КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Терминология курса
Предмет, объекты и цель Запросов потребителей Качество как степень удовлетворения Категория «качество» отражает не только потенциал, которым обла- дает организация, но достигнутые результаты и саму деятельность по их достижению. Качество в XXI веке становится стратегией развития любой организации. Достижение такого баланса служит определенной гарантией устойчивого развития и постоянного совершенствования деятельности ор- ганизации в условиях меняющегося конкурентного мира. Таким образом, качество в современном менеджменте представляет собой системную, многоуровневую категорию, отражающую способность организации удовлетворять потребности сторон, заинтересованных в ее деятельности, достигая при этом устойчивое развитие в постоянно ме- няющихся конкурентных условиях. Качество – соответствие фактических свойств продукта свойствам, которыми он должен обладать, предусмотренными в технической документации на изготовление (требованиям потребителя). курса «Управление качеством» Предметом изучения курса является управление качеством деятель- ности организации, которая рассматривается как система взаимосвязан- ных процессов, нацеленных: - на удовлетворение и предвосхищение запросов потребителей; - на повышение эффективности работы на основе лидерства руководителей; - на активное применение методов постоянного улучшения качества работы организации в целом. Объектами изучения курса «Управление качеством» являются: - деятельность организации в целом и составляющие ее процессы; - продукция как результат деятельности; - персонал (рис. 1.1). Остановимся более подробно на рассмотрении содержания названных объектов изучения курса.
Рис. 1.1. Основные составляющие качества деятельности организации Процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных и вза- имодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы. Процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных и вза- имодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы. В качестве примеров процессов, осуществляемых в организации, можно привести управленческие процессы: жизненного цикла продукции (проектирование, разработка, закупки ресурсов; производство и обслужи- вание); управления ресурсами; измерения; анализа; улучшения. Входами одних процессов обычно являются выходы других. Напри- мер, для процесса закупок материально-технических ресурсов входом бу-дет процесс «оценка и выбор поставщиков». При этом процессы в органи- зации должны планироваться и осуществляться в управляемых условиях с целью добавления ценности в каждом последующем процессе. Для ор- ганизации названные положения проиллюстрированы на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Деятельность организации как процесс преобразования входов в выходы Продукция как результат процесса в данном курсе является объектом изучения, которая − конечный результат деятельности организации, инте- ресующий субъектов ее внешней среды (потребителей). Цель изучения курса «Управление качеством» в системе подготовки менеджеров заключается в приобретении теоретических знаний, а также практических умений и навыков в области управления качеством иссле- дуемых объектов (процессов, персонала, продукции, деятельности органи- зации в целом).
Характеристика качества представляет собой отличительное свойство объекта (продукции, персонала, процесса, деятельности организации в це- лом), которая присуща объекту и вытекает из требования к нему. Вы- деляют простые и сложные характеристики объекта. Простая характеристика − такое свойство, которое не может быть подразделено на совокупность двух или более других, менее сложных свойств. Например, длина, ширина и высота для объекта правильной формы представляют собой простые характеристики. Сложная характеристика − такое свойство, которое может быть подразделено на два или более других, менее сложных свойств. Напри- мер, характеристика объема включает два свойства: площадь и высоту. Применительно к персоналу сложной характеристикой является уровень профессионализма, в состав которого может входить опыт работы, обра- зование, повышение квалификации и др. Требование − это потребность или ожидание, которое установлено и обычно предполагается или является обязательным. С целью обозна- чения конкретного вида требования применяются определяющие слова, например, требования к продукции, к системе менеджмента качества, тре- бования потребителя. Требования выражаются в определенных понятиях в зависимости от рассматриваемого объекта. Например, требования к ка- честву продукции промышленных предприятий могут включать такие ас- пекты, как: эксплуатационные характеристики, функциональная пригод- ность, надежность, эстетичность. Требования к качественным характери- стикам персонала зафиксированы в контрактах, в должностных инструк- циях, требования к осуществляемым процессам и продукции − в соответ- ствующей нормативно-технической документации. - процесс − совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы; - процедура − установленный способ осуществления деятельности или процесса; - продукция − результат процесса. К терминам, непосредственно отражающим содержание современных подходов к управлению качеством, относятся следующие: - менеджмент качества − скоординированная деятельность по ру- ководству и управлению организацией применительно к качеству; - система менеджмента качества − система менеджмента для руководства и управления организацией в области качества; - политика в области качества − общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформули- рованные высшим руководством; - постоянное улучшение − повторяющаяся деятельность по увели- чению способности выполнять требования; - управление качеством − часть менеджмента качества, направлен- ная на выполнение требований к качеству; - обеспечение качества − часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнимы; - планирование качества − часть менеджмента качества, направ- ленная на установление целей в области качества, определяющая необ- ходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соот- ветствующие ресурсы для достижения целей в области качества; - улучшение качества − часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству. Содержание понятия «менеджмент» характеризуется многоаспектно- стью: - способ управления, руководства, направления или контроля; - искусство управления и руководства; - люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал; - эффективное использование и координация таких ресурсов, как ка- питал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с мак- симальной эффективностью. Менеджмент и управление в специальной литературе рассматривают- ся практически с одних и тех же позиций. В соответствии с этим термины «менеджмент» и «управление», а следовательно, «менеджмент качества» и «управление качеством» необходимо использовать как тождественные. Контрольные вопросы и задания по лекции 1 «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВО» 1. Назовите и охарактеризуйте известные вам сущности категории «качество». 2 Приведите известные Вам положения, отражающие философские взгляды на категорию «качество», дай те им толкование. 3 Назовите и охарактеризуйте известные вам трактовки категории «качество». 4 Приведите современное определение термина «качество», раскройте его смысл. 5 Что является предметом изучения курса «Управление качеством», обоснуйте Ваше утверждение. 6 Приведите объекты курса «Управление качеством», обоснуйте Ваши утверждения. 7 Что является целью изучения курса «Управление качеством», обоснуйте Ваше утверждение. 8 Дайте определения терминам: «процесс», «процедура», «продукция», поясните – как эти категории взаимосвязаны в менеджменте качества? 9 Что такое «политика в области качества», её значение в системе менеджмента качества организации. 10. Почему в современных условиях большинство ученых и специали- стов связывают понятие «качество» с удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребителей? 11. На основе анализа приведенных определений сущности категории «качество», а также личного опыта попытайтесь сформулировать собст- венное понимание содержания качества. 12. Назовите основные термины, которые используются при управле- нии качеством, приведите их определения.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |