как бы высвечивает плюсы и минусы каждой из сторон. Во время общего обсуждения отрабатываются навыки корректного общения с партнером, который придерживается противоположной позиции, участники получают возможность проявить себя, опробовать различные способы эффективного взаимодействия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.