Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генеративная поэтика




- направление структурной поэтики (см.), возникшеев России в конце 1960-х гг. под влиянием генеративнойлингвистики, а также теоретических идей С. М. Эйзенштейна(см. кино) и морфологии сюжета В. Я. Проппа (см. сюжет). Основатели Г. п. (ныне профессора американских ун-тов) -русские лингвисты А. К. Жолковский и Ю. К. Щеглов. Так же как генеративная лингвистика, Г. п. стремилась не кописанию текста, а к моделированию процесса порождения текста.По мысли авторов Г. п., художественный текст можно представитькак сумму некой абстрактной "темы" и приемов выразительности(ПВ), при помощи которых тема трансформируется в реальныйтекст. Тема может быть сформулирована и на естественном языке, извучать как абстрактное высказывание на метаязыке (см.). Например, тему повести А. Конан-Дойля "Собака Баскервилей"можно сформулировать и образно в виде поговорки: Волк в овечьей шкуре; и в виде абстрактного описания: Некто под видом покровительства или дружбы готовит убийство своего протеже. После того как тема сформулирована, дальнейший анализсостоит в "вычитании" приемов выразительности, особыхриторических фигур, взятых у Эйзенштейна или введенных самимиавторами Г. п., из текста так, чтобы последовательно привестиего к теме. Приемы выразительности могут быть такими:СОВМЕЩЕНИЕ, КОНТРАСТ, ВАРЬИРОВАНИЕ, ЗАТЕМНЕНИЕ, УВЕЛИЧЕНИЕ,РАЗВЕРТЫВАНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ, КОНКРЕТИЗАЦИЯ, СОКРАЩЕНИЕ. Приведем примеры некоторых важнейших ПВ из работЖолковского и Щеглова: "Общей темой рассказов Конан-Дойля о Шерлоке Холмсеявляется тепло, уют, покровительство, убежище, безопасность. Применение ПВ КОНТРАСТ придает ей несколько болееконкретный вид: тепло, уют, покровительство и т. п. - угроза, опасность. "Многие предметы из окружения Холмса построены наСОВМЕЩЕНИИ все тех же тематических полюсов: о к н о к в а р т ир ы, где живет Холмс, одновременно принадлежит уютному жилищу,защищенному от внешнего мира, и открывает вид на этот мир, гдецарят ненастье и хаос; г а з е т а - аксессуар домашнего уюта(газета за чашкой кофе) и источник информации о преступлениях". ПВ ВАРЬИРОВАНИЕ (или ПРОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗНОЕ) покажем напримере четверостишия из "Моцарта и Сальери" Пушкина(примервзят из книги Ю. М. Лотмана "Анализ поэтического текста"): Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля; Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери. Общая (инвариантная) тема обоих полустиший: Мне не смешно, когда бездарность оскорбляет гения. Чрезвычайно интересными наблюдениями над поэтикойклассической русской литературы мы обязаны выделению авторамиГ. п. ПВ ЗАТЕМНЕНИЕ с его прототипом, известной сценой из"Героя нашего времени" Лермонтова: Я выстрелил... Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Затемнение - конкретный вариант эпистемической нарративной(повествовательной) модальности (см. модальности,сюжет), когда вначале нечто важное неизвестно,неопределенно, а когда завеса открывается, информациястановится полной и, как правило, драматической. Ср. в "Войне имире" Толстого: Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж неоткроет их. Вдруг он почувствовал, что все вокруг зашевелилось.Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледнои весело. [...] Пьер вздрогнул от своего выстрела [...] иостановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видетьв первое мгновение. [...] Только слышны были торопливые шагиДолохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою ондержался за левый бок, другою сжимал опущенный пистолет. Еще одно важное понятие, которое выделила Г. п., -ПОЭТИЧЕСКИ МИР. Это коррелят понятия темы для творчества поэта,рассматриваемого как единое целое. Процедура здесь такая же,как и при анализе прозы. Формулируется основная чертапоэтического мира, а затем показывается, как она развертываетсяв тексты при помощи ПВ. А.К. Жолковскому удалось сформулировать общую тему(инвариант) всего творчества Пушкина. Звучит это так: объективный интерес к действительности, осмысляемый какполе взаимодействия амбивалентно оцениваемых начал"изменчивость, неупорядоченность" и "неизменность,упорядоченность" (сокращенно: "амбивалентное противопоставлениеизменчивость/неизменность" или просто"изменчивость/неизменность"). Г. п. подвергалась критике со стороны представителейтрадиционной структурной поэтики за схематизм и возврат кстереотипам школьной поэтики (подобный же упрек адресовали всвое время создателю генеративной лингвистики). Как правило,конкретные наблюдения авторов Г. п. оказывались и интереснее, идолговечнее их теории. Сами они в своем позднем творчествеперешли к более мягким моделям анализа, соприкоснувшись вчем-то со своим главным антагонистом в постструктурной поэтике- мотивным анализом (см.). Лит.: Жолковский А К., Щеглов Ю.К. К понятию "тема" и"поэтический мир" // Учен. зап. Тартуского ун-та. - Тарту,1975. - Вып. 365. Жолковский А К. Инварианты Пушкина // Там же. 1979. - Вып.467. Жолковский А К., Ямпольский М.Б. Бабель. - М., 1994. Жолковский А К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтикевыразительности. - М., 1966.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.