Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генеративная лингвистика




ВРЕМЯ

(от индоевропейск. *vertmen - вертеть, вращать). В ХХ в.под влиянием общей теории относительности В. понимается какчетвертое измерение, главное отличие которого от первых трех(пространства), заключается в том, что В. необратимо(анизотропно). Вот как формулирует это исследователь философииВ. ХХ в. Ганс Рейхенбах: 1. Прошлое не возвращается. 2. Прошлое нельзя изменить, а будущее можно. 3. Нельзя иметь достоверного протокола о будущем. Отчего время необратимо? Вслед за великим физиком,погибшим в 1906 г., основателем статистической термодинамики,Людвигом Больцманом, Рейхенбах определяет необратимость В.через второе начало термодинамики: в замкнутых системахэнтропия может только увеличиваться. Энтропия - меранеопределенности системы, она эквивалентна нарастаниюбеспорядка, хаоса и всеобщей смерти. Если в кофе налить сливки,то их уже не отделить от кофе - вот бытовая аналогия второгоначала. Но эта необратимость не имеет логического, необходимогохарактера, это лишь очень вероятная необратимость. Существуетничтожная вероятность того, что сливки и кофе вновь разделятся.Эта вероятность, как писал еще Больцман, равна вероятноститого, что жители одного большого города в один и тот же деньпокончат жизнь самоубийством. Строго говоря, наша Вселенная не является закрытойсистемой, поэтому Рейхенбах считал, что временная необратимостьсвязана с большинством термодинамических процессов воВселенной, а современный физик И. Пригожин вообще оспорилтрадиционную точку зрения на термодинамическую необратимость В.Но мы будем придерживаться, вернее, отталкиваться оттрадиционного естественнонаучного взгляда на В. Потому что длясамой культуры такое понимание В. совершенно нехарактерно.Феномен неомифологического сознания (см.) в начале ХХв. актуализировал мифологическую циклическую модель В., вкоторой ни один постулат Рейхенбаха не работает. Этоциклическое В. аграрного культа нам всем знакомо. После зимынаступает весна, природа оживает, и цикл повторяется. Влитературе и философии ХХ в. становится популярным архаическиймиф о вечном возвращении. Он пронизывает произведения Ф. Ницше,О. Шпенглера (учение о повторяющихся циклах), А. Дж. Тойнби, Л.Н. Гумилева. Его исследует художественная литература ("Впоисках утраченного времени" М. Пруста, "Волшебная гора" Т. Манна, "Школа для дураков" С. Соколова, "Сто летодиночества" Г. Маркеса). Однако было и другое, нециклическое понимание В. в ХХ в.,оно было также линейным, но "стрела времени" (выражение физикаАртура Эддингтона) в нем повернута в противоположную сторону.Это семиотическая, или эсхатологическая, концепция В.Рассмотрим два предложения: Завтра будет дождь. Завтра будет вторник. Первое высказывание принадлежит энтропийному В. Второевысказывание принадлежит семиотическому В. Вторник (еслисегодня понедельник) наступит завтра с необходимостью.Семиотическое В. направлено в противоположную сторону. Такоепонимание В. возникло в период ранней христианской философии уоснователя философии истории, в современном смысле этоговыражения, Св. Августина Аврелия (IV в. н. э.). В трактате "ОГосударстве Божьем" и в "Исповеди" Августин рассматриваетисторию как драму. Завязка драмы (начало истории человечества)- это грехопадение. Бог тогда наказал людей, заставив их жить вэнтропийном В., то есть лишил их бессмертия. Но пришел Иисус,чтобы искупить все человеческие грехи, в том числе грехрождения людей друг от друга не по велению Божьему (недаром самОн был рожден непорочным зачатием), и вновь повернул В. вдругую сторону, в сторону искупления, это и былоэсхатологическое В., которое мы называем также семиотическим,потому что, рассматривая историю как драму, Августин невольнорассматривал ее как художественное произведение, как знаковуюсистему (см. семиотика). После смерти и ВоскресенияХриста В. пошло по двум противоположным направлениямодновременно: для праведников, подражающих Христу, - в сторонуторжества Града Божьего, рая; для грешников, сподвижниковдьявола - в сторону разрушимого града земного, который послеразвязки исторической драмы (Второго Пришествия и СтрашногоСуда), должен был превратиться в ад, торжество энтропии. В ХХ в. эсхатологическая концепция В. нашла новыхсторонников. Первым был библиотекарь Николай Федоров. Оннаписал огромную книгу "Философия общего дела", основной идеейкоторой была идея воскресения мертвых. Воскресив всех мертвых,мы сделаем тот невероятный, но возможный поступок, о которомписал Больцман, - разъединим кофе и сливки. Более серьезным представителем "неоэсхатологии" былфранцузский священник и антрополог Пьер Тейяр де Шарден, авторкниги "Феномен человека". В. Тейяра направлено в ту же сторону,что и В. Августина, - к полному культурному бессмертию. ПоТейяру, это должно будет произойти, когда все люди сольются водин самосозидающий интеллект в так называемой точке Омега. До сих пор мы рассматривали такие концепции В., которыепонимали его так или иначе, но как одномерное. В ХХ в. были иконцепции многомерного В. Они зародились в русле абсолютногоидеализма, британской философии начала ХХ в. Авторомнаиболее научной концепции многомерного В. был Джон МакТаггарт.Но непосредственно на культуру ХХ в. повлияла серийнаяконцепция В. Джона Уильма Данна; его книга "Эксперимент современем", вышедшая впервые в 1920 г., выдержала десяткиизданий. Данн проанализировал всем известный феномен пророческих сновидений, когда на одном конце планеты человеку снитсясобытие, которое через год происходит вполне наяву на другомконце планеты. Объясняя это загадочное явление, Данн пришел квыводу, что В. имеет как минимум два измерения для одногочеловека. В одном измерении человек живет, а в другом оннаблюдает. И это второе измерение являетсяпространственноподобным, по нему можно передвигаться в прошлоеи в будущее. Проявляется это измерение в измененныхсостояниях сознания, когда интеллект не давит на человека,то есть прежде всего во сне. Концепция Данна чрезвычайно заинтересовала одного из самыхинтересных писателей ХХ в. Хорхе Луиса Борхеса, который большевсего на свете любил парадоксы. Каждая его новелла о В.построена на многомерной концепции Данна. В рассказе "Другой"старик Борхес встречает себя самого молодым. Как это произошло?Молодой Борхес во сне пропутешествовал по своему второмуизмерению в свое будущее и встретился там со своим будущим Я.Но, проснувшись, он, как это часто бывает со всеми, забыл свойсон, поэтому, когда объективно это событие произошло с нимвторой раз, уже наяву, когда он состарился, оно для него былополной неожиданностью. Лит.: Уитроу Дж Естественная философия времени. - М., 1964. Рейхенбах Г. Направление времени - М., 1962 Тейяр де Шардем П. Феномен человека. - М, 1987. Dunne J. W. Аn Experiment with Time. - L., 1920. Руднев В. Серийное мышление// Даугава. - Рига, 1992. - No 3. Руднев В. Текст и реальность: Направление времени вкультуре // Wiener slawistisher Almanach, 1986. - В. 17. Руднев В. Об обратном течении времени // Московскийнаблюдатель. - М., 1993. - No 5/6.

* Г *

(или порождающая лингвистика) - направление в структурнойлингвистике, возникшее в 1950-е гг., основателем которогоявляется американский лингвист Ноам Хомский. Г. л. настолькоизменила большинство представлений традиционной структурнойлингвистики, что ее называют "хомскианской революцией" вязыкознании. В основе Г. л. лежит представление о порождающей моделиязыка, то есть о конечном наборе правил, способных задать, илипородить, все правильные, и только правильные, предложенияязыка. Таким образом, Г. л. не описывает язык, как это делалатрадиционная лингвистика, в том числе и структурная, апредставляет процесс моделирования языка. Зарождение Г. л. связано с послевоенным стремлением кмоделированию, с компьютерной революцией, с построением моделигенетического кода, с развитием машинного перевода иматематической лингвистики. Наиболее понятной и простой для объяснения является модель"по непосредственно составляющим". Надо сказать, что Г. л.прежде всего отличается от традиционного языкознания тем, чтоона в буквальном смысле перевернула представления о том, как, скакой стороны языковой иерархии порождается речь. Традиционныепредставления: из звуков складываются части слов, из них -слова, из них - словосочетания, а из словосочений предложения.С точки зрения Г. л. порождение речи происходит от синтаксиса к фонологии, то есть начиная с самых абстрактныхсинтаксических структур. Вот как выглядит модель непосредственно составляющих дляпредложения - Маленький мальчик ест мороженое. В начале анализа имеется идея целостного предложения (S),затем предложение раскладывается на именную группу (N;маленький мальчик) и глагольную группу (V; ест мороженое).Затем конкретизируются именная группа (она членится наопределение (А) и определяемое слово) и глагольная группа - наглагол и прямое дополнение (O). Графически можно представитькак дерево составляющих * Казлось бы, все просто, и Г. л. напоминает школьный анализпо членам предложения (кстати, Хомский подчеркивал, что Г. л.стремится формализовать именно такие традиционные предстюленияо языке). Но поначалу, когда язык программирования былнесовершенным, компьютер иногда не различал тонкостейестественного языка, например синонимию и омонимию, и порождалбезупречные с синтаксической точки зрения, но семантическианомальные предложения. Такие, например (примеры взяты из книгиЮ.Д. Апресяна): Когда инженер Смолл смазан, вода в звонках подогревается. После того как он покрыт, оно никогда не восхищается егопаром. Оно больше им не управляет, и не кладет оно его под четырегладких пола. Последователи Хомского начали понимать, что не синтаксис,а семантика, смысл предложения. И появилось новое направлениеГ. л. - генеративная семантика. В ее формировании сыгрализначительную роль русские ученые - И. Мельчук, А.К. Жолковский,Ю. Мартемьянов. Огромной заслугой Хомского перед наукой была разработкатак называемого трансформационного анализа. Например,традиционный синтаксис не знал, как быть с предложениями: (1) Мальчик ест мороженое. (2) Мороженое съедается мальчиком. Что это - одно и то же предложение или два разных? С однойстороны, оба предложения передают одно и то же сообщение, нопочему-то в первом "мальчик" - это подлежащее, а во втором -косвенное дополнение в творительном падеже. Хомский ввел разграничение глубинной и поверхностнойсинтаксических структур. С точки зрения глубинной структуры,(1) и (2) - это одно предложение, с глубинным подлежащим(агентом) - мальчиком и глубинным объектом (пациенсом) -мороженым. Предложения (1) и (2) - поверхностные вариантыглубинной структуры. (1) - так называемая активная конструкция- является фундаментальной. Переход от (1) к (2) называетсяпассивной трансформацией. Трансформаций может быть много -около десяти, например негативная: (3) Мальчик не ест мороженого - Неверно, что мальчик естмороженое; или номинативная (то есть трансформирующая предложение изпредикативного в номинативное, назывное): (4) Мальчик, который ест мороженое. Трансформационный анализ Хомского напоминает то, чтоделали в духе строгого контрапункта в серийной музыке начала ХХв. (см. додекафония). А теперь расскажем о генеративной семантике; разберемсамую простую и хронологически первую ее модель Дж. Каца и Дж.Фодора. Она называется моделью семантических составляющих, илимаркеров. Эта модель строит дерево, подобное тому, котороестроил Хомский для синтаксиса предложения. Теперь оно строитсядля семантики многозначного слова. Рассмотрим хрестоматийныйпример. Анализ слова bachelor, которое в английском языке имеетчетыре значения: 1) бакалавр; 2) холостяк; 3) девушка(незамужняя дама) и 4) бычок. Модель Каца - Фодора основываетсяна том, что слово обладает дифференциальными семантическимипризнаками подобно тому, как ими обладает фонема (см. фонология). И эти признаки, так же как фонологические,строятся в виде бинарных оппозиций (см.). В данном случае это пять признаков: 1. одушевленный / неодушевленный 2. человек /нечеловек 3. мужской / немужской 4. обладающий / не обладающий ученой степенью 5. замужний / незамужний (женатый / неженатый) (ванглийском языке это одно слово married). Ясно, что bachelor в значении "бычок" представляет собойсочетание признаков "одушевленный, нечеловек", а bachelor взначении "девушка-бакалавр" - "одушевленный, человек,немужской, обладающий степенью, незамужний". Эта сеть значенийслова может быть представлена графически в виде деревасемантических составляющих: * bachelor одушевленный человек нечеловек "бычок" мужской немужской обладающий не обладающий обладающий не обладающий степенью степенью степенью степенью "бакалавр" "бакалавр" женатый, неженатый женатый, неженатый "холостяк" "холостяк" замужний незамужний "девушка" замужний незамужний "девушка" Генеративные модели в 1950 - 1970 гг. строились и вобласти фонологии, и в применении к системе стиха (метрике).Однако в качестве господствующей лингвистической теории Г. л.осталась только в США. В Европе ее вытеснили более мягкие иориентированные на прагматику, то есть на живую человеческуюкоммуникацию, модели (см. теория речевых актов, логическаясемантика). Лит.: Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое влингвистике. - М., 1962. - Вып. 2. Кац Дж., Фодор Дж. Структура семантической теории // Тамже. - М., 1980. - Вып. 10: Семантика. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурнойлингвистики. - М., 1966.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.