КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 3
Упражнение «Мой идеал» Цель: в ходе этого упражнения отрабатываются самоанализ и рефлексия своих жизненных идеалов и целей, анализ путей их достижения. Инструктаж. У каждого из вас, безусловно, есть один или несколько любимых литературных героев, киноактеров, образ которых часто помогает принимать важное решение или справиться с трудной ситуацией. Но почему вам помогает именно он или она, именно тот или иной герой? Может быть, что-то объединяет вас с ним? Например, внешнее сходство или манера разговора? Подумайте над вашим сходством. В чем вы превосходите свой идеал? Есть ли такие характеристики, по которым вы опережаете его? Только не отказывайтесь сразу от такой возможности сравнить себя с ним. Не стоит раньше времени говорить себе, что вы недостойны. Уверен, что в каждом из вас есть нечто, что может (или уже служит) служить идеалом для кого-то другого. Кстати, подумайте и над этим, для кого вы сами являетесь идеалом и почему? Скорее всего это ваши достоинства, может быть увлеченность, общительность, страсть к театру или эстраде. Через 3 минуты вы поделитесь своими размышлениями друг с другом. Вернемся снова к вашему идеалу. В чем вы уступаете ему и почему? Подумайте над этими вопросами. Может быть, вы просто недооцениваете себя, свои возможности и способности? Уверен, что вы сможете найти то, чем вам стоит гордиться. Успехов вам! Рекомендации ведущему. Это индивидуальный этюд, в ходе которого участники под соответствующую музыку в спокойной обстановке имеют возможность поразмышлять над собой, своими увлечениями, пристрастиями, над своим хобби. Материалы этого размышления следует зафиксировать, чтобы потом вернуться к ним. Итоги работы оценивает каждый участник самостоятельно в пределах 10 баллов. В основе, как и прежде, лежат искренность и откровенность, готовность понять самого себя. Комментарий. Данная работа помогает участникам настроиться на критический подход к своим способностям и, вместе с тем, позволяет в определенной степени поднять их самооценку. Сравнение с идеалом, звездой, с одной стороны, всегда опасно и трудно, потому, что практически никто не выдержит такой серьезной «конкуренции», но, с другой стороны, это укрепляет уверенность в себе, своих силах, так как человек убеждается, что все-таки есть, что сравнивать, а это не так уж плохо. Кроме того, индивидуальные этюды нужны для закрепления привычки систематически заниматься самоанализом, причем применительно к любой сфере жизнедеятельности. Примеры из практики. Участники одного из марафонов приводили образы таких героев как капитан Блад, Базаров, княжна Марья, просто Мария, Русалочка, Анна Павловна Одинцова, Мария Стюарт, Татьяна Ларина, Бэлла, мушкетеры, гардемарины, капитан Немо.
