КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генеративная лингвистика
ВРЕМЯ (от индоевропейск. *vertmen - вертеть, вращать). В ХХ в.под влиянием общей теории относительности В. понимается какчетвертое измерение, главное отличие которого от первых трех(пространства), заключается в том, что В. необратимо(анизотропно). Вот как формулирует это исследователь философииВ. ХХ в. Ганс Рейхенбах: 1. Прошлое не возвращается. 2. Прошлое нельзя изменить, а будущее можно. 3. Нельзя иметь достоверного протокола о будущем. Отчего время необратимо? Вслед за великим физиком,погибшим в 1906 г., основателем статистической термодинамики,Людвигом Больцманом, Рейхенбах определяет необратимость В.через второе начало термодинамики: в замкнутых системахэнтропия может только увеличиваться. Энтропия - меранеопределенности системы, она эквивалентна нарастаниюбеспорядка, хаоса и всеобщей смерти. Если в кофе налить сливки,то их уже не отделить от кофе - вот бытовая аналогия второгоначала. Но эта необратимость не имеет логического, необходимогохарактера, это лишь очень вероятная необратимость. Существуетничтожная вероятность того, что сливки и кофе вновь разделятся.Эта вероятность, как писал еще Больцман, равна вероятноститого, что жители одного большого города в один и тот же деньпокончат жизнь самоубийством. Строго говоря, наша Вселенная не является закрытойсистемой, поэтому Рейхенбах считал, что временная необратимостьсвязана с большинством термодинамических процессов воВселенной, а современный физик И. Пригожин вообще оспорилтрадиционную точку зрения на термодинамическую необратимость В.Но мы будем придерживаться, вернее, отталкиваться оттрадиционного естественнонаучного взгляда на В. Потому что длясамой культуры такое понимание В. совершенно нехарактерно.Феномен неомифологического сознания (см.) в начале ХХв. актуализировал мифологическую циклическую модель В., вкоторой ни один постулат Рейхенбаха не работает. Этоциклическое В. аграрного культа нам всем знакомо. После зимынаступает весна, природа оживает, и цикл повторяется. Влитературе и философии ХХ в. становится популярным архаическиймиф о вечном возвращении. Он пронизывает произведения Ф. Ницше,О. Шпенглера (учение о повторяющихся циклах), А. Дж. Тойнби, Л.Н. Гумилева. Его исследует художественная литература ("Впоисках утраченного времени" М. Пруста, "Волшебная гора" Т. Манна, "Школа для дураков" С. Соколова, "Сто летодиночества" Г. Маркеса). Однако было и другое, нециклическое понимание В. в ХХ в.,оно было также линейным, но "стрела времени" (выражение физикаАртура Эддингтона) в нем повернута в противоположную сторону.Это семиотическая, или эсхатологическая, концепция В.Рассмотрим два предложения: Завтра будет дождь. Завтра будет вторник. Первое высказывание принадлежит энтропийному В. Второевысказывание принадлежит семиотическому В. Вторник (еслисегодня понедельник) наступит завтра с необходимостью.Семиотическое В. направлено в противоположную сторону. Такоепонимание В. возникло в период ранней христианской философии уоснователя философии истории, в современном смысле этоговыражения, Св. Августина Аврелия (IV в. н. э.). В трактате "ОГосударстве Божьем" и в "Исповеди" Августин рассматриваетисторию как драму. Завязка драмы (начало истории человечества)- это грехопадение. Бог тогда наказал людей, заставив их жить вэнтропийном В., то есть лишил их бессмертия. Но пришел Иисус,чтобы искупить все человеческие грехи, в том числе грехрождения людей друг от друга не по велению Божьему (недаром самОн был рожден непорочным зачатием), и вновь повернул В. вдругую сторону, в сторону искупления, это и былоэсхатологическое В., которое мы называем также семиотическим,потому что, рассматривая историю как драму, Августин невольнорассматривал ее как художественное произведение, как знаковуюсистему (см. семиотика). После смерти и ВоскресенияХриста В. пошло по двум противоположным направлениямодновременно: для праведников, подражающих Христу, - в сторонуторжества Града Божьего, рая; для грешников, сподвижниковдьявола - в сторону разрушимого града земного, который послеразвязки исторической драмы (Второго Пришествия и СтрашногоСуда), должен был превратиться в ад, торжество энтропии. В ХХ в. эсхатологическая концепция В. нашла новыхсторонников. Первым был библиотекарь Николай Федоров. Оннаписал огромную книгу "Философия общего дела", основной идеейкоторой была идея воскресения мертвых. Воскресив всех мертвых,мы сделаем тот невероятный, но возможный поступок, о которомписал Больцман, - разъединим кофе и сливки. Более серьезным представителем "неоэсхатологии" былфранцузский священник и антрополог Пьер Тейяр де Шарден, авторкниги "Феномен человека". В. Тейяра направлено в ту же сторону,что и В. Августина, - к полному культурному бессмертию. ПоТейяру, это должно будет произойти, когда все люди сольются водин самосозидающий интеллект в так называемой точке Омега. До сих пор мы рассматривали такие концепции В., которыепонимали его так или иначе, но как одномерное. В ХХ в. были иконцепции многомерного В. Они зародились в русле абсолютногоидеализма, британской философии начала ХХ в. Авторомнаиболее научной концепции многомерного В. был Джон МакТаггарт.Но непосредственно на культуру ХХ в. повлияла серийнаяконцепция В. Джона Уильма Данна; его книга "Эксперимент современем", вышедшая впервые в 1920 г., выдержала десяткиизданий. Данн проанализировал всем известный феномен пророческих сновидений, когда на одном конце планеты человеку снитсясобытие, которое через год происходит вполне наяву на другомконце планеты. Объясняя это загадочное явление, Данн пришел квыводу, что В. имеет как минимум два измерения для одногочеловека. В одном измерении человек живет, а в другом оннаблюдает. И это второе измерение являетсяпространственноподобным, по нему можно передвигаться в прошлоеи в будущее. Проявляется это измерение в измененныхсостояниях сознания, когда интеллект не давит на человека,то есть прежде всего во сне. Концепция Данна чрезвычайно заинтересовала одного из самыхинтересных писателей ХХ в. Хорхе Луиса Борхеса, который большевсего на свете любил парадоксы. Каждая его новелла о В.построена на многомерной концепции Данна. В рассказе "Другой"старик Борхес встречает себя самого молодым. Как это произошло?Молодой Борхес во сне пропутешествовал по своему второмуизмерению в свое будущее и встретился там со своим будущим Я.Но, проснувшись, он, как это часто бывает со всеми, забыл свойсон, поэтому, когда объективно это событие произошло с нимвторой раз, уже наяву, когда он состарился, оно для него былополной неожиданностью. Лит.: Уитроу Дж Естественная философия времени. - М., 1964. Рейхенбах Г. Направление времени - М., 1962 Тейяр де Шардем П. Феномен человека. - М, 1987. Dunne J. W. Аn Experiment with Time. - L., 1920. Руднев В. Серийное мышление// Даугава. - Рига, 1992. - No 3. Руднев В. Текст и реальность: Направление времени вкультуре // Wiener slawistisher Almanach, 1986. - В. 17. Руднев В. Об обратном течении времени // Московскийнаблюдатель. - М., 1993. - No 5/6.* Г *
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |