Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 3




Упражнение «Мой идеал»

Цель: в ходе этого упражнения отрабатываются самоанализ и рефлексия своих жизненных идеалов и целей, анализ путей их достижения. Инструктаж. У каждого из вас, безусловно, есть один или несколько лю­бимых литературных героев, киноактеров, образ которых часто помогает принимать важное решение или справиться с трудной ситуацией. Но почему вам помогает именно он или она, именно тот или иной герой? Может быть, что-то объединяет вас с ним? Например, внешнее сходство или манера разговора? Подумайте над вашим сходством.

В чем вы превосходите свой идеал? Есть ли такие характери­стики, по которым вы опережаете его? Только не отказывайтесь сразу от такой возможности сравнить себя с ним. Не стоит раньше времени говорить себе, что вы недостойны. Уверен, что в каждом из вас есть нечто, что может (или уже служит) служить идеалом для кого-то другого. Кстати, подумайте и над этим, для кого вы сами являетесь идеалом и почему? Скорее всего это ваши досто­инства, может быть увлеченность, общительность, страсть к театру или эстраде. Через 3 минуты вы поделитесь своими размышле­ниями друг с другом.

Вернемся снова к вашему идеалу. В чем вы уступаете ему и почему? Подумайте над этими вопросами. Может быть, вы просто недооцениваете себя, свои возможности и способности? Уверен, что вы сможете найти то, чем вам стоит гордиться. Успехов вам!

Рекомендации ведущему. Это индивидуальный этюд, в ходе ко­торого участники под соответствующую музыку в спокойной об­становке имеют возможность поразмышлять над собой, своими увлечениями, пристрастиями, над своим хобби. Материалы этого размышления следует зафиксировать, чтобы потом вернуться к ним.

Итоги работы оценивает каждый участник самостоятельно в пределах 10 баллов. В основе, как и прежде, лежат искренность и откровенность, готовность понять самого себя.

Комментарий. Данная работа помогает участ­никам настроиться на критический подход к своим способностям и, вместе с тем, позволяет в определенной степени поднять их са­мооценку. Сравнение с идеалом, звездой, с одной стороны, всегда опасно и трудно, потому, что практически никто не выдержит та­кой серьезной «конкуренции», но, с другой стороны, это укрепля­ет уверенность в себе, своих силах, так как человек убеждается, что все-таки есть, что сравнивать, а это не так уж плохо.

Кроме того, индивидуальные этюды нужны для закрепления привычки систематически заниматься самоанализом, причем при­менительно к любой сфере жизнедеятельности.

Примеры из практики.

Участники одного из марафонов приводили образы таких ге­роев как капитан Блад, Базаров, княжна Марья, просто Мария, Русалочка, Анна Павловна Одинцова, Мария Стюарт, Татьяна Ла­рина, Бэлла, мушкетеры, гардемарины, капитан Немо.

 

Упражнение «Сократический диалог»

Цель: формирование умений самоанализа, целеполагания и проектирования путей достижения жизненных целей и задач.

Инструктаж. Ведущий в обсуждении своими наводящими вопросами должен подвести группу к мысли о том, что карьера и будущее состоит из частей, взятых из прошлого и настоящего, то, что сделано сейчас, потом приносит свои результаты, будущее формируется на основании сегодня открытых ресурсов. Поле наших ресурсов в нас самих и в нашем окружении.

Основные вопросы следует продумать заранее, например:

- Что вы взяли с собой из прошлого, что помогает в решении сейчас?

- Бывало ли так, что вы получали какие-то знания, навыки, которые тогда не могли никак применить и, может быть, считали их лишними, а сейчас вам приходится вновь возвращаться к этому же вопросу?

- Определите, как ваше знание об успехах ваших товарищей помогает вам в реализации собственной цели?

- Определите, как помогала вам ваша семья в достижении ваших успехов?

- Определите, как достижению цели помогает любимый мужчина, любимая женщина?

- Вспомните о каком-либо событии, которое сегодня (или вчера) с вами произошло. Это может быть и радостное событие, и неприятное, и амбивалентное. К примеру, это может быть неожиданное известие об отправке на сельхозработы, переход вашей подруги (друга) на другую работу, сбой в сети электропитания, поломка вашего компьютера, рождение котят у вашей кошки, приезд родственников из другого города и т. д.

- Определите, как это событие может помочь вам в достижении вашей цели.

- Всякий раз определяйте, какую энергию для достижения цели вам дает любое событие вашей жизни.

- Используйте эту энергию, напоминая себе, как это событие помогает вам.

По времени это обсуждение лучше не затягивать (не более 20 минут), даже если группа и не пришла к общему мнению, все равно они еще вернутся к решению этих вопросов, а выработанные идеи группы лучше записать на доске.

Комментарий: внутри данного диалога можно использовать взаимодополняющие упражнения, например, упражнение «Ромашка».

Упражнение «Ромашка»

Цель: формирование целостного восприятия своих положительных и отрицательных сторон.

Инструктаж: Возьмите лист, нарисуйте круг, в центре которого напишите «Я». Теперь по кругу, как листочки ромашки, напишите те качества, которые по жизни вам помогают. Эти качества могут быть как положительными, так и отрицательными, главное, чтобы они хоть в какой-то ситуации могли бы вам помочь.

 

Упражнение «Вежливость»

 

Цель: формирование коммуникативных умений как основы педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя.

Инструктаж. У многих из нас есть мелкие слабости, от которых мы хотели бы избавиться. Мы не знаем, как это сделать, у нас нет времени, не хватает силы воли, чтобы делать так, как говорят умные люди. Эти слабости не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но, тем не менее, часто мешают в жизни, особенно в общении с людьми.

Например, у каждого в активном словарном запасе найдутся слова, которые он больше никогда не хотел бы произносить, а тем более вслух.

Давайте попробуем найти эффективный способ, как помочь самому себе стать чуть-чуть более культурным хотя бы «на словах», то есть очистить свой словарный запас. Сейчас вы будете вспоми­нать те слова, которые засоряют ваш язык, а на листок бумаги нужно записывать их «синонимы», т.е. обычные слова, которыми пользуется большинство людей, в том числе писатели и дикторы телевидения, радиокомментаторы и педагоги.

Например, вы вспомнили свое любимое слово «кайф». Его за­писывать не обязательно; нужно сразу написать синоним — слово, которое используется с этим же смыслом в литературном языке. Что можно записать в этом случае? «Удовольствие, удовлетворе­ние, радость?» Что еще? Таким образом, нужно перебрать все свои слова — сорняки. Наверняка, вы сможете подобрать к ним нор­мальные литературные выражения, которыми пользуются культур­ные люди.

Конечно, в один день очень трудно отказаться от привычного для вас языка, но, по крайней мере, вы будете знать, что этот же смысл высказывания можно передать на другом языке, так ска­зать, сделать «перевод», который более понятен и приятен в об­щении.

Рекомендации ведущему. Лучшей формой проведения этого этюда является общий круг. В этом случае участники хорошо ви­дят недостатки своей речи. Во время работы вам нужно следить, чтобы не произошло «лингвистического взрыва», когда участники начнут проговаривать все свои слова — сорняки. Чтобы этого не случилось, нужно с самого начала настроить группу на индивиду­альную работу, причем в тишине.

Тех, кто все-таки не выдержит, нужно тактично остановить. Впрочем, вы вполне можете разобрать некоторые вульгаризмы вслух со всем классом, например, такие как «тащиться», «балдеть», «прикол», «прикид» и т.п.

Оценку осуществляете вы, используя свое право выдавать премии до 10 баллов. Не забывайте о штрафах, их можно исполь­зовать по отношению к тем участникам, которые даже после пре­дупреждения продолжают нарушать правила группы.

Комментарий. Это упражнение может спро­воцировать желание «покуражиться», используя именно сленг. Но результатом будет то, что участники увидят убогость той манеры общения, которая, к сожалению, часто используется в их среде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.