Упражнение «Сократический диалог» Цель: формирование умений самоанализа, целеполагания и проектирования путей достижения жизненных целей и задач. Инструктаж. Ведущий в обсуждении своими наводящими вопросами должен подвести группу к мысли о том, что карьера и будущее состоит из частей, взятых из прошлого и настоящего, то, что сделано сейчас, потом приносит свои результаты, будущее формируется на основании сегодня открытых ресурсов. Поле наших ресурсов в нас самих и в нашем окружении. Основные вопросы следует продумать заранее, например: - Что вы взяли с собой из прошлого, что помогает в решении сейчас? - Бывало ли так, что вы получали какие-то знания, навыки, которые тогда не могли никак применить и, может быть, считали их лишними, а сейчас вам приходится вновь возвращаться к этому же вопросу? - Определите, как ваше знание об успехах ваших товарищей помогает вам в реализации собственной цели? - Определите, как помогала вам ваша семья в достижении ваших успехов? - Определите, как достижению цели помогает любимый мужчина, любимая женщина? - Вспомните о каком-либо событии, которое сегодня (или вчера) с вами произошло. Это может быть и радостное событие, и неприятное, и амбивалентное. К примеру, это может быть неожиданное известие об отправке на сельхозработы, переход вашей подруги (друга) на другую работу, сбой в сети электропитания, поломка вашего компьютера, рождение котят у вашей кошки, приезд родственников из другого города и т. д. - Определите, как это событие может помочь вам в достижении вашей цели. - Всякий раз определяйте, какую энергию для достижения цели вам дает любое событие вашей жизни. - Используйте эту энергию, напоминая себе, как это событие помогает вам. По времени это обсуждение лучше не затягивать (не более 20 минут), даже если группа и не пришла к общему мнению, все равно они еще вернутся к решению этих вопросов, а выработанные идеи группы лучше записать на доске. Комментарий: внутри данного диалога можно использовать взаимодополняющие упражнения, например, упражнение «Ромашка». Упражнение «Ромашка» Цель: формирование целостного восприятия своих положительных и отрицательных сторон. Инструктаж: Возьмите лист, нарисуйте круг, в центре которого напишите «Я». Теперь по кругу, как листочки ромашки, напишите те качества, которые по жизни вам помогают. Эти качества могут быть как положительными, так и отрицательными, главное, чтобы они хоть в какой-то ситуации могли бы вам помочь.
Упражнение «Вежливость»
Цель: формирование коммуникативных умений как основы педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя. Инструктаж. У многих из нас есть мелкие слабости, от которых мы хотели бы избавиться. Мы не знаем, как это сделать, у нас нет времени, не хватает силы воли, чтобы делать так, как говорят умные люди. Эти слабости не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но, тем не менее, часто мешают в жизни, особенно в общении с людьми. Например, у каждого в активном словарном запасе найдутся слова, которые он больше никогда не хотел бы произносить, а тем более вслух. Давайте попробуем найти эффективный способ, как помочь самому себе стать чуть-чуть более культурным хотя бы «на словах», то есть очистить свой словарный запас. Сейчас вы будете вспоминать те слова, которые засоряют ваш язык, а на листок бумаги нужно записывать их «синонимы», т.е. обычные слова, которыми пользуется большинство людей, в том числе писатели и дикторы телевидения, радиокомментаторы и педагоги. Например, вы вспомнили свое любимое слово «кайф». Его записывать не обязательно; нужно сразу написать синоним — слово, которое используется с этим же смыслом в литературном языке. Что можно записать в этом случае? «Удовольствие, удовлетворение, радость?» Что еще? Таким образом, нужно перебрать все свои слова — сорняки. Наверняка, вы сможете подобрать к ним нормальные литературные выражения, которыми пользуются культурные люди. Конечно, в один день очень трудно отказаться от привычного для вас языка, но, по крайней мере, вы будете знать, что этот же смысл высказывания можно передать на другом языке, так сказать, сделать «перевод», который более понятен и приятен в общении. Рекомендации ведущему. Лучшей формой проведения этого этюда является общий круг. В этом случае участники хорошо видят недостатки своей речи. Во время работы вам нужно следить, чтобы не произошло «лингвистического взрыва», когда участники начнут проговаривать все свои слова — сорняки. Чтобы этого не случилось, нужно с самого начала настроить группу на индивидуальную работу, причем в тишине. Тех, кто все-таки не выдержит, нужно тактично остановить. Впрочем, вы вполне можете разобрать некоторые вульгаризмы вслух со всем классом, например, такие как «тащиться», «балдеть», «прикол», «прикид» и т.п. Оценку осуществляете вы, используя свое право выдавать премии до 10 баллов. Не забывайте о штрафах, их можно использовать по отношению к тем участникам, которые даже после предупреждения продолжают нарушать правила группы. Комментарий. Это упражнение может спровоцировать желание «покуражиться», используя именно сленг. Но результатом будет то, что участники увидят убогость той манеры общения, которая, к сожалению, часто используется в их среде.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |